Автор: Вчерашняя Юлия Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Колосок"
Населённый пункт: станицы Еремизино-Борисовской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детско-родительский клуб "Взрослый в мире эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Наименование образовательного учреждения
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Маленькие нарушители дисциплины:
мотивы, причины и стратегии преодоления»
Дата проведения: 00.00.0000 г.
Выступление подготовила:
Фамилия И.О., педагог-психолог
Наименование города, учебный год.
Цель: повышение
психолого-педагогической
компетентности
воспитателей
в
понимании
природы и мотивации «плохого» поведения детей, способствование развитию эффективных
стратегий реагирования и профилактики поведенческих трудностей среди воспитанников ДОУ.
Задачи:
Разъяснить педагогам природу негативных форм поведения у детей, раскрыть основные
мотивы.
Стимулировать педагогов осмыслить собственное восприятие детских поступков,
осознать личные реакции и стереотипы восприятия детского поведения.
Создать условия для продуктивного сотрудничества между участниками семинара,
способствовать формированию доверия и взаимоподдержки внутри педагогического
сообщества.
Обеспечить педагогам опыт практической диагностики, совместного обсуждения и
выработки рекомендаций для преодоления сложностей в работе с детьми с трудностями
поведения.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 1 ч. 10 мин.
Оборудование: флипчарт; маркер; оборудование для демонстрации презентации; презентация к
семинару; ватманы или большие куски обоев – 4 шт.; ножницы; клей-карандаш; глянцевые
журналы; фломастеры, маркеры; карточки «Мотивы» (Приложение № 1).
Ход семинара:
1.
Вступительные слова педагога-психолога (10 мин.)
Психолог: здравствуйте, коллеги! Рада вас всех видеть на сегодняшний встречи. Сегодня мы
будем говорить с вами про так называемое «плохое» поведение детей. Я думаю, что у каждого из
вас в группе есть дети или были в практике про которых вы можете сказать, что они плохо себя
ведут. Давайте, попробуем с вами разобраться, что каждый из нас вкладывает в это понятие.
Поделитесь своими мыслями по этому поводу. (Педагоги дают свои ответы, а психолог
записывает на флипчарте).
Далее психолог подводит итог всему сказанному и даёт своё пояснение.
Психолог:
плохое поведение ребенка — это всегда сигнал, свидетельствующий о наличии
определенных потребностей или проблем, которые ребенок не способен выразить словами.
Мотивы такого поведения могут быть разнообразными. О них мы сейчас с вами и поговорим.
2.
Мини-лекция «Мотивы «плохого» поведения ребёнка» (10 мин.)
Цель: дать представление педагогам о мотивах плохого поведения детей.
Оборудование: флипчарт; карточки «Мотивы». (приложение № 1).
Описание: психолог коротко рассказывает педагогам о мотивах «плохого» поведения ребёнка.
Карточки с обозначением мотивов крепятся на флипчарт, рядом с каждым названием фиксируется
соответствующий девиз.
Психолог: итак, что такое мотив? Мотив — это внутреннее побуждение к действию, которое
определяет направленность поведения человека и придаёт его деятельности личностный смысл.
У ребёнка такими мотивами могут быть:
Привлечение внимания.
Дети иногда ведут себя плохо, чтобы привлечь внимание
окружающих. Это особенно характерно для ситуаций, когда ребенок чувствует недостаток
общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. Девиз таких детей звучит следующим
образом: «Мне нужно твоё особое внимание!».
Власть. Такие дети стремятся стать хозяином положения. Девиз таких детей звучит
следующим образом: «Ты мне ничего не сделаешь!».
Месть. Если мы ребёнка чем-то обидели, установили какие-то ограничения и он
чувствует, что это не справедливо по отношению к нему, то он может мстить нам,
демонстрируя это своим поведением. Девиз такого ребёнка: «Вредит в ответ на обиду».
Избегание неудач (уклонение). Такие дети как правило очень тихие, спокойные, но если
что-то нужно сделать, то они могут проявить сопротивление из-за страха сделать что-то
не так. Девиз в этом случае звучит следующим образом: «Не буду и пытаться - всё равно
не получится»
3.
