Автор: Афанасова Светлана Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПОУ ТО "НМК"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Затирка Штукатурки терками"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский многопрофильный колледж»
УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
по подготовки квалификационных рабочих по профессии
19727 «Штукатур, маляр»
по теме:
«Затирка штукатурки тёрками»
Разработал
мастер производственного обучения
Афанасова Светлана Владимировна
2025
Содержание
1 Пояснительная записка 3
2 Основная часть 5
3 Заключение 14
4 Информационное обеспечение 15
5 Приложения А 16
6 Приложение Б 17
7 Приложение В 18
8 Приложение Г 19
Пояснительная записка
Одним из основных резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса в
системе начального профессионального образования является повышение эффективности
урока производственного обучения.
Важнейшим средством реализации данного направления является применение в
процессе обучения различных методических приемов, способствующих повышению
мотивации обучения студентов, уровню компетентности и квалификации будущих
специалистов, активный и целенаправленный поиск и внедрение в учебный процесс
новых форм производственного обучения, создание индивидуальных учебных программ.
Урок производственного обучения является одним из основных учебных занятий в
системе начального профессионального образования, направленных на подготовку
квалифицированных
специалистов
для
работы
в
строительстве.
Мастера
производственного обучения, должны хорошо представлять какими умениями овладели
студенты при изучении курсов специальных предметов, и учитывать это в процессе своей
работы.
К таким умениям относятся:
1
Интеллектуальные умения – сравнивать, делать обобщения, выводы, наблюдать и
устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать некоторые свойства
веществ, действовать по аналогии, применять учебные знания в нестандартных
профессионально-практических ситуациях;
2
Данные умения нашли отражение в практических методах и приемах,
используемых на данном уроке при закреплении материала вводного инструктажа,
а именно тестового контроля знаний студента, индивидуального собеседования по
технологическим карточкам-заданиям.
3
Организационно-познавательные
и
трудовые
умения
–
составлять
план
выполнения производственного задания, рационально распределять время и
последовательность
действий;
соблюдать
правила
работы
в
мастерской;
осуществлять самоконтроль и взаимопомощь.
4
На уроке активно используется метод как коллективного, так и индивидуального
инструктирования студентов, с целью обучения более рационально использовать
рабочее время в индивидуальном темпе для выполнения производственного
задания.
5
При анализе типичных ошибок, совершенных при выполнении упражнений на
уроке, проводится рефлексия действий студентов на различных этапах урока.
6
Специальные профессиональные умения – умение пользоваться профессиональной
терминологией, знать технологию оштукатуривания, неукоснительно соблюдать
правила
техники
безопасности,
обладание
технологическим
мышлением
и
профессиональной интуицией.
Большое внимание уделяется правилам техники безопасности. При этом
используются различные виды и формы памяти: зрительная, слуховая, словесно-
логическая.
Одной из
значимых тем подготовки специализированных специалистов по
специальности Штукатур, маляр является тема «Требования к качеству различных видов
штукатурки. Выполнение улучшенной штукатурки», так как ни одно из предприятий
города не обходится без оштукатуривания зданий.
Анализ содержания данной темы позволяет определить те основные знания и
умения, которые должны приобрести студенты при изучении, в том числе, и курсов
специальных дисциплин, как имеющих непосредственное отношение к профессионально-
технической подготовке специалистов данного профиля.
Большое внимание уделяется на данном уроке меж предметным связям с
сопутствующими
профилирующими
дисциплинами.
Анализ
содержания
курсов
специальной технологии, материаловедения показывает, что в числе формируемых на
уроках
данных
дисциплин
умений,
особой
значимостью
для
подготовки
квалифицированного штукатура, маляра обладают умения планировать, наблюдать,
выполнять
расчеты,
умения
работать
со
справочными
материалами.
Умения
организовывать рабочее место и проводить самоконтроль. Названные взаимосвязанные
системы знаний и умений должны быть сформированы в процессе обучения и учтены
мастерами производственного обучения при подборе ими приемов, методов работы,
средств обучения и форм организации учебной деятельности студентов на уроках
производственного обучения.
Несомненный интерес представляет использование на данном уроке обучения задач
профессионально-технического
содержания,
знаний
дисциплин
профессионально-
технического цикла по взаимосвязанным темам учебных программ.
