Автор: Мирошникова Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 30
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формы работы педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30
И. С. Мирошникова
Тема: ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Номинация: « Опыт вовлечения семьи обучающегося во
взаимодействие с образовательной организацией: традиции и
инновации»
Методическое пособие
(материал из опыта работы)
Армавир, 2025 г.
1
Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помошниками,
союзниками участниками единого педагогического процесса, коллегами
в деле воспитания детей.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
В
данной
методической
разработке
представлен
материал
для
использования в своей деятельности, молодым специалистам, воспитателям
испытывающим затруднения в налаживании контакта с родителями, а так же
педагогам интересующимся этой темой. Пособие позволит воспитателям
разнообразить
формы
работы
с
родителями.
Сделан
упор
на
нетрадиционные формы общения педагога с родителями, ДОУ с родителями.
При этом учитывается принцип добровольности, инновационный подход,
умение повысить родительскую компетенцию. Так как современная семья в
ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис,
который выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении
внимания к духовным ценностям. Снижение у молодых родителей установки
на воспитание, образование. Необходимо сказать в воспитании сегодняшнего
малыша, будущего гражданина, должны быть заинтересованы и родители, и
детский сад. Такое совместное взаимодействие дает возможность создания
единого пространства: семья, детский сад, в котором всем участникам
педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно,
интересно, безопасно, полезно и т.д. Главное – это оказание повседневной
помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому
просвещению. Воспитатель должен донести до родителей знания, а это
осуществимо,
если
педагоги
и
родители
станут
союзниками
и
единомышленниками, заинтересованно будут принимать участие в жизни
детей и детского сада. Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию
благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно –
насыщенной,
доступной
и
безопасной
развивающей
предметно
–
пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).Работа начата,
когда дети находились в средней возрастной группе и продолжается по сей
день. Внедрение новых форм ФГОС позволяет организовать совместную
деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать
разнообразные
формы
работы.
Существуют
традиционные
и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольника. Мы
не отказываемся в своей работе от традиционных форм работы с родителями,
но хочу предложить ряд разработок нетрадиционных форм.
Мы много
2
говорим о работе с родителями о разнообразных формах и методах работы с
ними, но только практические действия приносят результат.
Результаты. Использование мною в работе разнообразных форм работы с
семьями воспитанников дало положительные результаты.
-Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них
стали активными участниками всех дел группы, сада и незаменимыми
помошниками
воспитателей.
(совместно
участвовали
в
городских
спортивных соревнованиях, семейных экологических проектах, посещали
краеведческий
музей,
картинную
галерею
в
библиотеке
имени
З.Космодемьянской и мн.др )
-Проявился у родителей интерес к содержанию образовательного процесса с
детьми.
-Увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности
ребенка, его интересах, способностях и потребностях.
-Появилось стремление к индивидуальным контактам с воспитателем и
специалистами.
-Родители вместе с детьми стали участвовать в конкурсах сети интернет,
используя принцип добровольности
-Распространяют материал в СМИ
- Родители стали больше размышлять о тех или иных методах воспитания.
-Разрабатываем с учетом пожелания родителей дорожную карту, которая
поможет систематизировать маршрут будущих совместных мероприятий.
3
Формы общения педагога с родителями
Цель:
взаимодействие
дошкольного
учреждения
и
родителей.
Актуализация знаний педагогов
по использованию разнообразных
форм
общения
с
родителями,
демонстрация
воспитателем
необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Задачи: привлечение родителей в воспитательно – образовательном
процессе ДОУ; формирование у родителей личностного смысла в
усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают в
воспитании
детей;
развитие
у
родителей
навыков
общения
;
объединение воедино родителей и детей в добровольном участии
социально важных акциях и мероприятиях; создание эмоционально-
положительного пространства для общения педагогов, родителей и
детей в условиях детского сада.
4
ТРАДИЦИОННЫЕ
ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
5
Коллективные
родительские собрании( форма работы группы людей объединенных
для совместного с ДОУ решения задач);
конференции ( форма активного включения семей в развитии и
воспитании детей, она позволяет учесть актуальные потребности
родителей, способствует формированию активной родительской
позиции.
лекция (форма взаимодействия с родителями, позволяющая
предоставлять большой объем информации);
субботники ( объединение усилий ДОУ и родителей для создания
пространственной среды, способствующей развитию детей.);
праздники и развлечения ( привлечение родителей к активному участию
в воспитательно-образовательном процессе.);
Индивидуальные
педагогическая беседа(обмен мнениями по вопросам воспитания и
достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям
своевременной помощи .);
тематическая консультация( обсуждение различных аспектов
воспитания и обучения детей, полученные от родителей необходимой
информации о ребенке);
Наглядно-информационные
информационный стенд ( сведения об администрации, направлениях
деятельности ДОУ, сетка занятий, режим дня, мероприятия);
тематические выставки ( отражают направления дошкольного
учреждения);
дни открытых дверей ( ознакомление родителей с жизнью ДОУ);
фотовыставки (знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в
детском саду) и т.д.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
6
Информационно –аналитические
проведение социологических срезов, опросов; «Почтовый ящик»-почта
доверия; сайт детского сада и группы.
Эта форма используется с целью выявления интересов,
потребностей, запросов родителей, для повышения уровня их
педагогической грамотности
.
