Напоминание

«Методы педагогической мотивации к обучению учащихся класса аккордеон, баян»


Автор: Саргаева Анна Евдокимовна
Должность: Преподаватель по классу аккордеон
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методы педагогической мотивации к обучению учащихся класса аккордеон, баян»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

«Методы педагогической мотивации

к обучению учащихся класса

аккордеон,баян»

Содержание

Введение

1.Личность и компетентность преподавателя

2.Факторы,

формы

формирования

мотивации

учащихся

в классе аккордеона, (баяна).

2.1. Начальный этап обучения – установка на успех

2.2.Репертуар

2.3. Инициатива ученика.

2.4. Самолюбие ученика.

2.5. Достижение результата в работе ученика

2.6. Игровые формы обучения.

2.7. Коллективные формы обучения.

2.8. Внеклассная работа.

2.9. Взаимосвязь семьи и мотивации обучения

3.Значение концертной и конкурсной деятельности учащегося

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время набор учащихся в класс специального инструмента

аккордеон,

(баян)

является

проблемой.

И

даже

пришедшие

дети

недостаточно ответственно относятся к обучению, не осознают значимости и

пользы музыкального образования. Есть тенденция отсева учащихся.

Я также столкнулась с этой проблемой. С тем, что мотивация обучения

в ДШИ все чаще становится темой для бесед с детьми, требует решения и

новизны. Преподаватели стараются проводить интересные уроки, но и в

устной форме вынуждены объяснять и пропагандировать музыкальное

исполнительство, казалось бы, современным информированным ученикам,

мотивируя и стимулируя их на обучение. И хотя мотивация – неотъемлемая

часть обучения в школе искусств, актуальность темы работы очевидна. Дети

загружены в общеобразовательной школе и слишком увлечены телефонами и

планшетами, а родители настолько заняты финансовым обеспечением семьи,

что музыка с ее большими затратами, усилием и временем за инструментом

для достижения успеха, отходит на второй план и не поддерживается

взрослыми и самими учениками. В связи с этим встает вопрос формирования

преподавателями

положительной

мотивации

к

обучению,

выяснение

негативных причин и применения новых методов и форм работы для

создания устойчивого интереса учащихся к музыке и музыкальному

исполнительству.

Проблема снижения мотивации обучения в

ДШИ решаема при

условии совместных усилий преподавателя, ребенка и его родителей.

Адекватную помощь могут оказать внедрение новых форм и методов работы,

использование современных технологий, так привычных и любопытных

детям даже младшего школьного возраста. Это стимулирует когнитивную

деятельность мозга, повышает уровень мотивации, интереса к музыкальным

занятиям.

Надо

стараться,

чтобы

ребенок

на

уроке

получал

много

позитивных эмоций, был активным и ждал встречи с преподавателем и

музыкой!

Цель моей работы заключается в поиске направлений, факторов, форм

формирования и повышения учебной мотивации.

Определить пути формирования мотивации к музыкальным занятиям

посредством игры на аккордеоне, (баяне).

Ведущая идея моей работы: целенаправленное применение разнообразных

форм и направлений работы в учебно-воспитательном процессе на занятии

специального инструмента (аккордеон) позволит ускорить формирование

учебно

-

познавательной

компетенции

учащихся

и

стимулировать

мотивацию.

1. Личность и компетентность преподавателя

Педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все

должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная

сила изливается только из живого источника человеческой личности…

Только личность может действовать на развитие и определение личности,

только характером можно организовать характер». Полностью согласимся с

мнением замечательного русского педагога. В первую очередь, именно от

личности педагога зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и

вообще к музыке.

Профессия

педагога

очень

ответственна,

сложна

и

интересна.

Преподаватель ДШИ не только обучает, развивает и дает много полезной

информации, но и формирует внутренний мир ребенка, учит добру, культуре,

пониманию и эстетике внешнего мира через исполнение музыкальных

произведений, тонкому анализированию музыкальной ткани, считыванию

чувств и эмоций композитора.

Современный педагог должен владеть такими приемами и методиками

обучения, ведения урока, чтобы действительно пробудить, зажечь ученика,

влюбить

в

музыку

и

выбранный

инструмент;

быть

активным,

эмоциональным,

чутким,

компетентным,

использующим

современные

инновационные технологии. Авторитарная педагогика осталась в прошлом,

сейчас преподаватель должен стать наставником, привлечь ученика к

сотворчеству,

желанию

самостоятельно

мыслить,

пробовать,

стать

уверенным

в

себе.

Педагог

должен

расположить

ребенка

высоким

профессионализмом, понравиться юному музыканту как человек, найти

верный

индивидуальный

подход

с

учетом

возрастных

особенностей,

характера, темперамента, чтобы ученик ждал урока, с желанием впитывал

знания и навыки.

Обстановку в классе следует создавать комфортную,

творческую, используя ситуацию успеха, заставлять ученика поверить в себя

и научить работать с трудностями, а также не скупиться на похвалу, сначала

отмечать положительные моменты, и только потом при необходимости

делать замечания.

В практической работе с детьми эффективными себя показывают

следующие методы, так называемые «ситуации успеха»:

- Похвала. Словесная и в том числе заслуженными оценками. Это всегда

приятно, повышает самооценку и стимулирует к дальнейшим действиям.

-

Анонсирование.

