Напоминание

"Формы работы педагога с родителями"


Автор: Мирошникова Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 30
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формы работы педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30

И. С. Мирошникова

Тема: ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Номинация: « Опыт вовлечения семьи обучающегося во

взаимодействие с образовательной организацией: традиции и

инновации»

Методическое пособие

(материал из опыта работы)

Армавир, 2025 г.

1

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помошниками,

союзниками участниками единого педагогического процесса, коллегами

в деле воспитания детей.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

В

данной

методической

разработке

представлен

материал

для

использования в своей деятельности, молодым специалистам, воспитателям

испытывающим затруднения в налаживании контакта с родителями, а так же

педагогам интересующимся этой темой. Пособие позволит воспитателям

разнообразить

формы

работы

с

родителями.

Сделан

упор

на

нетрадиционные формы общения педагога с родителями, ДОУ с родителями.

При этом учитывается принцип добровольности, инновационный подход,

умение повысить родительскую компетенцию. Так как современная семья в

ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис,

который выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении

внимания к духовным ценностям. Снижение у молодых родителей установки

на воспитание, образование. Необходимо сказать в воспитании сегодняшнего

малыша, будущего гражданина, должны быть заинтересованы и родители, и

детский сад. Такое совместное взаимодействие дает возможность создания

единого пространства: семья, детский сад, в котором всем участникам

педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно,

интересно, безопасно, полезно и т.д. Главное – это оказание повседневной

помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому

просвещению. Воспитатель должен донести до родителей знания, а это

осуществимо,

если

педагоги

и

родители

станут

союзниками

и

единомышленниками, заинтересованно будут принимать участие в жизни

детей и детского сада. Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию

благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно –

насыщенной,

доступной

и

безопасной

развивающей

предметно

пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).Работа начата,

когда дети находились в средней возрастной группе и продолжается по сей

день. Внедрение новых форм ФГОС позволяет организовать совместную

деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать

разнообразные

формы

работы.

Существуют

традиционные

и

нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольника. Мы

не отказываемся в своей работе от традиционных форм работы с родителями,

но хочу предложить ряд разработок нетрадиционных форм.

Мы много

2

говорим о работе с родителями о разнообразных формах и методах работы с

ними, но только практические действия приносят результат.

Результаты. Использование мною в работе разнообразных форм работы с

семьями воспитанников дало положительные результаты.

-Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них

стали активными участниками всех дел группы, сада и незаменимыми

помошниками

воспитателей.

(совместно

участвовали

в

городских

спортивных соревнованиях, семейных экологических проектах, посещали

краеведческий

музей,

картинную

галерею

в

библиотеке

имени

З.Космодемьянской и мн.др )

-Проявился у родителей интерес к содержанию образовательного процесса с

детьми.

-Увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности

ребенка, его интересах, способностях и потребностях.

-Появилось стремление к индивидуальным контактам с воспитателем и

специалистами.

-Родители вместе с детьми стали участвовать в конкурсах сети интернет,

используя принцип добровольности

-Распространяют материал в СМИ

- Родители стали больше размышлять о тех или иных методах воспитания.

-Разрабатываем с учетом пожелания родителей дорожную карту, которая

поможет систематизировать маршрут будущих совместных мероприятий.

3

Формы общения педагога с родителями

Цель:

взаимодействие

дошкольного

учреждения

и

родителей.

Актуализация знаний педагогов

по использованию разнообразных

форм

общения

с

родителями,

демонстрация

воспитателем

необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Задачи: привлечение родителей в воспитательно – образовательном

процессе ДОУ; формирование у родителей личностного смысла в

усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают в

воспитании

детей;

развитие

у

родителей

навыков

общения

;

объединение воедино родителей и детей в добровольном участии

социально важных акциях и мероприятиях; создание эмоционально-

положительного пространства для общения педагогов, родителей и

детей в условиях детского сада.

4

ТРАДИЦИОННЫЕ

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

5

Коллективные

родительские собрании( форма работы группы людей объединенных

для совместного с ДОУ решения задач);

конференции ( форма активного включения семей в развитии и

воспитании детей, она позволяет учесть актуальные потребности

родителей, способствует формированию активной родительской

позиции.

лекция (форма взаимодействия с родителями, позволяющая

предоставлять большой объем информации);

субботники ( объединение усилий ДОУ и родителей для создания

пространственной среды, способствующей развитию детей.);

праздники и развлечения ( привлечение родителей к активному участию

в воспитательно-образовательном процессе.);

Индивидуальные

педагогическая беседа(обмен мнениями по вопросам воспитания и

достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям

своевременной помощи .);

тематическая консультация( обсуждение различных аспектов

воспитания и обучения детей, полученные от родителей необходимой

информации о ребенке);

Наглядно-информационные

информационный стенд ( сведения об администрации, направлениях

деятельности ДОУ, сетка занятий, режим дня, мероприятия);

тематические выставки ( отражают направления дошкольного

учреждения);

дни открытых дверей ( ознакомление родителей с жизнью ДОУ);

фотовыставки (знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в

детском саду) и т.д.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ

ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

6

Информационно –аналитические

проведение социологических срезов, опросов; «Почтовый ящик»-почта

доверия; сайт детского сада и группы.

Эта форма используется с целью выявления интересов,

потребностей, запросов родителей, для повышения уровня их

педагогической грамотности

.

