Напоминание

"Воплощение сценического образа в музыкальной постановке"


Автор: Ягудина Эльвира Рашитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Оренбурга
Наименование материала: Методическую разрабка
Тема: "Воплощение сценического образа в музыкальной постановке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Отдел Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение»

Методическая разработка

Тема: «Воплощение сценического образа в музыкальной

постановке»

(из опыта работы)

Направленность:

Художественно-эстетическая

Профиль деятельности:

Эстрадный вокал

Хореография

Актерское мастерство

Педагог дополнительного

образования:

Высшая квалификационная категория

Ягудина Эльвира Рашитовна

База – школа №72

г. Оренбург, 2017г

Вступительное слово:

Вокально-хореографическая студия «ПАЛИТРА» образована в результате

слияния

нескольких

направлений

эстрадного

жанра:

эстрадный

вокал,

актёрское мастерство, хореография.

В настоящее время это образовательный комплекс, в котором занимаются

около 50 учащиеся школы № 72, в возрасте 7-14 лет.

Сегодня

«Палитра»

-

востребованный

детский

вокально-

хореографический коллектив, который активно концертирует на сценических

площадках города.

Коллектив имеет отличный концертный репертуар, который состоит не

только

из

эстрадных,

но

и

народных,

джазовых

композиций.

Огромное

значение в коллективе уделяется и сольному мастерству, как ввокале , так и в

хореографии.

Воспитанники студии являются участниками, дипломантами и

лауреатами окружных, городских, и международных конкурсов. Коллектив

студии молодой и перспективно развивающийся.

Участие в концертах, победы на конкурсах – это не только работа и

заслуга педагогов и воспитанников, а также это большая

и плодотворная

помощь родителей.

Необходимо подчеркнуть, что мы существуем по принципу триединства:

ребенок – педагог- родитель. Важность каждого из этих звеньев огромна и

если одно из них выпадает, результат не будет полноценным. И мы, педагоги

прилагаем все силы, чтобы работать в содружестве с родителями.

Педагоги

студии

работают

по

комплексной

авторской

программе

«Звёздное

ассорти»,

которая

стала

победителем

городского

и

областного

конкурсов

авторских

программ.

Программа

включает

в

себя

нескольких

видов образовательной деятельности

таких как вокал, хореография, акт.

мастерство, постановка номера, сольфеджио. Такой синтез искусств дает

возможность полнее раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника

и получить обширные знания в области эстрадного исполнительства.

Целью программы

является развитие творческого потенциала

воспитанника, посредством интеграции комплекса музыкально-сценических

искусств.

Воплощение сценического образа - это одна из основных творческих и

педагогических задач нашей студии. И в данный момент мы рассматриваем

её в более широком спектре, т.е. от простой формы поющий человек перед

микрофоном, мы переходим к более сложным сценическим воплощениям.

Это эстрадный номер, литературно -музыкальная композиция, музыкально-

пластическая реприза и музыкальный спектакль, который объединяет в себе

различные формы исполнительского мастерства, будь-то вокальный номер

или танец, где музыка является основным путем, ведущим к воплощению

сценического образа, и наиболее доступным для ребенка. Основная задача

педагогов помочь ребенку объединить текст песни, музыку и танец в единую

театральную форму и донести её до зрителя.

Сценический образ складывается из двух составляющих

1.

Образ персонажа

-

по

внешней

технике

(речевая

характеристика,

пластическая,

вокальная, темпоритм существования на сцене, костюм, грим)

- по внутренней технике (набор характерных качеств, которым обладает

персонаж)

Способ отношения к зрительному залу:

- принцип четвертой стены;

- общение со зрителем;

2.

Образ спектакля складывается из

- идея (основная мысль);

- сверх задача (зачем?)

