Напоминание

Формирование исследовательских учебных действий на уроках химии


Автор: Королева Елена Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: пгт.Нижний Одес,Сосногорский район,Республика Коми
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование исследовательских учебных действий на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




1

Формирование

исследовательских

учебных действий на

уроках химии

«Деятельность должна быть

направлена на овладение

обучающимися совокупностью

учебно - познавательных приёмов и

практических действий для решения

личностно и социально значимых

задач и нахождения путей

разрешения проблемных вопросов

посредством самостоятельных

действий »

2

Цель проектно-исследовательской деятельности:

В рамках ФГОС 2 поколения –

Формирование универсальных учебных действий в процессе

проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Задачи:

Формирование личностных УУД:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения,

самоопределения;

Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

Способность доброжелательно и чутко относиться к людям,

сопереживать;

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение,

отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и

сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и

рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

Сбор, систематизация, хранение, использование информации

3

Один из ведущих специалистов по

организации исследовательской

деятельности учащихся академик, д.

п.н. Леонтович А. В.

«Учебно-исследовательская деятельность — это

деятельность, главной целью которой является

образовательный результат, она направлена на

обучение и развитие у

обучающихся исследовательского типа

мышления. Главное здесь не овладение новыми,

доселе неизвестными фактами, а научение

алгоритму ведения исследования, навыкам,

которые могут быть затем использованы в

исследовании любой сложности и тематики.»

4

Исследование

Исследование понимается преимущественно как процесс

выработки новых знаний, один из видов познавательной

деятельности человека.

ИССЛЕДОВАНИЕ - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить

некий порядок вещей по косвенным признакам.

ИССЛЕДОВАНИЕ – метод проверки суждений, нахождение

неизвестного

Исследование - поиск истины или неизвестного

Отличие исследования от проектирования состоит в том,

что исследование не предполагает создания какого-

нибудь заранее планируемого объекта, даже его

модели или прототипа.

5

В науке главной

целью является

производ

ство

новых

знаний.

Исследование на уроках.

Главной целью

исследования в сфере

образования является:

развитие личности,

помочь обучающимся

самостоятельно открыть

(для СЕБЯ) новые знания

и способы деятельности,

углубить и

систематизировать

изученное.

6

исследовательская деятельность - понятие

гораздо шире, почти не ограниченное

временными рамками. Это исследование с

заранее неизвестным результатом.

Урок - исследование ограничен временными

рамками - 45 мин. Перед обучающимися

ставится исследовательская задача, решение

которой, в подавляющем большинстве случаев,

известно (но не обучающимся). Итог урока

- новые знания

7

Освоение обучающимися

исследовательских знаний и умений

должно проходить поэтапно, с

постепенным увеличением степени их

самостоятельности

в

исследовательской учебной

деятельности.

8

1)Формулирование проблемы, обоснование

актуальности выбранной темы.

2)Выдвижение гипотезы.

3)Постановка цели и конкретных задач

исследования.

4) Определение объекта и предмета исследования.

5)Выбор методов и методики проведения

исследования.

6)Описание процесса исследования.

7)Обсуждение результатов исследования.

8)Формулирование выводов и оценка полученных

результатов.

9

Проблема

( противоречие, в котором ребенок не смог

первоначально разобраться)

Проблема

( противоречие, в котором ребенок не смог

первоначально разобраться)

Объект

( это название общего

процесса, который надо

исследовать, чтобы

предложить решение

проблемы).

Объект

( это название общего

процесса, который надо

исследовать, чтобы

предложить решение

проблемы).

Цель

( обозначение как

процесса того, что

в результате

исследования хочу

получить;

Зачем буду

исследовать,

чтобы ….)

Цель

( обозначение как

процесса того, что

в результате

исследования хочу

получить;

Зачем буду

исследовать,

чтобы ….)