Досуговые

совместные экскурсии, тур.походы, праздники, участие родителей и детей

в спортивных городских соревнованиях, флешмобах, выставках,

кружках, клубах, экологических акциях ; онлайн конкурсах, посланиях.

Форма используется для

установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и

детьми.

Познавательные

семинары практикумы, тренинги, деловые игры, педагогический брифинг,

гостиная, консультации в нетрадиционной форме, педагогическая

библиотека для родителей, мастер классы, презентации, проекты, круглые

столы и т.д. Цель использования этой

нетрадиционной формы: ознакомления родителей с особенностями

развития детей данного возраста. Формирования у родителей умения и

практических навыков

.

Наглядно-нформационные

день открытых дверей, открытых просмотров различной деятельности

детей; информационные проспекты для родителей; плакаты, брошюры,

буклеты, газеты; фото выставки; выставки семейных реликвий, традиций.

Эта

форма используется для более эффективного ознакомления родителей с

дошкольным учреждением и особенностями воспитания в нем детей.

Важной частью образовательного процесса в детском саду, является

методически грамотно выстроенная работа с родителями, которая

имеет свои особенности от возраста детей. На первоначальном этапе

была

поднята

тема

по

изучению

родного

города

в

рамках

запланированной образовательного процесса и мы пошли дальше,

начали обследовать ближайшие микро мира. Первая интересная

остановка была на улице которая носит имя героя Советского Союза

Льва Михайловича Доватора. Куда и была организованна

первая

совместная экскурсия родителей, детей и педагогов после ряда

проведенных НОД по знакомству с городом.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКСКУРСИИ

7

Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном

месте.

Согласуйте время посещения, количество участников экскурсии.

Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

Познакомьтесь с человеком, который будет проводить экскурсию.

Чтобы экскурсовод смог донести до детей больше информации,

воспитатель должен вместе с экскурсоводом определить, что будут

показывать детям и рассказывать. Согласовать вопросы, которые

будут задаваться на определенном этапе экскурсии.

Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся

совместной экскурсии родителей и детей.

Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите

их принять участие в совместном мероприятии

Встретив родителей и детей возле назначенного места, напомнить

детям о цели, дать им осмотреться

В заключительной части экскурсии – подвести итог работы,

поблагодарить хозяев, родителей и детей за проведение

мероприятия

Согласовать возможность фото и видео съемки. Это послужит

материалом для проведения виртуальной экскурсии для других

детей, которые не смогли посетить экскурсию

Проведя экскурсии и опираясь на выше перечисленные пункты,

экскурсии получаются познавательными, увлекательными, незабываемыми и

интересными. Экскурсии знакомят детей с городом, обогащает знание детей,

развивают качества и формируют навыки необходимые любому культурному

и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта,

активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об

окружающем мире.

Следующая совместная экскурсия была в городской краеведческий музей,

посвященной памятной дате, празднования дня победы . Это была не просто

скупая экскурсия,

сотрудниками музея на тему « Детство опаленное

войной»было проведено интереснейшая тематическая экскурсия, где дети и

родители идя за руки смогли окунуться в атмосферу военных дней . Краевед

Кравченко Г.А. поведала детям и родителям, как их сверстники жили в годы

ВОВ. Дети пробовали сворачивать вату, бинты для раненых солдат, писать на

газетах. А когда экскурсовод разделил булку черного хлеба и поделил ее на

маленькие кусочки (суточный паек) с каким трепетом, сопереживанием,

чувством дети и родители съели его. Это была трогательная, эмоциональная

совместно проведенная экскурсия.

СМ.Приложение.№4

После ряда проведенных экскурсий по городу, я пошла дальше и разработала

ряд

методических

рекомендаций

которые

будут

полезны

педагогам

применять на практике такой вид работы с родителями, как «Воспитание

добром или волонтерство»

СМ.Приложение.№5

Взятый в моей работе с родителями акцент на принцип добровольного

участия всех субъектов, дал положительный результат. Родительская

активность возросла в разы и посетить любую достопримечательность города

исходит не только от меня, а от самих родителей. На это не повлияла

ситуация самоизоляции. Мы быстро перешли на дистанционную форму

работы. Так родители совместно с детьми сделали видео ролики и

разместили в соц.сетях.

СМ.Приложение№6 онлайн письмо ветерану

См.Приложение№7 онлайн день защиты детей

См.Приложение№8 онлайн день российского флага

Делая выводы по организации работы с родителями: важно установить

доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями и

сотрудниками ДОУ. Вызвать потребность делиться друг с другом и

совместно решать наболевшие вопросы. Только тогда когда все взрослые

принимают активное участие в жизни дошколят, это выражается в

практических делах и дает положительные результаты

в успешном

воспитании и развитии личности ребенка.

8

« От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А. Сухомлинский.

9

Литература

1.ЗвереваО.Л., Кротова Т.В. « Общение педагога с родителями в ДОУ»

методический аспект. Издательство : Сфера,2019г.

2.В.А. Важнина «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей»;

3.Евдокимова Н.В., Додонина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья:

методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей:

Мозаика Синтез; Москва; 2007г.

4. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для

работников ДОУ. О.В.Солодянкина-М.:АРКТИ, 2005г

5.Титова

Л.В..Если

знать

как

действовать:

Разговор

о

методике

воспитания/Е.В. Титова.-М.,1993.

6.Детство.

Примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014

7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-

ФЗ от 29.12.2012

10



В раздел образования