Напоминание

"Оригами и эмоциональное развитие дошкольников: как бумажные фигурки учат выражать чувства"


Автор: Иконникова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО "Саткинский реабилитационный центр"
Населённый пункт: город Бакал Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Оригами и эмоциональное развитие дошкольников: как бумажные фигурки учат выражать чувства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРИГАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: КАК

БУМАЖНЫЕ ФИГУРКИ УЧАТ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА

Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования

личности, включая развитие эмоциональной сферы. В этот период

дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими,

и одним из ключевых аспектов их развития становится умение

распознавать, понимать и выражать свои эмоции. Традиционные

методы педагогического воздействия, направленные на развитие

эмоционального интеллекта, зачастую дополняются инновационными

подходами, среди которых важное место занимает оригами –

искусство складывания бумаги. Эта древняя японская техника, будучи

простой и доступной, обладает значительным потенциалом для

формирования эмоциональной грамотности у дошкольников. В данной

статье мы рассмотрим, каким образом процесс создания бумажных

фигурок способствует развитию способности детей выражать свои

чувства, анализируя психологические и педагогические механизмы

этого воздействия.

Психологические основы эмоционального развития

дошкольников

Эмоциональное развитие дошкольников характеризуется рядом

специфических особенностей. Дети этого возраста еще находятся на

стадии формирования устойчивых представлений о собственных

чувствах и чувствах других людей. Их эмоциональные реакции часто

импульсивны и могут быть непропорциональны ситуации. Тем не

менее, этот период является критически важным для освоения основ

эмоциональной регуляции и эмпатии.

Ключевыми компонентами эмоционального развития в дошкольном

возрасте являются:

Распознавание эмоций: Способность идентифицировать

базовые эмоции (радость, грусть, гнев, страх, удивление,

отвращение) как у себя, так и у других. На этом этапе дети часто

опираются на мимику, жесты и интонации.

Понимание причин эмоций: Осознание того, что вызывает

определенные эмоциональные состояния. Например,

понимание, что потеря любимой игрушки вызывает грусть.

Выражение эмоций: Умение адекватно и социально приемлемо

демонстрировать свои чувства. Это включает вербальные и

невербальные способы выражения.

Эмоциональная регуляция: Способность контролировать

интенсивность и продолжительность своих эмоциональных

реакций, а также находить конструктивные способы их

выражения.

Эмпатия: Способность сопереживать другим людям, понимать и

разделять их эмоциональные состояния.

Педагогические подходы, направленные на развитие эмоционального

интеллекта, часто используют игровые методы, ролевые игры,

обсуждение эмоциональных ситуаций, работу с иллюстрациями и

сказками. Оригами, как вид творческой деятельности, естественным

образом интегрируется в эти подходы, предлагая новый, тактильный и

визуальный, способ работы с эмоциями.

Оригами как инструмент для развития эмоциональной

грамотности: механизмы воздействия

Оригами, как искусство трансформации плоского листа бумаги в

трехмерную фигуру, предлагает уникальные возможности для

эмоционального развития детей. Механизмы этого воздействия

многогранны и включают в себя:

1. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности

как основы для осознания телесных ощущений: Процесс

складывания бумаги требует точных и последовательных

движений пальцев и кистей рук. Это не только способствует

развитию мелкой моторики, что само по себе положительно

влияет на развитие мозга и когнитивных функций, но и обостряет

тактильную чувствительность. Дети учатся ощущать фактуру

бумаги, ее плотность, эластичность, чувствовать, как под

пальцами формируется объем. Эти тонкие телесные ощущения

являются базой для осознания собственных физических

проявлений эмоций. Например, чувство “сжатия” в груди при

грусти или “легкости” при радости может быть легче осознано,

если ребенок имеет развитую тактильную чувствительность,

которую тренирует оригами.

