Автор: Налбандян Гаянэ Мартуновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: АНОО Гимназия "ЛИДЕР"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Современный урок музыки
Раздел: начальное образование
Статья
Современный урок музыки
Не секрет, что к уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной
долей снисхождения. Не все понимают, что сегодняшний урок музыки не имеет ничего
общего с теми уроками пения, через которые прошли многие из людей среднего
поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором
различные формы обучения находятся в органичном единстве. Общение с художественно
полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка
способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные
способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки
музыки способствуют социальной адоптации детей: они учатся взаимодействовать друг с
другом, вступать в контакт, вырабатываются
такие личностные качества, как
толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить
мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только
интеллект, но и душа.
В современной школе процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической
информации, вдобавок школьники в большей степени имеют дело с внешним предметным
миром и очень мало – с самим собой. Музыка, как искусство вообще, имеет ничем другим
невосполнимую
педагогическую,
воспитательную
функцию,
так
как
обладает
возможностями дополнить реальный жизненный опыт ребенка опытом воображаемой
жизни. Слушая и исполняя музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой
содержится, что заложено композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием
рождается в его душе. Каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является
стихийным
психотерапевтом,
изменяющим
при
помощи
музыкального
искусства
настроение и мироощущение своих учеников. О благоприятном влиянии музыки на
человека известно с давних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и
воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают. С помощью музыки человек передает
свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.
На уроках музыки я уделяю большое внимание вокально-хоровой работе.
Огромное внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если
спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток
кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох
мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых
упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой
системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы,
мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого
напрямую зависит работоспособность человека.
Музыка и язык родились следом друг за другом, сначала – музыка, потом – словесная
речь, и в нашем мозге они живут рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы
и восклицания есть и в музыке, и в речи. Поющие и играющие лучше говорят и пишут,
легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. В наше время в
повседневном общении, с экранов телевизоров зачастую звучит неграмотная речь,
неправильно ставятся ударения, коверкаются слова, неверно строятся предложения. На
уроках музыки практически применяются: правила культуры речи – верное ударение в
слове, правильное произношение гласных и согласных; правила логики речи – выделение
ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы, а также
я добиваюсь короткого, энергичного произношения согласных и ясного, единообразного
формирования гласных звуков.
Одни дети реагируют на музыку с движениями, другие – осознанно (но их меньше),
поэтому работа в начальной школе построена на песнях с движениями. Слово,
поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребенком. Как
первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое
воспитание, и освоение нотной грамоты, и – главное – эмоциональное и творческое
развитие детей. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению
распределять дыхание, координировать его с речевой фразой. У них развивается
ритмическое чувство и музыкальный слух. Слаженные ритмичные движения обладают
колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического
остинато ( от итальянского ostinatо – многократно повторяющийся ритмический или
мелодический оборот). Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей
положительные эмоции, доставляют им удовольствие от совместной творческой
деятельности.
В среднем звене у детей начинается мутационный период, поэтому я уделяю большое
внимание культурологическому аспекту изучения музыки. Происходит переход от
методики «воздействия» на детей на методику «взаимодействия» в триаде педагог –
музыка – ученик. От творчества учителя к творчеству ученика – основа уроков, где
каждый чувствует себя талантливым человеком, даже не владея голосом и инструментом.
На уроках музыки обращается особое внимание на взаимоотношение физических и
интеллектуальных сил, на тесную связь между слушанием и размышлением, пением и
речью, представлением и движением. Каждый урок музыки должен заключать в себе
новое, чтобы внимание учеников не утомлялось, а их интерес не иссякал.
Без музыки общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и
потребителем материальных благ и знаний. В настоящее время наше общество
переживает не самые лучшие времена. Наш долг, долг учителя музыки – не сделать из
каждого ребенка музыканта, но помочь каждому ребенку не стать бездушным, дать
надежду, моральную поддержку и «улыбку просветления».
Литература
1.
Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций
развития отечественного музыкального образования: история и современность. – С-Пб
ГУМП, 2001.
2.
Жавина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки. Искусство в школе, 2003,
№5
3.
Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Невская нота, 2008
4.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. С-Пб Союз художников, 2004
5.
Седунов А. М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования.
Музыка в школе, 2004, №1
6.
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.
Академия, 2000.
7.
Яковенко Т. В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей. Открытый
урок, М. Первое сентября. Чистые пруды, 2004.