Напоминание

"Город на парте: городские исследования и практики"


Автор: Мельник Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Красный Сулин, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе
Тема: "Город на парте: городские исследования и практики"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 6 КЛАСС

«ГОРОД НА ПАРТЕ: ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ»

Программа курса составлена на основе следующих пособий:

1.

Закрой учебник, открой: методическое пособие / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В.

Буланов [и др.] [ред. А. Н. Россинская]. – Москва: Некоммерческое партнерство

«Авторский Клуб», 2021. – 112 с.

2.

Горычева, С. Н. Образовательная урбанистика : учебное пособие / С. Н. Горычева, М.

В. Звяглова, Е. Ю. Игнатьева. – Москва: Изд-во МГПУ, 2019. – 204 с.

3.

МАГИческий чемодан: методические материалы для педагогов и не только / под ред.

А. Н. Россинской, Е. С. Романичевой. - М.: Изд-во МГПУ, 2023. - 252 с.

4.

Читатель в городе: город как учебник – город как мастерская –город как место для

творчества: коллективная монография / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. -

Москва: Изд-во Библиомир, 2017. - 304 с.

Цели:

1. Формирование у учащихся 6 класса навыков использования городской среды как

образовательного ресурса для расширения знаний, развития познавательных интересов и

социализации;

2. Формирование у школьников «гибких» навыков, метапредметных умений, развитие

функциональной грамотности.;

3. Приобретение опыта осуществления социально значимых дел посредством участия в

местных проектах, освоение основ гражданской культуры;

4. Формирование положительного «я-образа», связанного с принадлежностью к городскому

сообществу и соотносимого с «мы-идентичностью».

Задачи:

1.

Познакомить учащихся с культурными, историческими и природными объектами

города.

2.

Развить навыки исследовательской деятельности через изучение городской среды.

3.

Сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

4.

Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

5.

Воспитать интерес к изучению родного города и его истории.

Методы и формы обучения: занятия-беседы, викторины, образовательные экскурсии по

городу, игры, исследовательские работы, проекты, выставка творческих работ, изучение

городской культуры, групповые обсуждения, практические занятия в городе.

Формы контроля: участие в конкурсах творческих работ, проектов и научно-

исследовательских работ, выполнение творческих и практических заданий.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные

результаты

У обучающегося будут сформированы:

1) основы гражданской идентичности: учащийся осознает себя частью общества,

понимает свою ответственность за общее благополучие, испытывает гордость за свою

Родину и её историю.

2) эстетическое восприятие: учащийся умеет ценить красоту окружающего мира.

3) навыки саморазвития: учащийся проявляет интерес к изучению города, его истории и

культуры, стремится к самостоятельному поиску информации и новым знаниям.

4) социальные компетенции: учащийся эффективно взаимодействует с окружающим

миром, уважает традиции и культуру других народов, осознает значимость наследия

родного края.

5) активная жизненная позиция: учащийся готов участвовать в общественной жизни,

проявлять инициативу в решении социальных задач, заботиться о сохранении

культурного и природного наследия города.

Метапредметные

результаты

Обучающийся научится:

1)

Регулятивные УУД

Умение ставить цели и планировать свою деятельность.

Способность оценивать свои действия и корректировать их при необходимости.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

2)

Познавательные УУД

Развитие способности анализировать и систематизировать информацию.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки работы с различными источниками информации (карты, схемы, тексты).

Способность применять полученные знания в новых ситуациях.

3)

Коммуникативные УУД

Умение эффективно взаимодействовать в группе.

Навыки ведения диалога и аргументации своей точки зрения.

Способность слушать и учитывать мнение других.

Предметные результаты

Обучающийся узнает:

1) Основные исторические и культурные особенности города.

2) Значимые достопримечательности и памятники архитектуры.

3) Изучит образовательную ценность городской инфраструктуры и природных объектов.

4) Особенности городской среды и её влияние на жизнь людей.

Обучающийся научится:

1) Ориентироваться в городе с использованием карт и схем.

2) Анализировать и оценивать информацию о городе.

3) Применять полученные знания в повседневной жизни.

4) Исследовать городские объекты и явления.

Обучающийся сможет:

1) Выражать своё отношение к городу через творчество (рисунки, сочинения, проекты).

2) Участвовать в городских мероприятиях и проектах.

3) Соблюдать правила поведения в городской среде.

Содержание программы

Введение: Город как система. Понятие «городского пространства». Знакомство с основными

направлениями городских исследований. Интеллектуальная игра «Место, где я».

Раздел 1: Город как образовательное пространство. Краткая историческая справка о городе.

