Напоминание

"Техническое развитие учащихся младших классов фортепиано с применением методики Е.А.Олерской"


Автор: Горлова Виктория Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 25
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Техническое развитие учащихся младших классов фортепиано с применением методики Е.А.Олерской"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая статья преподавателя фортепиано высшей квалификационной

категории Горловой В.В.

«Техническое развитие учащихся младших классов фортепиано

с применением методики Е. А. Олерской.»

Данная статья посвящена знакомству и внедрению методики Е.А.

Олерской в процесс обучения фортепиано для учащихся младших классов. Я

представлю основные принципы данной методики, её влияние на

техническое развитие детей, а также приведу практические рекомендации

для педагогов, стремящихся улучшить качество преподавания.

Я надеюсь, что представленный мною анализ материала станет полезным

инструментом для преподавателей, желающих обогатить свой арсенал

методических приемов и создать более эффективную образовательную среду

для своих учеников.

Современное музыкальное образование требует от педагогов поиска

новых подходов и методик, способствующих эффективному развитию

учащихся. В частности, обучение игре на фортепиано в младших классах

представляет собой задачу, требующую как творческого, так и системного

подхода. Методика Е.А. Олерской, основанная на принципах разделения

изучения нотной грамоты и технических формул, демонстрирует высокую

эффективность в формировании как технических навыков так и

музыкальной грамотности у детей.

Методика Е.А. Олерской базируется на принципе : игра с показа,

отработка технических формул на пьесах, написанных автором (Е. А.

Олерской) и параллельное изучение нот и ритма по отдельным сборникам:

ПЬЕСЫ-УПРАЖНЕНИЯ:

Сборник "Ручные пьесы-упражнения" (176 страниц) - более 150 пьес

упражнений, 70 из них с фонограммами.

Сборник "Сказки" 33 пьесы-упражнения на поступенные гаммообразные,

пятипальцевые и хроматические пассажи, 30 из них с фонограммами.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НОТ:

Книга-практикум «Его Величество Ритм»

«Ритмические карточки».

«Школа чтения нот» 1 часть

«Школа чтения нот» 2 часть

«Азбука нот для маленьких»

Сборник "Около азбуки. Басовый ключ"

Сборник "Около азбуки. Скрипичный ключ».

Остановимся подробнее на сборнике «Ручные пьесы-упражнения».

1. «Ручные пьесы-упражнения» созданы таким особым образом, что их легко

выучить без нот, с показа. Они четко структурно выстроены. В основе

каждой из них заложена формула, основанная на конкретных элементах и

развернутая по определенному принципу. Ни одна пьеса не сочинялась в

свободном творческом устремлении и каждая написана так, чтобы ребенок

мог выучить её, поняв и запомнив закономерности текста, не пользуясь

нотной записью. Именно благодаря умышленно ясной, простой структуре

ручных пьес, они выучиваются легче и быстрее обычных. А это как раз и

необходимо в период формирования основ пианистического аппарата.

2. Каждая пьеса направлена на постановку того или иного исполнительского

навыка: игры одним пальцем, соединения двух пальцев на легато, постановки

первого и пятого пальцев, трезвучий и так далее - на все элементы техники

юного пианиста.

3. Музыкальный материал пьес опирается на какие-либо теоретические

структуры. Так, теория включается в служение практике с первых недель

занятий, формируя правильную тенденцию.

4. Все пьесы носят обучающий характер. Автор дает право педагогу

видоизменять нотный текст пьес в зависимости от потребности учебных

задач и индивидуальной особенности школьника.

5. Большинство пьес первого года обучения, часть пьес второго и третьего –

снабжены фонограммами, написанными в симфоническом, камерном,

народном, эстрадном и других стилях. Исполнение пьес с фонограммой

интересно ученику. Ребёнок сразу же вовлекается в активный творческий

процесс, чувствует себя частью музыкального целого, слышит исполняемые

им простенькие музыкальные мотивы в контексте богатой музыкальной

фактуры.