Упражнение «Нарушители дисциплины» (40 мин.)
Цель: формирование осознанного подхода к восприятию нарушений дисциплины у детей,
изучение причин такого поведения и развитие навыков конструктивного взаимодействия с ним.
Оборудование: ватманы или большие куски обоев – 4 шт.; ножницы; клей-карандаш; глянцевые
журналы; фломастеры, маркеры.
Описание: психолог предлагает участникам разделиться на 4 группы. В каждой группе должно
быть минимум 2 человека. Далее участникам предлагается создать свой коллаж про плохое
поведение детей. Для этого каждая группа получает свой мотив поведения – это будет тема для
их коллажа. В коллаже необходимо с помощью картинок, надписей отобразить ответы на
следующие вопросы:
Как проявляется нарушение дисциплины?
Каковы причины такого поведения?
Как реагируют другие дети на такое поведение?
Как реагируют педагоги (какие чувства у них возникают, что хочется сделать)?
Какая сильная сторона в этом поведении?
На выполнение задания участникам даётся 20 минут. Затем каждая группа представляет свой
коллаж. Каждый коллаж психолог комментирует и, если необходимо дополняет. Также по ходу
выступления
каждой
группы
совместно
вырабатываются
рекомендации
педагогам
по
конструктивному взаимодействию с ребёнком.
Примечание: если коллектив небольшой и не получается их разделить на 4 группы, то можно
разделить их на 2 группы и отработать на первой встречи 2 мотива, а на следующей встречи
оставшиеся два мотива плохого поведения.
Шпаргалка для психолога «Мотивы «плохого» поведения по Р. Дрейкурс»
(можно использовать
информацию из таблицы, если нужно что-то прокомментировать или дополнить).
Привлечение
Власть
Месть
Избегание
неудач
внимания
(уклонение)
Детская установка
Если родитель мной
занимается значит
любит меня
Стать хозяином
положения, чтобы
никто не мог
распоряжаться
мной.
Я хочу, чтобы
окружающие
почувствовали туже
боль, что и я.
У меня ничего не
получается так, как
надо, поэтому я
вообще ничего не
буду делать.
Проявление
поведения
Непослушание,
громкая речь, крик,
хлопанье дверями и
т.п.
Негодование,
упрямство,
нагнетание
напряжённости
Игнорирование
дружелюбных
попыток контакта,
вредит на обиды.
Откладывание на
потом, отказ что-то
выполнять, не
доведение до конца.
Причины
Внимание уделяется
плохому поведению
больше, ребёнок
чувствует себя
«пустым местом».
Утверждение себя
не в отношении с
самим собой, а в
отношениях с
окружающими.
Ребёнок не умеет
выражать свои
чувства. В данном
случае душевной
боли, обиды.
Высокие требования
взрослых. Много
критики в адрес
ребёнка.
Реакция педагога
Словесные
замечания, угрозы,
раздражение,
напоминания,
уговоры.
Гнев, желание
заставить что-то
сделать, чувствует
себя
спровоцированным.
Желание наказать.
Обида, желание
свести счёты «как
ты мог так
поступить со мной».
Хочется немедленно
ответить тем же или
уйти от ситуации.
Чувство
беспомощности,
раздражение,
жалость, желание
сделать за ребёнка,
отчаяние, уговоры.
Сильная сторона
поведения
Потребность в
контакте, во
взаимоотношениях
Лидерские
способности,
умение независимо
мыслить
Способность
защищать себя от
боли и обид.
Защищать своё «Я»
от дальнейшего
понижения
самооценки
Способы
предотвращения
Дать ребёнку
почувствовать себя
любимым. Учить
просить внимания
приемлемым
способом.
Предоставить
ребёнку позитивные
возможности
почувствовать свою
силу. Отдать часть
своих
организационных
функций.
Не отвечать
оскорблением.
Осуждать поступок,
а не личность
ребёнка.
использовать «Я-
высказывания».
Избегать
действовать вместе
ребёнка. Создавать
ситуацию успеха.
4.
Получение обратной связи (10 мин.)
Описание: психолог предлагает участникам поделиться с чем они завершают практикум, какие
выводы они для себя сделали, что интересного для себя подметили и т.п.?