Напоминание

«В стране Шахмат».


Авторы: Шафиева Альфия Умардиновна, Ибрагимова Инна Сергеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Цветок Уренгоя"
Населённый пункт: ЯНАО , город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «В стране Шахмат».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «В стране Шахмат».

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,

удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного

развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя

представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет

обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс

начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет

как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение

продуктивности его мышления. Шахматы для детей дошкольного возраста

становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности.

В нашем детском саду в 2016-2017 учебном году была принята Рабочая

программа по осуществлению непрерывной образовательной деятельности

«Обучение игре в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста (5-7

лет) и является средством реализации основной общеобразовательной

программы МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя» в части формируемой

участниками образовательных отношений.

Работа строится по программе И.Г. Сухина «Приключение в шахматной

стране», При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова

«Азбука шахмат в стихах».

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен

дошкольникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет

специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется

прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На

первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными

фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи,

играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях.

Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство

с шахматными фигурами. Ни в коем случае не ставим перед ребенком

начальную позицию шахматной партии и не объясняем, как ходят

шахматные фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения

и теряют интерес к шахматам. Ввод фигур в игру происходит постепенно –

ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения

шахмат «по частям» велик. Все эти игры идут непринужденно, ребенок не

замечает, что его обучают. Воспитатель оказывает помощь в игре детям

тактично, не назойливо. В процессе обучения игре педагоги воспитывают

привычку к преодолению трудностей. Занятия строятся по дидактическим

принципам: от простого к сложному. Время от времени педагоги вносят в

занятия элементы занимательности, новизны.

При обучении дошкольников игре в шахматы учитываются особенности

детского восприятия. Для этого в работе применяем демонстрационную

магнитную доску, стандартную шахматную доску и шахматные фигуры,

которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально.

Применение компьютерных технологий так же позволяют разнообразить

занятия. Мы используем компьютерную игру «Динозавры учат шахматам»,

интерактивное и презентационное программное обеспечение «АЛМА»

Разработанное специально для дошкольников.

К обучению дошкольников шахматной игре активно подключаем родителей.

В этом помогают, например, консультации: «Как играть с ребёнком в

шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и пр.

Данный вопрос затрагиваем на родительских собраниях.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и

чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут

стать спутником для детей на всю жизнь.

ЯНАО, город Новый Уренгой

МБДОУ «ДС Цветок Уренгоя»

Воспитатели

Шафиева Альфия Умардиновна,

Ибрагимова Инна Сергеевна



В раздел образования