При выполнении тестовых заданий различного уровня сложности студенты
осуществляют продуктивную деятельность, в том числе:
1
Применяют знания в новых ситуациях;
2
Устанавливают
зависимости
между
ранее
приобретенными
и
вновь
изученными знаниями;
3
Включают в систему знаний сведения междисциплинарного характера.
С помощью решения той или иной задачи:
1
Достигается наиболее глубокое и полное усвоение студентами учебного
материала;
2
Закрепляются
в
памяти
студентов
основные
способы
действия
при
оштукатуривании новыми материалами;
3
Вырабатываются
умения
осознанно
и
самостоятельно
применять
приобретенные знания в различных производственных ситуациях.
Правильно организованная работа студентов на уроках производственного обучения
позволяет воспитать у студентов ценные трудовые качества: ответственное отношение к
своей деятельности, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки,
аккуратное исполнение порученного задания, творческое отношение к труду.
1 Основная часть
Тема урока:
«Затирка штукатурки тёрками »
Тип урока:
урок – практикум
Вид урока:
урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
1 Обучающая:
закрепить ранее изученный материал по приготовлению
раствора и нанесению накрывки;
отработать приемы и навыки в работе с новыми
современными технологиями.
2 Развивающая:
развить умения рационально организовать и
спланировать свой труд;
развить технологическое мышление и профессиональную
интуицию выполнения практического задания.
3 Воспитательная:
формировать профессионально важные
интегрированные качества личности у будущих
рабочих: нетерпимость к браку;
формировать нравственные качества личности:
ответственное отношение к порученному делу,
уверенности в себе
Материально-техническое
оснащение урока:
Дидактический материал,
наглядные пособия:
1
Инструменты и приспособления;
2
Компьютер
1
Тесты-задания;
2
Плакаты;
3
Технологические карты
Межпредметные связи:
1
Спец технология:
тема «Оштукатуривание поверхностей»;
тема
«Механизмы
для
приготовления
и
нанесения растворов»
2
Материаловедение:
тема «Растворные и сухие смеси для декоративных
штукатурок»
3
Охрана труда:
тема
«Санитарные
требования
при
работе
с
оборудованием и инструментами»
Методы и приемы:
1
Словесный метод:
прием диалога и монолога;
прием инструктирования
2
Научно-демонстрационный метод:
приемы
использования
наглядных
пособий
при
оштукатуривании;
3
Практический метод:
прием тестового контроля уровня знаний;
работа по карточкам-заданиям;
использование
критерия
оценивания
по
оштукатуриванию.
Форма
организации
1
Вводный инструктаж проводит мастер п /о;
учебно-производственной
деятельности:
2
Индивидуальная
работа.
Студенты
работают
самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на
своем рабочем месте.
Структура урока
I
Вводный инструктаж- 1 ч.
1
Организационная часть - 5 минут.
2
Формирование целей и задач урока - 10 минут.
3
Актуализация опорных знаний - 20 минут.
4
Корректировка пробелов знаний - 15 минут.
5
Инструктаж по технике безопасности - 10 минут.
II
Основная часть – 4 ч. 40 мин.
1
Формирования навыков приготовления раствора, нанесение его на поверхность и
затирка штукатурки терками;
2
Проверка
качества
выполнения
упражнений
и
разбор
типичных
ошибок.
III
Заключительный инструктаж – 20 мин.
ХОД УРОКА
І. Вводный инструктаж – 1 час
Организационная часть – 5 мин.
Урок начинается с того, что студенты заходят в класс и рассаживаются перед
рабочим местом мастера производственного обучения за парты. Староста группы
проверяет студентов по списку, а мастер отмечает в журнале количество присутствующих
на уроке.
Формирование целей и задач урока – 10 мин.
А) сообщение темы и целей урока:
Деятельность мастера:
Деятельность студентов:
Далее мастером п/о объявляется тема урока
и перед студентами ставятся цели и задачи
урока:
Тема урока: «Затирка штукатурки терками».
Студенты слушают и записывают тему
урока.
Технология оштукатуривания, требования к
качеству:
1
Отработать
приемы
и
навыки
нанесения и затирки штукатурки
2
Научиться экономно, использовать
строительный материал
Б) актуализация опорных знаний – 20 мин.
Проверка знаний студентов по пройденному материалу: «Приготовление раствора и
нанесение накрывки» исходя из уроков спец технологии и уроков производственного
обучения). После этого студентам показывается видеоролик длительностью 5 мин. о
приготовлении и нанесении раствора.