Игра с фонограммой формирует метро - ритмическую стабильность,

воспитывает дисциплину исполнения – отсутствие остановок, запинок,

раздумываний и т.д. У начинающего музыканта формируется умение

мыслить и играть в среднем и быстром темпе. Фонограмма, как бы

«подтягивает», ускоряет мыслительный процесс, не дает излишне

расслабиться, рассредоточиться и, таким образом, развивает концентрацию

внимания – основу основ любой успешной деятельности. Фонограммы

делают возможным участие в концертах совсем юных музыкантов. Ведь даже

самая незамысловатая пьеска с оркестровым аккомпанементом звучит

интересно. Всё это положительно влияет на мотивацию школьника, а

высокая мотивация – это ключ к новым достижениям.

6. Практика ручных пьес дает возможность целенаправленно и в более

короткие сроки сформировать первоначальные навыки исполнения, такие

как: фортепианная техника, грамотное чтение нот, развитая ритмическая

культура, осознанное отношение к небанальному звукоизвлечению и

выразительной игре, опыт владения педалью. Всё это строит прочную основу

для дальнейшего музыкально-технического и музыкально-интеллектуального

развития учащегося, готовит его к серьёзной работе над изучением

классических произведений.

7. Обучение с помощью ручных пьес, экономит время, затрачиваемое на

разбор. Эти сбереженные минуты с успехом вкладываются в изучение ритма,

интенсивному приобретению опыта чтения нот по соответствующим

азбукам, в работу над техникой, звуком и выразительностью исполнения

музыкальных произведений, причем, не время от времени, а в системе - на

каждом уроке.

8. Ручные пьесы помогают сделать процесс начального освоения

инструмента интенсивным и буквально оживить стартовый период! Ведь

именно первые 2-3 года, как правило, являются для ребенка скучными,

тяжелыми и приносящими в большинстве случаев неяркий, скудный

результат, становящимся вследствие своей незначительности,

демотивирующим. Классические пьесы в подавляющем большинстве

предназначены для изучения их по нотам. Их тоже можно и нужно первое

время учить с показа. Хотя это и сложнее, чем в случае с ручными пьесами,

знакомиться с ними необходимо. Не страшно, на мой взгляд, что количество

изучаемых классических произведений первые 2 – 3 года будет при таком

подходе небольшим. Ведь уже к четвертому классу объём классики

достигнет традиционных требований, но качество исполнения и уровень

сложности исполняемых пьес будет выше, благодаря развитой технике,

культуре звукоизвлечения, ритмической и нотной грамотности.

Вот что говорит сам автор об использовании ее метода: «Традиционная

методика обучения музыке в России имеет богатейшие корни, и уже

принесла миру огромное количество прекрасных музыкантов, гениальных

художников звука – исполнителей, композиторов, музыковедов. Мне горько

осознавать, что трудности начального периода серьёзно тормозят

возможность огромного числа детей хотя бы приблизиться к тому уровню, на

котором можно было бы пользоваться неисчерпаемым богатством знаний,

накопленным отечественной школой музыкального исполнительства.

Большинство учащихся «застревают» в самом начале, и вход в прекрасный

мир музыки остается для них закрытым навсегда. Многотысячная армия

недовольных музыкальными школами родителей, когда-то самих прошедших

через эту мучительную неудовлетворённость, растёт. Процент выпускников

школ, научившихся хорошо играть на музыкальном инструменте, читать

ноты, любящих и понимающих музыку по-прежнему невысок, и даже имеет

тенденцию к понижению. Эти печальные обстоятельства заставили меня на

несколько лет изменить свои творческие планы и воплотить идею об ином

подходе к начальному музыкальному образованию. По моему мнению, такое

начало имеет несравнимо больше шансов вывести учащегося на

профессиональную дорогу, где он сможет примкнуть к сокровищнице

музыкальных творений, накопленных веками великими музыкантами мира. А

те, кто не имеет намерений стать музыкантом, по крайней мере, научатся

технично и выразительно музицировать, исполнять понравившиеся ему

пьесы по нотам, получать радость от сопричастности музыке.»

Несколько слов о многозадачности. Многозадачность сама по себе –

явление для деятельности пианиста естественное. Более того, возможно

именно многозадачность и является одним из тех волшебных пунктов,

которые развивают интеллект ребёнка, обучающегося фортепианной игре.

