Автор: Шарапова Анна Михайловна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Стресс в спорте и его преодоление
Раздел: дополнительное образование
СТРЕСС В СПОРТЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ
Автор: Шарапова Анна Михайловна, тренер-преподаватель Первой
квалификационной категории ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение».
Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье.
Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в
живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором
(стрессом),
независимо
от
его
природы
(физической,
химической
биологической и т.д.). На воздействие разного рода (холод, страх, усталость
и т.п.) организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей
реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно
раздражитель действует в этот момент на организм.
Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней
секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает
напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути
приспособления к опасности. В этом и заключается основное биологическое
значение стресса.
Стресс в спорте может быть, как источником мотивации, так и
причиной выгорания; для его преодоления используются психологические
техники
(позитивное
мышление,
ментальная
визуализация),
физиологические
методы
(глубокое
дыхание,
медитация)
и
организационные
подходы
(планирование,
поддержка,
работа
со
специалистом). Ключевыми моментами являются работа с эмоциями,
построение системы поддержки и правильное распределение нагрузки
Психологические методы
Позитивное мышление и внутренний диалог:
Сосредоточьтесь на достижениях, даже небольших, и говорите себе
ободряющие фразы. Это помогает бороться с негативными мыслями и
повышает уверенность в себе.
Ментевая визуализация:
Представляйте, как успешно справляетесь с задачей или соревнованием,
чтобы снизить тревогу перед ним.
«Когнитивная переоценка»:
Переосмыслите ситуацию, чтобы она казалась менее угрожающей, например,
воспринимая ее как вызов, а не как угрозу.
Работа с неудачами:
Принимайте проигрыши как ценный урок и учитесь возвращаться к цели
после неудач.
Физиологические методы
Дыхательные практики:
Используйте техники глубокого дыхания и прогрессивной мышечной
релаксации для снятия напряжения.
Медитация:
Помогает сосредоточиться на настоящем моменте и успокоить мысли.
Физическая активность:
Регулярные тренировки способствуют выработке эндорфинов («гормонов
счастья») и снижают уровень кортизола («гормона стресса»), улучшая
настроение и эмоциональное состояние.
Техники релаксации:
Используйте йогу или другие методики релаксации для снижения стресса.
Организационные подходы
Планирование:
Используйте
ежедневник
или
электронный
планировщик
для
структурирования времени, чтобы сбалансировать тренировки, домашние
дела и отдых.
Постановка целей:
Ставьте конкретные, измеримые цели на неделю или месяц, чтобы видеть
прогресс и поддерживать мотивацию.
Правильное распределение нагрузок:
Уделяйте внимание восстановлению, не пытаясь улучшить качество и
количество тренировок одновременно.
Поддержка:
Окружите себя поддерживающими людьми, включая тренеров и товарищей
по команде. Не стесняйтесь обращаться за помощью к спортивному
психологу.
Профессиональная помощь:
Спортивные психологи помогают разработать индивидуальные стратегии
управления стрессом и справляться с трудностями на разных этапах
карьеры.
В
отличие
от
тренировок,
на
соревнованиях
у
спортсмена
единственная цель – показать все, на что он способен, реализовать
достигнутую
на
тренировках
подготовленность
к
старту,
которую
характеризует уровень развития необходимых для вида спорта физических
и двигательных качеств, а также психических свойств и функций. В то же
время, успешность выступления на соревнованиях зависит не только от
уровня подготовленности спортсмена, но и от того, в каком состоянии он
будет находиться. Известно немало случаев, когда, имея хорошую
подготовленность и показывая на тренировках высокие результаты, на
соревнованиях спортсмен выступает значительно хуже из-за стресса,
перевозбуждения, «мандража» и т. п.
Действительно, чтобы спортсмен смог в полной мере реализовать
свои физические, технико-тактические способности, навыки и умения,
суметь вскрыть резервные возможности как обязательный элемент
соревнования,
ему
необходимо
психологически
готовиться
к
определенным стрессовым факторам спортивной деятельности.
Спортивные
соревнования
являются
выраженной
стрессовой
ситуацией, и в первую очередь это связано с тем, какие в данных
соревнованиях задачи поставлены перед спортсменом и какими он
располагает в настоящее время возможностями для их реализации. При
этом особое значение имеет не просто объективная трудность решаемой
задачи, а прежде всего вероятностная оценка спортсменом возможности ее
выполнения. Соответственно основной причиной возникновения стресса в
соревновательной
деятельности
является
субъективное
ощущение
несоответствия задач, стоящих перед спортсменом, и его возможностей.
Соответственно стресс, в данном случае, является продуктом сознания
спортсмена, его образа мыслей и оценки собственных возможностей,
уровня тренированности, обученности и готовности к саморегуляции
своего поведения в экстремальных условиях соревнования. Это позволяет
считать его психическим стрессом, в отличие от реакций организма
непосредственно на нагрузку и сразу после её окончания, которые могут
быть обозначены как физиологический стресс.
