Напоминание

Применение ИКТ в учреждении дополнительного образования


Авторы: Молодеева Ирина Андреевна, Попова Татьяна Валерьевна
Должность: ЦЕНТР "Безопасное детство"
Учебное заведение: ЦЕНТР "Безопасное детство"
Населённый пункт: Республика Бурятия, гор. Улан-Удэ
Наименование материала: Использование инновационных технологий в процессе воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
Тема: Применение ИКТ в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




В дополнительном образовании - воспитание и обучение органически соединены.

Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода

личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются

на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе,

пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих

лидеров неформальным, демократическим путем, учитывая их организаторские, деловые

и личные качества.

Деятельность участников культурно-образовательного процесса строится на основе

инициативы и самодеятельности её членов, а объединения становятся направлениями

деятельности, частью культурной среды нашей школы, микрорайона или города.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и

алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео,

DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может

предоставить широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде

всего:

преобразование предметно-развивающей среды;

расширение возможности познания окружающего мира

использование новой наглядности (презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для

изучения тех тем в образовании, с которыми дошкольники имеют определённые

трудности);

создание новых средств передачи информации для развития детей.

В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:

Компьютер (ноутбук)

Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

Принтер, сканер, копир

Видеомагнитофон, DVD плейер

Телевизор

Музыкальный центр(для прослушивания музыки, аудиосказок)

Фотоаппарат

Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

Видеокамера

Электронные доски

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

1. Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для

непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой,

наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.

2. Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе

PowerPoint, демонстрационного материала, как статического, так и динамического:

предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков

документов, папок-передвижек.

3. Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о

родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики,

электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми

привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие

задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и

оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это

наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point,

создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-

образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-

образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у

ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это

яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем

интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования

СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-

образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после

занятия.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая

способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая

наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических

процессов;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Использование ИКТ в процессе организации методической работы.

Единая система использования информационных компьютерных технологий в

воспитательно-образовательном процессе, с участием детей, родителей, педагогов и

сообществ.

Цель методической работы – научить коллег оценивать уровень интеграции своей

педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать

возможности информационной образовательной среды нашего учреждения, выбирать и

использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии

задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.

Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских

собраний, оформление родительского уголка. Наличие у Станции юных техников

собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную

информацию о жизни учреждения. Общение с родителями по электронной почте, в смс -

дискуссиях, по мобильному телефону.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать

их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но

вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального

человеческого общения.

В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего

лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и

современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые

позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую

очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или

спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества,

вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать

процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от

рутинной ручной работы, открывает новые возможности для широкого внедрения в

педагогическую практику новых методических разработок, направленных на

интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного

и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии – хороший помощник в организации воспитательно-образовательной и

коррекционной работы.

Применение информационно-компьютерных технологий в УДОД:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать

новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную

деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей,

информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах

конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.

Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести дополнительное учреждение на

новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса,

обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным

образовательным стандарта

ИКТ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ТАК КАК ОНИ ПЕРЕДАЮТ ИНФОРМАЦИЮ БЫСТРЕЕ

движение и звук – привлекают внимание детей;

наглядность – способствует лучшему запоминанию материала;

слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те наблюдение, которые вызывают

затруднения.

смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать каждому;

использование ИКТ побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности

самостоятельно или вместе с родителями.



В раздел образования