Автор: Горлова Виктория Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 25
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Техническое развитие учащихся младших классов фортепиано с применением методики Е.А.Олерской"
Раздел: дополнительное образование
Методическая статья преподавателя фортепиано высшей квалификационной
категории Горловой В.В.
«Техническое развитие учащихся младших классов фортепиано
с применением методики Е. А. Олерской.»
Данная статья посвящена знакомству и внедрению методики Е.А.
Олерской в процесс обучения фортепиано для учащихся младших классов. Я
представлю основные принципы данной методики, её влияние на
техническое развитие детей, а также приведу практические рекомендации
для педагогов, стремящихся улучшить качество преподавания.
Я надеюсь, что представленный мною анализ материала станет полезным
инструментом для преподавателей, желающих обогатить свой арсенал
методических приемов и создать более эффективную образовательную среду
для своих учеников.
Современное музыкальное образование требует от педагогов поиска
новых подходов и методик, способствующих эффективному развитию
учащихся. В частности, обучение игре на фортепиано в младших классах
представляет собой задачу, требующую как творческого, так и системного
подхода. Методика Е.А. Олерской, основанная на принципах разделения
изучения нотной грамоты и технических формул, демонстрирует высокую
эффективность в формировании как технических навыков так и
музыкальной грамотности у детей.
Методика Е.А. Олерской базируется на принципе : игра с показа,
отработка технических формул на пьесах, написанных автором (Е. А.
Олерской) и параллельное изучение нот и ритма по отдельным сборникам:
ПЬЕСЫ-УПРАЖНЕНИЯ:
Сборник "Ручные пьесы-упражнения" (176 страниц) - более 150 пьес
упражнений, 70 из них с фонограммами.
Сборник "Сказки" 33 пьесы-упражнения на поступенные гаммообразные,
пятипальцевые и хроматические пассажи, 30 из них с фонограммами.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НОТ:
Книга-практикум «Его Величество Ритм»
«Ритмические карточки».
«Школа чтения нот» 1 часть
«Школа чтения нот» 2 часть
«Азбука нот для маленьких»
Сборник "Около азбуки. Басовый ключ"
Сборник "Около азбуки. Скрипичный ключ».
Остановимся подробнее на сборнике «Ручные пьесы-упражнения».
1. «Ручные пьесы-упражнения» созданы таким особым образом, что их легко
выучить без нот, с показа. Они четко структурно выстроены. В основе
каждой из них заложена формула, основанная на конкретных элементах и
развернутая по определенному принципу. Ни одна пьеса не сочинялась в
свободном творческом устремлении и каждая написана так, чтобы ребенок
мог выучить её, поняв и запомнив закономерности текста, не пользуясь
нотной записью. Именно благодаря умышленно ясной, простой структуре
ручных пьес, они выучиваются легче и быстрее обычных. А это как раз и
необходимо в период формирования основ пианистического аппарата.
2. Каждая пьеса направлена на постановку того или иного исполнительского
навыка: игры одним пальцем, соединения двух пальцев на легато, постановки
первого и пятого пальцев, трезвучий и так далее - на все элементы техники
юного пианиста.
3. Музыкальный материал пьес опирается на какие-либо теоретические
структуры. Так, теория включается в служение практике с первых недель
занятий, формируя правильную тенденцию.
4. Все пьесы носят обучающий характер. Автор дает право педагогу
видоизменять нотный текст пьес в зависимости от потребности учебных
задач и индивидуальной особенности школьника.
5. Большинство пьес первого года обучения, часть пьес второго и третьего –
снабжены фонограммами, написанными в симфоническом, камерном,
народном, эстрадном и других стилях. Исполнение пьес с фонограммой
интересно ученику. Ребёнок сразу же вовлекается в активный творческий
процесс, чувствует себя частью музыкального целого, слышит исполняемые
им простенькие музыкальные мотивы в контексте богатой музыкальной
фактуры.