Смысл

анонсирования

состоит

в

предварительном

обсуждении

того,

что

ребенок

должен

будет

сделать

(например,

фантазировать вместе о художественном образе, прожить с ним радость от

оживления музыкального образа, тем самым побуждая к инициативе);

-«Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при

которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл

бы к выводу, открывая неизвестное.

-«Эмоциональное поглаживание». Не скупитесь на комплименты (и не

перехваливайте): «Молодец!», «Умница!»

Всеми способами воздействия следует пользоваться очень осторожно, с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не

только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном

использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других

особенностей личности.

Из практики следует, что иногда менее способный ученик, но

имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких

результатов в учебе, чем способный потому, что стремится и уделяет

обучению больше времени и внимания. В то же время у талантливого, но

ленивого ученика и недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут

быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация к

обучению может выступить хорошим показателем уровня психического

благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.

В настоящее время в общеобразовательных школах и обществе в целом

низкий уровень культуры становятся преградой на пути приобщения ребенка

к миру музыки. Особенно любовь к баяну и аккордеону. Преподавателям

ДШИ приходится заниматься пропагандой этих народных инструментов,

повышать их общественный престиж.

Каждому педагогу необходимо искать свои методы и формы для

успешной работы. Это поиск прогрессивных методик, использование

современного репертуара и инновационные формы работы.

Я.И. Мильштейн подметил, что музыкальной педагогике присуща

специфическая черта: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом.

Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные».

Личность – исполнитель далеко не всегда является личностью – педагогом и

наоборот.

Тем не менее искреннее живое общение педагога и ученика на уроке,

кропотливый труд над деталями технического развития на инструменте и

пониманию, созданию художественного образа необходимо людям всех

творческих профессий, а это возможно только в атмосфере доверия и

взаимоуважения между друг другом. Живое исполнение музыки, проявление

эмоций, улавливание тонких нюансов интонаций, мимики и движений рук –

важная составляющая плодотворного процесса музыкальной деятельности.

Совсем недавно, поставленные в рамки дистанционного формата обучения,

все поняли разницу такого образования с привычным, а также значимость и

основополагающую роль преподавателя в образовательном процессе. Как бы

ни совершенна была техника, – живой контакт людей необходим, оказывая

влияние на качество обучения. Любовь педагога к профессии и ученикам,

постоянное саморазвитие, вовлечение учащихся в процесс сотворчества -

неотъемлемая часть профессии, как и инновационные методы работы на

уроке.

Наряду с другими, первостепенной задачей преподавателя на всем

протяжении обучения остается сохранение интереса учащихся к музыке,

увлеченность и желание самостоятельного музицирования. Педагог так

должен преподносить и исполнять музыкальный материал, чтобы ученику

самому

захотелось

повторять,

проявлять

инициативу

в

трактовке

произведений. Установление тесного контакта и вовлечение в творческий

процесс – такие же средства мотивации, методы для активизации интереса к

обучению в ДШИ. Авторитет учителя, желание его порадовать своими

успехами – стимул к действию учащихся. С этого начинается интерес к

музыкальным занятиям. Недопустимо давление и равнодушие в сторону

ученика. Дети очень тонко чувствуют фальшь, а профессия педагога -

синоним

любви,

терпения,

умение

рационального

применения

индивидуального подхода и знаний детской психологии.

2.Основные факторы, формы формирования мотивации учащихся

в классе аккордеона, (баяна).

Из своей практики и обобщения опыта других преподавателей приведу

основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой

мотивации к учебной деятельности в школах искусств, зависящие от

преподавателя:

начальный этап обучения-установка на успех;

репертуар;

педагогическое общение;

инициатива ученика;

самолюбие ученика;

достижение результата в работе ученика;

игровые формы обучения;

коллективные формы обучения;

внеклассная работа;

взаимосвязь семьи и мотивация обучения

музыкальный инструмент

2.1. Начальный этап обучения – установка на успех

Начальный

этап обучения -

самый важный в процессе становления музыканта.

С

первых

уроков закладывается фундамент исполнительских навыков

и музыкального развития.

В

это

время осуществляется постановка исполнительского аппарата, формируются

первые музыкальные представления и понятия ученика,

складываются

взаимоотношения с преподавателем и музыкой, происходит становление

первых практических навыков игры на инструменте,

знакомство

и

владение художественными

понятиями. На педагога

ложится ответственность методически правильно выстроить первые уроки.

Современные

образовательные

программы

ДШИ

делятся

на

предпрофессиональные и общеразвивающие, доступны практически любому

учащемуся с разным уровнем способностей. Если раньше конкурс на

поступление в музыкальную школу давал возможность отобрать самых

способных

детей

для

обучения,

теперь

преподаватели

работают

с

имеющимся контингентом учащихся.

Последнее время прослеживается тенденция поступления в ДШИ детей

6-7 летнего возраста. 9-10 летних первоклассников гораздо меньше. В связи с

этим преподавателям рекомендуется использовать больше игровых форм

проведения уроков, сочетание продуктивной работы с «физкульминутками»

(упражнениями

на

расслабление

мышц

пальцев,

рук,

спины)

и

переключением на другой вид деятельности. Например, такое упражнение,

как «Кактус и ива», когда в первой позиции стоя ребенок поднимает руки

вверх, затем сгибает в локте и расслабляет, в третьей позиции – опускает и

освобождает полностью всю руку. Помогают для отдыха спины и шеи

обычные круговые движения плечами вперед и назад. Также очень важным

моментом в организации уроков в начальном периоде обучения имеет подбор

инструмента по росту и анатомическим особенностям ученика, грамотный

подгон ремней.