Знакомство с социокультурным городским пространством. Образовательная прогулка по

микрорайону. Составление карты персонального образовательного маршрута. Презентация работ.

Раздел 2: Музеи моего города. Изучение правил поведения в музее. Посещение местного городского

музея и выполнение заданий в маршрутном листе. Творческие задания на выбор (мини-рассказ от

лица одного из экспонатов, рекламный ролик городского музея, фотоколлаж, викторина).

Раздел 3: Городская фотография. Изучение основы городской фотографии. Организация

фотовыставки «Город моими глазами».

Раздел 4: Городской квест. Разработка маршрута. Создание заданий. Проведение городского квеста.

Раздел 5: Проектная деятельность. Знакомство с основными понятиями проектной деятельности.

Выбор темы мини-проекта. Составление плана реализации мини-проекта. Презентация работ.

Раздел 6. Природа в моем городе. Изучение местных природных объектов. Обсуждение

экологических проблем в городе. Разработка экскурсии по природным объектам города. Проведение

экскурсии. Выполнение творческих работ, посвященных природным достопримечательностям

города (видеорепортаж, фотоколлаж, статья в местной газете, викторина, туристический буклет,

видеоролик для туристов). Презентация работ.

Раздел 7. Городской проект. Выполнение творческих заданий на выбор (создание раскрасок из

городских фотографий, создание настольной игры о городе, создание видеоролика о городском

мероприятии, составление мини-книги местных кулинарных рецептов). Презентация работ.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Город как система.

1

2

Раздел 1. Город как образовательное пространство.

5

3

Раздел 2. Музеи моего города.

5

4

Раздел 3. Городская фотография.

3

5

Раздел 4. Городской квест.

4

6

Раздел 5. Проектная деятельность.

4

7

Раздел 6. Природа в моем городе.

7

8

Раздел 7. Городской проект.

5

Всего

34 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата проведения

1

Введение. Город как система.

1

Занятие-игра

2

Раздел 1. Краткая историческая

справка о г. Красный Сулин.

Знакомство с социокультурным

городским пространством.

1

Занятие-игра

3-4

Образовательная прогулка по

микрорайону «Чему учит улица?»

2

Учебная экскурсия

5

Составление карты персонального

образовательного маршрута.

1

Практикум

6

Публичная защита карты

персонального образовательного

маршрута.

1

Защита проектов

7

Раздел 2. Краткий обзор городских

музеев. Изучение правил

поведения в музее.

1

Занятие-игра

8-9

Посещение местного городского

музея.

2

Учебная экскурсия

10

Выполнение творческих заданий

на выбор.

1

Практикум

11

Презентация творческих проектов.

1

Защита проектов

12

Раздел 3. Изучение основы

городской фотографии.

1

Беседа

13-

14

Организация выставки «Город

моими глазами».

2

Практикум

15

Раздел 4. Разработка маршрута

городского квеста.

1

Практикум

16

Создание заданий для городского

квеста.

1

Практикум

17-

18

Проведение городского квеста.

2

Учебная экскурсия

19

Раздел 5. Знакомство с основными

понятиями проектной

деятельности.

1

Беседа

20-

21

Выбор темы мини-проекта.

Составление плана реализации

проекта.

2

Практикум

22

Презентация работ.

1

Защита проекта

23

Раздел 6. Изучение местных

природных объектов. Обсуждение

экологических проблем в городе.

1

Занятие-игра,

беседа

24-

25

Разработка экскурсии по

природным объектам города.

2

Практикум

26-

27-

28

Проведение экскурсии по

природным городским объектам

(Горное озеро, Горненский

заказник).

3

Учебная экскурсия

29

Презентация творческих работ,

посвященных природным

достопримечательностям города.

1

Защита проектов

30-

31

Раздел 7. Обобщение изученного

материала. Выбор формата

творческого проекта.

2

Беседа

32

Презентация плана реализации

творческого проекта.

1

Практикум

33

Сбор материала. Индивидуальная

консультация.

1

Практикум

34

Публичная презентация

творческих работ. Подведение

итогов курса.

1

Защита проектов

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся научатся использовать городскую среду для получения новых знаний.

2. Развит интерес к изучению истории, культуры и природы родного города.

3. Сформированы навыки исследовательской и проектной деятельности.

4. Улучшены коммуникативные и социальные навыки.

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

1) в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении

дополнительной литературы;

2) в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в

городе;

3) в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных

практических делах, исследованиях.

Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение

обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и

называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое

о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в

повседневной жизни.

Результаты программы будут оцениваться по уровню активности учащихся, качеству выполненных

проектов и их способности применять полученные знания в реальной жизни.