Досуговые
совместные экскурсии, тур.походы, праздники, участие родителей и детей
в спортивных городских соревнованиях, флешмобах, выставках,
кружках, клубах, экологических акциях ; онлайн конкурсах, посланиях.
Форма используется для
установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и
детьми.
Познавательные
семинары практикумы, тренинги, деловые игры, педагогический брифинг,
гостиная, консультации в нетрадиционной форме, педагогическая
библиотека для родителей, мастер классы, презентации, проекты, круглые
столы и т.д. Цель использования этой
нетрадиционной формы: ознакомления родителей с особенностями
развития детей данного возраста. Формирования у родителей умения и
практических навыков
.
Наглядно-нформационные
день открытых дверей, открытых просмотров различной деятельности
детей; информационные проспекты для родителей; плакаты, брошюры,
буклеты, газеты; фото выставки; выставки семейных реликвий, традиций.
Эта
форма используется для более эффективного ознакомления родителей с
дошкольным учреждением и особенностями воспитания в нем детей.
Важной частью образовательного процесса в детском саду, является
методически грамотно выстроенная работа с родителями, которая
имеет свои особенности от возраста детей. На первоначальном этапе
была
поднята
тема
по
изучению
родного
города
в
рамках
запланированной образовательного процесса и мы пошли дальше,
начали обследовать ближайшие микро мира. Первая интересная
остановка была на улице которая носит имя героя Советского Союза
Льва Михайловича Доватора. Куда и была организованна
первая
совместная экскурсия родителей, детей и педагогов после ряда
проведенных НОД по знакомству с городом.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКСКУРСИИ
7
Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.
Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном
месте.
Согласуйте время посещения, количество участников экскурсии.
Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.
Познакомьтесь с человеком, который будет проводить экскурсию.
Чтобы экскурсовод смог донести до детей больше информации,
воспитатель должен вместе с экскурсоводом определить, что будут
показывать детям и рассказывать. Согласовать вопросы, которые
будут задаваться на определенном этапе экскурсии.
Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся
совместной экскурсии родителей и детей.
Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите
их принять участие в совместном мероприятии
Встретив родителей и детей возле назначенного места, напомнить
детям о цели, дать им осмотреться
В заключительной части экскурсии – подвести итог работы,
поблагодарить хозяев, родителей и детей за проведение
мероприятия
Согласовать возможность фото и видео съемки. Это послужит
материалом для проведения виртуальной экскурсии для других
детей, которые не смогли посетить экскурсию
Проведя экскурсии и опираясь на выше перечисленные пункты,
экскурсии получаются познавательными, увлекательными, незабываемыми и
интересными. Экскурсии знакомят детей с городом, обогащает знание детей,
развивают качества и формируют навыки необходимые любому культурному
и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта,
активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об
окружающем мире.
Следующая совместная экскурсия была в городской краеведческий музей,
посвященной памятной дате, празднования дня победы . Это была не просто
скупая экскурсия,
сотрудниками музея на тему « Детство опаленное
войной»было проведено интереснейшая тематическая экскурсия, где дети и
родители идя за руки смогли окунуться в атмосферу военных дней . Краевед
Кравченко Г.А. поведала детям и родителям, как их сверстники жили в годы
ВОВ. Дети пробовали сворачивать вату, бинты для раненых солдат, писать на
газетах. А когда экскурсовод разделил булку черного хлеба и поделил ее на
маленькие кусочки (суточный паек) с каким трепетом, сопереживанием,
чувством дети и родители съели его. Это была трогательная, эмоциональная
совместно проведенная экскурсия.
СМ.Приложение.№4
После ряда проведенных экскурсий по городу, я пошла дальше и разработала
ряд
методических
рекомендаций
которые
будут
полезны
педагогам
применять на практике такой вид работы с родителями, как «Воспитание
добром или волонтерство»
СМ.Приложение.№5
Взятый в моей работе с родителями акцент на принцип добровольного
участия всех субъектов, дал положительный результат. Родительская
активность возросла в разы и посетить любую достопримечательность города
исходит не только от меня, а от самих родителей. На это не повлияла
ситуация самоизоляции. Мы быстро перешли на дистанционную форму
работы. Так родители совместно с детьми сделали видео ролики и
разместили в соц.сетях.
СМ.Приложение№6 онлайн письмо ветерану
См.Приложение№7 онлайн день защиты детей
См.Приложение№8 онлайн день российского флага
Делая выводы по организации работы с родителями: важно установить
доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями и
сотрудниками ДОУ. Вызвать потребность делиться друг с другом и
совместно решать наболевшие вопросы. Только тогда когда все взрослые
принимают активное участие в жизни дошколят, это выражается в
практических делах и дает положительные результаты
в успешном
воспитании и развитии личности ребенка.
8
« От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
9
Литература
1.ЗвереваО.Л., Кротова Т.В. « Общение педагога с родителями в ДОУ»
методический аспект. Издательство : Сфера,2019г.
2.В.А. Важнина «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей»;
3.Евдокимова Н.В., Додонина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья:
методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей:
Мозаика Синтез; Москва; 2007г.
4. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для
работников ДОУ. О.В.Солодянкина-М.:АРКТИ, 2005г
5.Титова
Л.В..Если
знать
как
действовать:
Разговор
о
методике
воспитания/Е.В. Титова.-М.,1993.
6.Детство.
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014
7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-
ФЗ от 29.12.2012
10