Напоминание

"Организация досуговых программ в клубах по месту жительства"


Автор: Филатова Елена Петровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МАУДО ЦВР "Подросток" детский клуб "Огонек"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация досуговых программ в клубах по месту жительства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

Детский клуб «Огонек»

Методическое пособие на тему:

«Особенности организации культурно-досуговых

программ в клубах по месту жительства»

Автор-составитель:

методист ДК «Огонек»

первой

квалификационной категории

Филатова Е.П.

2025

Аннотация: Методическое пособие на тему «Особенности организации

культурно-досуговых программ по месту жительства» разработано в помощь

педагогу-организатору при планировании праздника.

Введение.

Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из

важных проблем современной жизни. В каждом районе нашего города

значительную часть населения составляют дети и подростки, которые

половину своего свободного времени проводят вне школы. Важнейшими

задачами учреждений дополнительного образования являются создание

единого воспитательного пространства, адаптация подростков к

современным условиям, социализация через организацию культурно-

досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение

видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения

интересов и потребностей учащихся, организация их общения. Все это

помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди

несовершеннолетних. Так, в настоящее время проблемы организации досуга

требуют тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей

организации досуга детей и подростков по месту жительства.

Цель:

организация содержательного свободного времени детей и

подростков, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм

культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных

функций досуговой деятельности.

Задачи:

Повысить качество проводимых мероприятий в клубе;

Способствовать проявлению большого интереса у учащихся к клубным

мероприятиям.

Совершенствовать качества и эффективности празднично – досуговой

деятельности в системе дополнительного образования детей;

Культурно-досуговая программа – форма рекреационно-

развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс

специально отобранных и синтезированных видов культурной активности

личности в пространстве досуга.

Культурно-досуговая деятельность

– это социально

культурологический процесс, способствующий свободному духовному и

физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного

творчества, освоения ценностей культуры, общественно-значимого общения,

разумного и полноценного отдыха.

В современной культурологии досуг понимается как часть свободного

времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей

духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и

других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и

дальнейшее развитие личности.

Функции досуга:

– рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального

напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

– развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения;

развитие различных видов любительского творчества; обеспечение

личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей

свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления

личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих

потенций.

Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет

говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах

рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в

себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной

активности личности в пространстве досуга.

Для детей ведущей деятельностью по-прежнему остается игровая, ее новый

вид – социальные игры, которые позволяют сформировать коммуникативные

социальные навыки и выработать нормы социального поведения. В это время

им свойственно подражание значимым взрослым (особенно педагогам),

формирование чувства коллективизма, ответственности и т.п. Важно, чтобы

их деятельность была одобряемой и поощряемой.

Каждый клуб – это небольшой мир, в котором существуют свои традиции,

создается индивидуальная культура общения, благоприятный для познания и

творчества микроклимат. Для стимулирования участия подрастающего

поколения в совместном времяпрепровождении необходимо формирование

навыков самоорганизации культурного досуга, что возможно при: -

обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания детей и

подростков в клубе; - создании и реализации программ по организации

неформального общения в подростковых группах с учетом, демографических

данных, склонностей и интересов подростков; - осуществлении

специфических условий развития каждого индивида при выявлении его

внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего

развития (определение индивидуальных траекторий, без навязывания видов и

форм деятельности, с использованием приемов увлечения и мотивации); -

создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в

художественно-творческую деятельность коллектива, чему способствует

проведение развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и

уверенности в своих силах; - варьировании методов воспитания и

креативности в кружках, любительских объединениях для самостоятельного

выбора индивидом видов и жанров любительского творчества; - привлечении

местного населения в клубы по возрастным интересам, формировании

культуры клубного взаимодействия; - организации любительских семейных

объединений типа «Папа, мама, я – творческая семья», «Папа, мама, я –

спортивная семья» и т.п

1.

Особенности культурно-досуговых программ:

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет

необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от

образовательной программы дополнительного образования детей. Эти

отличия состоят в следующем:

– содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе

специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а

реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых

мероприятий;

– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в

процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с

родителями и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и социального опыта,

субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети,

и их родители.

2. Типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

– викторина;

– конкурсно-состязательные

,

– театрализованная игра;

– зрелище;

– праздник;

– длительная досуговая программа

– литературные гостинные

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия

детей в программе и ее протяженность во времени.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на

достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов

может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его

значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов

их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,

умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во

взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом

на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы:

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими

пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом

обоснования выбора программы.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует

оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на

полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа

облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого

художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором

будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных,

художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая

разработка, включающая как литературную основу, так и организационные

аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное

изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная

разработка не предлагает «Кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера

ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий –

произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно

элементы литературных, научно-публицистических произведений,

произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных

событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых

программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные

композиции, конкурсно-игровые программы, квест-игры, выпускные

праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ

предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые

сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах.

Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом

экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий

рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента

завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие

конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет

существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении

конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария,

который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения.

Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия,

является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария

автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то

финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся

действию. Композиция сценария классической формы строится на

зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-

зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных

ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на

достижение определенного результата. В качестве ожидаемых

результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его

значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов

их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,

умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во

взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в творческом объединении, учреждении в целом на

основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ

можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и

фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических

опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации

самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (само

характеристике); анализа творческих работ учащихся.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная

культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир

культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта

самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

В досуговой деятельности у детей и подростков формируется особый

микросоциум, позволяющий им осваивать разнообразные социальные роли,

идеалы, эталоны, нормы, тем самым, обеспечивается благоприятный процесс

социализации.

Заключение.

В настоящее время культурно-досуговая деятельность должна решать

социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга

становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество

не может решить в других сферах жизнедеятельности (алкоголизм,

наркомания, преступность). В связи с этим перед культурно-досуговой

деятельностью стоит задача-повышение общей культуры личности.

Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от

культуры личности, которая определяется тем, насколько хорошо способен

специалист, работающий в этой сфере, осмысленно решать частные

профессиональные задачи, чутко реагировать на потребности социума,

насколько свободно он владеет техникой, насколько развиты в нем чувство

нового, способность идти «в ногу со временем».



В раздел образования