- жанр (эмоциональная окраска произведения);

- атмосфера (продиктована жанром);

- темпоритм спектакля (темп- внешняя, ритм –внутренная);

Сценический образ вокалиста, танцора или актера

ВОКАЛ:

Теперь рассмотрим с позиции вокала, т.е. вокальный номер – это не просто

певец, стоящий с микрофоном и исполняющий песню, а это номер, который

несет какую - то смысловую нагрузку, т.е. художественную ценность

Сценический образ вокалиста: складывается

- техника исполнения 1.история создание песни, авторы;

2. тема, содержание песни (знание текста)

3. интонация, дикция, артикуляция,

4. определение трудных мест;

-

пластическая

техника

(сценические

движения,

мимика,

жесты,

общение со зрителем, отношение исполнителя к произведению

Вокалисту при исполнении песни не обязательно придерживаться какой-то

определенной танцевальной техники, движения должны быть свободными и

соответствовать

характеру

песни,

но

обязательно

важно

учитывать

пространство сцены

- внешний облик, костюм;

- эмоциональная насыщенность (внутренняя и внешняя)

-психологическая

составляющая

(уверенность,

«страх

сцены»

непринужденность, харизма).

Любое выступление особенно для ребенка это стресс, для того, чтобы

удачно

выступить

на

концерте

или

спектакле,

конкурсе

певцу

важно

находится

в

состоянии

оптимальной

концертной

готовности.

По

трем

параметрам: физическому, эмоциональному и умственному, это повышает

психологическую устойчивость,

Уникальность нашей работы состоит в том, что в спектакле вокальные

номера очень ярко вливаются в сюжетную линию, но так же эти номера

могут

существовать

как

самостоятельное

и

законченное

произведение

эстрадного искусства.

«Ведь ценность и успех произведений малых форм основывается на их з а

к о н ч е н н о с т и. Если взять сейчас все вокальные номера спектакля и

посмотреть их вне этой программы, вне сюжета или перенести на другую

площадку,

то

они

будут

замечательно

смотреться

как

номера

с

ярким

началом

и

логическим

завершением

и,

конечно,

замечательны

по

своей

художественной структуре.

- внешний облик, костюм;

Наши ребята выступают на

разных площадках, поэтому еще один

неотъемлемый отличительный признак номера – это его мобильность. При

частой смене условий для выступления наши артисты не могут использовать

декорации

или

громоздкий

реквизит,

в

лучшем

случае

возможны

только

отдельные детали. Поэтому, «одна кепка или очки могут сыграть роль целой

декорации, дав точное обозначение места действия и эмоциональный сигнал

зрителю, чего ему ожидать: фарс, драму, клоунаду».

Еще одна составляющая, над которой мы трудимся и воплощаем в своих

номерах это импровизация

- эмоциональная насыщенность (внутренняя и внешняя)

Импровизация

для

артиста

это

удовольствие

и

свобода.

Новичкам

приходится немного сложнее, но при правильной

постановке вокального

номера,

где

педагог

берет

на

себя

ответственность

за

соответствующую

импровизацию

исполнителя,

дети

начинают

довольно

быст ро

ориентироваться в окружающей обстановке.

Мы

учим

наших

детей

элементам

импровизации.

Эстрадный

исполнитель часто может себе позволить импровизацию и нередко любим

зрителями именно за проявление смелости и оригинальности.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления:

- пение или выступление перед воображаемой аудиторией (самоанализ)

- генеральные прогоны; (прогоны нужно делать как можно чаще и стараться

достичь

того

чтобы

говоря

словами

К.С.

Станиславского

трудное

стало

привычным, привычное-легким, а легкое – приятным)

Главное,

что

мы

должны

поддерживать

у

воспитанников

это

желание

выступать перед зрителем, и общаться с ним посредством музыки

Хореография:

Сценический образ танцора: складывается

- музыка;

- тематическая идея;

-

рисунок и танцевальный текст

- техника исполнения

- внешний облик, костюм;

- артистизм

- игровые моменты

Основной задачей – создание актерского ансамбля, т.к. спектакль –лучшая

и единственная форма работы с партнером.

Этапы работы над спектаклем:

1.

Выбор

темы.

Мы

решили

остановится

на

новогодней

тематике,

в

преддверии нового года т.к новогодняя сказка – наиболее благодатный

материал, как для исполнителей так и для зрителей.

2.

Написание

сценария.

В

работе

студии

наиболее

удобным

создание

собственной драматургической основы, чтобы использовать в работе

уже готовые вокальные, хореографические номера. Эту новогоднюю

сказку мы сочинили сами.

3.

Репетиционная работа: которая включает в себя

- читка пьесы,

- распределение ролей;

- определение характеров и задач персонажей;

- отработка музыкальных номеров;

- репетиция отдельных сцен;

- черновой прогон спектакля;

- технический прогон спектакля;

- генеральный прогон;

- показ спектакля

4.

