Автор: Потапова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярское художественное училище (техникум) имени В.И.Сурикова"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методические рекомендации по выполнению практического задания
Тема: «Копирование с гипсового элемента – «Глаз Давида»
Раздел: среднее профессиональное
КГБ ПОУ «Красноярское художественное училище (техникум) им. В.И.
Сурикова»
Методические рекомендации по выполнению практического задания
по теме «Копирование с гипсового элемента – «Глаз Давида»
Составитель: Ю.В. Потапова – преподаватель КГБ ПОУ «Красноярское
художественное училище (техникум) им. В.И. Сурикова».
Методические
рекомендации
по
выполнению
практического
задания
предлагается в помощь студентам для выполнения задания по дисциплине
Скульптура по теме «Копирование с гипсового элемента – «Глаз Давида»
Красноярск 2025 г.
Введение
Будущему преподавателю - художнику, необходимы знания, навыки и
умения развить художественный глазомер и ознакомится как формируется
объёмная деталь в пространстве.
Целями данной методической рекомендации являются выполнение
практического задания по построению гипсового элемента в круглой
скульптуре. Развитие наблюдательности, зрительной памяти и умение
использовать навыков лепки с натуры, соблюдения передачи точных
размеров с оригинала
.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого
имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических
материалов.
Скульптура
относится
к
пространственным
видам
изобразительного искусства: её образы требуют кругового осмотра с разных
точек зрения. Выразительность образа, передаётся контурной линией,
силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом
материала. В окружающей действительности студенты встречаются с
произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой,
скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся
понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное
изображение предмета в реальном пространстве, обогащает студента новыми
способами художественного видения. В отличие от живописи, графики,
образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это
вызывает у воспринимающего ощущение весомости,
вечности желания
прикоснуться
к
скульптуре,
понять
пластическую
форму.
Данные
методические рекомендации помогут справиться с выполнением данного
задания.
Изучение скульптуры значительно повышает качество таких предметов
как «Рисунок» и «Композиция». Повышая студентов мыслить, объёмно
усиливает визуальное восприятие окружающей предметной среды.
В результате освоения обучающийся должен
уметь:
владеть приемами академической лепки;
построить форму глаза;
вылепить точную копию глаза;
применять знания основ пластической анатомии на практике.
Задачи:
изучить форму и постараться максимально точно воспроизвести в
своей работе, проводя анализ между натурой и своей работай, считывая
силуэты с четырех основных сторон;
овладеть приёмами, поэтапного ведения работы;
научиться считывать и моделировать 3д объём;
овладеть навыками использования необходимыми инструментами и
материалами, применяемыми при выполнении работы: научиться,
максимально правдоподобно, передавать характер, объем и пропорции
детали.
«Лепка глаза Давида»
Перед началом лепки глаза, Вы должны прежде всего уделить внимание
анатомической конструкции, добившись в этом, насколько можно, более
правильного построения этой части, продолжайте работу так, как показано на
схемах чтобы посадить класс в глазницу нужно посмотреть в профиль
насколько глазной яблоко выступает.
Глазное яблоко располагается в глазнице. Лобная кость образуют
верхний край глазницы. Ясно выделяется лобно- скуловые отростки и
надбровная дуга. Часть нижнего края глазницы формирует скуловая кость,
глазница замыкается носовым отростком верхнечелюстной кости.
Глазница имеет форму неправильного прямоугольника, где находится
глазное яблоко, удерживаемое на месте четырьмя прямыми и двумя косыми
мышцами, которые совершенно скрытый от глаз, они окружают зрительный
нерв и интересует нас только потому, что с их помощью осуществляется
движение глазного яблока. Эти мышцы вращают глазное яблоко, двигают его
наружу, внутрь, вверх и вниз.
Глазное яблоко состоит из Большого шара, в него вставлен сегмент
меньшего шара выпуклый роговицы. Сквозь роговицу мы видим радужную
оболочку, в центре которой находится круглое отверстие - зрачок, который
кажется чёрным пятном и через который свет проникает внутрь глаза.
Возьмём яблоко удобно лежит в просторном глазницах, оно окружено
большим или меньшим количеством жировой ткани, которая заполняет
пустые места и углы впадин. Связь глазного яблока с веками осуществляется
с помощью свободной слизистой оболочки, которая позволяет векам легко
двигаться по поверхности глазного яблока. Мышцы глаза, изменяющую
форму его поверхности, а, следовательно, состоят из трёх мышц мышцы
поднимающие верхнее веко, мышцы напрягающие века, и круглая мышца
глаза. Веки образованы круглой мышцей глаза и складками кожи,
ограничивающие глазную щель. А наружный угол глаза место соединения
верхнего и нижнего века образует острый угол, от внутреннего угла
открывается слёзный проток. Мышца поднимающая верхнее веко, лежит
очень глубоко в глазнице и покрыта круглой мышцы глаза. Глазничная часть
круглой мышцы глаза оказывает значительное влияние на кожу, окружающая
часть лица её сокращение вызывает появление морщинок складок на коже у
внутреннего угла глаза.
При лепке глаза необходимо знать основные закономерности его
строения. Глаз располагается глазничной впадине. На передней поверхности
глазного яблока находится выпуклая роговица, которая служит причиной
изменения характера изгибы формы верхнего века. Изгиб верхнего века, в
зависимости от перемещения роговицы видоизменяется.
