Автор: Жусупова Гульнара Батырхановна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 252
Населённый пункт: Свердловская область МО Богданович с. Гарашкинское
Наименование материала: статья
Тема: Многодетные семьи в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Многодетные семьи в детском саду: Особые дети, особый подход.
Детский сад – целый мир, где встречаются дети из самых разных семей.
Группа, в которой я работаю разновозрастная, для детей, попавших трудную
жизненную ситуация. Среди них – воспитанники из многодетных семей. Эти
малыши часто приходят в группу с уже сформированным багажом
уникального опыта, и их пребывание в саду имеет свои особенности. Как
помочь им адаптироваться и чувствовать себя комфортно?
Сильные стороны детей из многодетных семей
Как правила, такие дети обладают недюжинными социальными навыками,
которые они приобрели в своей первой «социальной лаборатории» - дома.
1.
Коммуникабельность и навыки общения. Постоянное взаимодействие с
братьями и сёстрами учит их договариваться, делиться. Отстаивать
свои интересы и идти на компромисс. Они легко вступают в контакт с
другими детьми.
2.
Самостоятельность и бытовые навыки. В многодетной семье у ребенка
рано появляются посильные обязанности: убрать игрушки, помочь
накрыть на стол, присмотреть за младшими. Это воспитывает
ответственность и независимость.
3.
Развитая эмпатия и забота. Старшие дети часто проявляют заботу о
младших, что переносится и на отношения в группе. Они могут
утешить плачущего сверстника, помочь завязать шнурки.
4.
Умение работать в команде. Жизнь в большой семье – это постоянная
командная работа. Дети понимают, что для достижения общей цели
(например, убрать комнату) нужно объединить усилия.
Возможные сложности и как их преодолеть
Несмотря на все преимущества. Могут возникнуть и некоторые
трудности, требующие внимания.
1.
Дефицит личного пространства и внимания.
- Проблема: дома ребёнку может не хватать тишины, своего уголка
или безраздельного внимания взрослых. В садике он может либо,
наоборот. Искать уединения. Либо активно (иногда навязчиво)
требовать внимания или похвалы воспитателя.
- Решение педагога: важно создать в группе «уголки уединения», где
ребёнок может побыть один. Необходимо находить время для
личного контакта с таким малышом: несколько минут
индивидуальной беседы лили игры значат для него очень много.
2.
Повышенная утомляемость.
- Проблема: жизнь в большом коллективе, даже дома. Может быть
шумной и энергозатратной. Ребёнок может приходить в садик уже
уставшим.
- Решение педагога: быть внимательным к признакам усталости. Не
настаивать на шумных играх, если ребёнок хочет отдохнуть.
Спокойные настольные игры, рисование или чтение могут стать
отличной альтернативой.
3. Сложности с адаптацией младших детей.
- Проблема: самый младший в семье, окруженный заботой братьев и
сестёр, как правило менее самостоятельный и испытывает трудности при
расставании с мамой.
- Решение: здесь важна согласованность действий родителей и
воспитателей. Необходимо мягко поощрять развитие самостоятельности.
Советы родителям многодетных семей
1.
Найдите время для каждого. Пусть это будет несколько минут в день,
но посвященные только одному ребёнку – почитать, поговорить,
поиграть.
2.
Информируйте воспитателя. Расскажите об особенностях вашего
ребёнка, его место в семье, его привычках и возможных тревогах. Это
поможет педагогу найти правильный подход.
3.
Поддерживайте связь с садом. Участвуйте в жизни группы, по
возможности. Для детей важно видеть. Что родители и воспитатели –
одна команда.
Роль детского сада: создать среду понимания
Задача детского сада – не просто присмотреть за ребёнком, а
создать инклюзивную среду, где каждый чувствует свою ценность.
Дети из многодетных семей обогащают коллектив своим опытом. Уча
других детей дружить. Помогать и быть частью команды.
Уважаемые родители и педагоги, давайте вместе сделаем так, чтобы
детский сад для каждого ребёнка независимо от того. Сколько у него
сестёр и братьев, стал местом, где его понимают. Ценят и любят таким,
какой он есть.