Автор: Ягудина Эльвира Рашитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Оренбурга
Наименование материала: Методическую разрабка
Тема: "Воплощение сценического образа в музыкальной постановке"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Отдел Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение»
Методическая разработка
Тема: «Воплощение сценического образа в музыкальной
постановке»
(из опыта работы)
Направленность:
Художественно-эстетическая
Профиль деятельности:
Эстрадный вокал
Хореография
Актерское мастерство
Педагог дополнительного
образования:
Высшая квалификационная категория
Ягудина Эльвира Рашитовна
База – школа №72
г. Оренбург, 2017г
Вступительное слово:
Вокально-хореографическая студия «ПАЛИТРА» образована в результате
слияния
нескольких
направлений
эстрадного
жанра:
эстрадный
вокал,
актёрское мастерство, хореография.
В настоящее время это образовательный комплекс, в котором занимаются
около 50 учащиеся школы № 72, в возрасте 7-14 лет.
Сегодня
«Палитра»
-
востребованный
детский
вокально-
хореографический коллектив, который активно концертирует на сценических
площадках города.
Коллектив имеет отличный концертный репертуар, который состоит не
только
из
эстрадных,
но
и
народных,
джазовых
композиций.
Огромное
значение в коллективе уделяется и сольному мастерству, как ввокале , так и в
хореографии.
Воспитанники студии являются участниками, дипломантами и
лауреатами окружных, городских, и международных конкурсов. Коллектив
студии молодой и перспективно развивающийся.
Участие в концертах, победы на конкурсах – это не только работа и
заслуга педагогов и воспитанников, а также это большая
и плодотворная
помощь родителей.
Необходимо подчеркнуть, что мы существуем по принципу триединства:
ребенок – педагог- родитель. Важность каждого из этих звеньев огромна и
если одно из них выпадает, результат не будет полноценным. И мы, педагоги
прилагаем все силы, чтобы работать в содружестве с родителями.
Педагоги
студии
работают
по
комплексной
авторской
программе
«Звёздное
ассорти»,
которая
стала
победителем
городского
и
областного
конкурсов
авторских
программ.
Программа
включает
в
себя
нескольких
видов образовательной деятельности
таких как вокал, хореография, акт.
мастерство, постановка номера, сольфеджио. Такой синтез искусств дает
возможность полнее раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника
и получить обширные знания в области эстрадного исполнительства.
Целью программы
является развитие творческого потенциала
воспитанника, посредством интеграции комплекса музыкально-сценических
искусств.
Воплощение сценического образа - это одна из основных творческих и
педагогических задач нашей студии. И в данный момент мы рассматриваем
её в более широком спектре, т.е. от простой формы поющий человек перед
микрофоном, мы переходим к более сложным сценическим воплощениям.
Это эстрадный номер, литературно -музыкальная композиция, музыкально-
пластическая реприза и музыкальный спектакль, который объединяет в себе
различные формы исполнительского мастерства, будь-то вокальный номер
или танец, где музыка является основным путем, ведущим к воплощению
сценического образа, и наиболее доступным для ребенка. Основная задача
педагогов помочь ребенку объединить текст песни, музыку и танец в единую
театральную форму и донести её до зрителя.
Сценический образ складывается из двух составляющих
1.
Образ персонажа
-
по
внешней
технике
(речевая
характеристика,
пластическая,
вокальная, темпоритм существования на сцене, костюм, грим)
- по внутренней технике (набор характерных качеств, которым обладает
персонаж)
Способ отношения к зрительному залу:
- принцип четвертой стены;
- общение со зрителем;
2.
Образ спектакля складывается из
- идея (основная мысль);
- сверх задача (зачем?)
