Напоминание

Влияние цифровых технологий


Автор: Надежда Сереевна Алешина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 209"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Влияние цифровых технологий на когнитивное и эмоциональное развитие детей
Тема: Влияние цифровых технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №209»

(МБДОУ «Детский сад №209»)

Влияние цифровых технологий на когнитивное и

эмоциональное развитие детей

Выполнила: Алешина Н.С.

2025 г.

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.......................................................................................................................................

Современные цифровые технологии и особенности их использования

детьми

..................................................................................................................................................

Влияние цифровых технологий на когнитивное развитие детей

...........................

Влияние цифровых технологий на эмоциональное развитие детей

.....................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...............................................................................................................................

Список литературы

.......................................................................................................................

3

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое насыщение детской среды цифровыми устройствами

изменило траектории обучения, общения и отдыха. Доступ к мобильным

телефонам,

планшетам,

игровым

платформам

и

образовательным

приложениям начинается в раннем возрасте, а объем экранного времени

растет, включая периоды дистанционного обучения в 2020–2021 годах. По

данным международных опросов, большинство семей рассматривают

цифровые средства как необходимую часть повседневных практик.

Одновременно возрастает интерес исследователей к когнитивным и

эмоциональным последствиям такого использования.

Современные работы фиксируют амбивалентные эффекты. С одной

стороны,

интерактивные

среды

развивают

выборочное

внимание,

зрительно-пространственную

переработку

и

метакогнитивный

мониторинг, особенно при целенаправленном, дозированном применении.

К примеру, тренажеры рабочей памяти с адаптивной сложностью

поддерживают удержание и обновление информации. С другой стороны,

избыточная мультитаскинг-нагрузка, фрагментированные уведомления и

недостаток сна ассоциируются со снижением устойчивости внимания и

повышенной реактивностью аффекта. Влияние опосредуется возрастом,

уровнем саморегуляции, семейной медиацией и социально-экономическим

контекстом.

Цель

работы

изучить

влияние

цифровых

технологий

на

когнитивное и эмоциональное развитие детей.

Для достижения цели запланированы задачи:

- проанализировать набор современных цифровых технологий,

доступных детям;

- исследовать влияние цифровых средств на память, внимание и

мышление;

4

-оценить воздействие на эмоциональную сферу, включая регуляцию,

эмпатию и стрессоустойчивость;

-рассмотреть

существующие

методики

и

рекомендации

по

использованию технологий в детском возрасте;

-разработать практические рекомендации для родителей и педагогов

по оптимальному применению.

Современные цифровые технологии и особенности их

использования детьми

Современные дети взаимодействуют с широким спектром цифровых

средств,

охватывающих

смартфоны,

планшеты,

ноутбуки,

игровые

консоли, умные телевизоры и носимые устройства. На этих платформах

сосуществуют

развивающие

приложения,

видеосервисы,

игровые

экосистемы,

мессенджеры,

социальные

сети

и

инструменты

для

творчества, включая простые редакторы видео и звука. Дошкольники чаще

используют

сенсорные

экраны

для

коротких

мультфильмов,

интерактивных

сказок

и

игр

на

сопоставление

форм

и

цветов;

взаимодействие

происходит

вместе

со

взрослыми

или

под

их

наблюдением. Младшие школьники переходят к обучающим платформам,

викторинам, тренажерам чтения и счета, цифровым дневникам и

гибридным играм, где сюжет сочетается с элементами конструирования.

Подростки активны в сетевых сообществах, создают контент, участвуют в

кооперативных играх и проектной деятельности, осваивают базовые

навыки программирования и медиапроизводства.

Контексты использования разнообразны: дом и семья, школа и

дополнительное образование, перемещения и досуг. К примеру, планшет

применяется как средство совместного чтения вечером, а в дороге

становится экраном для коротких видео. В учебной среде цифровые

5

ресурсы интегрируются в уроки и домашние задания, поддерживая поиск

информации и визуализацию. В досуге преобладает игра и коммуникация,

часто в условиях многозадачности: параллельно звучит музыка, открыт

чат и идет видеопоток.

Особенности

практик

определяются

доступностью

интернета,

качеством контента, уровнем саморегуляции и наличием правил. Значимы

режим

времени,

приватность,

механизмы

обратной

связи

и

алгоритмические рекомендации, задающие траекторию потребления.

Отмечается переход от пассивного просмотра к созданию и кооперации, а

также смешение учебных и игровых мотивов. Следовательно, ключевые

вопросы исследования таковы: как эти форматы влияют на внимание,

память и мышление, как соотносятся с эмоциональной регуляцией и

эмпатией, какие ограничения и условия делают их влияние развивающим,

а не рисковым. Растет роль голосовых ассистентов и умных колонок,

позволяющих детям искать ответы без чтения с экрана и управлять

медиапроигрыванием.

