Напоминание

Стресс в спорте и его преодоление


Автор: Шарапова Анна Михайловна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Стресс в спорте и его преодоление
Раздел: дополнительное образование





Назад




СТРЕСС В СПОРТЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Автор: Шарапова Анна Михайловна, тренер-преподаватель Первой

квалификационной категории ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение».

Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье.

Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в

живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором

(стрессом),

независимо

от

его

природы

(физической,

химической

биологической и т.д.). На воздействие разного рода (холод, страх, усталость

и т.п.) организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей

реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно

раздражитель действует в этот момент на организм.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней

секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает

напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути

приспособления к опасности. В этом и заключается основное биологическое

значение стресса.

Стресс в спорте может быть, как источником мотивации, так и

причиной выгорания; для его преодоления используются психологические

техники

(позитивное

мышление,

ментальная

визуализация),

физиологические

методы

(глубокое

дыхание,

медитация)

и

организационные

подходы

(планирование,

поддержка,

работа

со

специалистом). Ключевыми моментами являются работа с эмоциями,

построение системы поддержки и правильное распределение нагрузки

Психологические методы

Позитивное мышление и внутренний диалог:

Сосредоточьтесь на достижениях, даже небольших, и говорите себе

ободряющие фразы. Это помогает бороться с негативными мыслями и

повышает уверенность в себе.

Ментевая визуализация:

Представляйте, как успешно справляетесь с задачей или соревнованием,

чтобы снизить тревогу перед ним.

«Когнитивная переоценка»:

Переосмыслите ситуацию, чтобы она казалась менее угрожающей, например,

воспринимая ее как вызов, а не как угрозу.

Работа с неудачами:

Принимайте проигрыши как ценный урок и учитесь возвращаться к цели

после неудач.

Физиологические методы

Дыхательные практики:

Используйте техники глубокого дыхания и прогрессивной мышечной

релаксации для снятия напряжения.

Медитация:

Помогает сосредоточиться на настоящем моменте и успокоить мысли.

Физическая активность:

Регулярные тренировки способствуют выработке эндорфинов («гормонов

счастья») и снижают уровень кортизола («гормона стресса»), улучшая

настроение и эмоциональное состояние.

Техники релаксации:

Используйте йогу или другие методики релаксации для снижения стресса.

Организационные подходы

Планирование:

Используйте

ежедневник

или

электронный

планировщик

для

структурирования времени, чтобы сбалансировать тренировки, домашние

дела и отдых.

Постановка целей:

Ставьте конкретные, измеримые цели на неделю или месяц, чтобы видеть

прогресс и поддерживать мотивацию.

Правильное распределение нагрузок:

Уделяйте внимание восстановлению, не пытаясь улучшить качество и

количество тренировок одновременно.

Поддержка:

Окружите себя поддерживающими людьми, включая тренеров и товарищей

по команде. Не стесняйтесь обращаться за помощью к спортивному

психологу.

Профессиональная помощь:

Спортивные психологи помогают разработать индивидуальные стратегии

управления стрессом и справляться с трудностями на разных этапах

карьеры.

В

отличие

от

тренировок,

на

соревнованиях

у

спортсмена

единственная цель – показать все, на что он способен, реализовать

достигнутую

на

тренировках

подготовленность

к

старту,

которую

характеризует уровень развития необходимых для вида спорта физических

и двигательных качеств, а также психических свойств и функций. В то же

время, успешность выступления на соревнованиях зависит не только от

уровня подготовленности спортсмена, но и от того, в каком состоянии он

будет находиться. Известно немало случаев, когда, имея хорошую

подготовленность и показывая на тренировках высокие результаты, на

соревнованиях спортсмен выступает значительно хуже из-за стресса,

перевозбуждения, «мандража» и т. п.

Действительно, чтобы спортсмен смог в полной мере реализовать

свои физические, технико-тактические способности, навыки и умения,

суметь вскрыть резервные возможности как обязательный элемент

соревнования,

ему

необходимо

психологически

готовиться

к

определенным стрессовым факторам спортивной деятельности.

Спортивные

соревнования

являются

выраженной

стрессовой

ситуацией, и в первую очередь это связано с тем, какие в данных

соревнованиях задачи поставлены перед спортсменом и какими он

располагает в настоящее время возможностями для их реализации. При

этом особое значение имеет не просто объективная трудность решаемой

задачи, а прежде всего вероятностная оценка спортсменом возможности ее

выполнения. Соответственно основной причиной возникновения стресса в

соревновательной

деятельности

является

субъективное

ощущение

несоответствия задач, стоящих перед спортсменом, и его возможностей.

Соответственно стресс, в данном случае, является продуктом сознания

спортсмена, его образа мыслей и оценки собственных возможностей,

уровня тренированности, обученности и готовности к саморегуляции

своего поведения в экстремальных условиях соревнования. Это позволяет

считать его психическим стрессом, в отличие от реакций организма

непосредственно на нагрузку и сразу после её окончания, которые могут

быть обозначены как физиологический стресс.

