Напоминание

Логопедические игры с мячом для детей


Автор: Мишина Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний"
Населённый пункт: г.Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Логопедические игры с мячом для детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедические игры с мячом для детей

Мяч – одна из древних и любимых игрушек всех стран и народов.

С древних времен люди играли в игры с мячом. В Древней Греции

он считался самым совершенным предметом, так как был похож на

солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой.

В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и

тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка –

ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи

внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти

сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в

кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не

уступал резиновому.

Сейчас

в

продаже

огромный

выбор

мячей:

пластмассовые,

резиновые, надувные, каучуковые, деревянные, гладкие и колючие,

мячи - массажёры и т.д.. Современные мячи различаются также по

размерам и назначению.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим в себе

три качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и

прыгучий.

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в

семье мало внимания. В основном родители называли только одну

игру – футбол.

Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть

прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом

отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к

общению, помогают разнообразить виды деятельности. Для ребенка

мяч - предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто

играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, катает и т.п.,

что способствует всестороннему развитию.

У

детей

с

фонетико-фонематическим,

а

тем

более

общим

недоразвитием

речи

наблюдается

нарушение

процессов

формирования

произносительной

системы

родного

языка,

несформированность

фонематических

процессов,

отставание

в

лексико-грамматическом развитии и связной речи. Из-за бедности

словаря дети не владеют развёрнутой, грамматически правильно

оформленной фразой. Им трудно пересказать даже короткие тексты.

Ещё больше проблем возникает у детей при составлении рассказа.

Ребята подвижны, с неустойчивым вниманием, у них повышенная

утомляемость. Страдает общая и мелкая моторика.

Использование игр с мячом при коррекции речи, помогает развивать

общую

и

мелкую

моторику,

ориентировку

в

пространстве,

регулировать силу и точность движений.

Движение

мяча

активизирует

непроизвольное

внимание

и

формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому

ребенку.

Практика применения мяча в коррекционной работе

учителя-логопеда показывает, что он незаменим в работе с детьми.

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую

сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают

глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, мышечную силу,

улучшают обмен веществ и работу основных органов. Все это

является

необходимыми

предпосылками

для

лучшего

функционирования речевых органов и оказывает положительное

влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игры с мячом помогают давать новые знания; заинтересовывать

детей,

отвлекать

от

однообразной

деятельности;

развивают

воображение, умение быстро находить правильный ответ.

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно

развивать у него мелкую моторику рук. Идущие в кору головного

мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную

деятельность речевых зон, чем разнообразнее движения, тем больше

двигательных сигналов поступает в мозг и тем интенсивнее

проходит

накопление

информации,

а

следовательно

и

интеллектуальное развитие.

Словарь

у

детей

дошкольного

возраста

обогащается

преимущественно в процессе игры. Не секрет, что в игре, сложный

речевой материал, которым является усвоение грамматически

правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и

непринужденно

Дети играют в речевые игры с мячом с удовольствием, не замечая,

как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и

речевые навыки. А также учатся в своей фразовой речи использовать

грамматически правильные образцы речевых высказываний.

Речевые игры с мячом обеспечат не пассивное восприятие и

утомительные тренировки, а активное творческое участие ребёнка.

Их можно использовать для обобщения и расширения словарного

запаса, развития грамматического строя и связной речи.

В

обогащении

речи

ребёнка

существительными,

глаголами,

прилагательными, обобщающими понятиями, привитии ребёнку

простейших навыков образования новых слов большое значение

могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом.

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ,

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих

слов в речи детей в зависимости от лексической темы:

«Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т.д.) называй»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления

обобщающих слов.

Вариант 1. Взрослый – Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор,

огурец, редиска.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети –

обобщающие слова.

Взрослый – Дети: Огурец, помидор – Овощи.

Хорошим материалом для рзвития устной речи детей является

тема: «Животные».

Игра «Животные и их детёныши»

«В нашей группе дети, знают всех зверят на свете»

Цель: закрепление навыков словообразования.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок и др.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок и др.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи –

поросёнок и др.

Игра: «Кто где живёт?» или «Чей домик» «Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы

предложного падежа с предлогом «в».

