Напоминание

Аналитический материал к итоговому уроку по рассказу "Васюткино озеро" В.П.Астафьева


Автор: Попова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Корниловская СОШ"
Населённый пункт: п.Двинской Верхнетоемский район Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Аналитический материал к итоговому уроку по рассказу "Васюткино озеро" В.П.Астафьева
Раздел: среднее образование





Назад




В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику

Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без

неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького

Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по- сибирски значит

«врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из

родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем

поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый

рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.

Запишем на доске и в тетрадях слово биография.

— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно

заимствовано?

— Как вы понимаете значение слова биография?

— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?

Автобиография — описание своей жизни.

— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?

Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей

жизни.

Сделаем в тетради еще одну запись:

Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.

Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он

сам?

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами

своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим

разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир

человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек,

попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил

сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще

бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей.

Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места,

названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные

именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

- А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали

озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

- Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге,

но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

- Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да,

ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)

- Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь

рыбакам пощелкать вечером”.)

- Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют

уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

- Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

- А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не

отходи – сгинешь”.)

- Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

- Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней

пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

- А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные

тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

- А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет,

многое увидит и испытает.) (слайд 10)

- Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны

зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий .

полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми

листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим...

- Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук

растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в

какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется,

бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде

беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

- До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то

таинственный шорох и бросился бежать.)

- Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь,

что будет, - отрешенно подумал он.)

- Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не

любит!”)

- Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

- слабых

- слобохарактерных

- слабосильных

- малосильных

- бессильных

- бесхарактерных

- расслабленных

- тщедушных

- маломощных

- болезненных

- растерянных

- отчаявшихся

- Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в

тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему

было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого

чудовища!

- Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не

терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

- А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Кедровки кричали

Желна заплакала

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

- Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие,

движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения

тайги).

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка :

Тайга...Тайга...)

- Обратим внимание на эпитеты - красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

Облака редкие

Проемы голубые

Ватой спрессованной

Ложились на тайгу

- Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью

величие природы.

4. - А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять

отчаяние Васютки? (слайд 16)

- безразличная

- безучастная

- спокойная

- бесчувственная

- холодная

- бесстрастная

- неотзывчивая

Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же

холодная, величавая, вечная.

5. - Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент.

(Словесное рисование внутреннего состояния героя)

6. Спасение Васютки.

- Васютка решил идти на север (“...в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в

ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится,

начнется тундра”.)

- Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность,

смекалка, жизненный опыт его предков-таежников.)

- Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что

вышел к Енисею, но это оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять

же помогла его наблюдательность, смекалка.)

- Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он

ночевал, всего лишь небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень

обрадовался –это и путь к спасению и возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи-то,

наверно... Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы.”)

7. Подведение итогов урока.

- Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)

- Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы?

(Он всегда с природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком

матери любовь к тайге, любовь к природе.)

8. Домашнее задание. (слайд 18)

На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о

событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из

текста рассказа “Васюткино озеро”.

9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним

предложением о том, что узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность,

эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм

работы. (слайд 19)

1.

Весело насвистывая, шел Васютка по тайге и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога

начинается с затесей. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки

Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли

зарастут. Не успела ночь рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от

сырости зашипел, принялся чихать, будто сердился. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли.

Ему подмигнула одна звезда с неба, потом другая. Совсем опечалился Васютка. А рядом ещё и болото

издавало глухие звуки, чавкало беспрестанно. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил

какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова

донеслось, как гудение далекого самолета.

Найдите и выпишите из приведённого отрывка по 2 примера

Эпитеты -

Сравнения -

Олицетворения -

2.

Выпишите слово, которое означает отметки на стволах деревьев, которые делаются, чтобы не

потеляться в лесу.

3.

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

4.

Как называется действующее лицо литературного произведения?

5.

Вспомните, какие добрые поступки совершали герои литературных произведений, которые Вы

обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя произвёл на

Вас самое большое впечатление? Почему? (3-5 предложений)

1.

Весело насвистывая, шел Васютка по тайге и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога

начинается с затесей. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки

Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли

зарастут. Не успела ночь рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от

сырости зашипел, принялся чихать, будто сердился. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли.

Ему подмигнула одна звезда с неба, потом другая. Совсем опечалился Васютка. А рядом ещё и болото

издавало глухие звуки, чавкало беспрестанно. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил

какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова

донеслось, как гудение далекого самолета.

Найдите и выпишите из приведённого отрывка по 2 примера

Эпитеты -

Сравнения -

Олицетворения -

2.

Выпишите слово, которое означает отметки на стволах деревьев, которые делаются, чтобы не

потеляться в лесу.

3.

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

4.

Как называется действующее лицо литературного произведения?

5.

Вспомните, какие добрые поступки совершали герои литературных произведений, которые Вы

обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя произвёл на

Вас самое большое впечатление? Почему? (3-5 предложений)



В раздел образования