Материально-техническая база:

Оснащенный кабинет для проведения занятий.

Мебель: столы, стулья, магнитная доска.

Карты и планы г. Красный Сулин, краеведческая литература.

Мультимедийные средства обучения, компьютер, видеопроектор и экран.

Список литературы для педагога:

1. Закрой учебник, открой: методическое пособие / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В. Буланов [и

др.] [ред. А. Н. Россинская]. – Москва: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. –

112 с.

2. Горычева, С. Н. Образовательная урбанистика : учебное пособие / С. Н. Горычева, М. В. Звяглова,

Е. Ю. Игнатьева. – Москва: Изд-во МГПУ, 2019. – 204 с.

3. МАГИческий чемодан: методические материалы для педагогов и не только / под ред. А. Н.

Россинской, Е. С. Романичевой. - М.: Изд-во МГПУ, 2023. - 252 с.

4. Порозов, Р.Ю. Культурно-образовательное пространство города : монография / Р. Ю. Порозов. –

Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2016. – 174 с.

5. Читатель в городе: город как учебник – город как мастерская –город как место для творчества:

коллективная монография / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. - Москва: Изд-во Библиомир,

2017. - 304 с.

6. Андреев, Д.В. Вовлечение детей и подростков в городские проекты. Опыт проекта «Другой

Данилов». / Д.В. Андреев // Городские исследования и практики. - 2021. - 6(3). – С. 22-38.

7. Барсукова, Е.М. Школьное здание как социальный и культурный центр района: взгляд дизайнера/

Е.М. Барсукова // Образование и город: практики соучаствующего проектирования: сборник статей

по итогам Второго ежегодного международного симпозиума. Москва. 16-18 мая 2019 г. / под ред.

С.Н. Вачковой. - Москва: Экон-Информ, 2020. -С. 28-33.

8. Барсукова, Е.М. «Направо пойдешь – знания найдешь, налево пойдешь – компетенции

приобретешь…»: образовательные маршруты городских окраин/ Е.М. Барсукова, Е.М. Иванова А.Э.

Тер-Григорян // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Экон-Информ, 2019. -С. 143-156.

9. Буланов, М. В. Антиконференция как образовательная ситуация/ М.В. Буланов, В. С. Бараева //

Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская

деятельность: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (XXIV Всерос. науч.-практ. конф.),

Москва, 29–30 октября 2019 г. - Москва: Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2019. - С. 50–61.

10. Буланов, М. В. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий / М. В. Буланов,

А. Н. Россинская, Е. А. Асонова // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 6 (40). – С. 235-

245.

11. Желтухина, Т. Г. Художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами музейной

педагогики / Т. Г. Желтухина // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник научных статей

бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. - Т. 4. -

Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2021. - С. 29-37.

12. Игнатьева, Е.Ю. Образовательная урбанистика в контексте дидактики/ Е.Ю. Игнатьева, С.Н.

Горычева, М.В. Звяглова // Перспективы науки и образования. - 2022. - №4 (58). - С. 42-57.

13. Коровникова, Н.А. Образовательный потенциал современного города/ Н.А.Коровникова //

Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - №3. - С.60-78.

14. Масленникова, Т. В. Городской проект как ресурс открытого образовательного пространства / Т.

В. Масленникова // Современный учитель - взгляд в будущее: сборник научных статей,

Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный

педагогический университет, 2022. – С. 185-187.

15. Мурзина, И.Я. Медиапроекты в русле прикладной (образовательной) урбанистики: теория и

практика/ И.Я. Мурзина // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. –

2023. - Т. 29. - № 4. - С. 126-137.

16. Мурзина, И. Я. Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества / И. Я. Мурзина //

Человек в мире культуры. – 2016. – № 2. – С. 27-30.

17. Россинская, А. Н. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения/ А.Н.

Россинская, Е.А. Асонова // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ,

2018. - С. 35–46.

18. Россинская, А. Н. Как город может и должен изменить педагогическое образование/ А.Н.

Россинская, Е.А. Асонова, М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во

Экон-Информ, 2020. - С. 31–48.

19. Россинская, А. Н. Город как естественная среда образования/ А.Н. Россинская, Е.А. Асонова,

М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ, 2022. - С. 25–

38.

20.Россинская, А.Н. Подготовка учителей к сопровождению городских проектов подростков/ А.Н.

Россинская, М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ,

2022. - С. 100-113.

21. Россинская, А.Н. Педагогическая оценка городских ресурсов/ А.Н. Россинская, Е.А. Асонова,

М.В. Буланов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023.- №2

(226). – С.33-42.



В раздел образования