Ограниченное,

но

заметное

распространение

получают VR и AR, преимущественно в игровых сценариях. Вечерние

пики активности и микроплатежи в играх формируют специфические

привычки, требующие осмысленной взрослой навигации. Цифровое

неравенство влияет на доступ, ритмы и формы участия детей.

Влияние цифровых технологий на когнитивное развитие детей

Стремительное

проникновение

цифровых

средств

в

детское

пространство

меняет

структуру

когнитивной

нагрузки

и

способы

обработки информации. Учитывая описанный выше рост доступа и

разнообразие устройств, важно различать влияние на внимание, память и

мышление с учетом возраста и контекста.

6

Внимание: тренирующие игры и динамичные среды могут повышать

скорость зрительно-пространственной выборки и переключаемость. К

примеру, 20-минутные сессии экшн-игр в течение 4–6 недель приводили к

небольшим,

но

устойчивым

приростам

в

тестах

на

поиск

цели.

Одновременно постоянные уведомления и параллельное выполнение задач

снижают

устойчивое

внимание

и

точность,

особенно

у

младших

школьников. Быстрые режимы вознаграждения закрепляют привычку к

частому переключению, что затрудняет длительное сосредоточение при

учебном чтении.

Память: мультимодальные образовательные приложения улучшают

кодирование за счет комбинирования визуальных и звуковых сигналов и

сегментации материала. Однако избыточные эффекты и гипермедиа без

навигационных подсказок перегружают рабочую память. Отмечается

эффект цифрового внешнего запоминания: дети чаще полагаются на

поиск, запоминая не содержание, а путь доступа. Нарушения сна из-за

вечернего экранного времени ослабляют консолидацию эпизодической

памяти.

Мышление: конструкторские среды, программирование и симуляции

поддерживают абстрагирование, планирование и причинно-следственный

анализ. Следовательно, задачи, требующие моделирования и обратной

связи, ускоряют формирование стратегий решения проблем. Вместе с тем

поверхностное

пролистывание

потоков

и

алгоритмические

ленты

поощряют

быстроту

принятия

решения

ценой

глубины

оценки

источников.

Модераторы эффектов включают качество контента, длительность и

ритм использования, возрастную зрелость исполнительных функций,

семейную медиацию и индивидуальные различия саморегуляции. Баланс

между

развивающими

практиками

и

ограничением

перегрузок

определяется дидактическим дизайном и правилами дома и школы.

7

Эмпирические данные неоднородны: метаанализы 2018–2023 годов

указывают на малые эффекты улучшения внимания и рабочей памяти у

пользователей учебных игр, тогда как длительное пассивное потребление

видео связано с ухудшением показателей чтения и счетных навыков в

младших возрастах. Контекст семьи и школы выступает ключевым

модератором влияния.

От когнитивных последствий напрямую зависит эмоциональная

регуляция: фрустрация при перегрузке и удовольствие от успешного

контроля задач меняют мотивацию. Это подводит к анализу влияния

цифровых технологий на эмоциональное развитие.

Влияние цифровых технологий на эмоциональное развитие детей

Продолжая логику анализа когнитивных эффектов, необходимо

оценить, как цифровые технологии соотносятся с эмоциональным

развитием и социализацией детей. Эмпирические данные показывают

неоднородные результаты, которые зависят от возраста, типа платформ и

социального

контекста

использования.

Просоциальные

игры

и

коиспользование с взрослыми связаны с лучшей идентификацией эмоций

и более высоким уровнем сопереживания; пассивное пролистывание

социальных лент чаще ассоциируется с усилением тревожности и

снижением удовлетворенности собой.

Коммуникационные

платформы

расширяют

сетевые

связи

и

обеспечивают доступ к поддержке сверстников, особенно для детей с

ограниченными возможностями участия офлайн. Вместе с тем риск

кибербуллинга,

сравнения

себя

с

идеализированными

образами

и

нестабильной обратной связи может ухудшать эмоциональную регуляцию.

К примеру, серия продольных наблюдений указывает, что рост времени,

8

проводимого

в

средах

с

высокой

частотой

социальных

оценок,

предсказывает

колебания

настроения

у

подростков,

тогда

как

структурированные

онлайн-курсы

по

навыкам

эмпатии

улучшают

распознавание выражений лиц.

Сенсорные особенности цифровых устройств также значимы.

Вечерняя экспозиция яркого экрана снижает качество сна, а нарушения

сна связаны с повышенной раздражительностью и трудностями контроля

аффекта.

Интерактивные

приложения,

нацеленные

на

тренинг

саморегуляции, дают умеренные краткосрочные эффекты, если включены

в педагогические программы.

Роль

медиирующих

факторов

критична.