Хочешь не хочешь, а приходится следить одновременно за многими

параметрами, да ещё делать это в определённом ритме и в едином темпе.

Совершенно невозможно научиться играть на фортепиано и не столкнуться с

многозадачностью, обойти её или перехитрить. Игра на фортепиано - это

высокоорганизованная интеллектуальная и физическая деятельность,

состоящая из множества элементов, связанных с памятью, координацией,

способностью расшифровывать знаки, способностью мыслить и

организовывать движения в строгих временных отрезках, деятельность,

задействующая широкий спектр эмоций, способность внутреннего их

переживания и воплощения в музыкальных художественных образах,

деятельность, опирающаяся на знания, не применяемые в обычной

повседневной практике, а сугубо специфические, профессиональные.

Однако на первых порах обучения многозадачность мешает. Мешает и

сама по себе, и в том смысле, что не даёт спокойно, шаг за шагом разобраться

с отдельными проблемами, возникающими в процессе обучения.

Многозадачность – это самая большая трудность, с которой сталкивается

начинающий пианист. Только он исправил аппликатуру, оказывается, что

допустил ошибку в ритме, исправил ритм, а про диез забыл, исправил ноту -

рука зажалась, и так бесконечно! В общем, ребёнок теряется от всего этого

калейдоскопа новых и не до конца понятных вещей, навык по отношению к

которым, у него, конечно же, пока отсутствует. В итоге дети долго

испытывают трудности с ритмом, техникой, нотами. И очень сильно мешает

многозадачность начинающим пианистам в вопросе осмысления и

понимания того, что они делают и, в частности, того, что им задают на дом.

Чтобы понять целое, нужно хотя бы на базовом уровне понимать, из чего оно

состоит.

Но проблема заключается не в самой многозадачности, а в том, что с

самого начала обучения все задачи включаются в его программу вместе,

разом, в то время как ученик ещё не умеет справляться с каждой задачей в

отдельности! Виной этому является зацикленность программы на репертуаре

с первых лет обучения , а не на учебной конкретике.

Когда мы начинаем обучать ребёнка, с первых шагов ориентируясь на

репертуар, и разучивая произведения по нотам с первого класса – то мы

лишаем ребёнка возможности внимательно ознакомиться с каждым аспектом

новой для него деятельности, сделать это планомерно, шаг за шагом. А

происходит это в хаосе, когда разнообразные трудности «толкают» друг

друга, и когда освоение одной задачи мешает пониманию другой. Таким

образом, деятельность, состоящая из нескольких простых элементов,

превращается в запутанный клубок с множеством узелков, а ученики средних

и слабых способностей в первые три-четыре года играют так беспомощно,

что испытывать при этом какие-то эмоции, кроме тоски, могут только самые

убеждённые оптимисты.

Методика «Ручные пьесы-упражнения» предлагает на начальном этапе

отделить друг от друга игру на инструменте, ритм и изучение нот настолько,

насколько это возможно. Формирование навыков игры опирается на игру

специальных пьес-упражнений, разучиваемых, как упражнения – по

повторяющимся формулам, ритм изучается по учебнику «Его Величество

Ритм», ноты – по нотным азбукам. При таком подходе ребёнок воспринимает

информацию и приобретает навыки более осознанно и справляется с

задачами легче. Кроме того, это положительно влияет на готовность

учащихся больше и эффективнее заниматься дома. Домашняя работа может

быть большой, но состоящей из простых задач – и ребёнок готов её сделать.

Однако если задание даже совсем маленькое, но трудно координируемое его

неопытным детским умом, ребёнок будет сопротивляться.

У разделения задач в педагогическом отношении есть ещё один, быть

может, наиболее глубокий смысл. Интеллектуальные, ритмические и

технические данные у одного и того же ребёнка зачастую имеют

неодинаковый уровень. Например, технические способности у многих детей

развиваются быстрее, чем интеллект. Либо, наоборот, слишком слабые от

природы руки, плохая координация при хорошей памяти и интеллекте могут

вывести вперёд навык чтения нот. А очень слабое природное чувство ритма,

если работу над ним не обособить в начале обучения, будет тормозить весь

процесс.

