Напоминание

Как повысить мотивацию учеников к изучению математики в цифровую эпоху?


Автор: Дашинорбоева Дугарма Александровна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л.Базарона"
Населённый пункт: с. Цокто-Хангил, Агинский район, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Как повысить мотивацию учеников к изучению математики в цифровую эпоху?
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л.Базарона»

Забайкальский край, Агинский район, с. Цокто-Хангил

Как повысить мотивацию учеников к изучению математики в

цифровую эпоху?

Выполнила: Учитель математики информатики

Дашинорбоева Дугарма Александровна

Цокто-Хангил

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме мотивации школьников к

изучению математики в условиях быстро меняющегося цифрового мира.

Автор рассматривает причины падения интереса к этому важному предмету

и предлагает современные методы, направленные на повышение учебной

мотивации и эффективности образовательного процесса. Особое внимание

уделяется интеграции цифровых технологий, проектной деятельности,

применению игровых элементов и индивидуального подхода к каждому

ученику. Статья снабжена рекомендациями и практическими примерами,

помогающими учителям эффективно формировать устойчивый интерес к

математике

и

способствовать

успешной

подготовке

подрастающего

поколения к будущему профессиональному успеху.

Современный мир стремительно меняется благодаря стремительному

развитию цифровых технологий. Дети нового поколения живут в среде

гаджетов

и

виртуальных

устройств,

активно

используя

цифровые

возможности ежедневно. Однако часто возникает проблема снижения

интереса к традиционным учебным дисциплинам, включая математику.

Чтобы преодолеть этот вызов и вдохновить учащихся на продуктивное

обучение, учитель должен адаптироваться к новым условиям и предложить

инновационные методы повышения мотивации.

Почему важна мотивация в изучении математики?

Математика

является

фундаментальной

наукой,

необходимой

практически каждому человеку независимо от профессии. Она формирует

логическое мышление, умение анализировать и решать задачи. Без прочного

фундамента математических знаний успешное будущее становится менее

вероятным. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы показать

значимость предмета, раскрыть потенциал каждой отдельной личности и

поддержать стремление к знаниям.

Однако

традиционные

школьные

методы

зачастую

приводят

к

снижению заинтересованности и негативному отношению к дисциплине.

Часто учащиеся воспринимают математику как абстрактную и сложную

область, не имеющую связи с повседневностью. Для изменения восприятия

важно

внедрять

новые

образовательные

техники,

основанные

на

современных технологиях и творческой активности.

Какие существуют эффективные методы повышения мотивации?

Рассмотрим несколько подходов, доказавших свою эффективность в

практике школьного обучения:

1. Использование цифровых технологий

Включение интерактивных элементов существенно повышает уровень

вовлечения студентов. Среди популярных инструментов можно назвать:

Онлайн-сервисы для автоматизации учебного процесса (например,

Khan Academy, Mathigon, GeoGebra). Они предлагают увлекательные

анимации, наглядные объяснения формул и уравнений, что облегчает

восприятие сложного материала.

Игры и симуляторы, позволяющие применять полученные знания на

практике (Prodigy, DragonBox). Это стимулирует азарт и желание учиться

дальше.

Электронные тесты и опросы, встроенные прямо в учебный процесс,

обеспечивают мгновенный фидбэк и повышают ответственность за качество

выполненной работы.

Эти элементы делают процесс учебы живым и современным, позволяя

ученикам осознать важность полученных знаний в реальной жизни.

2. Практикоориентированный подход

Дети легче понимают предмет, когда видят его полезность. Учителя

могут интегрировать практические задачи в программу обучения, предлагая

ученикам заниматься решением реальных проблем. Например:

Подсчет расходов семейного бюджета, составление сметы ремонта

квартиры или строительство модели дома требуют понимания геометрии и

алгебры.

Решение

логистических

задач

(маршрутизации

автобусов,

распределения товаров) наглядно демонстрирует использование графов и

комбинаторики.

Анализ

финансовых

вопросов

(начисление

процентов,

создание

инвестиционного

портфеля)

показывает

необходимость

владения

арифметическими операциями.

Таким образом, теория соединяется с практикой, и ученики начинают

видеть ценность изучаемого материала.

3. Проектная деятельность

Один из лучших способов пробудить любопытство — предложить

детям создать собственный проект. Ученик выбирает интересующую его

проблему, проводит исследование, разрабатывает стратегию решения и

презентует итоговую работу классу. Этот метод поддерживает творческое

начало и инициативу, развивая необходимые компетенции:

Командная работа укрепляет социальные навыки.

