Напоминание

Особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с умственной отсталостью


Автор: Гелых Оксана Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Инструктор по физической культуре
Населённый пункт: г. НОРИЛЬСК
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с умственной отсталостью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации адаптивной физической культуры

с детьми с

умственной отсталостью

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является

самой

распространенной. Специалисты, занимающиеся изучением данной

категории детей, определяют

умственную отсталость не как болезнь, а как

состояние психического недоразвития,

характеризующееся многообразными

признаками как в клинической картине, так и в комплексном

проявлении

физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Психика

умственно отсталых

детей характеризуется следующими

проявлениями.

Основные задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых

школьников, что

отражено в государственных образовательных программах для

массовых общеобразовательных

и коррекционных школ. К ним относятся

воспитательные, образовательные, оздоровительные и

задачи физического

развития:

— укрепление здоровья, закаливание организма;

— обучение основам техники движений, формирование жизненно

необходимых умений и

навыков;

— развитие физических способностей; — формирование необходимых

знаний, гигиенических

навыков;

— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями,

сознательно применять их в целях отдыха,

тренировки, повышения работоспособности;

— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине,

организованности,

ответственности за свои поступки, активности и

самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании,

прыжках, лазании,

упражнениях с предметами и др.:

- согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища,

головы);

- согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;

- согласованности движений и дыхания;

- компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; -

формирование движений

за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

- ориентировки в пространстве;

- дифференцировки усилий, времени и пространства;

- расслабления;

- быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

- статического и динамического равновесия;

- ритмичности движений;

- точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических

качеств;

- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей,

ловкости,

выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

- формирование и коррекция осанки;

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- коррекция массы тела;

- коррекция речевого дыхания;

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных

способностей:

- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и

слухового восприятия;

- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию,

направлению;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;

- развитие воображения;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательной деятельности:

- формирование представлений об элементарных движениях, частях тела,

суставах (название,

понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и

влиянии на организм, требованиях к

осанке, дыханию, питанию, режиму дня,

гигиене тела и одежды, закаливанию, значению

движений в жизни человека и

самостоятельных занятий;

- расширение и закрепление знаний, основанных на меж предметных связях,

являющихся

составной частью физических упражнений (формирование

пространственных представлений,

речевой и коммуникативной деятельности,

знакомство с животным миром и т.п.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Многообразие физических упражнений, варьирование методов,

методических приемов, условий

организации занятий направлены на

максимальное всестороннее развитие ребенка, его

потенциальных

возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет

избирательно решать, как общие, так и специфические задачи. Такие

естественные виды

упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с

мячом и др. обладают огромными

возможностями для коррекции и развития

координационных способностей, равновесия,

ориентировки в пространстве,

физической подготовленности, профилактики вторичных

нарушений, коррекции

сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности

психомоторного недоразвития, физической и

психической ретардации, трудностей восприятия

учебного материала, при

подборе средств необходимо руководствоваться следующими

дидактическими

правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным

усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при

выполнении

физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития

и потенциальные

возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В

непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают

учебный

материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму,

стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают

ассоциативную память.

Коррекционные упражнения, выполняемые лежа

1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая

и опуская наружный

край стопы.

2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в

стороны.

3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и

одновременно приподнять пятки

от пола.

4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.

5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягивание носков стоп с поворотом их

вовнутрь.

Коррекционные упражнения, выполняемые сидя

1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.

2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.

3. Подгребание пальцами матерчатого коврика или имитация подгребания

песка.

4. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча,

бильярдных шаров) внутренними

сводами стопы и перемещение их с одного

места в другое.

5. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные

суставы, развести

колени, одновременно поставить стопы на наружный край и

согнуть пальцы.

6. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.

7. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

8. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам —

ползающие движения стоп

вперед и назад за счет пальцев ног.

9. Из положения сидя с согнутыми коленями, руки провести снаружи между

бедром и голенью,

захватив ладонями стопы с внешней стороны, — поочередно

поднимать стопы руками.

10. То же, но захватить стопы с внутренней стороны.

11. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между

ногами, стопы захватить

руками со стороны подошвы и поочередно поднимать

их.

12. В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые

движения стопой.

Коррекционные упражнения, выполняемые стоя

1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в

исходное положение.

2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.

3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в

исходное положение.

4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы,

поднять внутренний край

стопы.

5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на

носки, вернуться в

исходное положение.

6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а

основания направлены

наружу — захватить пальцами ног шейку или головку

булавы и поставить ее на основание.

7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не

поднимая ее.

8. Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена

положения в быстром темпе.

9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей

ступне, сохраняя

правильную осанку, вернуться в исходное положение.

Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе

1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.

2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.

3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.

4. Ходьба по набивным мячам.

5. Ходьба на носках по наклонной плоскости.

6. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

7. Ходьба вдоль и приставными шагами боком по канату, расположенному

на полу.

8. Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической стенки, держась за

рейку на уровне пояса.

9. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку

пальцами и поворачивая стопы внутрь.

10. Ходьба на носках, собирая пальцами ног рассыпанные орехи, шашки,

пуговицы.

11. Ходьба на четвереньках маленькими шажками.

12. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию).

Коррекция дыхания

Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное

поверхностное дыхание, неумение

произвольно управлять актом дыхания и

согласовывать его с движением. Дети должны уметь

пользоваться грудным,

диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале

различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с

движениями. Вдох и выдох

проводят через нос,

причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более

полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно

дышать, тем выше

эффект физических упражнений.

Профилактика зрения

Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения.

Чаще всего встречается

близорукость.

Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические

условия

проведения занятий, в частности рациональная и достаточная

освещенность, чистота помещений,

адекватные возрасту спортивный инвентарь

и оборудование, абсолютная безопасность, которые

создают условия комфорта

для занятий, снижают утомление глаз.

Если ребенок начинает тереть

глаза, жмуриться от обилия света или у него

появляется покраснение глаз, слезотечение, его

необходимо обследовать у врача

.



В раздел образования