- жанр (эмоциональная окраска произведения);
- атмосфера (продиктована жанром);
- темпоритм спектакля (темп- внешняя, ритм –внутренная);
Сценический образ вокалиста, танцора или актера
ВОКАЛ:
Теперь рассмотрим с позиции вокала, т.е. вокальный номер – это не просто
певец, стоящий с микрофоном и исполняющий песню, а это номер, который
несет какую - то смысловую нагрузку, т.е. художественную ценность
Сценический образ вокалиста: складывается
- техника исполнения 1.история создание песни, авторы;
2. тема, содержание песни (знание текста)
3. интонация, дикция, артикуляция,
4. определение трудных мест;
-
пластическая
техника
(сценические
движения,
мимика,
жесты,
общение со зрителем, отношение исполнителя к произведению
Вокалисту при исполнении песни не обязательно придерживаться какой-то
определенной танцевальной техники, движения должны быть свободными и
соответствовать
характеру
песни,
но
обязательно
важно
учитывать
пространство сцены
- внешний облик, костюм;
- эмоциональная насыщенность (внутренняя и внешняя)
-психологическая
составляющая
(уверенность,
«страх
сцены»
непринужденность, харизма).
Любое выступление особенно для ребенка это стресс, для того, чтобы
удачно
выступить
на
концерте
или
спектакле,
конкурсе
певцу
важно
находится
в
состоянии
оптимальной
концертной
готовности.
По
трем
параметрам: физическому, эмоциональному и умственному, это повышает
психологическую устойчивость,
Уникальность нашей работы состоит в том, что в спектакле вокальные
номера очень ярко вливаются в сюжетную линию, но так же эти номера
могут
существовать
как
самостоятельное
и
законченное
произведение
эстрадного искусства.
«Ведь ценность и успех произведений малых форм основывается на их з а
к о н ч е н н о с т и. Если взять сейчас все вокальные номера спектакля и
посмотреть их вне этой программы, вне сюжета или перенести на другую
площадку,
то
они
будут
замечательно
смотреться
как
номера
с
ярким
началом
и
логическим
завершением
и,
конечно,
замечательны
по
своей
художественной структуре.
- внешний облик, костюм;
Наши ребята выступают на
разных площадках, поэтому еще один
неотъемлемый отличительный признак номера – это его мобильность. При
частой смене условий для выступления наши артисты не могут использовать
декорации
или
громоздкий
реквизит,
в
лучшем
случае
возможны
только
отдельные детали. Поэтому, «одна кепка или очки могут сыграть роль целой
декорации, дав точное обозначение места действия и эмоциональный сигнал
зрителю, чего ему ожидать: фарс, драму, клоунаду».
Еще одна составляющая, над которой мы трудимся и воплощаем в своих
номерах это импровизация
- эмоциональная насыщенность (внутренняя и внешняя)
Импровизация
для
артиста
–
это
удовольствие
и
свобода.
Новичкам
приходится немного сложнее, но при правильной
постановке вокального
номера,
где
педагог
берет
на
себя
ответственность
за
соответствующую
импровизацию
исполнителя,
дети
начинают
довольно
быст ро
ориентироваться в окружающей обстановке.
Мы
учим
наших
детей
элементам
импровизации.
Эстрадный
исполнитель часто может себе позволить импровизацию и нередко любим
зрителями именно за проявление смелости и оригинальности.
Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления:
- пение или выступление перед воображаемой аудиторией (самоанализ)
- генеральные прогоны; (прогоны нужно делать как можно чаще и стараться
достичь
того
чтобы
говоря
словами
К.С.
Станиславского
трудное
стало
привычным, привычное-легким, а легкое – приятным)
Главное,
что
мы
должны
поддерживать
у
воспитанников
–
это
желание
выступать перед зрителем, и общаться с ним посредством музыки
Хореография:
Сценический образ танцора: складывается
- музыка;
- тематическая идея;
-
рисунок и танцевальный текст
- техника исполнения
- внешний облик, костюм;
- артистизм
- игровые моменты
Основной задачей – создание актерского ансамбля, т.к. спектакль –лучшая
и единственная форма работы с партнером.
Этапы работы над спектаклем:
1.
Выбор
темы.
Мы
решили
остановится
на
новогодней
тематике,
в
преддверии нового года т.к новогодняя сказка – наиболее благодатный
материал, как для исполнителей так и для зрителей.
2.
Написание
сценария.
В
работе
студии
наиболее
удобным
создание
собственной драматургической основы, чтобы использовать в работе
уже готовые вокальные, хореографические номера. Эту новогоднюю
сказку мы сочинили сами.
3.
Репетиционная работа: которая включает в себя
- читка пьесы,
- распределение ролей;
- определение характеров и задач персонажей;
- отработка музыкальных номеров;
- репетиция отдельных сцен;
- черновой прогон спектакля;
- технический прогон спектакля;
- генеральный прогон;
- показ спектакля
4.