Важнейшая предпосылка успеха обучения на всех этапах –

это интерес ребенка

к музыке и занятиям,

как важнейший стимулятор деятельности.

Педагог должен постоянно

его

поддерживать.

Начальный период обучения должен быть очень насыщенным,

увлекательным,

эмоциональным,

динамичным,

с

применением

разнообразных

форм и

методов, производить

впечатление

на

ребенка. Преподавателю

важно

много

играть

самому,

чтобы

увлечь

инструментом и объяснять базовые музыкальные понятия о характере, ладе,

строении музыкальной фразы, всех средствах выразительности, простейшему

анализу музыкального текста на примере песен. Развитие самостоятельности

мысли, поддержка детского «Я сам!» – воспитание творческой инициативы в

будущем.Следует всячески поощрять воображение ребенка, фантазировать,

наталкивать его на различные ассоциации, образные сравнения, используя

элемент творчества в восприятие

музыки. Для ребят часто бывает интересным открытием то, что различные ис

полнители играют одну и ту же пьесу по

разному, передавая ее основной характер так, как они его воспринимают.

Для примера хорошо давать ученику послушать какую-либо пьесу в исполн

ении разных музыкантов: просмотр

видеозаписи,

личная демонстрация произведений с последующим диалогом с учеником о

еговпечатлениях. Эта форма работы направлена на воспитание музыкального

вкуса и на формирование творческого подхода к исполнению музыки.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет

характер учебной деятельности. Можно давать домашнее задание, чтобы

ученик вместе с взрослыми нашел в интернете необходимый мультик или

сказку для лучшего понимания музыкального образа, нарисовал рисунок,

отображая художественное содержание. Например, это образы Бабы Яги,

образы природы различных времен года для исполнения произведений

Чайковского из «Детского альбома» или понимания характера танцев,

русских народных песен. Автор использует в своей практике и просмотр

репродукций

художников,

проводя

параллель

выразительности

изобразительности

языка

искусств:

музыки,

живописи,

архитектуры,

скульптуры и т.д. Важно задействовать художественное восприятие ученика,

расширить его ассоциативный ряд представлений, пробудить эмоционально.

Начинаем с упражнений в игровой форме. Сначала выполняем

упражнения без инструмента, потом на баяне и аккордеоне. Например,

упражнение «Воробей» с постукиванием 2 и 3 пальцев левой руки, как

будто птичка клюет зернышки, что вырабатывает легкость, крепкость и

цепкость, атаку пальцев. Пробуждаем активность пальцев и правой руки с

помощью пальчиковой гимнастики и работы поочередно каждым пальчиком,

обращая внимание на развитие слабых 4 и 5. С первых уроков ребенок ждет

момент взятия инструмента в руки. Надо давать ему такую возможность, но

предупреждать о его тяжести, заинтересовывая возможностями и звучанием.

Вначале мы практикуем игру с рук, растягивая время донотного периода.

Важная задача на этом этапе – постоянная мотивация ребенка к занятиям

музыкой. Благоприятно и с интересом дети реагируют на метро -

ритмические задания с использованием шумовых инструментов или игрой по

корпусу баяна или меха, а левая исполняет маршеобразный или вальсовый

ритм. Первые маленькие успехи, установление доверительных отношений с

преподавателем, раскрепощение ребенка, придание ему веры в свои

возможности станут хорошей поддержкой в формировании этих чувств.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, их музыкальных

данных, возможностей развития, приобретенных знаний. Применяется

технология индивидуального подхода.

«Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика,

определение всех его слабых и сильных сторон, возможность развития,

ограничений, «тормозов» на его пути. При этом в первую очередь

необходимо развивать особенно ярко наиболее характерное для него

индивидуальное,

подтягивая

слабые

стороны»

-

писал

известный

педагог Ю.И. Янкевич. В своей практике наблюдаем, что подобный подход

учитывает и различные психологические моменты, например, особый тон

общения - для одного более требовательный, строгий, для другого менее.

Важен также темп произнесения слов: одному более подвижно, другому –

совсем

медленный.

Успешность

восприятия

ребенком

замечаний

преподавателя является показателем верности выбранной тактики.

Нами уже был выдвинут тезис о том, что современных детей довольно

сложно заинтересовать музыкой - искусством, где для достижения видимого

и слышимого результата необходима длительная предварительная работа. Но

все же опыт показывает, что это зависит от преподавателя и ученика, от

темпа и динамики урока, позитивного настроя и доброжелательности

педагога,

от

степени

эмоционального

отклика

ребенка,

от

его

заинтересованности в этих встречах. Здесь нет второстепенных деталей,

важно все - от внешнего и морального облика преподавателя, умения его

просто и понятно донести новый материал до ученика, влюбить в выбранный

инструмент – баян, аккордеон, заразить своей любовью в его звучание,

возможности, мастерски преподнести свои знания и умения ребенку.

У юных аккордеонистов, баянистов сразу необходимо воспитывать чуткое

и сознательное управление, владение мехом, обращать внимание на его

работу, прививать бережное отношение к звуку, к силе разжима и сжима. Как

сказал Ф. Р. Липс: «На баяне нужно петь!»