Игра с фонограммой формирует метро - ритмическую стабильность,
воспитывает дисциплину исполнения – отсутствие остановок, запинок,
раздумываний и т.д. У начинающего музыканта формируется умение
мыслить и играть в среднем и быстром темпе. Фонограмма, как бы
«подтягивает», ускоряет мыслительный процесс, не дает излишне
расслабиться, рассредоточиться и, таким образом, развивает концентрацию
внимания – основу основ любой успешной деятельности. Фонограммы
делают возможным участие в концертах совсем юных музыкантов. Ведь даже
самая незамысловатая пьеска с оркестровым аккомпанементом звучит
интересно. Всё это положительно влияет на мотивацию школьника, а
высокая мотивация – это ключ к новым достижениям.
6. Практика ручных пьес дает возможность целенаправленно и в более
короткие сроки сформировать первоначальные навыки исполнения, такие
как: фортепианная техника, грамотное чтение нот, развитая ритмическая
культура, осознанное отношение к небанальному звукоизвлечению и
выразительной игре, опыт владения педалью. Всё это строит прочную основу
для дальнейшего музыкально-технического и музыкально-интеллектуального
развития учащегося, готовит его к серьёзной работе над изучением
классических произведений.
7. Обучение с помощью ручных пьес, экономит время, затрачиваемое на
разбор. Эти сбереженные минуты с успехом вкладываются в изучение ритма,
интенсивному приобретению опыта чтения нот по соответствующим
азбукам, в работу над техникой, звуком и выразительностью исполнения
музыкальных произведений, причем, не время от времени, а в системе - на
каждом уроке.
8. Ручные пьесы помогают сделать процесс начального освоения
инструмента интенсивным и буквально оживить стартовый период! Ведь
именно первые 2-3 года, как правило, являются для ребенка скучными,
тяжелыми и приносящими в большинстве случаев неяркий, скудный
результат, становящимся вследствие своей незначительности,
демотивирующим. Классические пьесы в подавляющем большинстве
предназначены для изучения их по нотам. Их тоже можно и нужно первое
время учить с показа. Хотя это и сложнее, чем в случае с ручными пьесами,
знакомиться с ними необходимо. Не страшно, на мой взгляд, что количество
изучаемых классических произведений первые 2 – 3 года будет при таком
подходе небольшим. Ведь уже к четвертому классу объём классики
достигнет традиционных требований, но качество исполнения и уровень
сложности исполняемых пьес будет выше, благодаря развитой технике,
культуре звукоизвлечения, ритмической и нотной грамотности.
Вот что говорит сам автор об использовании ее метода: «Традиционная
методика обучения музыке в России имеет богатейшие корни, и уже
принесла миру огромное количество прекрасных музыкантов, гениальных
художников звука – исполнителей, композиторов, музыковедов. Мне горько
осознавать, что трудности начального периода серьёзно тормозят
возможность огромного числа детей хотя бы приблизиться к тому уровню, на
котором можно было бы пользоваться неисчерпаемым богатством знаний,
накопленным отечественной школой музыкального исполнительства.
Большинство учащихся «застревают» в самом начале, и вход в прекрасный
мир музыки остается для них закрытым навсегда. Многотысячная армия
недовольных музыкальными школами родителей, когда-то самих прошедших
через эту мучительную неудовлетворённость, растёт. Процент выпускников
школ, научившихся хорошо играть на музыкальном инструменте, читать
ноты, любящих и понимающих музыку по-прежнему невысок, и даже имеет
тенденцию к понижению. Эти печальные обстоятельства заставили меня на
несколько лет изменить свои творческие планы и воплотить идею об ином
подходе к начальному музыкальному образованию. По моему мнению, такое
начало имеет несравнимо больше шансов вывести учащегося на
профессиональную дорогу, где он сможет примкнуть к сокровищнице
музыкальных творений, накопленных веками великими музыкантами мира. А
те, кто не имеет намерений стать музыкантом, по крайней мере, научатся
технично и выразительно музицировать, исполнять понравившиеся ему
пьесы по нотам, получать радость от сопричастности музыке.»
Несколько слов о многозадачности. Многозадачность сама по себе –
явление для деятельности пианиста естественное. Более того, возможно
именно многозадачность и является одним из тех волшебных пунктов,
которые развивают интеллект ребёнка, обучающегося фортепианной игре.