Таким образом, психический стресс – это состояние чрезмерной

психической напряжённости и дезорганизации поведения, развивающееся

под воздействием или реальной угрозы, или реально действующих

экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.

Психический (соревновательный) стресс, возникающий у спортсменов

в связи с участием в спортивных соревнованиях –

это сложное

психофизиологическое состояние личности, определяемое несколькими

системами условий различного иерархического уровня. Особенности и

сила действия этого стресса на деятельность спортсмена обусловлены

соотношением и взаимоотношением различных его индивидуальных

свойств:

социально-психологических,

личностных,

психологических,

психо-динамических,

физиологических,

т.е.

всей

системой

их

взаимосвязей.

Независимо от того, какие чувства и эмоции вызывает стрессор –

усталость, боль, страх, гнев или др. – реакция будет похожей: усиливается

деятельность эндокринной системы, гормональная активность резко

повышается, происходит выброс стероидных гормонов, что в свою очередь

приводит к изменениям во многих функциональных системах: учащается

пульс и темп дыхания, повышается артериальное давление и тонус мышц,

появляется

тремор,

ухудшается

кинестетическая

чувствительность,

движения становятся менее координированными и менее экономичными.

Кроме того, ухудшается «интеллектуальный» контроль над поведением,

затрудняется

распределение

и

переключение

внимания,

снижается

критичность оценки своих действий, возможны неадекватные решения.

Многие тренеры эффективно общаются со спортсменами и успешно

решают

возникающие

проблемы.

Однако

следует

учитывать,

что

возможности тренера по оказанию психологической помощи ограничены,

он не может в полном объеме оценить результаты психологической

диагностики, провести тренинги улучшения взаимодействия, занятия

психотехническими играми и др. Практика работы спортивных психологов

показывает,

что

наиболее

эффективным

является

психологическое

сопровождение по преодолению стрессовых состояний, при котором

одновременно психолог и сам работает со спортсменами, и дает

необходимые рекомендации тренеру.

Психологическое сопровождение спортсменов по преодолению стресса

состоит

из

мероприятий

психодиагностики,

психопрофилактики

и

психорегуляции (психокоррекции).

Психодиагностика – это получение информации о психологических

особенностях,

на

основании

которой

планируются

мероприятия

профилактики и коррекции.

Психопрофилактика

это

создание

условий,

препятствующих

возникновению стрессовых состояний и т. п.

Осуществляя психопрофилактику и психорегуляцию обязательно надо

учитывать:

индивидуальные

личностные

особенности

спортсменов

(черты

характера, навыки, способности);

проблемные

зоны

(недостаточное

развитие

базовых

качеств

стрессоустойчивости, негативные установки);

опыт преодоления стресса в предыдущих соревнованиях;

цели и задачи, решаемые в конкретных соревнованиях;

дозирование силы мотива (регулирующая сила мотивов проявляется в

их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем

интеллектуальные,

моральные,

волевые

и

физические

усилия

человека, связанные с достижением цели.

В

командных

видах

спорта

применяют

беседы

с

игроками;

аутотренинг. Обучают самовнушению, самоубеждению, самоприказам.

Целенаправленно работают над формированием спортивной мотивации,

уверенности в своих возможностях, в том числе путем «формирования

внутренних опор», основанных на создании у спортсмена уверенности в

способности к принятию правильного решения и его последовательной

реализации. Практикуют такие приемы как «снятие запрета на ошибку»

(перед игрой с относительно несильным соперником рекомендуется

намеренно рисковать, чтобы подавить его волю к сопротивлению),

«деактуализация соперника» (подчеркивается преимущество спортсмена

перед

соперником

в

эффективной

тактической

деятельности),

«десенсибилизация»

(проводится

с

участием

профессионального

психолога – спортсмену предлагается вспомнить случаи, когда его план

игры

натолкнулся

на

более

эффективный

план

соперника,

какое

неблагоприятное

состояние

при

этом

возникло,

затем

этот

опыт

прорабатывается с помощью специальных психологических приемов).

Таким образом, применение различных средств, методов и приемов

психологической подготовки, основанных на учете индивидуальных

психосоматических и личностных особенностей спортсменов, специфики

их соревновательной деятельности и преобладающих стресс-факторов

внутренней

и

внешней

природы,

способствует

формированию

необходимых свойств личности, отвечающих за успешное преодоление

стресса в спортивной соревновательной деятельности.

И от того,

насколько своевременно и грамотно будет организована психологическая

помощь спортсмену, зависят его спортивное долголетие, физическое и

психическое благополучие, успешность, удовлетворенность собой и

спортивными результатами, уверенность в себе и своих силах в спорте и

вне его.

Борьба со стрессом — это непрерывный процесс, особенно в

напряжённом мире спорта. Приведённые выше техники преодоления

стресса помогут вам справиться с реакциями на стресс, связанными со

спортом, чтобы сохранять уверенность в себе и всегда добиваться высоких

результатов. Помните, что борьба со стрессом — это не просто умение

справляться с давлением, это способность процветать и находить радость в

своём спортивном пути. Берегите себя для себя!



В раздел образования