Необходимо продумывать начало и окончание урока, его структуру, иметь

ответы на все интересующие вопросы ученика, применять новые приемы

игры на инструменте и современные способы подачи нового материала. Дети

всегда приветствуют, откликаются на новинки.

Рассмотрим

4

психологических

вида

темперамента

личности,

основателем которых являются древнегреческий мыслитель Гиппократ и

древнеримский медик и философ Гален: сангвиник, холерик, флегматик,

меланхолик. Кратко рассмотрим каждый тип темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, импульсивный, неуравновешенный,

подвержен резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам. Холерик

обладает огромной работоспособностью.

Флегматик — медлителен, трудно переключаемый с одной деятельности

на другую, устойчив и постоянен в стремлениях и настроении, скуп на

проявление эмоций.

Сангвиник — подвижный, живой, легко переживающий неудачи,

стремящийся к смене впечатлений. Обладает выразительной мимикой.

Продуктивен в работе, когда она ему интересна.

Меланхолик — сдержан, раним, впечатлителен, склонный к постоянному

переживанию даже малозначительных событий, застенчив.

Есть дети, для которых достаточно лишь яркое исполнение педагога,

чтобы появилось стремление самому творить, для других же необходим

полный

аналитический

разбор

гармонического

и

тонального

плана

произведения;

одни

ученики

внимательно

слушают

понимание

художественного образа педагогом, другие живо фантазируют и пробуют

выразить свои представления в музыке. Для некоторых учеников сам диалог

с преподавателем представляет личностную ценность. Одни сами пробуют,

ошибаются,

добиваются

результата,

другие

спокойно

все

слушают,

впитывают, а раскрываются чуть позже. Для каждого ученика - свой уровень

исполнительских требований. Что для одних – легкое прочтение с листа, для

других – результат кропотливой работы за инструментом. В этом и

заключается профессионализм педагога – суметь раскрыть каждого юного

музыканта, мягко, но умело заставить мыслить, не бояться, слушать и

слышать,

а

главное

действовать.

Мотивировать

на

результат,

активизировать мышление, научить работать над техникой исполнения и

силой

воли,

получать

удовольствие

от

собственной

музыкальной

интерпретации – не полный список педагогический задач.

Почти

у

каждого

преподавателя

есть

опыт

работы

с

детьми

гипервозбудимостью.

Причинами

гиперактивного

поведения

помимо

наследственности,

исследователи

называют

еще

и

особенности

темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Синдром

гиперактивности возникает в результате сочетания нейрофизиологических и

социальных факторов развития ребенка. Дети этого типа внутренне

напряжены или возбудимы, бедны эмоциональными ощущениями. Поэтому

такому ребенку чрезвычайно показано обучение ДШИ, хотя педагогу

работать с ними не просто. Благодаря музыкальному обучению происходит

тренировка внимательности и наблюдательности, развитие чувства ритма,

темпа

и

времени,

мыслительных

способностей,

всех

видов

памяти,

воспитание волевых качеств, выдержки и способности самоконтроля,

развитие

общей

тонкой

моторики

и

артикуляционной

моторики,

координации рук и пальцев, развитие кругозора.

Работа с левшами тоже имеет свои особенности, но весьма интересна.

Левши

люди

правого

полушария,

отличаются

повышенной

чувствительностью и возбудимостью. Они воспринимают мир и мыслят

иначе, ведь доминирует их правое полушарие мозга, задача которого –

целостное восприятие мира, зрительных образов и звуков, живописи и

музыки. Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве,

политике, каждый пятый – левша. Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт,

Александр Македонский, Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи - левши.

Среди известных музыкантов тоже много левшей: Николо Паганини,

Фредерик Шопен, Людвиг Ван Бетховен и другие. В процессе обучения

левшей восприятие игровых движений развивается поступательно – несмотря

на трудности в освоении штрихов и аппликатуры. На начальном этапе

обучения левшам труднее привыкать к инструменту, адаптироваться к

специфике аккордеона, баяна, но в старших классах они показывают

стабильный рост исполнительского уровня.

У каждого из учеников преподавателю необходимо развивать внимание –

основу любой интеллектуальной деятельности. Поскольку процесс обучения

на музыкальном инструменте не всегда является непринуждённым и

увлекательным, то преподаватель должен уметь управлять вниманием

учащегося, подчинять его своей воле. Позже этот навык формируется в

положительное качество личности.

2.2.Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса

ученика к музыке. Принципы подбора репертуара могут определяться

следующими положениями:

1)Доступный и эмоционально близкий ученику репертуар, простой в

техническом отношении.

2)На всех этапах работы с произведениями основное внимание обращать на

содержательную сторону музыки, особенности стиля, жанра, формы.

3)Сложность и объем изучаемого материала могут существенно влиять на

заинтересованность ученика занятиями музыкой.

4)Вкус педагога – вкус ученика.

5)Повторение пройденного материала обязательно на каждом занятии.

6)Упражнения и гаммы должны быть теснейшим образом связаны с

изучаемым в данный момент пьесами.

7)Постоянное обновление педагогического репертуара.

2.3.Инициатива ученика.