Хочешь не хочешь, а приходится следить одновременно за многими
параметрами, да ещё делать это в определённом ритме и в едином темпе.
Совершенно невозможно научиться играть на фортепиано и не столкнуться с
многозадачностью, обойти её или перехитрить. Игра на фортепиано - это
высокоорганизованная интеллектуальная и физическая деятельность,
состоящая из множества элементов, связанных с памятью, координацией,
способностью расшифровывать знаки, способностью мыслить и
организовывать движения в строгих временных отрезках, деятельность,
задействующая широкий спектр эмоций, способность внутреннего их
переживания и воплощения в музыкальных художественных образах,
деятельность, опирающаяся на знания, не применяемые в обычной
повседневной практике, а сугубо специфические, профессиональные.
Однако на первых порах обучения многозадачность мешает. Мешает и
сама по себе, и в том смысле, что не даёт спокойно, шаг за шагом разобраться
с отдельными проблемами, возникающими в процессе обучения.
Многозадачность – это самая большая трудность, с которой сталкивается
начинающий пианист. Только он исправил аппликатуру, оказывается, что
допустил ошибку в ритме, исправил ритм, а про диез забыл, исправил ноту -
рука зажалась, и так бесконечно! В общем, ребёнок теряется от всего этого
калейдоскопа новых и не до конца понятных вещей, навык по отношению к
которым, у него, конечно же, пока отсутствует. В итоге дети долго
испытывают трудности с ритмом, техникой, нотами. И очень сильно мешает
многозадачность начинающим пианистам в вопросе осмысления и
понимания того, что они делают и, в частности, того, что им задают на дом.
Чтобы понять целое, нужно хотя бы на базовом уровне понимать, из чего оно
состоит.
Но проблема заключается не в самой многозадачности, а в том, что с
самого начала обучения все задачи включаются в его программу вместе,
разом, в то время как ученик ещё не умеет справляться с каждой задачей в
отдельности! Виной этому является зацикленность программы на репертуаре
с первых лет обучения , а не на учебной конкретике.
Когда мы начинаем обучать ребёнка, с первых шагов ориентируясь на
репертуар, и разучивая произведения по нотам с первого класса – то мы
лишаем ребёнка возможности внимательно ознакомиться с каждым аспектом
новой для него деятельности, сделать это планомерно, шаг за шагом. А
происходит это в хаосе, когда разнообразные трудности «толкают» друг
друга, и когда освоение одной задачи мешает пониманию другой. Таким
образом, деятельность, состоящая из нескольких простых элементов,
превращается в запутанный клубок с множеством узелков, а ученики средних
и слабых способностей в первые три-четыре года играют так беспомощно,
что испытывать при этом какие-то эмоции, кроме тоски, могут только самые
убеждённые оптимисты.
Методика «Ручные пьесы-упражнения» предлагает на начальном этапе
отделить друг от друга игру на инструменте, ритм и изучение нот настолько,
насколько это возможно. Формирование навыков игры опирается на игру
специальных пьес-упражнений, разучиваемых, как упражнения – по
повторяющимся формулам, ритм изучается по учебнику «Его Величество
Ритм», ноты – по нотным азбукам. При таком подходе ребёнок воспринимает
информацию и приобретает навыки более осознанно и справляется с
задачами легче. Кроме того, это положительно влияет на готовность
учащихся больше и эффективнее заниматься дома. Домашняя работа может
быть большой, но состоящей из простых задач – и ребёнок готов её сделать.
Однако если задание даже совсем маленькое, но трудно координируемое его
неопытным детским умом, ребёнок будет сопротивляться.
У разделения задач в педагогическом отношении есть ещё один, быть
может, наиболее глубокий смысл. Интеллектуальные, ритмические и
технические данные у одного и того же ребёнка зачастую имеют
неодинаковый уровень. Например, технические способности у многих детей
развиваются быстрее, чем интеллект. Либо, наоборот, слишком слабые от
природы руки, плохая координация при хорошей памяти и интеллекте могут
вывести вперёд навык чтения нот. А очень слабое природное чувство ритма,
если работу над ним не обособить в начале обучения, будет тормозить весь
процесс.
