Автор: Иванова Светлана Львовна
Должность: преподаватель медицинских дисциплин
Учебное заведение: ЧПОУ "Анапский индустриальный техникум" филиал
Населённый пункт: Краснодарский край , город Абинск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по теме
Тема: Роль и документация приемного отделения ЛПУ
Раздел: среднее профессиональное
19.09.2024г.
Дисциплина «Ведение медицинской документации в том числе в виде
электронного документа»
Лекция №4
Методическая разработка проведения открытого урока
1. Тема: «Роль и документация приёмного отделения ЛПУ»
2. Дисциплина: «Сестринское дело», «Организация профессиональной
деятельности», МДК.07.01 «Теория и практика сестринского дела».
3. Курс/Группа: 2 курс, группа СД 2-23 специальность 34.02.01 «Сестринское
дело».
4. Время проведения: 90 минут (2 академических часа).
5. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и
умений.
6. Форма проведения: Комбинированный урок с элементами лекции,
практикума и дискуссии.
Профессиональные компетенции
Студент должен знать
– правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских
организациях, в том числе в форме электронного документа;
- правила работы в медицинских информационных системах и информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет»;
- основы законодательства Российской Федерации о защите персональных
данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
- должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского
персонала;
уметь:
- заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного
документа;
-
использовать
в
работе
медицинские
информационные
системы
и
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
-
использовать
в
работе
персональные
данные
пациентов
и
сведения,
составляющие врачебную тайну;
-
осуществлять
контроль
за
выполнением
должностных
обязанностей
находящегося в распоряжении медицинского персонала;
владеть навыками:
- ведения медицинской документации, в том числе в форме электронного
документа;
- использования медицинских информационных систем и информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет»;
- проведение работы по контролю выполнения должностных обязанностей
находящимся в распоряжении медицинским персоналом.
Цель и задачи урока
Цель: сформировать у студентов целостное представление о функциях,
организации работы и правилах ведения документации в приемном
отделении ЛПУ.
Задачи:
– образовательные:
– изучить структуру, задачи и основные функции приемного отделения.
– освоить алгоритм действий медсестры при приеме пациента.
– изучить основные документы приемного отделения и правила их
заполнения: «Медицинская карта стационарного больного» (ф. 003/у),
«Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации» (ф. 001-у),
«Статистический талон» (ф. 025-2/у).
–
отработать
практические
навыки
заполнения
медицинской
документации при поступлении.
Развивающие:
–
развивать
умение
работать
с
нормативными
документами
и
инструкциями.
–
развивать
клиническое
мышление,
коммуникативные
навыки
общения с пациентом и его родственниками.
–
формировать
умение
быстро
ориентироваться
в
ситуации
и
принимать решения в соответствии с алгоритмом.
Воспитательные:
–
воспитывать
профессиональную
ответственность,
тактичность,
милосердие и этику.
-
формировать
понимание
конфиденциальности
медицинской
информации.
Оснащение урока
1. Для преподавателя:
– мультимедийный проектор и экран.
– презентация «Роль и документация приемного отделения».
– образцы правильно заполненных бланков.
– видеофрагмент «Работа приемного отделения» (по возможности).
– оценочные листы (чек-листы).
2. Для студентов (на каждую рабочую группу):
– имитация рабочего места медсестры приемного отделения.
– бланки: «Медицинская карта стационарного больного» (ф. 003/у),
«Журнал учета приема больных...», «Статистический талон» (ф. 025-2/у),
«Лист информированного добровольного согласия».
– канцелярские принадлежности: ручки, простой карандаш, линейка.
– медицинские приборы: тонометр, термометр, весы, ростомер,
пульсоксиметр (по возможности).
– дезинфицирующее средство для обработки рук и оборудования.
– набор ситуационных задач (историй болезней «пациентов»).
Ход открытого урока
№
п/п
Элементы занятия, учебные вопросы
Методы и приемы обучения
1
I. Организационный момент
1.1
Приветствие,
проверка
присутствующих
и
готовности
к
занятию.
1.2 Объявление темы, цели и задач.
Преподаватель
приветствует
студентов,
проверяет
готовность
аудитории и студентов к занятию, в
соответствии
с
требованиями,
регистрирует
присутствующих
(5
минут)
2
Сообщение темы, цели и задач урока.
Цель – определить роль документации
приемного отделения в ЛПУ
3
Мотивация: «Приемное отделение – это
«лицо»
стационара,
его
«входные
ворота». От слаженной и грамотной
работы
медсестры
здесь
зависит
не
только скорость помощи пациенту, но и
вся дальнейшая тактика его лечения.
Ошибка в документации на этом этапе
может иметь серьезные юридические и
клинические последствия».
От
организации
профессиональной
помощи медперсоналом зависит успех
последующего лечения, а также жизнь
пациентов.
4
Преподаватель
задает
наводящие
вопросы,
студенты
выстраивают
логическую последовательность:
1.
Какие
виды
медицинской
документации вы знаете? (Стационарная,
амбулаторная, отчетная).