Творчески активный ученик нередко выходит за рамки заданного

педагогом, пытаясь найти свои пути решения проблем, расширить сферу

деятельности. Формы, в которых проявляется его инициатива, могут быть

самыми

разнообразными:

сочинение

музыки,

подбор

по

слуху,

самостоятельное придумывание упражнений, способов и методов занятий и

т.д. Не вызывает сомнений необходимость поддержки и поощрения

подобного творчества ребенка. Участие педагога здесь заключается в

корректировке и развитии начинаний ученика, при этом важно сохранить

саму идею творчества. Проявление инициативы ученика свидетельствует

обычно о его заинтересованности занятиями музыкой.

2.4.Самолюбие ученика.

Самолюбие – качество, присуще любому человеку независимо от

возраста. Неосознанное иногда вначале, но все более конкретное со временем

стремление ученика самоутвердиться, проявить себя среди сверстников,

перед родителями может использоваться педагогом как мотивирующий

занятия музыкой фактор. Единственно, чего следует опасаться – это

неуёмных амбиций ученика, которые нередко заслоняют собой и предмет

изучения – музыку, и педагога. Умелое использование педагогом самолюбия

ученика, поддержка его стремлений выразить себя в деле, которым он

занимается,

несомненно,

способствует

мотивации

его

работы,

ее

результативности.

2.5.Достижение результата в работе ученика.

Стремление ученика ощутить результаты своей работы воспитывается

и поддерживается педагогом во время занятий в классе. Следует учесть, что

у маленького начинающего ученика результат не может быть плодом долгого

ожидания. Мыслящий в конкретных понятиях, он нуждается в практическом

результате сегодня, сейчас, иначе ему трудно понять, во имя чего он должен

трудиться, и рабочий тонус резко снижается. Педагог должен оценивать

самое малое продвижение ученика к намеченной цели, объяснить, в чем

именно наметился прогресс, а над чем еще надо поработать. Задача,

поставленная перед учеником, должна быть четко сформулирована и

доступна ему. Последовательность, темп и форма изложения материала,

время его освоения должны постоянно корректироваться педагогом в

зависимости от индивидуальности.

2.6.Игровые формы обучения.

В начальный период обучения детей наиболее привлекательными

выглядят методы работы с использованием элементов игры. Ученик пришел

к педагогу «из игры». В ней он наиболее полно творчески самовыражался и,

если побеждал, то чувствовал себя значительным, нередко требуя, чтобы его

достижения были по достоинству оценены родными, сверстниками. Как

ведут себя дети в игре? Поведение их непосредственно, лица выражают

гамму эмоций радости или огорчения, бодрости или усталости; в игре

оказываются задействованными все их физические и психические ресурсы.

Такая

интенсивность

самовыражения

ребенка

в

игре

подсказывает

возможность создания схожих с ней форм работы при обучении музыке.

Применяя форму игры, можно проверять и обучать одновременно.

Для

того,

чтобы

заинтересовать

ребенка,

необходимо

придумывать

творческие задания. Это выразительное произнесение слов, разучивание

песни, ритмические задания, подбор мелодии. Изучая нотную грамоту ,

можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами ,

называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. К каждой пьеске

ученику я дарю картинку, так ребенку легче научиться раскрыть замысел

произведения, т.е. художественный образ.

2.7.Коллективные формы работы.

Вопрос формирования собственной мотивации учащихся актуален в

связи с насмешками в классе, неадекватной реакцией учителей (бывает и

такое) на обучение в музыкальной школе, особенно это касается мальчишек.

Здесь должно заручиться мощной поддержкой преподавателя и уверенной

позицией семьи. Мы считаем, что эффективными методами мотивации

становятся коллективные формы работы, где учащиеся вдохновляются, глядя

друг

на

друга.

Хорошо

сочетать

коллективное

и

индивидуально

е

музицирование.

Организовывать

классные

концерты

классные,

прослушивания, учиться анализировать исполнение другого музыканта,

отмечая положительные моменты и то, над чем необходимо работать.

Совместно посещать концерты профессионалов. Педагогу важно сплотить

учащихся, настроить на объективность и доброжелательность.

Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят

не только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть

оснащен современной техникой, хорошей базой музыкальных инструментов,

наличием пюпитров, методической литературой и современными нотными

изданиями. Преподавателю желательно уметь использовать возможности

интернета,

свободного

пользования

компьютером,

телефоном,

аудиотехникой

(проигрыватель).

В

классе

приветствуется

наличие

портретов композиторов, фотографии исполнителей, плакаты с обозначением

темпов, музыкального характера т.д. Цель этого - создание комфортной,

творческой обстановки, желание заниматься музыкой, проявление интереса к

баяну и аккордеону.

С первых шагов обучения необходимо практиковать игру в ансамбле.

Педагогический опыт показывает, что участие в ансамбле педагог - ученик, а

тем более ученик – ученик повышают интерес к занятиям, пробуждает

сознательность ребенка. Активно и творчески учащиеся ведут себя на

уроках в ансамбле.

Помимо малых форм коллективного музицирования: дуэты, трио в

нашей школе существует оркестр русских народных инструметовДетям

очень нравится участие в таком виде музицирования. Они помогают и

тянутся друг за другом, сплачиваются, преследуя общую цель. На уроках

царит рабочая обстановка, появляется неподдельный интерес в освоении

партий, повышается уровень ответственности перед коллективом. Это

способствует укреплению стимула и успешности обучения в ДШИ.

