Напоминание

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Авторы: Бузань Дмитрий Петрович, Овтина Светлана Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Тема: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бузань Дмитрий Петрович,

Овтина Светлана Михайловна,

преподаватели

Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Современное образование ставит во главу угла развитие у студентов навыков

общения и взаимодействия с обществом. Эти навыки необходимы для принятия

взвешенных решений и активного участия в жизни демократических институтов. Молодые

люди должны быть готовы к конкуренции, уметь адаптироваться к разнообразию мнений,

жизненных укладов и ценностей. Кроме того, в современном мире крайне важно уметь

работать в команде и раскрывать свой потенциал в сотрудничестве с другими.

Преподаватели стремятся не только дать студентам знания и умения по предметам,

но и научить их успешно жить в обществе, адаптироваться к его условиям и добиваться

социального успеха.

В широком смысле, компетентность – это применение знаний на практике. Такое

понимание, основанное на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия,

подчеркивает, что эффективное действие включает в себя понимание желаемого

результата и способов его достижения. Успех в любом деле зависит от имеющихся у

человека способностей и навыков, приобретенных в различных видах деятельности,

включая общение и обучение, которые охватывают все больше аспектов социальной

жизни. Наконец, зрелость личности определяется ее способностью брать на себя

ответственность за свои действия перед собой и другими.

По определению Н.А. Рыбакиной, компетентность – это способность человека

воплощать свои идеи в условиях насыщенного информационного и коммуникационного

пространства.

Это

эффективное

действие

личности

в

конкретной

ситуации,

соответствующее ее внутреннему миру (знаниям и чувствам) и внешним условиям

(социальным нормам и обстоятельствам).

Таким образом, для формирования социальной и коммуникативной компетентности

необходимо создавать условия, при которых и учитель, и ученик будут активно применять

необходимые компетентностные действия. Именно поэтому в своей педагогической

практике я опираюсь на системно-деятельностный подход. Он позволяет развивать у

студентов

ключевые

компетенции,

необходимые

для

полноценной

жизни:

коммуникативную, социальную, познавательную и ценностно-смысловую.

Деятельностный подход соответствует современной образовательной политике,

направленной на воспитание человека и гражданина, готового к интеграции в общество и

его совершенствованию. Система уроков фокусируется не столько на передаче готовых

знаний, сколько на формировании активной личности, стремящейся к самообразованию и

обладающей навыками самостоятельного поиска, анализа и использования информации.

Это способствует

Мой подход к формированию у обучающихся социальных и коммуникативных

навыков основан на использовании современных педагогических технологий. Среди них

особенно выделяется технология критического мышления, которая полностью отвечает

актуальным

образовательным

запросам

и

позволяет

успешно

реализовывать

компетентностный подход.

Технология критического мышления – это целостная система, направленная на

развитие навыков работы с информацией, как при чтении, так и при письме. Она

способствует освоению базовых умений в условиях открытого информационного

пространства, формирует качества гражданина, готового к активному участию в жизни

открытого общества и межкультурному взаимодействию. Эта технология обладает

широким потенциалом для решения разнообразных образовательных задач.

Критическое мышление – это высшая форма интеллектуальной деятельности,

которая предполагает глубокое восприятие, понимание и объективное отношение к

окружающей информации. Основная цель этой технологии – воспитать новый тип

мышления, характеризующийся открытостью к новым идеям, гибкостью, способностью к

рефлексии, осознанием многообразия точек зрения и альтернативности решений. Она

также нацелена на развитие ключевых личностных качеств: критического мышления,

рефлексивности, коммуникабельности, креативности, мобильности, самостоятельности,

толерантности и ответственности.

Литература:

О.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» .

Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2009.

Материалы второй международной научно-практической конференции. Актуальные

проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург.2010

Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002.

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. – М.-Воронеж, 2002.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.

Проблемы, понятия, инструментарий. – М, 2003.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й

научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. –

М., 2002.



В раздел образования