Гипотеза

(

формулирует то, что

ребенок предполагает

сделать в процессе

исследования и с

помощью каких методов,

чтобы решить проблему;

Если сделать так – то и

так – то с помощью того

– то и того – то, то

можно получить то – то

и то – то»)

Гипотеза

(

формулирует то, что

ребенок предполагает

сделать в процессе

исследования и с

помощью каких методов,

чтобы решить проблему;

Если сделать так – то и

так – то с помощью того

– то и того – то, то

можно получить то – то

и то – то»)

Предмет

(это часть общего

процесса, его

аспект или ракурс)

Предмет

(это часть общего

процесса, его

аспект или ракурс)

Задачи

(определение этапов на

пути достижения цели,

что буду делать

пошагово, чтобы

достичь цели)

Задачи

(определение этапов на

пути достижения цели,

что буду делать

пошагово, чтобы

достичь цели)

Методы

исследования

( как выполнить задачи? С

помощью каких методов?)

Методы

исследования

( как выполнить задачи? С

помощью каких методов?)

Когда обучающиеся теоретически подготовлены

для приобретения новых знаний - следует

применять уроки - исследования.

Обучающемуся предстоит проанализировать

возможность применения ранее полученных

знаний для решения поставленной проблемы.

Знания, полученные обучающимся

самостоятельно путём проб и ошибок, перебора

различных инструментов, применения

всевозможных формул и действий, останутся в

его памяти надолго.

11

Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые

обучающимся неизвестны и требуют для объяснения

дополнительной информации.

Создание границы «знания-незнания»

Использование противоречия между имеющимися знаниями и

изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний

учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, вопрос:

«Может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую

воду получиться прозрачный раствор?» Обучающиеся на основании

предшествующего опыта отвечают отрицательно, а

демонстрационный опыт показывает образование растворимого

гидрокарбоната кальция.

Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и

дается конечная цель.

12

На уроке с элементами исследования обучающиеся

:

отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие

исследовательскую деятельность:

уроки по выбору темы или метода исследования,

по выработке умения

формулировать цели исследования

уроки с проведением эксперимента,

работа с источниками информации,

заслушивание сообщений, защита рефератов и

т.д.

На таких уроках используются технологии

проектного и проблемного обучения

13

Вопрос становится ПРОБЛЕМНЫМ при

следующих условиях:

1.Он может иметь связь с ранее

изученными понятиями и с тем, которые

подлежат усвоению в определённой

учебной ситуации.

2.Содержит познавательную трудность и

видимые границы известного и

неизвестного.

3.Вызывает чувство удивления при

сопоставлении нового с ранее известным

.

14

15

16

17

Задание 1.

Найдите возможную причину явления – почему

загорелась лампочка прибора при испытании

раствора на электропроводность?

Задание 2.

Предположите несколько разных гипотез по

следующему поводу – почему бензол, имеющий

по формуле Кекуле непредельный характер, не

обесцвечивает бромную воду?

18

При изучении темы «Растворы», 8 класс. На уроке

по изучению темы «Растворимость» можно

выполнить опыты и заполнить таблицу:

19

Вода

Что

добавили

+ растител

ьное масло

+ речной

песок

+ поварен

ная соль

(NaCI)

+ оксид

калия

(K

2

O)

Растворен

ие

Химичес

кая

реакция

Что

образова

лось

В результате выполнения работы получают

следующие результаты:

20

Вода

Что

добавили

+ растител

ьное масло

+ речной

песок

+ поварен

ная соль

(NaCI)

+ оксид

калия

(K

2

O)

Растворен

ие

нет

нет

да

да

Химичес

кая

реакция

нет

нет

нет

Да

K

2

O+H

2

O=

2KOH

Что

образова

лось

Неоднород

ная сис

тема(эмул

ьсия)

Неоднород

ная сис

тема(суспе

нзия)

Однородна

я сис

тема(раств

ор)

Однородна

я сис

тема(раств

ор)

21

22



В раздел образования