Огромный мой опыт работы с начинающими, свидетельствует о том,

что «вхождение» в музыку ученика и самовыражение в ней всегда

эффективнее в коллективе. Ансамбль - это наполненное профессиональным

содержанием регулярное общение со сверстниками. Видя реакцию своих

соучеников, ребенок более активно «включается» в работу, воспринимает

музыку внимательнее и глубже, чем наедине со взрослыми. Практика

показывает, что ансамблевая форма работы в начальный период обучения не

только возможна и результативна, но и очень привлекательна для детей.

2.8. Внеклассные формы работы.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных

составляющих учебно-воспитательного процесса. Нам приходится обучать

детей,

обладающих

разным

уровнем

музыкальных

способностей.

Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже

городского

уровня,

не говоря

о региональных,

всероссийских

и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы

– наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным,

как педагогу поддержать и развить их заинтересованность. Единые ценности,

интересы позволяют объединить педагога и его учеников в коллектив

единомышленников. Регулярное совместное общение возможно как в классе,

так и за его пределами. Формы такого общения могут быть самыми

разнообразными: прослушивание записей музыки, посещение концертов,

музеев,

поочередное

проигрывание

программы

всеми

учениками

с

последующим обсуждением каждого выступления, отчетные концерты

класса, творческие встречи с родителями. Все эти мероприятия создают

благоприятную

творческую

среду,

которая

способствует

ориентации

учеников на подлинные духовные ценности, стимулирует их занятия

музыкой.

2.9 Взаимосвязь семьи и мотивации обучения

Музыка – сложный, но увлекательный вид искусства, возможность

саморазвития:

культурного

воспитания,

духовно

нравственного

и

интеллектуального развития, активизация мышления, всех видов памяти и

творческого самовыражения, воспитание силы воли и расширение кругозора,

обучение

тайм – менеджменту (организации собственного времени) и

ответственности. К сожалению, многие родители недооценивают роль

музыкального воспитания и развития детей и его огромную социальную

значимость для общества. Музыка, в первую очередь – это культурное

воспитание и интеллектуальное развитие человека.

Нередко педагогу

приходится внушать значимость музыкального исполнительства не только

учащимся, но и родителям.

Роль семьи в мотивации детей к музыкальному воспитанию, к

успешному обучению играет немаловажное значение. Педагогу следует с

первых шагов обучения заручаться их поддержкой, выстраивая с ними

доверительные отношения, быть «на связи». А некоторым мамам и папам

приходится объяснять великую силу музыки на культурное, нравственное и

интеллектуальное воспитание и развитие, чтобы они понимали, что

научиться играть на музыкальном инструменте непросто. Чтобы они

помогали организовать рабочее место ребенка для домашних занятий,

создавали комфортные условия, приобретали сразу инструмент. Участвуя

или интересуясь процессом становления музыканта, родители одобряют и

поддерживают

обучение

своих

детей,

побуждают

юного

музыканта

заниматься усерднее.

«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания

взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Успех начального этапа обучения

невозможен без участия родителей. Но это требует определенных усилий.

В семье должна создаваться атмосфера трепетности, интереса к

музыкальным

занятиям

ребенка.

Преподаватель

может

использовать

следующие доводы для родителей в пользу музыкального обучения в ДШИ:

Музыка

сфера

духовного.

Именно

искусство

музыки

развивает ребенка эмоционально (искусство чувств и переживаний);

Развивается координация движений;

Накапливаются тактильные ощущения (напряжение мышц при игре

мехом, прикосновение к клавиатуре);

Воспитывается собранность и внимание;

Развитие когнитивных способностей;

Индивидуальное обучение преподавателя с учащимися - неоспоримый

факт музыкального образования;

Преимущества баяна (аккордеона) от других инструментов: его

музыкально – выразительные возможности, уникальная конструкция с

мехом, малогабаритность, продолжение русских народных традиций;

На инструменте можно исполнять музыку различных стилей и жанров;

Музыка дисциплинирует характер ребенка.

Родителям необходимо внушать, что музыкальные занятия развивают

трудолюбие и удовлетворение от собственного творчества. Но детям всегда

нужна поддержка взрослых, чтобы с пониманием двигаться к цели.

Существенную роль в начальный период обучения играет отношение

близких ученика к его занятиям музыкой. Начав обучение в раннем возрасте,

малыш нуждается в регулярной помощи родителей. Поэтому присутствие

родителей на уроке, их контакт с педагогом, особенно в начальный период,

обязательны. Музыкальные занятия формируют удивительный по своему

творческому потенциалу союз: «педагог – ребенок - родитель», которые

проявляют

постоянную

заинтересованность

в

его

творческом

труде,

помогают ему в ежедневной работе, создают благоприятную атмосферу для

роста его увлеченности музыкой, желания заниматься ею. Поэтому педагог

должен

по мере

возможности

вовлекать

родителей

в образовательный

процесс.

Способы

организации

работы

с родителями

разнообразны: открытые

академические

концерты,

класс

концерты,

музыкальные гостиные, творческие отчеты класса, родительские собрания.

