Напоминание

Методы работы с детьми разными типами темперамента по стрельбе из лука


Автор: Васильев Прокопий Прокопьевич
Должность: старший тренер-преподаватель по стрельбе из лука
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" МР "Мегино-Кангаласский улус"
Населённый пункт: с. Майя, Мегино-Кангаласский улус,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы работы с детьми разными типами темперамента по стрельбе из лука
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы работы с детьми с разными типами темперамента по стрельбе из лука

Когда говорят о стрельбе из лука , люди нередко вспоминают романтику. Но на самом

деле это не совсем так. Это занятие для людей терпеливых, усердных. Стрельба из лука

относится к технически сложным видам спорта. Занятия стрельбой из лука способствуют

развитию таких качеств как сила, выносливость, сосредоточенность, логическое мышление,

внимание. Также стрелок учится контролировать свои эмоции в разных ситуациях,

формируется психологическая устойчивость, воспитывается чувство ответственности и

дисциплинированность. Стрельба из лука - отличный способ воспитать в себе спокойствие и

силу духа, укрепить свой мышечный корсет, развить глазомер и поднять иммунитет.

Психологическое равновесие - еще один позитивный результат от занятий стрельбой из лука.

Человек,

стреляющий

из

лука,

становится

более

спокойным,

рассудительным

и

расслабленным, но при этом не теряет сосредоточенности и уверенности в своих силах.

Стрельба из лука требует предельно напряженной нервной деятельности. Регулярная

тренировка обеспечивает выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях,

требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной

нервной системы, зрительного анализатора, развивает способность дозировать небольшие

силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища, концентрацию

и устойчивость внимания, выдержку и самообладание, терпение, решительность. Стрельба из

лука является малотравматичным и очень интересным видом спорта, который оказывает как

развивающее, так и воспитательное воздействие на организм. Развивает организм за счет

специальных

физических

упражнений,

которые

выполняются

в

процессе

стрельбы.

Воспитательное воздействие заключается в том, что помимо физической силы, выносливости

и стабильной техники, для достижения хороших результатов нужны сдержанность,

уверенность и спокойствие, так как одним из основных факторов для хорошего результата

является правильный моральный настрой. Все дети разные, каждый имеет различный тип

темперамента.

Стрельба из лука как вид спорта своеобразен. Каждый может заниматься

стрельбой из лука, но не каждому дано достичь высоких результатов, и можно предположить,

что это в первую очередь связано со свойствами личности. Темперамент является ярким

представителем этих свойств. Изучение того, какой темперамент преобладает в данном виде

спорта, поможет спортсменам и тренерам скорректировать тренировочный процесс, лучше

понимать друг друга и, соответственно, достигать высоких результатов. Занятие стрельбой из

лука способствует повышению самооценки подростков, дает возможность занять их

свободное время, способствует стремлению к здоровому образу жизни. Одним из видов

спорта, которым может заниматься любой ребенок, независимо от уровня предварительной

физической подготовки - это стрельба из лука. В стрельбе из лука очень важным является

индивидуальный подход к каждому ребенку - с учетом его темперамента, углубление в

тонкости

работы

над

каждым

выстрелом.

Темперамент

-

качество

личности,

сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его

типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

Различают

четыре

основных

типа

темперамента:

сангвиник,

холерик,

флегматик

и

меланхолик. При тренировке детей стараюсь учитывать какой тип темперамента имеет

каждый из них и соответственно этому вносить коррективы в индивидуальную работу с этим

ребенком. Стрельба из лука относится к технически сложным видам спорта. В стрельбе из

лука много внешнего однообразия, что характеризуется однообразным повторением одних и

тех же действий, начиная с изготовки заканчивая выстрелом лучник должен выполнять одни и

те же движения. Это весьма утомительное занятие, что захватывает не сразу и не каждого. И

чтобы привить интерес детей к этому красивому виду спорта, нужно найти подход к каждому

ребенку, учитывая его тип темперамента. Специфика тренировок в таком виде спорта, как

стрельба из лука состоит в том, что дети тренируются в группе, но каждый ребенок находится

на своем, личном уровне развития специфических умений и навыков. Поэтому на тренировках

параллельно ведется и групповая, и индивидуальная работа с каждым ребенком. Для

определения доминирующего типа темперамента используется тест "опросник Айзенка".

Стрелки – холерики, как с ними работать?

Холерики — энергичны, импульсивны и легко загораются новыми идеями, но быстро

устают от рутины.

При работе с холериком тренер обязательно должен учитывать силу его темперамента.

Холерики направлены к своей цели. Во время тренировок холерики любой ценой стремятся

овладеть элементом техники, над которым работают. Но, если что-то не получается - эти дети

могут показывать бурные эмоциональные реакции. Также холерик не способен длительное

время монотонно выполнять одно и то же упражнение, отрабатывать одно и то же движение.

Ребенку быстро это надоедает, усердие исчезает - количество ошибок увеличивается, что

также может привести к эмоциональному взрыву. Чтобы избежать этого, нужно чаще менять

задания или даже деятельность для этого ребенка, но делать это таким образом, чтобы

движение, которое нужно наработать - нарабатывался.