Когда мы имеем дело с одарёнными детьми, то их интеллектуальные,

координационные, физические (по отношению к фортепианной игре)

способности, как правило, выровнены. Но стоит только какому-то одному

аспекту быть не на высоте, как вся «упряжка» развития навыков, начинает

страдать. Если же мы в начале отделим одно от другого, то мы, во-первых,

дадим сильным качествам вырваться вперёд, во-вторых, дадим ребёнку без

стрессов разобраться с тем, в чём он не силён от природы. Мы, конечно всё

равно столкнёмся с многозадачностью, когда начнём постепенно соединять

элементы. Но пусть хотя бы ученик успеет до этого момента достичь

определённых результатов в каждой отдельной области обучения, чтобы ему

было на что опираться.

Итак, разделяем! Отдельно – игра, отдельно – ритм, отдельно – ноты.

Игра –без нотной записи, ритм – по специальной книге, ноты – по нотным

азбукам.

То есть, учимся всему этому по-отдельности, а потом уже объединяем.

И вот тут мы встречаемся с необычным препятствием. Его нет в реальности,

однако оно есть в иллюзиях, в сложившемся стереотипе и вселяет

необъяснимый ужас в приверженцев традиционной системы. А именно –

страх перед продолжительным безнотным обучением. Но ноты изучаются!

Только сначала ребенок читает их по нотным азбукам, и лишь обретя навык,

переносит его в разучивание пьес. Вопреки опасениям, опыт показывает, что

большинство учеников перешли в нотный период мягко и уверенно.

Для ребёнка с обычными среднестатистическими и слабыми

способностями – продолжительный безнотный период – это единственный

путь достижения более или менее адекватной скорости и эффективности

обучения на начальном этапе. Ведь чаще всего такие ученики долго не могут

научиться нормально читать нотный текст, и за это неумение цепляется весь

учебный процесс так, что мы основательно застреваем на самом входе в

прекрасный мир музыки. Ребёнок вместо того, чтобы тренироваться дома в

доступном и понятном, занимается болезненными попытками прорваться

через недружелюбные заросли препятствий.

Текст пьес-упражнений проблем не содержит, так как основывается на

повторяющихся элементах, а поэтому всё внимание уходит на отработку

техники. Когда пьеса выучена, к работе периодически подключаются

фонограммы.

Фонограмма вынуждает ребёнка добиваться результата в домашней

работе. Ведь попробуй-ка, сыграй пьесу с фонограммой, если текст плохо

выучен. Вот и тренируется ребёнок дома, повторяет и повторяет, чтобы

получилось сыграть с фонограммой.

И вот что ещё очень важно. Пока он играет без фонограммы, он даже и не

знает, что пьеса недоучена – ну, подумаешь, замедлил пару раз, чуть

задумался на сложных моментах, где-то ритм не так сыграл – начинающий

пианист не замечает этого, не придаёт маленьким оплошностям значения. А

фонограмма все его ошибки выявляет и ребёнку становится понятно, что и

где нужно выучить лучше. К тому же, его увлекает красивое звучание,

которое он слышит играя с оркестровым ансамблевым партнёром. Это тоже

увеличивает время домашних занятий, что для нас стратегически очень и

очень важно.

Разделение задач даёт ребёнку ясность, доступность и очевидность задач.

Дети сами чувствуют результат своей работы, который вдохновляет их,

придаёт их работе значительно большую осмысленность и мотивирует на

дальнейшие улучшения результатов. Техника игры у начинающих пианистов,

освобождённая на начальном этапе от дебрей многозадачности, развивается

значительно быстрее.

То, что ноты мы сначала изучаем по азбукам, значительно уменьшает

«нотный стресс», и дети самостоятельно учат нотные упражнения дома.

Это сужает и облегчает задачу, поэтому степень концентрации именно на

нотах увеличивается. Учащийся учится читать ноты сходу, он играет

множество упражнений, в которых трудности возникают не хаотично, как в

пьесах, а шаг за шагом в строго определённой последовательности.