2. Стимулирование концентрации внимания и усидчивости как

предпосылки для самоконтроля: Складывание оригами

требует сосредоточенности. Ребенку необходимо внимательно

следовать инструкциям, запоминать последовательность

действий, концентрироваться на каждом этапе. Этот процесс

тренирует способность удерживать внимание на задаче, что

является важным компонентом самоконтроля. Ребенок учится

преодолевать сиюминутные желания переключиться на другое

занятие, проявляя терпение и настойчивость. Умение

концентрироваться и не отвлекаться – это основа для более

эффективного управления своими импульсивными

эмоциональными реакциями. Например, если ребенок расстроен

из-за неудачи, необходимость сосредоточиться на следующем

шаге складывания может помочь ему временно отвлечься от

негативных переживаний и переключить свое внимание на

конструктивную деятельность.

3. Формирование чувства достижения и повышение

самооценки как основа для позитивного

самовосприятия: Каждый успешно сложенный элемент, каждая

законченная фигурка – это маленький успех для ребенка. Этот

успех приносит чувство удовлетворения, гордости и радости.

Осознание того, что он смог самостоятельно создать что-то

красивое и функциональное, значительно повышает самооценку.

Положительное самовосприятие и чувство собственной

компетентности являются важными факторами для здорового

эмоционального развития. Ребенок, уверенный в своих силах,

меньше подвержен тревоге и страхам, легче справляется с

неудачами и более открыт к новым переживаниям. Например,

ребенок, которому удалось сложить сложную фигурку,

испытывает чувство радости и гордости, что может быть

вербализовано им как: “Я молодец, я смог!”.

4. Создание наглядных образов эмоций через формы и

цвета: Сами бумажные фигурки могут быть наделены

эмоциональным смыслом. Дети могут ассоциировать

определенные фигурки с конкретными эмоциями. Например,

яркая, летящая птица может символизировать радость и

свободу, а грустный, поникший зверёк – печаль. Кроме того,

выбор цвета бумаги также играет роль. Красный может

ассоциироваться с гневом или страстью, синий – с грустью или

спокойствием, желтый – с радостью. Педагог может

целенаправленно использовать эти ассоциации, предлагая

детям создать фигурки, соответствующие определенным

эмоциональным состояниям, или обсуждать, какие чувства

вызывает та или иная фигурка.

5. Развитие способности к метафорическому мышлению и

символическому выражению чувств: Оригами – это искусство

трансформации. Процесс превращения плоского листа в

объемную фигуру можно метафорически связывать с

трансформацией внутренних состояний. Например, ребенку,

который испытывает сильный гнев, можно предложить сложить

бумагу, “сжимая” ее, как бы “сжимая” свою злость, а затем, в

процессе создания более мягкой и плавной формы, обсуждать,

как можно “сгладить” свои негативные эмоции. Фигурки могут

стать символами переживаний. Например, ребенок,

испытывающий страх перед чем-то новым, может создать

бумажную “защиту” или “храброго героя”, символизирующий его

внутреннюю борьбу и желание преодолеть страх.

6. Создание безопасного пространства для выражения

негативных эмоций: Иногда детям трудно вербализовать свои

негативные чувства. Оригами предоставляет невербальный

способ выражения. Ребенок может “мять” бумагу, если чувствует

гнев, или “рвать” ее (под присмотром и с определенными

правилами, чтобы не навредить себе и другим), выражая таким

образом свое недовольство. Затем, под руководством педагога,

эти действия могут быть переведены в более конструктивное

русло – например, из смятой бумаги можно сделать что-то

новое, символизирующее преодоление трудностей.

7. Развитие эмпатии через совместную деятельность и

интерпретацию: Совместное складывание оригами, когда дети

помогают друг другу, делятся идеями и материалами,

способствует развитию навыков сотрудничества и эмпатии.

Кроме того, обсуждение созданных фигурок, интерпретация их

смысла, может стимулировать детей к пониманию

эмоциональных состояний других. Например, ребенок может

увидеть, что его друг создал грустного медвежонка, и спросить:

“Почему ты сделал грустного медвежонка? Тебе грустно?”. Такой

диалог развивает способность к сопереживанию.

Практическая реализация оригами в работе с дошкольниками для

развития эмоциональной грамотности

Для эффективного использования оригами в развитии

эмоционального интеллекта дошкольников, необходимо применять

структурированный и педагогически обоснованный подход.