Также в выполнении задания обязательно нужно делать перерывы, заполненные

другой деятельностью - можно, например, предложить холерику подклеить перо, сделать

гнездо. При работе с этими детьми тренер должен давать им специальные упражнения,

которые помогут научиться расслабляться, разовьют гибкость, плавность движений. Эти

упражнения холерики должны выполнять во время разминки, в перерывах во время

тренировки, в конце тренировки. Также этих детей нужно поощрять выполнять дома

специальные упражнения на развитие гибкости и умение расслабляться.

Стрелки-сангвиники, как с ними работать?

Сангвиники — общительные, оптимистичные и быстро переключаются между задачами,

но могут быть поверхностными.

При

работе

с

сангвиником

тренер

должен

учитывать

характерную

этому

типу

темперамента поверхность. Они не углубляются в одну деятельность, быстро улавливают

объяснения тренера, но они затрудняются понимать и запомнить разные детали. В итоге, в

голове

остаются лишь те задания, о которых шла речь вначале. Начинающие сангвиники очень

быстро начинают пытаться поразить мишень, а не просто стрелять в голый щит. Их

интересует именно попадание, чтобы сравнивать себя с другими ребятами.

Как и холерики, сангвиники не могут длительное время сосредотачиваться на

монотонной обработке одного и того же движения. Если испытывают неудачу в выполнении

определенных движений или попадании в цель - не унывают, а переходят к работе над другим

движением, которое удается легче. В отличие от холериков не стремятся глубоко постичь

технику. Для сангвиников тренер должен разнообразить их упражнения, как и для холериков.

Но нельзя забывать, что сангвиник стремится быть в коллективе, вместе со всеми.

Поэтому нецелесообразно отсылать его от основной группы на тренировочный щит. Если это

возможно - сангвиника лучше оставлять вместе со всеми на дистанции, но дав

индивидуальное задание в обработке. Если сангвиника переводить на тренировочный щит, то

тренер обязательно должен не оставлять его без внимания. Сангвинику нужно давать

индивидуальные указания по выполнению элементов техники, разбив их на большее

количество, что позволит помочь ребенку более полно понять как нужно правильно

выполнять определенное движение.

Стрелки – флегматики, как с ними работать?

Флегматики — спокойные, уравновешенные и терпеливые, но не любят спешки и резких

изменений.

Флегматик очень сосредоточен в себе. Объяснение тренера слушает очень внимательно,

лучше понимает, когда тренер подробно объясняет особенности выполнения определенного

движения. Также гораздо лучше воспринимает объяснения тренера, когда тот говорит медленно и

повторяет свое объяснение несколько раз. При практическом овладении

новым навыком,

флегматик должен много раз выполнить все необходимые движения под руководством

тренера.

Флегматик обычно спокойный, уравновешенный. Легко относится к неудачам в

выполнении определенных движений или в попадании. Он просто упрямо продолжает работу

над правильностью своей техники выстрела, пока не достигнет желаемого.

Эти дети очень медленные. На рубеже флегматик часто продолжает стрелять, когда

все уже закончили. Если его начинают подгонять - ребенок, стремясь ускориться, начинает

делать ошибки в выполнении выстрела. Тренер должен учитывать эту особенность

флегматика и давать ему возможность делать все в собственном темпе, научить делать

меньшие паузы между выстрелами в серии и рационально использовать время, данное на

серию выстрелов.

Стрелки - меланхолики, как с ними работать?

Меланхолики — глубоко чувствуют, склонны к самоанализу и эмпатии, но подвержены

тревожности.

Меланхолик

чрезвычайно

замкнутый

в

себе,

в

своих

чувствах.

Тренировку

воспринимает очень эмоционально. Постоянно ощущает свое тело, свои физические

ощущения. Поэтому нужно отдельно указывать, что должен почувствовать, когда именно, как

сделать, чтобы получить эти ощущения во время выполнения движения. Любое объяснение

тренера для меланхолика должно стремиться к восприятию его чувств и ощущений.

Меланхолики очень хорошие теоретики. Они всегда находятся в мыслительном

процессе. Поэтому с целью как можно лучшего усвоения этими детьми определенных

элементов техники, им нужно подробно разъяснять, почему именно таким образом нужно

делать, что при этом происходит с телом лучника, с луком.

Целесообразным будет дать меланхолику специальные знания об особенностях работы

лука - каким именно образом происходит выстрел, как срабатывает тетива, как летит стрела.

Теоретическое осмысление поможет меланхолику осознать необходимость определенного

движения. Тренер обязательно должен учитывать еще такую особенность меланхолика, как

сосредоточение на своих неудачах. Меланхолики всегда видят то, что они не могут и не

замечают то, что они могут. Задачей тренера является обращение внимания меланхолика на

его успехи, на его достижение. Все свои неудачи меланхолик переживает очень болезненно и

эмоционально. Поэтому тренер должен учить такого ребенка сосредотачиваться на своих

успехах.

Итак, подытоживая все изложенное в данной работе, можем сделать следующий

вывод. При тренировке детей обязательно учитывать какой тип темперамента имеет каждый

из них и соответственно этому вносить коррективы в индивидуальную работу с этим

ребенком.



В раздел образования