Автор: Филатова Елена Петровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МАУДО ЦВР "Подросток" детский клуб "Огонек"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация досуговых программ в клубах по месту жительства"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Детский клуб «Огонек»
Методическое пособие на тему:
«Особенности организации культурно-досуговых
программ в клубах по месту жительства»
Автор-составитель:
методист ДК «Огонек»
первой
квалификационной категории
Филатова Е.П.
2025
Аннотация: Методическое пособие на тему «Особенности организации
культурно-досуговых программ по месту жительства» разработано в помощь
педагогу-организатору при планировании праздника.
Введение.
Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из
важных проблем современной жизни. В каждом районе нашего города
значительную часть населения составляют дети и подростки, которые
половину своего свободного времени проводят вне школы. Важнейшими
задачами учреждений дополнительного образования являются создание
единого воспитательного пространства, адаптация подростков к
современным условиям, социализация через организацию культурно-
досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение
видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения
интересов и потребностей учащихся, организация их общения. Все это
помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних. Так, в настоящее время проблемы организации досуга
требуют тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей
организации досуга детей и подростков по месту жительства.
Цель:
организация содержательного свободного времени детей и
подростков, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм
культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных
функций досуговой деятельности.
Задачи:
Повысить качество проводимых мероприятий в клубе;
Способствовать проявлению большого интереса у учащихся к клубным
мероприятиям.
Совершенствовать качества и эффективности празднично – досуговой
деятельности в системе дополнительного образования детей;
Культурно-досуговая программа – форма рекреационно-
развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс
специально отобранных и синтезированных видов культурной активности
личности в пространстве досуга.
Культурно-досуговая деятельность
– это социально
культурологический процесс, способствующий свободному духовному и
физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного
творчества, освоения ценностей культуры, общественно-значимого общения,
разумного и полноценного отдыха.
В современной культурологии досуг понимается как часть свободного
времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей
духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и
других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и
дальнейшее развитие личности.
Функции досуга:
– рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального
напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
– развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения;
развитие различных видов любительского творчества; обеспечение
личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей
свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления
личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих
потенций.
Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет
говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах
рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в
себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной
активности личности в пространстве досуга.
Для детей ведущей деятельностью по-прежнему остается игровая, ее новый
вид – социальные игры, которые позволяют сформировать коммуникативные
социальные навыки и выработать нормы социального поведения. В это время
им свойственно подражание значимым взрослым (особенно педагогам),
формирование чувства коллективизма, ответственности и т.п. Важно, чтобы
их деятельность была одобряемой и поощряемой.
Каждый клуб – это небольшой мир, в котором существуют свои традиции,
создается индивидуальная культура общения, благоприятный для познания и
творчества микроклимат. Для стимулирования участия подрастающего
поколения в совместном времяпрепровождении необходимо формирование
навыков самоорганизации культурного досуга, что возможно при: -
обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания детей и
подростков в клубе; - создании и реализации программ по организации
неформального общения в подростковых группах с учетом, демографических
данных, склонностей и интересов подростков; - осуществлении
специфических условий развития каждого индивида при выявлении его
внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего
развития (определение индивидуальных траекторий, без навязывания видов и
форм деятельности, с использованием приемов увлечения и мотивации); -
создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в
художественно-творческую деятельность коллектива, чему способствует
проведение развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и
уверенности в своих силах; - варьировании методов воспитания и
креативности в кружках, любительских объединениях для самостоятельного
выбора индивидом видов и жанров любительского творчества; - привлечении
местного населения в клубы по возрастным интересам, формировании
культуры клубного взаимодействия; - организации любительских семейных
объединений типа «Папа, мама, я – творческая семья», «Папа, мама, я –
спортивная семья» и т.п
1.
Особенности культурно-досуговых программ:
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет
необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от
образовательной программы дополнительного образования детей. Эти
отличия состоят в следующем:
– содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе
специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а
реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых
мероприятий;
– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в
процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с
родителями и детьми в досуговое время;
– источниками образовательной информации и социального опыта,
субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети,
и их родители.
2. Типы культурно-досуговых программ:
– разовая игровая программа;
– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
– викторина;
– конкурсно-состязательные
,
– театрализованная игра;
– зрелище;
– праздник;
– длительная досуговая программа
– литературные гостинные
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия
детей в программе и ее протяженность во времени.
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на
достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов
может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его
значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов
их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом
на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы:
Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими
пунктами её содержания.
Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом
обоснования выбора программы.
Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует
оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на
полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа
облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого
художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором
будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных,
художественных и иных вкраплений.
Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая
разработка, включающая как литературную основу, так и организационные
аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное
изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная
разработка не предлагает «Кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера
ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий –
произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно
элементы литературных, научно-публицистических произведений,
произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных
событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых
программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные
композиции, конкурсно-игровые программы, квест-игры, выпускные
праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ
предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.
Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:
1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые
сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах.
Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом
экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий
рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента
завязки.
2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие
конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет
существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении
конфликта. Кульминация нередко является развязкой.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария,
который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения.
Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия,
является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария
автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то
финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся
действию. Композиция сценария классической формы строится на
зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-
зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных
ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на
достижение определенного результата. В качестве ожидаемых
результатов может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его
значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов
их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в творческом объединении, учреждении в целом на
основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ
можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и
фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических
опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации
самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (само
характеристике); анализа творческих работ учащихся.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная
культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир
культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта
самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
В досуговой деятельности у детей и подростков формируется особый
микросоциум, позволяющий им осваивать разнообразные социальные роли,
идеалы, эталоны, нормы, тем самым, обеспечивается благоприятный процесс
социализации.
Заключение.
В настоящее время культурно-досуговая деятельность должна решать
социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга
становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество
не может решить в других сферах жизнедеятельности (алкоголизм,
наркомания, преступность). В связи с этим перед культурно-досуговой
деятельностью стоит задача-повышение общей культуры личности.
Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от
культуры личности, которая определяется тем, насколько хорошо способен
специалист, работающий в этой сфере, осмысленно решать частные
профессиональные задачи, чутко реагировать на потребности социума,
насколько свободно он владеет техникой, насколько развиты в нем чувство
нового, способность идти «в ногу со временем».