Уровень

семейной

поддержки, качество контента, правила общения в классе и навыки

цифровой грамотности модифицируют риски и потенциальную пользу.

Наблюдаются дозозависимые и пороговые эффекты: малые и средние

дозы целенаправленного контента сочетаются с позитивной динамикой

социального участия, тогда как длительное безцелевое потребление

усиливает эмоциональную утомляемость.

Следовательно, влияние не сводится к простому вреду или пользе.

Для достижения цели работы — изучить влияние цифровых технологий на

когнитивное и эмоциональное развитие детей — требуется учитывать тип

деятельности, режим времени и совместные практики взрослых. Такая

перспектива подводит к обоснованию рекомендаций по оптимизации

использования

и

к

интеграции

эмоционально-социальных

задач

в

цифровую среду обучения. Практически значимым выглядит акцент на

снижении

вечернего

экрана,

поддержке

кооперативных

форм

деятельности,

обучении

онлайн-этикету

и

регулярной

оценке

эмоционального климата классов и семей. Это снижает риски и усиливает

развивающий потенциал среды.

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность

проблематики

подтверждается

стремительным

проникновением цифровых платформ в детское повседневие, что создает

как новые возможности развития, так и риски перегрузки и дезрегуляции.

Цель работы — изучить влияние цифровых технологий на когнитивное и

эмоциональное развитие детей — достигнута через последовательную

систематизацию литературы и критический анализ эмпирических данных.

Выполнены задачи: описаны наиболее распространенные устройства и

приложения, рассмотрены эффекты на внимание, память и мышление,

оценено

воздействие

на

эмоциональную

сферу,

сопоставлены

действующие методики регулирования и предложены практические

рекомендации для семьи и школы. Обобщая, цифровая среда проявляет

амбивалентный

характер.

Совместные

обучающие

активности,

интерактивные тренажеры и умеренная геймификация могут укреплять

избирательное

внимание,

визуально

пространственные

навыки

и

мотивацию

к

познанию.

При

неструктурированном

и

длительном

использовании

возрастает

вероятность

фрагментации

внимания,

поверхностной

переработки

информации,

нарушений

сна

и

эмоциональной неустойчивости. К примеру, отключение автопрокрутки и

лимит уведомлений сокращают импульсивные сессии и поддерживают

самоконтроль ребенка. Следовательно, приоритет должен смещаться к

качеству контента, совместному медиапотреблению и разумной дозировке

времени. Разработанные рекомендации подчеркивают необходимость

возрастной дифференциации практик, прозрачных правил в семье,

интеграции цифровых заданий с офлайн деятельностью, регулярных пауз

и поддержки речевого взаимодействия. Учителю полезно сочетать

мультимодальные

задания

с

четкими

когнитивными

целями,

а

разработчикам

учитывать

принципы

когнитивной

нагрузки

и

10

предсказуемости интерфейсов. Иллюстративный пример: обсуждение

увиденного с детьми 6–8 лет способствует вербализации эмоций и

снижает тревожность после интенсивных стимулов.

Сбалансированный подход требует координации усилий родителей,

педагогов, разработчиков и регуляторов. Сформулированные выводы

опираются

на

согласование

междисциплинарных

подходов

и

подтверждают

амбивалентность

влияния

при

разных

режимах

использования.

11

Список литературы

1. Ахмедова З. Ф. Влияние цифровизации на развитие познавательной

активности и креативности детей // PEDAGOGS. — 2024. — Т. 2. — № 1. —

С. 45–52.

2. Нусратов Н. А., Муродов У. Ў. Влияние искусственного интеллекта

на

когнитивное

развитие

учащихся:

анализ

научной

литературы

и

перспективы // International Journal of Science and Technology. — 2025. — Т. 2.

— № 7. — С. 6–9.

3. Горай Н. А., Калита В. В. Использование цифровых технологий в

педагогической практике дошкольного образования // Научные исследования

и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2025.

— Т. 14. — № 3. — С. 54–60.

4. Королева Ю. А. Влияние факторов семейного воспитания на

развитие

цифровых

навыков

ребенка

с

умственной

отсталостью

//

Российский психологический журнал. — 2024. — Т. 21. — № 2. — С. 5–12.

5. Садыкова Н., Аскарова Ж., Туракул А. Влияние использования

информационных технологий на когнитивные функции детей // Вестник

КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. — 2025. — Т. 82. — № 1. — С.

209–217.

6. Влияние цифровых образовательных технологий на развитие

коммуникативных навыков дошкольников // Влияние цифровых технологий

на социальные процессы и личность: вызовы и возможности. — Москва:

Издательство "Научный мир", 2025. — С. 123–130.

7. Влияние цифровых технологий на когнитивное развитие детей и

подростков // Научный журнал "Наука и мировоззрение". — 2025. — Т. 36.

— С. 45–50.

12



В раздел образования