II. Актуализация опорных знаний (10
минут)
Цель этапа: подвести обучающихся к
осознанию важности темы и выявить
исходный уровень знаний.
2.
Какой
основной
документ
в
стационаре?
(Медицинская
карта
стационарного больного, форма №003/у).
3.
Какую
роль
играет
сестринская
документация
в
процессе
ухода
за
пациентом?
4.
Что
такое
«юридическая
сила»
медицинского документа?
5.
Куда
обращается
человек,
нуждающийся в госпитализации?
6. Что происходит с ним сразу после
приезда в больницу?
7.
Какие
первые
процедуры
ему
проводят?
8. Какую информацию о нем собирают?
9. Что происходит после завершения
оформления в приемном отделении?
План
изложения
(сопровождается
презентацией):
1.
Основные
принципы
ведения
медицинской документации (10 минут)
Требования к заполнению:
–
разборчивость
почерка
(или
машинописный текст).
– достоверность и полнота информации.
– своевременность заполнения.
– подписываемость (ФИО, должность,
личная подпись).
–
запрет
на
исправления
(ошибки
исправляются
путем
зачеркивания,
пометки «исправленному верить», датой
и подписью).
– юридическая значимость: документ как
доказательство в суде, основание для
страховых
случаев,
для
проведения
экспертиз.
–
температурный
лист:
Правила
заполнения,
условные
обозначения,
графическое отображение состояния (Т,
П, АД, ЧДД, диурез, стул).
– практический показ на проекторе: Как
правильно построить кривую.
–
лист
врачебных
назначений:
Роль
медсестры в выполнении и отметке о
выполнении назначений. Правила записи
(время, доза, способ введения, подпись).
– карта сестринского процесса/История
болезни: структура, правила заполнения
дневника дежурной медсестры.
–
понятие
МИС
(Медицинской
III. Изучение нового материала (35
минут)
2.
Характеристика
основных
сестринских документов (15 минут)
3.
Электронная
медицинская
Информационной
Системы).
Единая
информационная среда ЛПУ.
– преимущества электронного документа
(ЭД):
– скорость доступа к информации.
– снижение ошибок из-за неразборчивого
почерка.
– автоматизация (построение графиков,
напоминания,
протоколирование
действий).
– простота копирования и передачи (для
консилиумов, консультаций).
– экономия бумаги и места для хранения.
Правовая основа ЭД:
– ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья
граждан в РФ» (ст. 91 «Медицинская
документация»).
– использование квалифицированной
электронной
подписи
(КЭП)
для
придания документу юридической силы.
– конфиденциальность и защита данных
(ФЗ-152).
– особенности работы в МИС:
–
логин
и
пароль
=
личная
ответственность.
– запрет на передачу своих реквизитов
доступа.
– алгоритм внесения данных: выберите
пациента
->
откройте
нужный
журнал/вкладку -> внесите данные ->
сохраните -> подпишите КЭП.
–
демонстрация
интерфейса
учебной
МИС (заполнение температурного листа,
листа назначений).
документация (20 минут)
Работа в малых группах (2-3 человека).
Задание 1 (на бумажных носителях):
· «Найди ошибку». Группам раздаются
копии
заполненных
бланков
(температурный лист, лист назначений) с
заранее
заложенными
ошибками
(неправильные обозначения, нечитаемый
почерк,
отсутствие
подписи,
неверно
рассчитанная
доза).
Обучающиеся
должны
найти
и
классифицировать
ошибки.
Задание 2 (на компьютерах/с помощью
проектора):
–
«Электронный
пациент».
Обучающимся
предлагается
внести
данные
о
состоянии
виртуального
пациента в учебную МИС.
– «Пациент Иванов, 08:00: Т 36.6, П 78,
IV. Практическая часть и закрепление
материала (25 минут)
АД 120/80. Получил: Анальгин 50% - 2.0
в/м. В 14:00: Т 37.1, П 80».
– Задача: Найти пациента в системе,
внести данные утреннего и вечернего
измерения в электронный температурный
лист,
отметить
в
листе
назначений
выполнение инъекции.
Обсуждение результатов: По итогам
практикума представители от групп
демонстрируют найденные ошибки и
рассказывают,
как
их
исправить.
Преподаватель комментирует работу в
МИС.
Преподаватель
обобщает
материал,
отвечает на вопросы.
Закрепляющие вопросы:
1. Назовите три основных требования к
бумажной медицинской документации.
2. Что придает электронному документу
такую же юридическую силу, как и
бумажному?
3. Почему нельзя передавать свой логин
и пароль от МИС коллеге?
Оценка работы группы на уроке
V. Подведение итогов (4 минуты)
Теоретическое:
Составить
конспект-
памятку «Алгоритм действий медсестры
при обнаружении ошибки в медицинской
документации».
VI. Домашнее задание (1 минута)
Литература для преподавателя:
1. Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
РФ».
2. Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных».
3. Приказ Минздрава России №108н «Об утверждении Правил ведения
медицинской документации».
4.
Отраслевые
стандарты
и
инструкции
по
ведению
конкретной
документации в ЛПУ.
5. Руководство пользователя для используемой МИС.