1. Методические рекомендации для педагогов:

Постепенное усложнение: Начинать следует с простых

моделей – самолета, лодки, квадрата, а затем переходить к

более сложным животным, цветам, птицам. Это обеспечивает

постепенное развитие навыков и поддержание интереса.

Связь с тематическими занятиями: Оригами можно

интегрировать в занятия по различным темам. Например, при

изучении темы “Животные” дети могут складывать различных

зверей, обсуждая их особенности и, возможно, их

“эмоциональное” состояние (например, “веселый зайчик”,

“грустный зайчик”).

Использование цвета бумаги как инструмента

выражения: Целенаправленно предлагать бумагу разных

цветов для создания фигурок, ассоциирующихся с

определенными эмоциями. Обсуждать, какие чувства вызывают

те или иные цвета.

Акцент на процессе, а не только на результате: Важно

поощрять ребенка за старание, за попытки, даже если фигурка

получилась неидеальной. Главное – вовлеченность в процесс и

получение удовольствия от него.

Создание “эмоционального уголка” или “выставки

чувств”: Дети могут создавать фигурки, символизирующие их

текущее эмоциональное состояние, и размещать их на

специальной доске. Это помогает им осознать и выразить свои

чувства, а другим детям – увидеть и понять их.

Вербализация эмоций в процессе: Педагог должен активно

задавать вопросы, стимулирующие ребенка к вербализации

своих чувств, связанных с процессом складывания и созданной

фигуркой. Например: “Как ты себя чувствуешь, когда у тебя

получается?”, “Что ты чувствовал, когда делал эту складку?”,

“Эта фигурка кажется тебе веселой или грустной? Почему?”.

Ролевые игры с использованием фигурок: Созданные

оригами-фигурки могут стать персонажами ролевых игр, где дети

проигрывают различные эмоциональные ситуации, учатся

выражать чувства от лица персонажей.

Работа с “неудачными” фигурками: Если фигурка не

получается, важно помочь ребенку конструктивно справиться с

фрустрацией. Вместо того чтобы выбрасывать испорченную

бумагу, можно предложить использовать ее для коллажа,

аппликации, или изготовить из нее другой элемент. Это учит

ребенка видеть возможности даже в неудаче.

2. Примеры конкретных техник и их эмоциональная связь:

Складывание “сердца”: Простое и знакомое многим оригами-

сердце может стать прекрасным инструментом для обсуждения

любви, дружбы, привязанности. Дети могут дарить друг другу

бумажные сердечки, выражая свои теплые чувства.

Создание “грустного” и “веселого” животного: Например,

складывание лисички. Если лисичка получилась с опущенными

ушами и грустными глазами (что можно передать рисованием),

это может символизировать печаль. Если же уши подняты, глаза

веселые, то это радость. Обсуждение “настроения” животного

помогает детям переносить эти понятия на себя.

Складывание “бумажного самолетика”: Символизирует

свободу, полет, мечты. Обсуждение того, куда может улететь

самолетик, какие мечты он несет, способствует развитию

фантазии и выражению позитивных эмоций.

Создание “домика”: Дом символизирует безопасность, уют,

семью. Складывание домика может помочь ребенку выразить

свои чувства, связанные с домом и близкими, а также понять

важность чувства безопасности.

Использование “забавных” фигурок: Например, складывание

фигурок монстров или забавных существ может помочь детям

выразить и отпустить страхи или негативные эмоции в игровой

форме.

3. Интеграция с другими видами деятельности:

Рисование и аппликация: После складывания фигурки, дети

могут дорисовать ей глаза, рот, детали, которые отражают ее

“эмоциональное состояние”, или использовать фигурку в

качестве элемента аппликации, создавая целые сюжеты.

Театрализация: Оригами-фигурки могут стать персонажами

кукольного театра, где дети проигрывают различные

эмоциональные сцены, развивая свою эмпатию и навыки

выражения чувств.

Музыкальное сопровождение: Включение соответствующей

музыки во время занятий оригами может усилить эмоциональное

восприятие и помочь детям лучше погрузиться в атмосферу.