Самостоятельный выбор темы увеличивает личную ответственность.

Демонстрация результатов создает чувство гордости и удовлетворения.

Проектная деятельность особенно эффективна в старших классах,

когда дети готовятся к поступлению в университеты и профессиональные

испытаниям.

4. Эмоциональный отклик и игровой элемент

Важно помнить, что ребенок учится быстрее и эффективнее, когда

испытывает

положительные

эмоции.

Учебный

процесс

может

стать

источником радости и вдохновения, если включить игровые моменты.

Преподаватель

может

проводить

небольшие

конкурсы,

предлагать

необычные задания и устраивать тематические дни математики, организуя

праздники и мероприятия, посвящённые науке.

Для маленьких детей эффективны мультфильмы и сказки, построенные

на сюжетах с использованием чисел и фигур. Старшеклассникам подойдут

интеллектуальные состязания и турниры, развивающие способности анализа

и принятия решений.

5. Дифференцированное обучение

Различия

в

уровне

подготовленности

создают

риск

появления

негативных эмоций и потери желания изучать предмет. Задача преподавателя

состоит в том, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому

ученику, создавая условия для успешного освоения программы. Для этого

применяются:

Групповая

работа,

позволяющая

сильным

ученикам

помогать

отстающим.

Адаптация

учебных

материалов

к

разным

темпераментам

и

способностям детей.

Поощрение самостоятельной инициативы и предоставления свободы

выбора.

Индивидуальный подход также включает регулярную обратную связь,

своевременную поддержку и похвалу, повышая самооценку ребенка и

формируя положительную динамику успеха.

Что даёт внедрение новых методов?

Использование инновационных методик приносит ряд преимуществ:

Повышается общая успеваемость класса, поскольку учащийся видит

смысл и пользу своего труда.

Формируются ключевые компетенции XXI века: коммуникабельность,

командная работа, гибкость мышления.

Расширяются горизонты возможностей, открывается путь к новым

профессиям и специальностям.

Увеличивается количество выпускников, успешно сдающих экзамены и

поступающих в престижные вузы.

Поэтому важно стремиться к созданию условий, стимулирующих

интерес и страсть к познанию. Учитель должен поддерживать постоянный

контакт с учениками, следить за новинками образовательной индустрии и

оперативно реагировать на запросы молодого поколения.

Заключение

Проблема низкой мотивации учащихся в области математики вполне

решаема, если грамотно подойти к процессу обучения. Современные

технологии, творческий подход и внимание к потребностям каждого ребёнка

способны преобразить ситуацию, сделав математику привлекательной и

востребованной. Важно помнить, что любовь к знанию рождается там, где

ребёнку комфортно и интересно развиваться. Именно такую среду обязан

создать современный преподаватель, вооружённый новыми инструментами и

открытым сердцем.

Список литературы к статье

1.

Жижилкина

Т.В.,

Ильченко

О.А.

Информационно-

коммуникационные технологии в образовании // Педагогика и психология

образования. – 2018. – № 1. – С. 123–130.

2. Семенов А.Л. Методология и практика преподавания математики в

школах: пособие для учителей / А.Л. Семенов. – Москва : Просвещение,

2019. – 256 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика

смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2017. – 448 с.

4. Терехова Н.Н. Повышение мотивации обучающихся к изучению

математики средствами информационно-коммуникационных технологий //

Науковедение. – 2020. – № 2. – С. 56–63.

5. Бережнова Е.В. Современные тенденции организации учебно-

воспитательного процесса в школе // Вестник Московского университета.

Серия 20: Педагогическое образование. – 2019. – № 3. – С. 101–110.

6. Хохлова Ю.М. Активные методы обучения математике в средней

школе: дидактические рекомендации / Ю.М. Хохлова. – Санкт-Петербург :

СПбГУ, 2020. – 192 с.

7. Салмина Н.Г. Компьютерные игры в образовательном процессе:

психологические

аспекты

и

воспитательная

направленность

//

Мир

психологии. – 2018. – № 4. – С. 215–223.

8. Гусарова Н.П. Игра как средство активизации познавательной

деятельности учащихся // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – № 10.

– С. 15–19.

9. Гришина И.С. Образовательные технологии и приемы обучения

математике в начальной школе // Молодой ученый. – 2020. – № 3. – С. 234–

238.

10. Абашкин Б.И. Психолого-педагогические основы воспитания и

обучения школьников / Б.И. Абашкин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. –

320 с.



В раздел образования