Автор: Просвирнина Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: г.Кунгур, Пермский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Анализ пьесы "Мама" из "Детского альбома" В.Коровицына с методическими рекомендациями"
Раздел: дополнительное образование
«Анализ пьесы «Мама» из «Детского альбома» В. Коровицына с
методическими рекомендациями».
Автор преподаватель
МАУДО «ДШИ им. Р.Н.Розен» г. Кунгур Т.А. Просвирнина
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в
1956 году. Окончил Новгородское музыкальное училище по классу баяна и
Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова с
отличием. Сочинил музыку для фортепиано, баяна, аккордеона, скрипки,
флейты и оркестра.
Жемчужиной педагогического репертуара можно назвать
замечательный сборник для фортепиано "Детский альбом". Наиболее часто
из этого сборника учащиеся исполняют пьесы: «Первая проталинка»,
ансамбль «Куклы сеньора Карабаса», «Мама». Эта программная зарисовка с
простым названием «Мама», небольшая по объему, кантиленного плана,
нежная, ласковая по характеру. Используется в репертуаре учащихся 5, 6-х
классов детских музыкальных школ отделения «Фортепиано».
Написана в размере шесть восьмых, тональность ми минор, темп Andantino.
Форма трехчастная, но внутри средней части можно разделить еще на два
раздела. Это слышно по смене фортепианной фактуры, сменой лада, темпа и
характера.
Перед учеником прежде всего стоят звуковые задачи, исходящие из
образного содержания произведения.
Далее (исполнение первой части).
Можно услышать достаточно сложную четырехзвучную фактуру,
синкопированный ритм. Множество подголосков использует автор в этом
разделе.
С чего начинать разучивание пьесы? Первое, что с учеником нужно
проучить и разобрать - это основную мелодическую линию, определить
подголоски (в правой руке). Аккомпанемент следует проучить отдельно от
мелодии.
В сопровождении мы слышим линию баса и заполнение второстепенными
голосами. Можно применить такой прием- преподаватель хлопает пульс
восьмыми длительностями, а ребенок исполняет мелодию или
аккомпанемент. Главное, не потерять этот пульс. Есть тенденция в
исполнении пьесы - начинаются лишние «оттяжки». Поэтому обращаем
внимание на ровный пульс, ровное движение фактуры.
В мелодии следует добиться выразительности, динамического развития
(при одинаковых повторных мотивах).
Следующий раздел композитор отмечает, как «С движением».
Меняется мелодия, появляются большие скачки. В аккомпанементе - также
можно услышать скачки с задержанием баса. В средней части (в I эпизоде)
происходят различные гармонические отклонения. Нужно обратить на это
внимание, послушать.
Второй эпизод средней части - эмоционально более яркий, взволнованный.
Возможно, это мама беспокоится о своем ребенке или происходит встреча с
мамой после длительного расставания. И в конце опять звучит первая тема,
проникновенная, тонкая. И в этой четырехзвучной фактуре нужно не
потерять прозрачность, выразительность исполнения, чтобы точно предать
образ «мамы».
(Исполнение II раздела).
Следует также обратить пристальное внимание:
1.
На педализацию
2.
На звукоизвлечение
3.
На удобство и свободу исполнения.
Рекомендую пьесу В. Коровицына «Мама» в репертуар обучающихся
пианистов.