Научные исследования и педагогический опыт

Хотя прямых, масштабных научных исследований, посвященных

исключительно оригами и эмоциональному развитию дошкольников,

может быть не так много, как по более традиционным методикам,

косвенные данные из смежных областей подтверждают его

эффективность. Исследования в области развития мелкой моторики,

психомоторного развития, арт-терапии и игровой педагогики

убедительно демонстрируют позитивное влияние творческой

деятельности и игры на эмоциональную сферу детей.

Развитие мелкой моторики: Многочисленные исследования

подтверждают связь между развитием мелкой моторики и

когнитивными функциями, включая эмоциональную регуляцию.

Точные движения пальцев активизируют участки мозга,

ответственные за обработку информации и контроль импульсов.

Арт-терапия: Искусство, как средство самовыражения, активно

используется в терапии для помощи детям в выражении

сложных эмоций. Оригами, являясь формой искусства,

выполняет аналогичную функцию, предоставляя детям

безопасный и доступный способ “проговорить” свои чувства

через создание образов.

Игровая педагогика: Игра – естественный способ познания

мира для дошкольников. Оригами, будучи игровым процессом,

позволяет в увлекательной форме осваивать сложные

эмоциональные концепции.

Педагогический опыт также подтверждает ценность оригами.

Воспитатели, применяющие данную технику, отмечают повышение

уровня эмоциональной отзывчивости детей, их лучшую способность к

вербализации чувств, снижение агрессивности и импульсивности.

Дети, регулярно занимающиеся оригами, демонстрируют большую

усидчивость, уверенность в себе и способность к сотрудничеству.

Преодоление возможных трудностей

Несмотря на значительный потенциал, в процессе использования

оригами могут возникать и определенные трудности:

Фрустрация при неудачах: Некоторые дети могут испытывать

разочарование, если фигурка не получается с первого раза.

Важно научить их справляться с этими чувствами, акцентируя

внимание на процессе, предлагая помощь и демонстрируя, как

ошибки можно исправить или превратить в часть нового

замысла.

Сложности с вербализацией: Не все дети легко выражают свои

эмоции словами. Педагогу важно терпеливо стимулировать их к

этому, используя наводящие вопросы, примеры и предлагая

альтернативные способы выражения (например, рисование,

жесты).

Различия в темпе освоения: Дети имеют разный темп

развития. Важно адаптировать задания к индивидуальным

возможностям каждого ребенка, не форсируя процесс и создавая

атмосферу принятия.

Индивидуальные предпочтения: Не все дети могут одинаково

любить оригами. Важно предложить разнообразные творческие

активности, чтобы каждый ребенок мог найти то, что ему по

душе.

Заключение

Оригами – это не просто техника складывания бумаги, а мощный

инструмент для всестороннего развития дошкольников, в том числе и

для их эмоциональной грамотности. Через кропотливый процесс

создания бумажных фигурок, дети учатся не только развивать мелкую

моторику и пространственное мышление, но и осваивать сложный мир

человеческих чувств.

Бумажные фигурки становятся для них своеобразными

«эмоциональными мостиками», позволяющими:

Ощутить связь между действием и результатом: Успешно

сложенная фигурка приносит радость, а неудача может вызвать

разочарование, что учит детей распознавать эти состояния.

Создать наглядный образ своих чувств: Яркая птичка может

символизировать радость, а свернутый в комок лист –

внутреннее напряжение.

Невербально выразить то, что трудно сказать

словами: Мятая бумага может выплеснуть гнев, а подаренное

сердце – выразить привязанность.

Научиться терпению и настойчивости: Процесс складывания

требует концентрации и преодоления трудностей, что

способствует развитию самоконтроля.

Развить эмпатию: Совместное творчество и обсуждение

созданных фигурок помогают детям понять и почувствовать

эмоции других.

Практическое применение оригами в дошкольных учреждениях, под

руководством опытных педагогов, способно значительно обогатить

процесс эмоционального развития детей. Создавая бумажные миры,

дети учатся лучше понимать себя, выражать свои чувства

конструктивно и строить гармоничные отношения с окружающим

миром. Оригами, таким образом, открывает двери в мир

самовыражения, помогая малышам стать более уверенными,

отзывчивыми и эмоционально зрелыми личностями.



В раздел образования