Авторы: Шафиева Альфия Умардиновна, Ибрагимова Инна Сергеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Цветок Уренгоя"
Населённый пункт: ЯНАО , город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «В стране Шахмат».
Раздел: дошкольное образование
Статья «В стране Шахмат».
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя
представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет
как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления. Шахматы для детей дошкольного возраста
становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности.
В нашем детском саду в 2016-2017 учебном году была принята Рабочая
программа по осуществлению непрерывной образовательной деятельности
«Обучение игре в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет) и является средством реализации основной общеобразовательной
программы МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя» в части формируемой
участниками образовательных отношений.
Работа строится по программе И.Г. Сухина «Приключение в шахматной
стране», При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова
«Азбука шахмат в стихах».
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
дошкольникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется
прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На
первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными
фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи,
играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях.
Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство
с шахматными фигурами. Ни в коем случае не ставим перед ребенком
начальную позицию шахматной партии и не объясняем, как ходят
шахматные фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения
и теряют интерес к шахматам. Ввод фигур в игру происходит постепенно –
ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения
шахмат «по частям» велик. Все эти игры идут непринужденно, ребенок не
замечает, что его обучают. Воспитатель оказывает помощь в игре детям
тактично, не назойливо. В процессе обучения игре педагоги воспитывают
привычку к преодолению трудностей. Занятия строятся по дидактическим
принципам: от простого к сложному. Время от времени педагоги вносят в
занятия элементы занимательности, новизны.
При обучении дошкольников игре в шахматы учитываются особенности
детского восприятия. Для этого в работе применяем демонстрационную
магнитную доску, стандартную шахматную доску и шахматные фигуры,
которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально.
Применение компьютерных технологий так же позволяют разнообразить
занятия. Мы используем компьютерную игру «Динозавры учат шахматам»,
интерактивное и презентационное программное обеспечение «АЛМА»
Разработанное специально для дошкольников.
К обучению дошкольников шахматной игре активно подключаем родителей.
В этом помогают, например, консультации: «Как играть с ребёнком в
шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и пр.
Данный вопрос затрагиваем на родительских собраниях.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и
чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут
стать спутником для детей на всю жизнь.
ЯНАО, город Новый Уренгой
МБДОУ «ДС Цветок Уренгоя»
Воспитатели
Шафиева Альфия Умардиновна,
Ибрагимова Инна Сергеевна