Напоминание

Психолого - педагогическое просвещение родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов


Автор: Стрельцова Анастасия Николаевна
Должность: Педагог-психолог, методист консультационного пункта
Учебное заведение: Змеиногорский детский сад "Улыбка" структурное подразделение МБОУ " Змеиногорский СОШ № 3"
Населённый пункт: Муниципальный округ Змеиногорский район, Алтайского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого - педагогическое просвещение родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Добрый день уважаемые коллеги, ряда

видеть вас всех на нашем семинаре.

Тема моего выступления: "Поддержка и

просвещение

родителей

(законных

представителей) воспитывающих детей с

ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов"

К

сожалению,

в

последнее

время

увеличилось

число

семей,

в

которых

рождаются

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Причины, по которым рождаются дети с

трудностями в обучении и проблемами в

развитии и здоровье различные, мы не

станем в это углубляться, но все мы

должны понимать, ребёнок, какой бы он

ни был, он имеет право на образование

(ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ")

Вот и приходят они в детский сад.

В

свою

очередь

мы

проводим

диагностическое обследование всех детей

(педагогическое,

логопедическое,

психологическое)

и

выявляем

такого

ребёнка. И тут, приходится сталкиваться с

проблемой

непринятия

и

отрицания

родителями

особенностей

развития

ребенка. Ситуация может развиваться в

трёх вариантах:

либо этот ребёнок продолжит посещать

детский

сад

и

обучаться

по

общеобразовательной программе;

второй

вариант

развития

событий,

когда

мы

направляем

родителей

с

ребёнком на ПМПК и комиссия ему

устанавливает программу, по которой

он будет обучаться; (статус у такого

ребёнка только ОВЗ)

третий вариант, когда родители начнут

активно заниматься лечением, пройдут

медико-социальную

экспертизу,

ребёнку установят диагноз, тогда он

получит статус "ребёнок-инвалид"

Семьи,

воспитывающие

детей

-

инвалидов, находятся в особо трудных

условиях и конечно же, нуждаются в

психологической помощи и поддержке

окружающих.

Некоторые

родители,

к

сожалению,

не

сразу

понимают

и

принимают, что ребёнок у них особенный,

ему

необходимо

уделять

больше

внимания, проходить лечение и создать

специальные

условия

для

получения

образования.

Преодоление трудностей на стадиях от

«отрицания» до «принятия» может стать

очень тяжёлым и затяжным процессом не

просто на несколько месяцев, но и на

несколько лет, и в это время, к сожалению,

ребёнок может не получать необходимой

помощи.

Процесс

принятия

-

это

именно

ПРОЦЕСС,

его

нельзя

искусственно

ускорить!

Да, общество не всегда и не везде

готово

принимать

детей

и

взрослых,

имеющих ограничения по здоровью, но

люди - социальные существа и построить

жизнь в изоляции не получится.

И

здесь

мне

бы

хотелось

плавно

перейти

к

программе

просвещения

родителей,

в

ней

имеется

4

раздел,

опираясь на который, мы можем грамотно

построить

просветительскую

работу

с

родителями особой категории детей.

Так как в каждом разделе программы

просвещения

родителей

предлагается

разобраться в главном, давайте тоже с

вами выясним,

что является главным в

этом разделе?

А главным в данном разделе выделено

понятие инклюзивное образование, то есть

обеспечение

равного

доступа

к

образованию для всех воспитанников, с

учётом

особых

образовательных

потребностей.

Далее

программа

нам

предлагает

вспомнить основные понятия, а вернее

просветить родителей:

-

кто

такие

дети-инвалиды

(имеет

нарушение

здоровья,

со

стойким

расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями

или

травмами, приводящими к ограничению

жизнедеятельности)

-дети

с

ОВЗ

(

имеет

недостатки

в

физическом

или

психологическом

развитии,

подтверждённые

ПМПК

и

препятствующие получению образования

без специально созданных условий);

Так

же

программа

просвещения

предлагает нам познакомить родителей в с

такими

понятиями

как:

ПМПК,

ППк,

специальные

условия,

АООП,

ИПРА,

коррекционно-развивающая работа.

Семья

должна

принимать

активное

участие в развитии особенного ребенка,

что

бы

обеспечить

непрерывность

коррекционно-восстановительного

процесса. Важно что бы родители дома

закрепляли полученные в детском саду

знания.

Мы,

в

свою

очередь

можем

использовать

темы

из

программы

просвещения родителей (готовых лекций

там естественно нет, составляем их сами,

так как дети встречаются с разными

особенностями

и

отклонениями

в

развитии.)

В работе с родителями детей с ОВЗ

следует больше обращать внимание не

столько на формы работы, т.к. они не

отличаются

от

работы

с

другими

родителями (консультации, беседа, мини-

лекции), сколько на содержание. Детям с

ОВЗ нужна коррекция, а родителям -

психологическая поддержка.

Таким

образом,

задачами

работы

с

родителями детей с ОВЗ и инвалидностью

являются:

оказание профессиональной помощи в

вопросах

воспитания

и

в

решении

возникающих проблем;

выбор стратегии взаимоотношений с

ребенком, учитывая его возрастные и

индивидуальные особенности, а также

структуру нарушения его развития;

подготовка

и

включение

родителей

(официальных представителей ребенка)

в

процесс

решения

коррекционно-

развивающих задач.

Установление

общения

с

родителями

осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных,

откровенных отношений с родителями. С

этой целью используется беседа.

Второй

этап

проводится

по

итогам

всестороннего обследования ребенка. НЕ

забываем взять согласие на обследование!

На этом этапе ставится следующая цель -

обсуждение

проблем

родителей,

их

отношения к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач:

- получение родителями информации о

воспитании и развитии ребенка;

-овладение

родителями

приёмами

взаимодействия с ребенком;

-умение родителей замечать и принимать

индивидуальные

особенности

ребенка;

-расширение

у

родителей

знаний,

касающихся игр, упражнений и других

видов взаимодействия и развития детей;

-индивидуальные

практикумы

по

обучению родителей совместным формам

деятельности

с

ребенком,

носящие

коррекционную направленность.

На

базе

нашего

детского

сада

организована работа консультационного

пункта, который

специализируется на

просвещении родителей, воспитывающих

особенных

деток.

За

время

работы

консультационного

пункта

нашими

специалистами

разработано

огромное

количество

консультаций,

памяток,

буклетов для родителей. Работа в целом

соответствует

программе

просвещения

родителей. С нашими разработками вы

можете ознакомиться.

Таким

образом,

повышение

компетентности

родителей

и

формирование у них адекватной оценки

состояния своего ребенка является одним

из главных результатов просветительской

работы.

Необходимо отметить, что только при

условии

активной

деятельности,

в

которую вовлечены все специалисты и

родители ребенка с ОВЗ можно достичь

целей:

повышения

педагогической

культуры у родителей и степени принятия

собственного ребёнка. А при наличии

должной

старательности,

терпения

и

сотрудничества

можно

достичь

положительных

результатов,

способствующих

улучшению

качества

жизни

ребенка.

Что,

собственно,

и

продиктовано общей целью программы

просвещения родителей.



В раздел образования