Напоминание

Межпредметный подход к работе над текстами итогового собеседования


Автор: Писцова Юлия Владимировна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ Кузнецкая
Населённый пункт: село Кузнецкое Аргаяшский р-н
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметный подход к работе над текстами итогового собеседования
Раздел: среднее образование





Назад




Писцова Юлия Владимировна,

Межпредметный подход к работе над текстами итогового собеседования

Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень

общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX

классов общеобразовательных организаций в целях допуска обучающихся к

ГИА.

Педагоги с тревогой говорят о том, что в последние годы обучающиеся

испытывают трудности с чтением и пониманием прочитанного. Опыт

показывает, что при выразительном чтении вслух ученики допускают

орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак ударение.

Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и

публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении

имён числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников

оказался сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются

фактические и логические ошибки, неправильно используют способы

цитирования в речи. Отметим, что тематика текстов для чтения на итоговом

собеседовании по русскому языку обучающимися значительно расширилась.

Теперь предлагаются несколько вариантов текстов (они представлены,

например, на обучающем сайте Решу ОГЭ):

Жизнь как подвиг. Служение людям (герои, врачи)

Деятели искусства и литературы

Люди науки

Жизнь, посвященная спорту

Достопримечательности. Знаковые места.

События и факты.

Давайте поразмышляем.

Естественно, чтение как форма освоения знания имеет межпредметный

характер, и обучающийся, выполняя любую задачу, должен прочитать и

понять её условие.

Поэтому подготовку к итоговому собеседованию можно и должно вести не

только на уроках русского языка. Многообразие тем текстов для выполнения

задания 1 и 2 (чтение и пересказ с применением цитаты) позволяет

использовать эти текст на уроках практически по всем предметам.

Подготовка к итоговому собеседованию — это работа не одного года и не

одного предмета. Комплексный подход, заключающийся в том, чтобы в

рамках модели текста проводить систематическую работу по чтению,

выделению ключевых понятий, построение логогограмма текста, практики

пересказа с грамотным включением и оформлением цитаты на различных

предметах гуманитарного образования.

Все тексты строятся одинаково. Т.А. Долинина в своей статье «К

вопросу о подготовке к устному собеседованию в 9 классе» выделяет

основные микротемы:

представление героя, его главное достижение;

возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен

разрешить/разрешил герой текста;

рассказ об основных делах, достижениях;

память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.

Я советую ребятам делить текст на 3 пункта:

1.

Кем был герой текста?

2.

Что он сделал?

3.

Почему помним?

В ходе выполнения задания 2, читая текст, можно просто выписывать

значимые словосочетания по этому плану. Зная эти приемы, ученик быстро

сориентируется в тексте, а работа с текстом на уроке физики, где

рассказывается о знаменитом ученом-ядерщике, или на географии о великих

первооткрывателях сделает работу систематической и привычной для

выпускника. Ведь времени на это не надо много. 2 минуты подготовка, 2-3

чтение и пересказ. А пользы не в пример больше.

Практическое владение русским языком, его грамматическим строем,

соблюдение языковых норм приводит к

осознанию языка как формы

выражения своих знаний, информационного транслятора. Эффективное

внедрение

межпредметного

подхода

к

подготовке

к

итоговому

собеседованию

предполагает

разработку

тематических

текстов,

интегрирующих содержание различных дисциплин. Например, при изучении

исторического события на уроках истории текст может подвергнуться

историческому анализу, на уроке русского языка лингвистическому, а его

морально-этические аспекты – обсуждены на уроке литературы. Такой

подход позволит ученику увидеть взаимосвязь между предметами и

сформировать целостное представление о мире.

Хорошее чтение и пересказ, говорение должны сформировать умеющего

рассказывать и объяснять человека, готового к продолжению образования.

Я адаптировала задания для итогового собеседования для системы уроков

по изучению творчества А.С. Пушкина. Такой подход обеспечивает двойной

образовательный эффект: ученики совершенствуют навыки, необходимые

для собеседования, и одновременно приобретают глубокие знания по

изучаемому материалу.

Задание 1.Чтение текста вслух.

Выразительно прочитайте об оном из главных персонажей романа

А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - Татьяне Лариной.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» создает

первый национальный характер русской героини. Именно Татьяна Ларина

становится идеалом, любимой героиней автора.

Считается, что Татья

M

не Дми

M

триевне Ла

M

риной в начале романа около 17

лет. Она не имела подруг, не любила шумных компаний. Жизни ее учили

романы. Она много читала и размышляла над содержанием, представляя себя

одной из героинь. Мечты привели к тому что, увидев Онегина, она

влюбилась. Он был как из книги: задумчивый, непонятный, и не похож на

знакомых соседей.

Откровенное письмо, ожидание ответа, нравоучи

M

тельный тон Онегина,

когда он высокомерно отчитывал влюбленную в него Татьяну, не изменили

ее характера. Она хочет понять себя и любимого человека. Ей снится

страшный сон, она замечает странное поведение Онегина на балу. Она

прощает ему убийство Ленского на дуэли и отъезд. В опустевшем доме

читает его книги, пометки в них, и начинает понимать, кого она любит. Но в

Татьяне есть редчайшее качество-верность. Она готова быть одинокой.

Лишь слезы и уговоры матери подталкивают ее на брак с генералом.

Встретившись вновь с Онегиным, понимая, что чувства еще живы,

Татьяна отказывается от них. Она не может рисковать репутацией своего

супруга. Эта девушка нравственно безупречна. В ней воплощены лучшие

качества: искренность, скромность и духовная красоты.

( 197 слов)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст о Татьяне Дмитриевне

Лариной, включив в пересказ слова Александра Сергеевича Пушкина о своей

героине: «…в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте».

Подумайте, где лучше использовать слова Александра Сергеевича Пушкина

в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Задание 3.

Выберите одну из предложенных тем

Тема 1. Картина «А. С. Пушкин с семьей» (на основе описания фотографии)

Тема 2. Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повествование)

Тема 3. Почему А.С.Пушкин считается первым поэтом России? (рассуждение

по поставленному вопросу)

Задание 4.

Тема 1.

1. Как вы думаете, нужно ли проводить время с семьёй?

2. Нужно ли делиться событиями, происходящими в жизни с близкими

людьми?

3. Считаете ли вы, что семья является главным источником вдохновения в

творчестве и в других открытиях?

Тема 2.

1. Как вы думаете, что вдохновляло А.С.Пушкина на создание произведения?

2. Почему вы считаете, что это произведение до сих пор интересно

читателю?

3. Если бы вы встретились с А.С. Пушкиным, чтобы вы ему хотели сказать о

его произведении?

Тема 3.

1.Вы считаете творчество Пушкина гениальным?

2. Вы будете знакомить своих детей с произведениями А.С.Пушкина?

3. У вас есть любимое произведение А.С.Пушкина?

Продуктивная работа над улучшением результатов итогового собеседования

требует систематической и межпредметной подготовки учеников. Тексты

должны отрабатываться не в моноформате на уроках русского языка, а на

всех предметах. Адаптированные к учебному предмету, разработанные по

формату итогового собеседования тексты, помогут ученику отработать

навыки с работой над прочтением, осмыслением и воспроизведением текста.

Это основные навыку выпускника, завершающего этап основного общего

образования.



В раздел образования