Напоминание

Современный урок музыки


Автор: Налбандян Гаянэ Мартуновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: АНОО Гимназия "ЛИДЕР"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Современный урок музыки
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Современный урок музыки

Не секрет, что к уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной

долей снисхождения. Не все понимают, что сегодняшний урок музыки не имеет ничего

общего с теми уроками пения, через которые прошли многие из людей среднего

поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором

различные формы обучения находятся в органичном единстве. Общение с художественно

полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка

способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные

способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки

музыки способствуют социальной адоптации детей: они учатся взаимодействовать друг с

другом, вступать в контакт, вырабатываются

такие личностные качества, как

толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить

мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только

интеллект, но и душа.

В современной школе процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической

информации, вдобавок школьники в большей степени имеют дело с внешним предметным

миром и очень мало – с самим собой. Музыка, как искусство вообще, имеет ничем другим

невосполнимую

педагогическую,

воспитательную

функцию,

так

как

обладает

возможностями дополнить реальный жизненный опыт ребенка опытом воображаемой

жизни. Слушая и исполняя музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой

содержится, что заложено композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием

рождается в его душе. Каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является

стихийным

психотерапевтом,

изменяющим

при

помощи

музыкального

искусства

настроение и мироощущение своих учеников. О благоприятном влиянии музыки на

человека известно с давних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и

воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают. С помощью музыки человек передает

свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.

На уроках музыки я уделяю большое внимание вокально-хоровой работе.

Огромное внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если

спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток

кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох

мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых

упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой

системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы,

мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого

напрямую зависит работоспособность человека.

Музыка и язык родились следом друг за другом, сначала – музыка, потом – словесная

речь, и в нашем мозге они живут рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы

и восклицания есть и в музыке, и в речи. Поющие и играющие лучше говорят и пишут,

легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. В наше время в

повседневном общении, с экранов телевизоров зачастую звучит неграмотная речь,

неправильно ставятся ударения, коверкаются слова, неверно строятся предложения. На

уроках музыки практически применяются: правила культуры речи – верное ударение в

слове, правильное произношение гласных и согласных; правила логики речи – выделение

ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы, а также

я добиваюсь короткого, энергичного произношения согласных и ясного, единообразного

формирования гласных звуков.

Одни дети реагируют на музыку с движениями, другие – осознанно (но их меньше),

поэтому работа в начальной школе построена на песнях с движениями. Слово,

поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребенком. Как

первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое

воспитание, и освоение нотной грамоты, и – главное – эмоциональное и творческое

развитие детей. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению

распределять дыхание, координировать его с речевой фразой. У них развивается

ритмическое чувство и музыкальный слух. Слаженные ритмичные движения обладают

колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического

остинато ( от итальянского ostinatо – многократно повторяющийся ритмический или

мелодический оборот). Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей

положительные эмоции, доставляют им удовольствие от совместной творческой

деятельности.

В среднем звене у детей начинается мутационный период, поэтому я уделяю большое

внимание культурологическому аспекту изучения музыки. Происходит переход от

методики «воздействия» на детей на методику «взаимодействия» в триаде педагог –

музыка – ученик. От творчества учителя к творчеству ученика – основа уроков, где

каждый чувствует себя талантливым человеком, даже не владея голосом и инструментом.

На уроках музыки обращается особое внимание на взаимоотношение физических и

интеллектуальных сил, на тесную связь между слушанием и размышлением, пением и

речью, представлением и движением. Каждый урок музыки должен заключать в себе

новое, чтобы внимание учеников не утомлялось, а их интерес не иссякал.

Без музыки общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и

потребителем материальных благ и знаний. В настоящее время наше общество

переживает не самые лучшие времена. Наш долг, долг учителя музыки – не сделать из

каждого ребенка музыканта, но помочь каждому ребенку не стать бездушным, дать

надежду, моральную поддержку и «улыбку просветления».

Литература

1.

Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций

развития отечественного музыкального образования: история и современность. – С-Пб

ГУМП, 2001.

2.

Жавина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки. Искусство в школе, 2003,

№5

3.

Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Невская нота, 2008

4.

Овчинникова Т. Музыка для здоровья. С-Пб Союз художников, 2004

5.

Седунов А. М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования.

Музыка в школе, 2004, №1

6.

Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.

Академия, 2000.

7.

Яковенко Т. В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей. Открытый

урок, М. Первое сентября. Чистые пруды, 2004.



В раздел образования