Автор: Бурцева Дарья Игоревна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Импровизация в хореографии, как способ развития творческого потенциала учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Импровизация в хореографии, как способ развития творческого потенциала учащихся.
В современном мире танец воспринимается по-разному. С одной стороны, он ассоциируется с выражением
эмоций и свободой движений. С другой стороны, умение танцевать подразумевает выполнение правильных
движений в определённой последовательности. В танце есть две противоположные тенденции:
импровизация и хореография. Изначально танец рождался из импровизации, а хореография появилась
позже, когда возникла необходимость передачи опыта. Импровизация основана на спонтанной радости
движения и игры, а хореография — на подражании и единстве в движении. Импровизация более
индивидуальна для каждого ребёнка, а хореография основана на общей творческой деятельности. На
практике можно сказать, что импровизация и хореография — это равноправные партнёры в танце,
играющие разные, но одинаково важные роли.
Включение элементов импровизации в программу занятий по хореографии может значительно повысить
степень развития творческого потенциала обучающихся. Импровизация — это сочетание осознанного
выбора и спонтанной реакции или эмоции. Она содержит элемент творчества, который никогда не
повторяется. Импровизация может быть направлена воображением, интеллектом или психическими
процессами, которые выражаются через движения. Хореография включает в себя доступную и понятную
информацию, а импровизация чаще всего представляется как отсутствие школы и техники. Однако это
распространённое заблуждение, так как существует школа импровизации, но на другом уровне. К технике
импровизации относятся: восприятие импульсов движения и внутренних сигналов, релаксация, особое
чувствование партнёра, осознание своего тела, пространства и времени как элементов, из которых
рождается композиция.
Введение импровизации на занятиях хореографией активизирует умственную деятельность, развивает
воображение и вовлекает в процесс взаимодействия движения и музыки. Творческая импровизация детей
опирается на восприятие музыки, создание образа и способность комбинировать, изменять и создавать
новое. Свободное выполнение движений под музыку помогает лучше почувствовать общий характер
произведения, его форму, темп и динамические оттенки.
Чувство ритма у детей обычно развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако не все
дети могут сочетать и координировать движения под музыку, поэтому в занятия хореографией включаются
ритмические игры, направленные на импровизацию. Импровизация позволяет ребёнку эмоционально и
непосредственно применять полученные знания в процессе обучения. Это помогает ему «раскрепощаться»,
так как не нужно подражать танцу других, что определенно может быть трудно и нелегко. Выступая с
собственными движениями, ребёнок не боится танцевать неправильно и продемонстрировать своё умение
чувствовать музыку.
Творческий подход педагога заключается в создании новых и интересных процессов обучения с помощью
различных техник импровизации, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся и
формированию их активной деятельности. Практика показывает, что в процессе импровизации при
выполнении заданий на взаимодействие в парах, а также при индивидуальной импровизации разными
частями тела на взаимодействие с музыкой, у детей наблюдается заинтересованность творческой
деятельностью и высокая мыслительная активность, что способствует развитию творческого потенциала
учащихся на уроках хореографии.