Автор: Мельник Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Красный Сулин, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе
Тема: "Город на парте: городские исследования и практики"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 6 КЛАСС
«ГОРОД НА ПАРТЕ: ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ»
Программа курса составлена на основе следующих пособий:
1.
Закрой учебник, открой: методическое пособие / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В.
Буланов [и др.] [ред. А. Н. Россинская]. – Москва: Некоммерческое партнерство
«Авторский Клуб», 2021. – 112 с.
2.
Горычева, С. Н. Образовательная урбанистика : учебное пособие / С. Н. Горычева, М.
В. Звяглова, Е. Ю. Игнатьева. – Москва: Изд-во МГПУ, 2019. – 204 с.
3.
МАГИческий чемодан: методические материалы для педагогов и не только / под ред.
А. Н. Россинской, Е. С. Романичевой. - М.: Изд-во МГПУ, 2023. - 252 с.
4.
Читатель в городе: город как учебник – город как мастерская –город как место для
творчества: коллективная монография / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. -
Москва: Изд-во Библиомир, 2017. - 304 с.
Цели:
1. Формирование у учащихся 6 класса навыков использования городской среды как
образовательного ресурса для расширения знаний, развития познавательных интересов и
социализации;
2. Формирование у школьников «гибких» навыков, метапредметных умений, развитие
функциональной грамотности.;
3. Приобретение опыта осуществления социально значимых дел посредством участия в
местных проектах, освоение основ гражданской культуры;
4. Формирование положительного «я-образа», связанного с принадлежностью к городскому
сообществу и соотносимого с «мы-идентичностью».
Задачи:
1.
Познакомить учащихся с культурными, историческими и природными объектами
города.
2.
Развить навыки исследовательской деятельности через изучение городской среды.
3.
Сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
4.
Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
5.
Воспитать интерес к изучению родного города и его истории.
Методы и формы обучения: занятия-беседы, викторины, образовательные экскурсии по
городу, игры, исследовательские работы, проекты, выставка творческих работ, изучение
городской культуры, групповые обсуждения, практические занятия в городе.
Формы контроля: участие в конкурсах творческих работ, проектов и научно-
исследовательских работ, выполнение творческих и практических заданий.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
результаты
У обучающегося будут сформированы:
1) основы гражданской идентичности: учащийся осознает себя частью общества,
понимает свою ответственность за общее благополучие, испытывает гордость за свою
Родину и её историю.
2) эстетическое восприятие: учащийся умеет ценить красоту окружающего мира.
3) навыки саморазвития: учащийся проявляет интерес к изучению города, его истории и
культуры, стремится к самостоятельному поиску информации и новым знаниям.
4) социальные компетенции: учащийся эффективно взаимодействует с окружающим
миром, уважает традиции и культуру других народов, осознает значимость наследия
родного края.
5) активная жизненная позиция: учащийся готов участвовать в общественной жизни,
проявлять инициативу в решении социальных задач, заботиться о сохранении
культурного и природного наследия города.
Метапредметные
результаты
Обучающийся научится:
1)
Регулятивные УУД
Умение ставить цели и планировать свою деятельность.
Способность оценивать свои действия и корректировать их при необходимости.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
2)
Познавательные УУД
Развитие способности анализировать и систематизировать информацию.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки работы с различными источниками информации (карты, схемы, тексты).
Способность применять полученные знания в новых ситуациях.
3)
Коммуникативные УУД
Умение эффективно взаимодействовать в группе.
Навыки ведения диалога и аргументации своей точки зрения.
Способность слушать и учитывать мнение других.
Предметные результаты
Обучающийся узнает:
1) Основные исторические и культурные особенности города.
2) Значимые достопримечательности и памятники архитектуры.
3) Изучит образовательную ценность городской инфраструктуры и природных объектов.
4) Особенности городской среды и её влияние на жизнь людей.
Обучающийся научится:
1) Ориентироваться в городе с использованием карт и схем.
2) Анализировать и оценивать информацию о городе.
3) Применять полученные знания в повседневной жизни.
4) Исследовать городские объекты и явления.
Обучающийся сможет:
1) Выражать своё отношение к городу через творчество (рисунки, сочинения, проекты).
2) Участвовать в городских мероприятиях и проектах.
3) Соблюдать правила поведения в городской среде.
Содержание программы
Введение: Город как система. Понятие «городского пространства». Знакомство с основными
направлениями городских исследований. Интеллектуальная игра «Место, где я».
Раздел 1: Город как образовательное пространство. Краткая историческая справка о городе.