Когда мы имеем дело с одарёнными детьми, то их интеллектуальные,
координационные, физические (по отношению к фортепианной игре)
способности, как правило, выровнены. Но стоит только какому-то одному
аспекту быть не на высоте, как вся «упряжка» развития навыков, начинает
страдать. Если же мы в начале отделим одно от другого, то мы, во-первых,
дадим сильным качествам вырваться вперёд, во-вторых, дадим ребёнку без
стрессов разобраться с тем, в чём он не силён от природы. Мы, конечно всё
равно столкнёмся с многозадачностью, когда начнём постепенно соединять
элементы. Но пусть хотя бы ученик успеет до этого момента достичь
определённых результатов в каждой отдельной области обучения, чтобы ему
было на что опираться.
Итак, разделяем! Отдельно – игра, отдельно – ритм, отдельно – ноты.
Игра –без нотной записи, ритм – по специальной книге, ноты – по нотным
азбукам.
То есть, учимся всему этому по-отдельности, а потом уже объединяем.
И вот тут мы встречаемся с необычным препятствием. Его нет в реальности,
однако оно есть в иллюзиях, в сложившемся стереотипе и вселяет
необъяснимый ужас в приверженцев традиционной системы. А именно –
страх перед продолжительным безнотным обучением. Но ноты изучаются!
Только сначала ребенок читает их по нотным азбукам, и лишь обретя навык,
переносит его в разучивание пьес. Вопреки опасениям, опыт показывает, что
большинство учеников перешли в нотный период мягко и уверенно.
Для ребёнка с обычными среднестатистическими и слабыми
способностями – продолжительный безнотный период – это единственный
путь достижения более или менее адекватной скорости и эффективности
обучения на начальном этапе. Ведь чаще всего такие ученики долго не могут
научиться нормально читать нотный текст, и за это неумение цепляется весь
учебный процесс так, что мы основательно застреваем на самом входе в
прекрасный мир музыки. Ребёнок вместо того, чтобы тренироваться дома в
доступном и понятном, занимается болезненными попытками прорваться
через недружелюбные заросли препятствий.
Текст пьес-упражнений проблем не содержит, так как основывается на
повторяющихся элементах, а поэтому всё внимание уходит на отработку
техники. Когда пьеса выучена, к работе периодически подключаются
фонограммы.
Фонограмма вынуждает ребёнка добиваться результата в домашней
работе. Ведь попробуй-ка, сыграй пьесу с фонограммой, если текст плохо
выучен. Вот и тренируется ребёнок дома, повторяет и повторяет, чтобы
получилось сыграть с фонограммой.
И вот что ещё очень важно. Пока он играет без фонограммы, он даже и не
знает, что пьеса недоучена – ну, подумаешь, замедлил пару раз, чуть
задумался на сложных моментах, где-то ритм не так сыграл – начинающий
пианист не замечает этого, не придаёт маленьким оплошностям значения. А
фонограмма все его ошибки выявляет и ребёнку становится понятно, что и
где нужно выучить лучше. К тому же, его увлекает красивое звучание,
которое он слышит играя с оркестровым ансамблевым партнёром. Это тоже
увеличивает время домашних занятий, что для нас стратегически очень и
очень важно.
Разделение задач даёт ребёнку ясность, доступность и очевидность задач.
Дети сами чувствуют результат своей работы, который вдохновляет их,
придаёт их работе значительно большую осмысленность и мотивирует на
дальнейшие улучшения результатов. Техника игры у начинающих пианистов,
освобождённая на начальном этапе от дебрей многозадачности, развивается
значительно быстрее.
То, что ноты мы сначала изучаем по азбукам, значительно уменьшает
«нотный стресс», и дети самостоятельно учат нотные упражнения дома.
Это сужает и облегчает задачу, поэтому степень концентрации именно на
нотах увеличивается. Учащийся учится читать ноты сходу, он играет
множество упражнений, в которых трудности возникают не хаотично, как в
пьесах, а шаг за шагом в строго определённой последовательности.