Вариант 1. Взрослый – Дети

Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Вариант 2. Взрослый – Дети

Где живёт медведь? – В берлоге.

Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.

Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Другой

способ

увеличения

в

словаре

ребенка

имен

существительных - это добавление суфиксов. Существительные

для этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.

Игра «Скажи ласково»

«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

 Цель: закрепление умения образовывать существительные при

помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Стол – столик, ключ – ключик.

Шапка – шапочка, белка – белочка.

Голова – головка, картина – картинка.

Профессор Г.А.Волкова указывает, что глагольный (предикативный)

словарь, является основой для построения фразы и основой

внутренней речи. Глагол - это основа предложения.

Глагольный словарь закрепляется в следующих играх с мячом:

Игра: «Кто как разговаривает»

«Мяч лови, да поскорей назови язык зверей

Пример: Корова - мычит. Тигр - рычит. Змея - шипит.

Игра: «Подскажи словечко»

«Мяч бросай, давай ответ. Знаешь это или нет?»

Пример: - Сова летает, а кролик? Ворона каркает, а сорока?

Игра: «Что происходит в природе»

«Человек легко находит, что в природе происходит» (Игру

желательно проводить по лексическим темам)

Пример: Солнце – что делает? – Светит, греет.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

«Мяч лови и говори, что животные умеют – птицы, рыбы, кошки,

змеи»

Пример: Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.

Игра «Кто как передвигается?»

«Кто летает, кто плывёт сейчас Дима (Петя, Оля) назовёт»

Пример: Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Игра «Я, ВЫ, ОНИ»

«Мяч лови, стишок сочини»

«Прошуршал цветок цветочкам: - Я цвету, и вы - …(цветёте),

Прошептала рыбка рыбкам: - Я плыву, и вы -… (плывёте) и т.д.»

И другие.

Часто

детям

с

большим

трудом

дается

подбор

слов

с

противоположным

значением

(антонимов),

образование

относительных и притяжательных прилагательных. Игры с мячом

проводятся после предварительной работы с картинками.

Игра «Горячий – холодный»

«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка слов-

антонимов.

Игра «Из чего сделано?»

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Цель: закрепление в речи детей относительных прилагательных

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

«Что у нас какого цвета - Вова (Дима, …) скажет нам об этом»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему

цвет.

Пример: Красный – мак, огонь, флаг. Жёлтый – цыплёнок, солнце,

репа и др.

Игра «Четвёртый лишний» или «Третий лишний»

«Назови скорей сейчас, что же лишнее у нас»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах.

Пример: Голубой, красный, зелёный, спелый. Пасмурно, ненастно,

хмуро, ясно.

Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»

Игра «Что бывает круглым?»

«Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает»

Для упражнения в образовании форм множественного числа

используется

Игра «Один – много»

«Мы волшебники немного: был один, а станет много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён

существительных.

Пример: Стол – столы. Стул – стулья. Гора – горы. Лист – листья.

Согласования существительных с числительным отрабатывается

в Игре «Весёлый счет»

Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один

журавль – семь журавлей.

Для развития внимания малышей хорошо использовать в игре с

мячом загадки-обманки, которые учат детей умению сомневаться и

доказывать свою правоту.

Игра: «Весёлая компания, удвой своё внимание»

«Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.

Ты, дружок не торопись, на крючок не попадись!»

Пример: «Летом по лесу бродил, ел малину… (не крокодил, а

медведь)

Знает даже и малыш, что Матроскин – это… (не мышь, а кот)

В огороде, в старом баке, громко квакают… (не собаки, а лягушки)

Так в роду их повелось: спит зимой в берлоге…( не лось, а медведь)

Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе

текста, составлении рассказа или при пересказе стихотворения. На

начальном этапе можно использовать мнемотаблицу, как план

описательного рассказа или рассказа по лексической теме.

«Мяч забирай, рассказ продолжай»

«Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок»

Дети передают мяч друг другу, рассказывая по одной фразе из

стихотворения.

«Мячик озорной лови, и рассказ нам расскажи»

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом

универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и

желания работать с детьми весело и интересно.



В раздел образования