Проанализировав основные факторы, формы работы по формированию

мотивации учащихся в обучении игре на аккордеоне, баяне хочется сделать

следующий вывод о том, что препятствует мотивации занятий музыкой:

авторитарная педагогика, равнодушие педагога, форсированная педагогика,

некорректное

поведение

педагога,

отсутствие

инструмента,

его

несоответствие

физическим

возможностям

ученика,

неблагоприятная

домашняя атмосфера, равнодушие родителей к занятиям музыкой своего

ребенка,

низкий

социальный

престиж

инструмента

(особенно

среди

сверстников), нерегулярность занятий с педагогом, частые переходы от

одного педагога к другому, отсутствие нормальных условий для занятий.

3. Концертная и конкурсная деятельность учащегося - мощный стимул к

саморазвитию

Для развития интереса у учащихся и родителей процесса обучения,

повышения мотивации и стимула к занятиям, преподавателям необходимо

использовать различные способы и формы работы. Одним из таких

направлений служит участие в концертах и конкурсах. Даже сама подготовка

к ним вызывает интерес учащихся, хотя выдержать это сможет не каждый

ученик. Участие в концертах и конкурсах – это ответственное решение

преподавателя

и

ученика,

результат

совместных

творческих

усилий.

Подготовка требует много физических и моральных затрат учащегося,

упорства и настойчивости, творческого подхода и эмоционально – волевой

наполненности,

а

также

собранности

и

концентрации,

большой

психологической

подготовки

и

технического

мастерства

в

момент

выступления. Поэтому в нашей школе исполнительская деятельность

практикуется с начального этапа обучения, имея большое значение для юных

музыкантов. Преподаватель вырабатывает силу воли учеников, умение

справляться со своим волнением, донести до слушателя художественную и

техническую ценность композиторского замысла, развивает эмоциональные

и артистические качества учащихся, прививает любовь к инструменту и

публичным выступлениям (что очень актуально в современном мире –

умение

держаться

на

публике),

а

самое

главное

мотивирует

на

ответственную и качественную подготовку к выступлениям. Маленькие дети

в полной мере не осознают всей серьезности момента, с легкостью

откликаются на участие в любых мероприятиях. Целесообразно использовать

любые

концертные

площадки:

сцену

ДШИ,

городские

мероприятия,

общеобразовательные школы, детские сады. Активно ребята проявляют себя

на родительских собраниях, где у родителей есть возможность не только

порадоваться за своего ребенка, но и сделать выводы, сравнить его с другими

учениками класса. Каждое выступление стимулирует, приносит пользу,

открывает положительные моменты и пробелы обучения. А главное,

публичные выступления выявляют наиболее способных учащихся.

Следующая ступень профессионального роста ученика – это участие в

конкурсах. Конкурсная деятельность один из факторов творческого развития

учащихся Детской школы искусств. В чем же различие конкурсов от

концертов? Конкурс – это соревнование. Ребенку необходимо так исполнить

произведение, чтобы именно его выступление запомнилось, произвело

впечатление на слушателя, на членов жюри. Здесь не обойтись без

проявления

творческой

инициативы,

исполнительского

мастерства,

уверенной

и

эмоционально

выразительной

игры.

Поэтому

роль

музыкальных конкурсов для профессионального роста для учащихся велика.

Это

дополнительная

возможность

формирования

и

укрепления

мотивационной стороны обучения. Тщательная подготовка музыкального

материала произведений, большая аналитическая и эмоционально – волевая

работа в сотворчестве с преподавателем, борьба с ленью стимулируют на

преодоление трудностей, вдохновляют на результат, а в целом, наблюдают

прогресс у всех учащихся. В нашей школе стало доброй традицией

проведение школьного конкурса «Юный музыкант» русского народного

отделения. Такие встречи приносят радость от общения, обмен опытом,

возможность самореализации и соперничества в атмосфере творчества,

являются важным музыкальным событием для жизни учащихся нашего

отделения

Важной

составляющей

конкурсного

успеха

составляет

выбор

программы,

максимально

раскрывающей

все

возможности

ученика.

Подготовка и участие в конкурсах является значимым этапом личностного и

музыкального

развития

учащихся,

вызывает

интерес

к

публичным

выступлениям.

Надо заметить, что отношение родителей и участие в подготовке детей

к конкурсу очень важна. Это моральная поддержка, контроль и помощь в

организации

домашних

занятий,

психологический

настрой,

а

также

финансовые затраты.

Дистанционный формат обучения в силу известных обстоятельств, дал

возможность

учащимся

проявлять

себя

в

одноименных

конкурсах.

Дистанционные

конкурсы

приобретают

все

большую

популярность,

открывают много возможностей для исполнителей. Каждое дистанционное

мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху,

развитию. Подготовка видеозаписи своего выступления в стенах родной

школы дает возможность в участии конкурсах любого уровня, любого

географического значения, хотя и лишает прямого контакта со зрителем

(искусство музыки ценно сиюминутностью звучания, напряжения, чувств и

испытываемых

эмоций),

но

открывает

широкие

возможности

перед

артистами. Надо только не бояться, действовать, принимать активное участие

в жизни школы и за ее пределами!

Заключение

Методическая разработка «Методы

педагогической мотивации к

обучению в ДШИ учащихся класса баян (аккордеон)» раскрыла суть

мотивации и ее значимость в музыкальном обучении.

Предположение, что умелое формирование мотивации - эффективный

метод устойчивого интереса учащихся к музыке в целом и музыкальному

исполнительству в частности, нашло свое подтверждение. Формирование

положительной мотивации возможно в условиях живой и увлекательной

организации

учебного

процесса,

пробуждения

активности

и

самостоятельности учащихся для проявления их творческих способностей,

рекомендуется использование современных образовательных технологий.

