Напоминание

Нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР


Автор: Новикова Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ N14 г. Тельмана
Населённый пункт: г.Тельмана
Наименование материала: Статья
Тема: Нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда с детьми

дошкольного возраста с ТНР

Нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда с детьми

дошкольного возраста с ТНР открывает новые горизонты в диагностике и

коррекции речевых нарушений. Он позволяет рассматривать речь не как

изолированную функцию, а как сложную систему, тесно связанную с

другими высшими психическими функциями, такими как внимание, память,

мышление и восприятие.

Применение нейропсихологического подхода позволяет учителю-

логопеду

более

точно

определить

причины

речевых

нарушений.

Традиционные методы часто сосредотачиваются на симптомах, в то время

как нейропсихологический анализ выявляет нейробиологические механизмы,

лежащие в основе этих нарушений. Например, задержка речевого развития

может быть связана не только с недостаточной артикуляцией, но и с

проблемами в развитии слухового внимания, зрительного восприятия или

моторной координации.

Диагностика в рамках нейропсихологического подхода включает в себя

комплексное обследование когнитивных функций, таких как зрительно-

пространственный анализ, праксис, гнозис, память и внимание. Учитель-

логопед использует специальные нейропсихологические пробы и тесты для

оценки состояния этих функций. Полученные данные позволяют составить

индивидуальную программу коррекции, направленную не только на развитие

речи, но и на стимуляцию тех когнитивных функций, которые оказывают на

нее непосредственное влияние.

Коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе,

предполагает

использование

специально

разработанных

упражнений,

которые активизируют определенные зоны головного мозга и формируют

новые нейронные связи. Эти упражнения могут включать в себя задания на

развитие внимания, памяти, мышления, а также на улучшение зрительно-

моторной координации и слухового восприятия. Такой комплексный подход

позволяет добиться более устойчивых и значимых результатов в коррекции

речевых нарушений.

Эти упражнения направлены на стимуляцию различных участков

мозга, отвечающих за речь и когнитивные функции. Важно помнить, что

эффективность нейроупражнений во многом зависит от регулярности и

вовлеченности ребенка.

Общие рекомендации перед началом занятий:

Создайте позитивную атмосферу: превратите занятия в игру, чтобы

ребенок чувствовал себя комфортно и заинтересованно.

Учитывайте возраст и особенности развития ребенка: выбирайте

упражнения, соответствующие его уровню понимания и навыкам.

Начинайте с простых упражнений и постепенно усложняйте их.

Регулярность: Занимайтесь регулярно, хотя бы 15-20 минут в день.

Будьте терпеливы: результаты могут быть не моментальными, но при

постоянных занятиях обязательно появятся.

Консультация со специалистом: Если у вас есть какие-либо опасения

или вопросы относительно развития речи ребенка, обязательно

проконсультируйтесь с логопедом или нейропсихологом.

Нейроупражнения для развития речи (по возрастам):

Для малышей (1-3 года):

Пальчиковые игры:

"Сорока-ворона кашу варила…" - Развивает мелкую моторику,

координацию движений и чувство ритма, что напрямую связано с

развитием речи.

"Этот

пальчик

дедушка…"

-

Массаж

каждого

пальчика

стимулирует нервные окончания и активизирует речевые центры.

Упражнения на артикуляцию:

Повторение простых слогов и звуков: "ма", "па", "ба", "а", "о",

"у".

Имитация звуков животных: "как говорит корова?", "как лает

собачка?".

Сенсорные игры:

Игры

с

крупами,

водой,

песком.

Развивают

тактильные

ощущения, которые стимулируют речевые зоны мозга.

Различение запахов и вкусов.

Для детей дошкольного возраста (3-6 лет):

Артикуляционная гимнастика:

"Лопаточка", "Часики", "Грибок", "Змейка" - Упражнения для

укрепления мышц языка, губ, щек, необходимые для правильного

произношения звуков.

Дыхательные упражнения:

"Сдуй снежинку", "Задуй свечу" - Улучшают дыхательную

функцию, что важно для четкой и плавной речи.

Упражнения на развитие слухового внимания:

"Угадай, что звучит" (колокольчик, барабан, бубен).

Различение слов, похожих по звучанию (мишка-мышка, кошка-

кошка).

Кинезиологические упражнения (перекрестные движения):

"Ленивые восьмерки" (рисование восьмерок в воздухе обеими

руками).

"Ухо-нос" (одной рукой беремся за ухо, другой за нос, затем

меняем руки).

Эти упражнения синхронизируют работу полушарий мозга,

улучшают координацию и концентрацию внимания.

Чтение

и

пересказ

сказок:

развивает

словарный

запас,

грамматический строй речи и связную речь.

Для детей школьного возраста (7+ лет):

Чтение вслух и обсуждение прочитанного: способствует развитию

речи, мышления и критического анализа.

Упражнения на развитие памяти и внимания:

Запоминание и повторение последовательности слов или цифр.

Игры на внимательность (например, "Найди отличия").

Упражнения на развитие воображения и творческого мышления:

Сочинение историй по картинкам или заданным словам.

Игры в ассоциации.

Логопедические упражнения (при необходимости): направлены на

коррекцию конкретных речевых нарушений (если они есть).

Нейрогимнастика:

упражнения,

направленные

на

улучшение

межполушарного взаимодействия и развитие когнитивных функций

(памяти, внимания, мышления). Примеры:

"Колечко" (поочередное перебирание пальцев в кольцо).

"Кулак-ребро-ладонь".

"Зеркальное

рисование"

(рисование

одновременно

двумя

руками).

Конкретные примеры нейроупражнений (для любого возраста):

"Маршировка":

Ребенок марширует на месте, высоко поднимая

колени и одновременно касаясь колена противоположной рукой.

Улучшает координацию и межполушарное взаимодействие.

"Рисование двумя руками":

Дайте ребенку два карандаша и

попросите его одновременно рисовать одинаковые фигуры или узоры

на листе бумаги.

"Жонглирование":

Начните

с

одного

мячика

(или

платка)

и

постепенно усложняйте задачу. Развивает координацию, внимание и

концентрацию.

"Игры с мячом": Бросайте мяч ребенку, называя слова определенной

категории (например, фрукты, животные). Ребенок должен поймать

мяч и назвать свое слово из этой категории.

"Игры на равновесие": Ходьба по прямой линии, стояние на одной

ноге. Улучшают координацию и устойчивость, что также влияет на

речь.

Важные моменты:

Не переутомляйте ребенка. Занятия должны быть короткими и

интересными.

Хвалите ребенка за его успехи, даже самые маленькие.

Не сравнивайте его с другими детьми.

Будьте последовательны и терпеливы.

Помните, что речь — это сложный процесс, и для ее развития

требуется время и усилия.



В раздел образования