Напоминание

"Анализ пьесы "Мама" из "Детского альбома" В.Коровицына с методическими рекомендациями"


Автор: Просвирнина Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: г.Кунгур, Пермский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Анализ пьесы "Мама" из "Детского альбома" В.Коровицына с методическими рекомендациями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Анализ пьесы «Мама» из «Детского альбома» В. Коровицына с

методическими рекомендациями».

Автор преподаватель

МАУДО «ДШИ им. Р.Н.Розен» г. Кунгур Т.А. Просвирнина

Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в

1956 году. Окончил Новгородское музыкальное училище по классу баяна и

Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова с

отличием. Сочинил музыку для фортепиано, баяна, аккордеона, скрипки,

флейты и оркестра.

Жемчужиной педагогического репертуара можно назвать

замечательный сборник для фортепиано "Детский альбом". Наиболее часто

из этого сборника учащиеся исполняют пьесы: «Первая проталинка»,

ансамбль «Куклы сеньора Карабаса», «Мама». Эта программная зарисовка с

простым названием «Мама», небольшая по объему, кантиленного плана,

нежная, ласковая по характеру. Используется в репертуаре учащихся 5, 6-х

классов детских музыкальных школ отделения «Фортепиано».

Написана в размере шесть восьмых, тональность ми минор, темп Andantino.

Форма трехчастная, но внутри средней части можно разделить еще на два

раздела. Это слышно по смене фортепианной фактуры, сменой лада, темпа и

характера.

Перед учеником прежде всего стоят звуковые задачи, исходящие из

образного содержания произведения.

Далее (исполнение первой части).

Можно услышать достаточно сложную четырехзвучную фактуру,

синкопированный ритм. Множество подголосков использует автор в этом

разделе.

С чего начинать разучивание пьесы? Первое, что с учеником нужно

проучить и разобрать - это основную мелодическую линию, определить

подголоски (в правой руке). Аккомпанемент следует проучить отдельно от

мелодии.

В сопровождении мы слышим линию баса и заполнение второстепенными

голосами. Можно применить такой прием- преподаватель хлопает пульс

восьмыми длительностями, а ребенок исполняет мелодию или

аккомпанемент. Главное, не потерять этот пульс. Есть тенденция в

исполнении пьесы - начинаются лишние «оттяжки». Поэтому обращаем

внимание на ровный пульс, ровное движение фактуры.

В мелодии следует добиться выразительности, динамического развития

(при одинаковых повторных мотивах).

Следующий раздел композитор отмечает, как «С движением».

Меняется мелодия, появляются большие скачки. В аккомпанементе - также

можно услышать скачки с задержанием баса. В средней части (в I эпизоде)

происходят различные гармонические отклонения. Нужно обратить на это

внимание, послушать.

Второй эпизод средней части - эмоционально более яркий, взволнованный.

Возможно, это мама беспокоится о своем ребенке или происходит встреча с

мамой после длительного расставания. И в конце опять звучит первая тема,

проникновенная, тонкая. И в этой четырехзвучной фактуре нужно не

потерять прозрачность, выразительность исполнения, чтобы точно предать

образ «мамы».

(Исполнение II раздела).

Следует также обратить пристальное внимание:

1.

На педализацию

2.

На звукоизвлечение

3.

На удобство и свободу исполнения.

Рекомендую пьесу В. Коровицына «Мама» в репертуар обучающихся

пианистов.



В раздел образования