Что касается ритма, то если его обособить и регулярно понемногу
заниматься им, то он становится настолько простым, что можно разобраться
с чтением ритма раз и навсегда в младших классах. Мы, конечно, будем
продолжать сталкиваться в произведениях с ритмическими трудностями
иного порядка, такими как ровность, единство темпа, сложная полиритмия,
ощущение агогики и естественности ритмического развёртывания мелодии в
музыке различных жанров и эпох. Но элементарное чтение ритмического
рисунка – это то, с чем удаётся справиться в первые годы обучения даже со
слабыми в ритмическом отношении учащимся. Для этого не требуется
грандиозных усилий. Достигается ритмический автоматизм довольно легко,
без малейшего стресса, если обособить изучение ритма и уделить ему
внимания столько, сколько требуется для каждого конкретного ученика.
Невозможно воплотить разделение задач в педагогическую практику, если
контрольные точки в обучении полностью ориентированы на репертуар. В
рабочей программе Е.А.Олерской подход к репертуарным требованиям
гибкий и, что самое главное, в первые годы обучения нет обязательных
жанровых требований! О каких жанрах может идти речь, когда мы
занимаемся строительством фундамента? Технические задачи, ритм и чтение
нот – вот то, чему уделяется пристальное внимание в начальных классах. В
программе есть обязательные зачёты, в том числе по ритму и по чтению нот,
в которых требования не формальные, а предлагается показать реальную
работу ученика на том уровне, на котором он в данный момент находится.
Нельзя спешить и идти по верхушкам. Есть вещи, которые должны быть
проработаны, потому что, когда начнут включаться новые задачи, и
многозадачность предстанет перед учеником во всей своей красе, ребёнок
должен быть оснащён элементарными навыками и подготовлен к их
соединению.
Ни для кого не секрет, дети сейчас другие: их сложно удивить, увлечь и
заинтересовать. Они живут в другом, отличном от нашего, ритме, с другой
скоростью. И результат хотят получать сразу, вот сел и заиграл! Того же
ждут от нас родители наших учеников. Методика Екатерины Олёрской
позволяет нам успешно решать многие, в том числе, и эти задачи. Самое
скромное исполнение на одном звуке одним пальцем будет ЗВУЧАТЬ,
РАДОВАТЬ, ВДОХНОВЛЯТЬ освоить ещё одну клавишу, и еще, и ещё...
Методика, безусловно, уникальна: она сложилась на основе многолетнего
опыта и огромного желания сделать обучение увлекательным и
результативным. Я считаю, что внедрение данной методики в
образовательный процесс, особенно с детьми, занимающимися по предмету
«общее фортепиано» поможет быстрее развивать детей технически, что
позволит им быть более самостоятельными в занятиях и улучшит их
результат.
Литература:
1.
Алексеев А.Д. Основы методики обучения игре на фортепиано. М.:
Просвещение, 1988
2.
Давыдова Н.Л. Педагогическое мастерство учителя музыки. СПб.:
Петербург, 2014.
3.
Дубовский Ю.Н., Красинская Л.В. Начальные этапы воспитания
музыканта-исполнителя. М.: Сов.композитор, 1984.
4.
Житкова Т.Б. Методы совершенствования педагогического процесса в
обучении фортепьяно // Молодой ученый. 2015. № 20.
5.
Кирнарская Д.К. Музыкально-педагогические технологии XXI века.
М.: Горизонт, 2016
6.
Киселёва И.Ю. Проблемы развития технического мастерства учеников
начальных классов детской школы искусств // Вопросы современной
науки и практики. 2012. № 3.
7.
Королевич Р.С. Современная методика формирования музыкальной
техники. Минск: Беларусская наука, 2015.
8.
Олерская Е.А. Развитие пианистической техники учащихся
музыкальных школ. М.: Музыка, 1987.
9.
Олерская Е.А. Фортепиано: основы развития технических навыков
юных музыкантов. СПб.: Композитор, 2001
10. Олерская Е.А. Работа над техникой и музыкальностью юного
исполнителя // Музыкальное образование детей и подростков. Вып. 3.
СПб.: Образование, 2008.
11. Сергеева Г.П. Организация учебного процесса в классе специального
фортепиано. Екатеринбург: УГИИ, 2008.