Таким образом, психический стресс – это состояние чрезмерной
психической напряжённости и дезорганизации поведения, развивающееся
под воздействием или реальной угрозы, или реально действующих
экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.
Психический (соревновательный) стресс, возникающий у спортсменов
в связи с участием в спортивных соревнованиях –
это сложное
психофизиологическое состояние личности, определяемое несколькими
системами условий различного иерархического уровня. Особенности и
сила действия этого стресса на деятельность спортсмена обусловлены
соотношением и взаимоотношением различных его индивидуальных
свойств:
социально-психологических,
личностных,
психологических,
психо-динамических,
физиологических,
т.е.
всей
системой
их
взаимосвязей.
Независимо от того, какие чувства и эмоции вызывает стрессор –
усталость, боль, страх, гнев или др. – реакция будет похожей: усиливается
деятельность эндокринной системы, гормональная активность резко
повышается, происходит выброс стероидных гормонов, что в свою очередь
приводит к изменениям во многих функциональных системах: учащается
пульс и темп дыхания, повышается артериальное давление и тонус мышц,
появляется
тремор,
ухудшается
кинестетическая
чувствительность,
движения становятся менее координированными и менее экономичными.
Кроме того, ухудшается «интеллектуальный» контроль над поведением,
затрудняется
распределение
и
переключение
внимания,
снижается
критичность оценки своих действий, возможны неадекватные решения.
Многие тренеры эффективно общаются со спортсменами и успешно
решают
возникающие
проблемы.
Однако
следует
учитывать,
что
возможности тренера по оказанию психологической помощи ограничены,
он не может в полном объеме оценить результаты психологической
диагностики, провести тренинги улучшения взаимодействия, занятия
психотехническими играми и др. Практика работы спортивных психологов
показывает,
что
наиболее
эффективным
является
психологическое
сопровождение по преодолению стрессовых состояний, при котором
одновременно психолог и сам работает со спортсменами, и дает
необходимые рекомендации тренеру.
Психологическое сопровождение спортсменов по преодолению стресса
состоит
из
мероприятий
психодиагностики,
психопрофилактики
и
психорегуляции (психокоррекции).
Психодиагностика – это получение информации о психологических
особенностях,
на
основании
которой
планируются
мероприятия
профилактики и коррекции.
Психопрофилактика
–
это
создание
условий,
препятствующих
возникновению стрессовых состояний и т. п.
Осуществляя психопрофилактику и психорегуляцию обязательно надо
учитывать:
индивидуальные
личностные
особенности
спортсменов
(черты
характера, навыки, способности);
проблемные
зоны
(недостаточное
развитие
базовых
качеств
стрессоустойчивости, негативные установки);
опыт преодоления стресса в предыдущих соревнованиях;
цели и задачи, решаемые в конкретных соревнованиях;
дозирование силы мотива (регулирующая сила мотивов проявляется в
их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем
интеллектуальные,
моральные,
волевые
и
физические
усилия
человека, связанные с достижением цели.
В
командных
видах
спорта
применяют
беседы
с
игроками;
аутотренинг. Обучают самовнушению, самоубеждению, самоприказам.
Целенаправленно работают над формированием спортивной мотивации,
уверенности в своих возможностях, в том числе путем «формирования
внутренних опор», основанных на создании у спортсмена уверенности в
способности к принятию правильного решения и его последовательной
реализации. Практикуют такие приемы как «снятие запрета на ошибку»
(перед игрой с относительно несильным соперником рекомендуется
намеренно рисковать, чтобы подавить его волю к сопротивлению),
«деактуализация соперника» (подчеркивается преимущество спортсмена
перед
соперником
в
эффективной
тактической
деятельности),
«десенсибилизация»
(проводится
с
участием
профессионального
психолога – спортсмену предлагается вспомнить случаи, когда его план
игры
натолкнулся
на
более
эффективный
план
соперника,
какое
неблагоприятное
состояние
при
этом
возникло,
затем
этот
опыт
прорабатывается с помощью специальных психологических приемов).
Таким образом, применение различных средств, методов и приемов
психологической подготовки, основанных на учете индивидуальных
психосоматических и личностных особенностей спортсменов, специфики
их соревновательной деятельности и преобладающих стресс-факторов
внутренней
и
внешней
природы,
способствует
формированию
необходимых свойств личности, отвечающих за успешное преодоление
стресса в спортивной соревновательной деятельности.
И от того,
насколько своевременно и грамотно будет организована психологическая
помощь спортсмену, зависят его спортивное долголетие, физическое и
психическое благополучие, успешность, удовлетворенность собой и
спортивными результатами, уверенность в себе и своих силах в спорте и
вне его.
Борьба со стрессом — это непрерывный процесс, особенно в
напряжённом мире спорта. Приведённые выше техники преодоления
стресса помогут вам справиться с реакциями на стресс, связанными со
спортом, чтобы сохранять уверенность в себе и всегда добиваться высоких
результатов. Помните, что борьба со стрессом — это не просто умение
справляться с давлением, это способность процветать и находить радость в
своём спортивном пути. Берегите себя для себя!