Анализ проделанной работы:

- анализ репетиционного этапа

- анализ показа

Воплощение сценического образа при постановке танцевальных

номеров.

Танец – это, прежде всего настроение. Настроение, передаваемое с

помощью музыки, пластики и создаваемого сценического образа. Главной

составляющей для создания сценического образа является музыка . Она

дает

танцу

ритмическую

основу,

определяет

ее

эмоциональный

строй,

характер, образную выразительность.

Так если музыка веселая, задорная, быстрая или лирическая и

плавная, то и образ нужно создавать соответствующий. Если берется

песенный музыкальный материал т.е со словами, в основном, для детей

младшего школьного возраста, то необходимо учитывать общий смысл

песни , при создания сценического образа. Создать сценический образ -

значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить определённую

тематическую идею.

Большое значение при постановке танцевального номера и создания

сценического образа имеет рисунок и танцевальный текст. Рисунок

танца

организует

движения

танцующих,

систематизирует

их.

Различные

построения и перестроения оказывают на зрителя определенное воздействие,

и при постановке необходимо добиться того, чтобы рисунок танца наиболее

полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в

номере.

Например,

плавное,

неторопливое

развитие

рисунка,

соответствующее музыке, невидимые движения ног, плавные движения

рук, корпуса, головы, рождают перед зрителем образ лебедушки, снежинок,

весны, цветов и т.п. Динамичные, задорные движения, частая смена

рисунков,

разнообразие

танцевального

текста,

воплощают

соответствующие

образы танца (явления

природы,

народные

гуляния,

детские танцы –шутки и.т.п )

В качестве примера, можно разобрать танцевальную зарисовку

«Ярмарка». Здесь музыкальный

материал

передает

общий

смысл

номера. Характер танца – веселый, задорный.

Сценический образ раскрывается по средствам танцевального

рисунка ( динамичные построений и перестроений) танцевального текста

( элементов, комбинации

народно-

сценического

танца)

атрибутов

(ленточек, карусели), мимики и актерского мастерства исполнителей . В

этом

номере, танцующие

передают

настроение

ярмарки, народных

гуляний, воплощая данный сценический образ. Таким образом, целиком

и полностью сценического образа раскрывается через пластику ,

танец , мимику, актерское мастерство , музыку, костюм и художественное

оформление сцены .

Непосредственно на самих уроках хореографии, на первых годах

обучения ,

внимание

так

же

уделяется

раскрытию

и передаче

сценического

образа, с

помощью

игровых

моментов .

Учащиеся

пытаются воплотить определенные образы по средствам пластики своего

тела под музыку. С этой целью используются игры на импровизацию и

ассоциацию такие как «Магазин игрушек », « Угадай-ка» когда дети под

музыку показывают определенные образы ( кукла, балерина, снежинка,

робот, котенок, щенок и т. п.) пользуясь изученным набором движений,

соответствующим данному образу. На самом деле, ребенок способен

раскрыть разнообразные образы , по средством своего воображения,

танца и музыки. Немаловажно, что это не только развивает творческое

воображение, но и раскрепощает (ребенок не стесняется показать себя

перед другими детьми) развивает интерес при постановке сюжетно-

образных номеров, когда за основу берутся образы, используемые на

уроках хореографии. ( например, танец кукол, котят, индейцев) Дети, с

помощью игр, подсказывают какие- то новые танцевальные решения.

Артист, будь то певец или танцор должен быть уверенной в себе

личностью,

с

собственной

манерой

исполнения

и

творческим

началом.

Нельзя исполнять произведение, петь о предмете и чувствах в которые ты не

веришь

или

не

понимаешь,

исполнение

не

будет

искренним

и

не

будет

вызывать эмоционального ответа у публики. Осмысление образа ведет к

творчеству,

но

в

тоже

время

творческую

идею

легко

сделать

культом,

исказить

и

занизить

восприятие

жизни,

поэтому

ориентировать

детей

необходимо на высшие культурные ценности.

Все это непростые задачи и их решение требует длительного периода

времени.

И только начав с самых азов исполнительской техники, можно достичь

желаемого результата.



В раздел образования