Авторы: Бузань Дмитрий Петрович, Овтина Светлана Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Тема: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел: среднее профессиональное
Бузань Дмитрий Петрович,
Овтина Светлана Михайловна,
преподаватели
Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современное образование ставит во главу угла развитие у студентов навыков
общения и взаимодействия с обществом. Эти навыки необходимы для принятия
взвешенных решений и активного участия в жизни демократических институтов. Молодые
люди должны быть готовы к конкуренции, уметь адаптироваться к разнообразию мнений,
жизненных укладов и ценностей. Кроме того, в современном мире крайне важно уметь
работать в команде и раскрывать свой потенциал в сотрудничестве с другими.
Преподаватели стремятся не только дать студентам знания и умения по предметам,
но и научить их успешно жить в обществе, адаптироваться к его условиям и добиваться
социального успеха.
В широком смысле, компетентность – это применение знаний на практике. Такое
понимание, основанное на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия,
подчеркивает, что эффективное действие включает в себя понимание желаемого
результата и способов его достижения. Успех в любом деле зависит от имеющихся у
человека способностей и навыков, приобретенных в различных видах деятельности,
включая общение и обучение, которые охватывают все больше аспектов социальной
жизни. Наконец, зрелость личности определяется ее способностью брать на себя
ответственность за свои действия перед собой и другими.
По определению Н.А. Рыбакиной, компетентность – это способность человека
воплощать свои идеи в условиях насыщенного информационного и коммуникационного
пространства.
Это
эффективное
действие
личности
в
конкретной
ситуации,
соответствующее ее внутреннему миру (знаниям и чувствам) и внешним условиям
(социальным нормам и обстоятельствам).
Таким образом, для формирования социальной и коммуникативной компетентности
необходимо создавать условия, при которых и учитель, и ученик будут активно применять
необходимые компетентностные действия. Именно поэтому в своей педагогической
практике я опираюсь на системно-деятельностный подход. Он позволяет развивать у
студентов
ключевые
компетенции,
необходимые
для
полноценной
жизни:
коммуникативную, социальную, познавательную и ценностно-смысловую.
Деятельностный подход соответствует современной образовательной политике,
направленной на воспитание человека и гражданина, готового к интеграции в общество и
его совершенствованию. Система уроков фокусируется не столько на передаче готовых
знаний, сколько на формировании активной личности, стремящейся к самообразованию и
обладающей навыками самостоятельного поиска, анализа и использования информации.
Это способствует
Мой подход к формированию у обучающихся социальных и коммуникативных
навыков основан на использовании современных педагогических технологий. Среди них
особенно выделяется технология критического мышления, которая полностью отвечает
актуальным
образовательным
запросам
и
позволяет
успешно
реализовывать
компетентностный подход.
Технология критического мышления – это целостная система, направленная на
развитие навыков работы с информацией, как при чтении, так и при письме. Она
способствует освоению базовых умений в условиях открытого информационного
пространства, формирует качества гражданина, готового к активному участию в жизни
открытого общества и межкультурному взаимодействию. Эта технология обладает
широким потенциалом для решения разнообразных образовательных задач.
Критическое мышление – это высшая форма интеллектуальной деятельности,
которая предполагает глубокое восприятие, понимание и объективное отношение к
окружающей информации. Основная цель этой технологии – воспитать новый тип
мышления, характеризующийся открытостью к новым идеям, гибкостью, способностью к
рефлексии, осознанием многообразия точек зрения и альтернативности решений. Она
также нацелена на развитие ключевых личностных качеств: критического мышления,
рефлексивности, коммуникабельности, креативности, мобильности, самостоятельности,
толерантности и ответственности.
Литература:
О.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» .
Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2009.
Материалы второй международной научно-практической конференции. Актуальные
проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург.2010
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002.
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. – М.-Воронеж, 2002.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. – М, 2003.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й
научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. –
М., 2002.