Правильно начинать с лепки гипсового глаза Давида, так как здесь
достаточно ясно и чётко выражена конструктивно анатомическая основа
формы, где нет случайных отвлекающих внимание мелочей: морщин, цвета,
зрачка и т. п, что присутствует на живой модели. Из-за своей белизны
обобщённая форма гипсовая модель имеет чёткие тональные градации, тем
самым давая возможность правильно понять форму и передать её в своей
работе, с помощью тона.
Переходя
к
лепке
глаза,
студентам
следует
ещё
раз
подробно
ознакомиться с закономерностями строения его формы. Как мы уже
говорили, глаз человека в своей основе есть шар, а веки являются Толстой
оболочкой этого шара. Верхние веко будет выступать вперёд потому. что под
ним располагается объёмная роговица, так
как она 1/3 роговицы
располагается под верхним веком, тогда как нижние веко остаётся в прежнем
положении, так как роговица слегка касается нижнем краем ,нижнее веко.
Важную роль в лепке играет объём надбровной дуги и её высота. Постепенно
уточняя пропорции нужно приближаться к реальной форме. Прежде чем
определить посадку глазного яблока, нужно набрать объём надбровной дуги.
Посадка глазного яблока в глазницу, происходит при повороте модели и
своей работы в профиль, тем самым смотрим насколько выступает глазное
яблоко относительно скуловой кости. Также смотрим ось глаза, которая
проходит от слизняка до края глаза, ось глаза индивидуальная особенность у
каждого глаза она может быть под разным наклоном, поэтому внимательно
смотрим на модель и
находим ось. Чётко придерживайтесь принципа
последовательной работы: от общего к частному и от частного к общему. В
начале нужно работать над общей формой, затем переходить к частностям.
Уточняя детали и вновь возвращаюсь к большой форме, и так далее.
Определив размер и посадку формы глазного яблока, можно начать намечать
веки. Вслед за толщиной века, проследите за характером формы разреза
глаза. На половину верхнего века, видим, что её очертания представляет
собой плавную дугообразную линию, идущую к уголку края глаза где она
порой проходит поверх уголка как бы накрывает часть нижнего века.
Обратить внимание, какая форма у слезника, очень напоминает по силуэту
мордочку дельфина. Под нижним и над верхним покровом век имеются
складки, которые подчёркивают форму скрытую от глаз, невидимую часть
глазного полушария. В пластике глаза, эта форма играет особенную роль.
Обратить внимание на разницу раскрытия верхней и нижней половины
разреза глаз относительно горизонтали. На схеме хорошо видно.
Таб.1
Таб.2
Таб.3
Таб.4
Таб.5
Таб.6
Таб.7 Таб.8
Инструменты и материалы:
1 Стеки;
2 Циркуль;
3 Пульверизатор;
4 Глина или пластилин скульптурный;
5 Скульптурный станок;
6 Доска или подставка под рельеф.
Этапы работы:
1
. Подготовьте рабочее место, материалы и инструменты;
2
. Наберите обобщенную массу (основа) длину и высоту берем с натуры
таб.6, таб.1;
3
. На обобщенной массе набираем объём - высоту и характер
надбровной дуги, размеры берем точные с оригинала пользуясь
циркулем таб.6, т.1;
4
. Когда набрана надбровная дуга, поворачиваем работу и модель в
профиль и проводим анализ насколько глазное яблоко выступает
вперед относительно скуловой кости таб.7,11;
5
. Набираем объём глазного яблока таб.11, т.1;
6
. Находим точное расположение слезника , применяя в помощь
циркуль или измеряем стеком ,размер от нижнего края основы до
слезника и от бокового края до слезника, далее намечаем верхнее веко
таб.6;
7
. Поворачиваем деталь в фас и находим осевую линию глаза, от
слезника до наружного угла глаза, которое формирует вернее и нижнее
веко таб.1;
8
. Измерение можно проводить как циркулем так и стеком;
9
.
Когда
найдена
точно
осевая
линия,
нужно
внимательно
проанализировать какой открывается силуэт глаза относительно осевой
линии таб. 1,2;
10 Когда поставлено глазное яблоко, намечен слезник верхнее и нижнее
веко, нужно найти ось радужки и зрачка, чтобы перейти к набору
радужки и задать правильные силуэты верхнего и нижнего века таб.9;
11 Постепенно уточняем и доводим форму до совершенства работая с
разных сторон поворачивая модель и свою работу в профиль, три
четверти, фас, с низу, так проверяем смотря на модель и свою работу,
также анализируем как видоизменяются силуэты и происходит форма
образование;
12
Далее постепенно уточняем и доводим форму до совершенства
скрупулезно анализируем форму таб.3.
т.1
т.2
т.3
таб.11
Таб.9 таб.10
Список литературы:
1. Чаркин А.. Жизнь в искусстве.- М: StandART, 2002.-166с.
2. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры –М: Искусство,1993-651с.
3. Лантери Э.Э «Лепка» М. 1963 «Издательство Академии Художеств
СССР».
4. Виппер Б.Р. «Введение в историческое развитие искусства. Раздел
скульптура». М. 2004 Аст -Пресс.
5. Браун К.У. «Скульптура. Энциклопедия» М. Издательство «АРТ-
РОДНИК», М. 2012.
6. Домогацкий В.Н. «О скульптуре» Советский художник М.1984.
7. Гнедич П.П. «История искусств». М. Эксмо 2007.