Правильное

руководство

преподавателем

процесса

обучения

и

взаимосвязь его с индивидуальными особенностями личности ребенка –

способ эффективного музыкального развития учащихся. В индивидуальном

планировании музыкального развития требуется знание детской психологии,

особенностей ребенка и типологические особенности темперамента. Роль

педагога в формировании музыкальных ценностей, мышлении, в развитии и

мастерстве ученика невозможно переоценить. Необходимо только найти

правильный индивидуальный подход и отклик со стороны последнего,

заразить его духом творчества и проявлением инициативы.

Высокий уровень мотивации к обучению оказывает несомненное

влияние

на

развитие

личностных

качеств

учащихся.

Использование

современных образовательных технологий в классе баян (аккордеон) создает

ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию.

Особое внимание уделяем игровым технологиям на начальном этапе

обучения,

коллективному

(ансамблевому)

музицированию,

участию

в

конкурсах и концертах, поддерживаем участие семьи в музыкальном

воспитании учащихся.

В музыкальном обучении очень важная составляющая эмоционального

компонента мотивации обучения. Она заключается в том, чтобы педагог в

классе создал атмосферу эмоционального комфорта, в процессе обучения

выстроил доверительные взаимоотношения с учащимися (также с его

родителями) создавая, тем самым, ситуацию сотворчества и успеха.

Положительные

эмоции,

полученные

на

уроках,

побуждают

ребенка

возвращаться и радовать себя и педагога!

Литература

1.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

2.

Акимов Ю.Т., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне. – М.,

1970. Ч. 1.

3.

Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка,

№ 2. 1980, 11-13 стр.

4.

Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» -

Тетрадь 1-я и 2-я. – СПб: Композитор, 2003.

5.

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.

2004.

6.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.,

1989г.

7.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. Л.: «Музыка», 1973.

8.

Бажилин Н. Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). – М.:

Катанский, 2004.

9.

Бордовская Н. В., Розумо, С.И. Психология и педагогика. – СПб.:

Питер, 2014.

10. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.:

Музыка,1974.

11. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», 1979г.

12. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.

13. Булычева Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие

предупреждения их неуспеваемости. М.: Просвещение. 2004г.

14.Бушуева

Л.С.

Активизация

творческого

мышления

младших

школьников // Начальная школа: плюс ДО и После – 2006 г. № 4.

15.Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных

детях / И.П.

16. Варфоломос

А.Д.

Музыкальная

грамота

для

баянистов

и

аккордеонистов // Вып. 5 – Л., 1969.

17. Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей. Вып. 6 / Сост. В.

Игонин, М.

18. Говорушко. – Л.: Музыка, 1985.

19. Говорушко П.И. Основы игры на баяне: Методическое пособие. – Л.:

МУЗГИЗ, 1961.

20. Денисов В. «К проблеме воспитания чувства музыкального ритма».

(Методические разработки «Вопросы воспитания баяниста») г.Саранск,

1994г.

21. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль:

Академия развития, 2004г, 304 стр.

22. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты – XXI век,2004.

23. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей

редакцией

А.Г.Каузовой, А. И. Николаевой. -М., 2001.

24. Коган Г. «Избранные статьи»., 1979г.

25. Коган Г. «У врат мастерства»., 1961г.

26. Макарьев И.И. Если ваш ребёнок левша. СПб: Лань, 1995.– 128 с

27. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для

студентов средних и высших заведений. М., 1993.

28. Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне» М., Изд.

Дом «Композитор» 2001г.

29. Семенов В. Современная школа игры на баяне: методическое пособие.

– Л., 1982.

30. Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.

31. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.

32. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1947.

33. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 2002.

34. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетических реакций.

– М.: Лабиринт, 1997.

35. Говорушко П.И. Школа игры на баяне. М.: Музыка, 1971.

36. Иванов А. Начальный курс игры на баяне.- Л.: Музыка, 1963.

37. Ключарева Т. Вопросы музыкальной педагогики. - М.: Музыка, 1979.

38. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. –ч. 1, 2. – М: Владос, 2010.

39. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1998.

40. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. - М.: Советский композитор,

1972.

41. Методология педагогики музыкального образования / Под редакцией

Э. Б. Абдуллина – М.: Академия, 2006.

42. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, М.: 1967.

43.

О’Коннор, Дж., Сеймор, Дж. Введение в нейролингвистическое

программирование. - Челябинск,1997.

44. Онегин А. Школа игры на баяне. – М.: Музыка, 1964.

45. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение,

1991.

46. Общая психология/Под ред. В.В. Богословского. М., 1973.

Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. – М.: Кифара, 1996.

47. Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений. –

Екатеринбург, 1994.

48. Селиванов

И.Ю.

Особенности

применения

технологий

нейролингвистического

программирования

в

современной

педагогике // Молодой ученый. — 2015. — №13. Семенов В. А.

Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.

49. Серотюк П. Хочу быть баянистом. Учебное пособие для начинающих.

– М.: Музыка , 1994.

50. Ушенин В. В. Школа художественного мастерства баяниста. – Ростов:

Феникс, 2009.

51. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и

практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия»

2003.

52. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. - С.Пб., 1996, 53 стр.



В раздел образования