Знакомство с социокультурным городским пространством. Образовательная прогулка по
микрорайону. Составление карты персонального образовательного маршрута. Презентация работ.
Раздел 2: Музеи моего города. Изучение правил поведения в музее. Посещение местного городского
музея и выполнение заданий в маршрутном листе. Творческие задания на выбор (мини-рассказ от
лица одного из экспонатов, рекламный ролик городского музея, фотоколлаж, викторина).
Раздел 3: Городская фотография. Изучение основы городской фотографии. Организация
фотовыставки «Город моими глазами».
Раздел 4: Городской квест. Разработка маршрута. Создание заданий. Проведение городского квеста.
Раздел 5: Проектная деятельность. Знакомство с основными понятиями проектной деятельности.
Выбор темы мини-проекта. Составление плана реализации мини-проекта. Презентация работ.
Раздел 6. Природа в моем городе. Изучение местных природных объектов. Обсуждение
экологических проблем в городе. Разработка экскурсии по природным объектам города. Проведение
экскурсии. Выполнение творческих работ, посвященных природным достопримечательностям
города (видеорепортаж, фотоколлаж, статья в местной газете, викторина, туристический буклет,
видеоролик для туристов). Презентация работ.
Раздел 7. Городской проект. Выполнение творческих заданий на выбор (создание раскрасок из
городских фотографий, создание настольной игры о городе, создание видеоролика о городском
мероприятии, составление мини-книги местных кулинарных рецептов). Презентация работ.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Введение. Город как система.
1
2
Раздел 1. Город как образовательное пространство.
5
3
Раздел 2. Музеи моего города.
5
4
Раздел 3. Городская фотография.
3
5
Раздел 4. Городской квест.
4
6
Раздел 5. Проектная деятельность.
4
7
Раздел 6. Природа в моем городе.
7
8
Раздел 7. Городской проект.
5
Всего
34 часа
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Форма занятия
Дата проведения
1
Введение. Город как система.
1
Занятие-игра
2
Раздел 1. Краткая историческая
справка о г. Красный Сулин.
Знакомство с социокультурным
городским пространством.
1
Занятие-игра
3-4
Образовательная прогулка по
микрорайону «Чему учит улица?»
2
Учебная экскурсия
5
Составление карты персонального
образовательного маршрута.
1
Практикум
6
Публичная защита карты
персонального образовательного
маршрута.
1
Защита проектов
7
Раздел 2. Краткий обзор городских
музеев. Изучение правил
поведения в музее.
1
Занятие-игра
8-9
Посещение местного городского
музея.
2
Учебная экскурсия
10
Выполнение творческих заданий
на выбор.
1
Практикум
11
Презентация творческих проектов.
1
Защита проектов
12
Раздел 3. Изучение основы
городской фотографии.
1
Беседа
13-
14
Организация выставки «Город
моими глазами».
2
Практикум
15
Раздел 4. Разработка маршрута
городского квеста.
1
Практикум
16
Создание заданий для городского
квеста.
1
Практикум
17-
18
Проведение городского квеста.
2
Учебная экскурсия
19
Раздел 5. Знакомство с основными
понятиями проектной
деятельности.
1
Беседа
20-
21
Выбор темы мини-проекта.
Составление плана реализации
проекта.
2
Практикум
22
Презентация работ.
1
Защита проекта
23
Раздел 6. Изучение местных
природных объектов. Обсуждение
экологических проблем в городе.
1
Занятие-игра,
беседа
24-
25
Разработка экскурсии по
природным объектам города.
2
Практикум
26-
27-
28
Проведение экскурсии по
природным городским объектам
(Горное озеро, Горненский
заказник).
3
Учебная экскурсия
29
Презентация творческих работ,
посвященных природным
достопримечательностям города.
1
Защита проектов
30-
31
Раздел 7. Обобщение изученного
материала. Выбор формата
творческого проекта.
2
Беседа
32
Презентация плана реализации
творческого проекта.
1
Практикум
33
Сбор материала. Индивидуальная
консультация.
1
Практикум
34
Публичная презентация
творческих работ. Подведение
итогов курса.
1
Защита проектов
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся научатся использовать городскую среду для получения новых знаний.
2. Развит интерес к изучению истории, культуры и природы родного города.
3. Сформированы навыки исследовательской и проектной деятельности.
4. Улучшены коммуникативные и социальные навыки.
Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:
1) в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении
дополнительной литературы;
2) в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в
городе;
3) в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных
практических делах, исследованиях.
Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение
обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и
называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое
о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в
повседневной жизни.
Результаты программы будут оцениваться по уровню активности учащихся, качеству выполненных
проектов и их способности применять полученные знания в реальной жизни.