Анализ проделанной работы:
- анализ репетиционного этапа
- анализ показа
Воплощение сценического образа при постановке танцевальных
номеров.
Танец – это, прежде всего настроение. Настроение, передаваемое с
помощью музыки, пластики и создаваемого сценического образа. Главной
составляющей для создания сценического образа является музыка . Она
дает
танцу
ритмическую
основу,
определяет
ее
эмоциональный
строй,
характер, образную выразительность.
Так если музыка веселая, задорная, быстрая или лирическая и
плавная, то и образ нужно создавать соответствующий. Если берется
песенный музыкальный материал т.е со словами, в основном, для детей
младшего школьного возраста, то необходимо учитывать общий смысл
песни , при создания сценического образа. Создать сценический образ -
значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить определённую
тематическую идею.
Большое значение при постановке танцевального номера и создания
сценического образа имеет рисунок и танцевальный текст. Рисунок
танца
организует
движения
танцующих,
систематизирует
их.
Различные
построения и перестроения оказывают на зрителя определенное воздействие,
и при постановке необходимо добиться того, чтобы рисунок танца наиболее
полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в
номере.
Например,
плавное,
неторопливое
развитие
рисунка,
соответствующее музыке, невидимые движения ног, плавные движения
рук, корпуса, головы, рождают перед зрителем образ лебедушки, снежинок,
весны, цветов и т.п. Динамичные, задорные движения, частая смена
рисунков,
разнообразие
танцевального
текста,
воплощают
соответствующие
образы танца (явления
природы,
народные
гуляния,
детские танцы –шутки и.т.п )
В качестве примера, можно разобрать танцевальную зарисовку
«Ярмарка». Здесь музыкальный
материал
передает
общий
смысл
номера. Характер танца – веселый, задорный.
Сценический образ раскрывается по средствам танцевального
рисунка ( динамичные построений и перестроений) танцевального текста
( элементов, комбинации
народно-
сценического
танца)
атрибутов
(ленточек, карусели), мимики и актерского мастерства исполнителей . В
этом
номере, танцующие
передают
настроение
ярмарки, народных
гуляний, воплощая данный сценический образ. Таким образом, целиком
и полностью сценического образа раскрывается через пластику ,
танец , мимику, актерское мастерство , музыку, костюм и художественное
оформление сцены .
Непосредственно на самих уроках хореографии, на первых годах
обучения ,
внимание
так
же
уделяется
раскрытию
и передаче
сценического
образа, с
помощью
игровых
моментов .
Учащиеся
пытаются воплотить определенные образы по средствам пластики своего
тела под музыку. С этой целью используются игры на импровизацию и
ассоциацию такие как «Магазин игрушек », « Угадай-ка» когда дети под
музыку показывают определенные образы ( кукла, балерина, снежинка,
робот, котенок, щенок и т. п.) пользуясь изученным набором движений,
соответствующим данному образу. На самом деле, ребенок способен
раскрыть разнообразные образы , по средством своего воображения,
танца и музыки. Немаловажно, что это не только развивает творческое
воображение, но и раскрепощает (ребенок не стесняется показать себя
перед другими детьми) развивает интерес при постановке сюжетно-
образных номеров, когда за основу берутся образы, используемые на
уроках хореографии. ( например, танец кукол, котят, индейцев) Дети, с
помощью игр, подсказывают какие- то новые танцевальные решения.
Артист, будь то певец или танцор должен быть уверенной в себе
личностью,
с
собственной
манерой
исполнения
и
творческим
началом.
Нельзя исполнять произведение, петь о предмете и чувствах в которые ты не
веришь
или
не
понимаешь,
исполнение
не
будет
искренним
и
не
будет
вызывать эмоционального ответа у публики. Осмысление образа ведет к
творчеству,
но
в
тоже
время
творческую
идею
легко
сделать
культом,
исказить
и
занизить
восприятие
жизни,
поэтому
ориентировать
детей
необходимо на высшие культурные ценности.
Все это непростые задачи и их решение требует длительного периода
времени.
И только начав с самых азов исполнительской техники, можно достичь
желаемого результата.