Что касается ритма, то если его обособить и регулярно понемногу

заниматься им, то он становится настолько простым, что можно разобраться

с чтением ритма раз и навсегда в младших классах. Мы, конечно, будем

продолжать сталкиваться в произведениях с ритмическими трудностями

иного порядка, такими как ровность, единство темпа, сложная полиритмия,

ощущение агогики и естественности ритмического развёртывания мелодии в

музыке различных жанров и эпох. Но элементарное чтение ритмического

рисунка – это то, с чем удаётся справиться в первые годы обучения даже со

слабыми в ритмическом отношении учащимся. Для этого не требуется

грандиозных усилий. Достигается ритмический автоматизм довольно легко,

без малейшего стресса, если обособить изучение ритма и уделить ему

внимания столько, сколько требуется для каждого конкретного ученика.

Невозможно воплотить разделение задач в педагогическую практику, если

контрольные точки в обучении полностью ориентированы на репертуар. В

рабочей программе Е.А.Олерской подход к репертуарным требованиям

гибкий и, что самое главное, в первые годы обучения нет обязательных

жанровых требований! О каких жанрах может идти речь, когда мы

занимаемся строительством фундамента? Технические задачи, ритм и чтение

нот – вот то, чему уделяется пристальное внимание в начальных классах. В

программе есть обязательные зачёты, в том числе по ритму и по чтению нот,

в которых требования не формальные, а предлагается показать реальную

работу ученика на том уровне, на котором он в данный момент находится.

Нельзя спешить и идти по верхушкам. Есть вещи, которые должны быть

проработаны, потому что, когда начнут включаться новые задачи, и

многозадачность предстанет перед учеником во всей своей красе, ребёнок

должен быть оснащён элементарными навыками и подготовлен к их

соединению.

Ни для кого не секрет, дети сейчас другие: их сложно удивить, увлечь и

заинтересовать. Они живут в другом, отличном от нашего, ритме, с другой

скоростью. И результат хотят получать сразу, вот сел и заиграл! Того же

ждут от нас родители наших учеников. Методика Екатерины Олёрской

позволяет нам успешно решать многие, в том числе, и эти задачи. Самое

скромное исполнение на одном звуке одним пальцем будет ЗВУЧАТЬ,

РАДОВАТЬ, ВДОХНОВЛЯТЬ освоить ещё одну клавишу, и еще, и ещё...

Методика, безусловно, уникальна: она сложилась на основе многолетнего

опыта и огромного желания сделать обучение увлекательным и

результативным. Я считаю, что внедрение данной методики в

образовательный процесс, особенно с детьми, занимающимися по предмету

«общее фортепиано» поможет быстрее развивать детей технически, что

позволит им быть более самостоятельными в занятиях и улучшит их

результат.

Литература:

1.

Алексеев А.Д. Основы методики обучения игре на фортепиано. М.:

Просвещение, 1988

2.

Давыдова Н.Л. Педагогическое мастерство учителя музыки. СПб.:

Петербург, 2014.

3.

Дубовский Ю.Н., Красинская Л.В. Начальные этапы воспитания

музыканта-исполнителя. М.: Сов.композитор, 1984.

4.

Житкова Т.Б. Методы совершенствования педагогического процесса в

обучении фортепьяно // Молодой ученый. 2015. № 20.

5.

Кирнарская Д.К. Музыкально-педагогические технологии XXI века.

М.: Горизонт, 2016

6.

Киселёва И.Ю. Проблемы развития технического мастерства учеников

начальных классов детской школы искусств // Вопросы современной

науки и практики. 2012. № 3.

7.

Королевич Р.С. Современная методика формирования музыкальной

техники. Минск: Беларусская наука, 2015.

8.

Олерская Е.А. Развитие пианистической техники учащихся

музыкальных школ. М.: Музыка, 1987.

9.

Олерская Е.А. Фортепиано: основы развития технических навыков

юных музыкантов. СПб.: Композитор, 2001

10. Олерская Е.А. Работа над техникой и музыкальностью юного

исполнителя // Музыкальное образование детей и подростков. Вып. 3.

СПб.: Образование, 2008.

11. Сергеева Г.П. Организация учебного процесса в классе специального

фортепиано. Екатеринбург: УГИИ, 2008.



В раздел образования