Материально-техническая база:
Оснащенный кабинет для проведения занятий.
Мебель: столы, стулья, магнитная доска.
Карты и планы г. Красный Сулин, краеведческая литература.
Мультимедийные средства обучения, компьютер, видеопроектор и экран.
Список литературы для педагога:
1. Закрой учебник, открой: методическое пособие / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В. Буланов [и
др.] [ред. А. Н. Россинская]. – Москва: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. –
112 с.
2. Горычева, С. Н. Образовательная урбанистика : учебное пособие / С. Н. Горычева, М. В. Звяглова,
Е. Ю. Игнатьева. – Москва: Изд-во МГПУ, 2019. – 204 с.
3. МАГИческий чемодан: методические материалы для педагогов и не только / под ред. А. Н.
Россинской, Е. С. Романичевой. - М.: Изд-во МГПУ, 2023. - 252 с.
4. Порозов, Р.Ю. Культурно-образовательное пространство города : монография / Р. Ю. Порозов. –
Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2016. – 174 с.
5. Читатель в городе: город как учебник – город как мастерская –город как место для творчества:
коллективная монография / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. - Москва: Изд-во Библиомир,
2017. - 304 с.
6. Андреев, Д.В. Вовлечение детей и подростков в городские проекты. Опыт проекта «Другой
Данилов». / Д.В. Андреев // Городские исследования и практики. - 2021. - 6(3). – С. 22-38.
7. Барсукова, Е.М. Школьное здание как социальный и культурный центр района: взгляд дизайнера/
Е.М. Барсукова // Образование и город: практики соучаствующего проектирования: сборник статей
по итогам Второго ежегодного международного симпозиума. Москва. 16-18 мая 2019 г. / под ред.
С.Н. Вачковой. - Москва: Экон-Информ, 2020. -С. 28-33.
8. Барсукова, Е.М. «Направо пойдешь – знания найдешь, налево пойдешь – компетенции
приобретешь…»: образовательные маршруты городских окраин/ Е.М. Барсукова, Е.М. Иванова А.Э.
Тер-Григорян // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Экон-Информ, 2019. -С. 143-156.
9. Буланов, М. В. Антиконференция как образовательная ситуация/ М.В. Буланов, В. С. Бараева //
Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская
деятельность: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (XXIV Всерос. науч.-практ. конф.),
Москва, 29–30 октября 2019 г. - Москва: Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2019. - С. 50–61.
10. Буланов, М. В. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий / М. В. Буланов,
А. Н. Россинская, Е. А. Асонова // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 6 (40). – С. 235-
245.
11. Желтухина, Т. Г. Художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами музейной
педагогики / Т. Г. Желтухина // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник научных статей
бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. - Т. 4. -
Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2021. - С. 29-37.
12. Игнатьева, Е.Ю. Образовательная урбанистика в контексте дидактики/ Е.Ю. Игнатьева, С.Н.
Горычева, М.В. Звяглова // Перспективы науки и образования. - 2022. - №4 (58). - С. 42-57.
13. Коровникова, Н.А. Образовательный потенциал современного города/ Н.А.Коровникова //
Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - №3. - С.60-78.
14. Масленникова, Т. В. Городской проект как ресурс открытого образовательного пространства / Т.
В. Масленникова // Современный учитель - взгляд в будущее: сборник научных статей,
Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет, 2022. – С. 185-187.
15. Мурзина, И.Я. Медиапроекты в русле прикладной (образовательной) урбанистики: теория и
практика/ И.Я. Мурзина // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. –
2023. - Т. 29. - № 4. - С. 126-137.
16. Мурзина, И. Я. Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества / И. Я. Мурзина //
Человек в мире культуры. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
17. Россинская, А. Н. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения/ А.Н.
Россинская, Е.А. Асонова // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ,
2018. - С. 35–46.
18. Россинская, А. Н. Как город может и должен изменить педагогическое образование/ А.Н.
Россинская, Е.А. Асонова, М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во
Экон-Информ, 2020. - С. 31–48.
19. Россинская, А. Н. Город как естественная среда образования/ А.Н. Россинская, Е.А. Асонова,
М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ, 2022. - С. 25–
38.
20.Россинская, А.Н. Подготовка учителей к сопровождению городских проектов подростков/ А.Н.
Россинская, М.В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. - Москва: Изд-во Экон-Информ,
2022. - С. 100-113.
21. Россинская, А.Н. Педагогическая оценка городских ресурсов/ А.Н. Россинская, Е.А. Асонова,
М.В. Буланов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023.- №2
(226). – С.33-42.