Прежде чем приступить к изучению нового
материала,
повторим
и
закрепим
тему
пройденного
материала
«Приготовление
раствора и нанесение накрывки».
1.
Какой
песок
применяют
для
приготовления накрывочного раствора?
Для приготовления накрывочного раствора
применяют
мелкозернистый
песок.
Крупнозернистый песок малопригоден так
как он дает шероховатую фактуру
2. Какие соотношения гипса и известкового
теста для штукатурки должны быть?
Влажной…………………..1:3
Слегка влажной………… 1:2
Сухой…………………… 1:1
Корректировка пробелов знаний – 15 мин.
Для закрепления пройденного материала проводится графический диктант по технике
безопасности (Приложение А). Используя эталон, студенты проверяют свои работы и
делают выводы о своих знаниях по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности- 10 мин (Приложение Б)
После проверки графического диктанта по техники безопасности мастер продолжает
фронтальный опрос:
3. Чем отличается простая штукатурка от
улучшенной ?
Простая штукатурка состоит из двух слоев
обрызга и грунта, улучшенная из трех слоев
обрызга, грунт, накрывка.
4. Как наносят обрызг?
Обрызг – это первой слой намета, толщина
которого
3
–
5
мм.
Для
обрызга
используется
жидкий
раствор.
Раствор
наносят
на
поверхность
ковшами,
равномерно по всей площади, при этом
раствор слоя обрызга, затекая во все поры и
шероховатости,
крепко
сцепляется
с
поверхностью
стены
и
удерживает
последующие слои.
5 Как наносят грунт?
Грунт – это второй слой штукатурного
намета. Раствор для грунта приготавливают
несколько гуще, чем для обрызга.
Грунт
–
основной
слой
штукатурного
намета. Он образует необходимую толщину
штукатурки и выравнивает поверхность.
Намет
7
–
9мм.
Грунт
наносят
на
поверхность
кельмой
и
разравнивают
полутерком.
6.Как наносят накрывку?
Накрывка – это третий слой штукатурки.
Толщина накрывки – 2 мм. Раствор для
накрывки приготавливают на мелком песке,
просеивая его через сито. Раствор накрывки
наносят
на
поверхность
вручную
и
машинами по окрепшему (схватившемуся)
грунту, тщательно разравнивая. Накрывка
образует тонкий мягкий слой, который
легко затирается или заглаживается.
Повторив и закрепив материалы прошлого урока, переходим к изучению и закреплению
из уроков спец технологии темы нашего урока «Затирка штукатурки терками»
.
Изучение новой темы
«Затирка штукатурки терками»
Мастер на компьютере показывает слайды по новой теме и в ходе просмотра объясняет
последовательность оштукатуривания.
1.Требования к качеству штукатурки:
штукатурка
должна
прочно
сцепляться
с
поверхностью,
не
отслаиваться;
иметь хорошо затёртую поверхность.
Точность выполняемой штукатурки
проверяют правилом (рейкой)длиной
2
метра.
Если
отклонения
оказываются
больше
норм,
приведённые в (Приложении В), их
устраняют.
2. Из предыдущих тем нам известно, что
процесс
оштукатуривания
начинается
с
подготовки
основания
(бетона
или
кирпичной
кладки).
Чрезмерное
увлажнение
приводит
к
оползанию
нанесенного слоя.
Стены должны быть очищены от масляных
пятен и красок.
По
мере
рассказа
мастера,
студенты
дополняют
рассказ,
используя
знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3.Приготовление раствора
1
Налить в емкость воды;
2
Насыпать песок и гашеную извёстку;
3
Перемешать в течение 5 мин. до
образования однородной массы;
4
Дать раствору вызреть 3 мин;
Готовность раствора определяется
следующим образом: раствор нужно
зачерпнуть сухим и чистым мастерком,
вытряхнуть и перевернуть снова в емкость.
Если раствор держится на мастерке, не
отваливаясь – состав готов к применению.
По
мере
рассказа
мастера,
студенты
дополняют
рассказ,
используя
знания,
полученные на предыдущих занятиях, в
частности,
мастер
интересуется
способ
определения готовности раствора.
4.Нанесение штукатурки методом
набрасывания.
Нанесение раствора на поверхность
происходит при помощи мастерка на
подготовленную поверхность. При слабом
броске раствор не держится, нужно
набрасывать с силой, чтобы происходило
сцепление со стеной. Нанесение
штукатурного слоя происходит за 2 раза.
Сначала набрасывают слой толщиной 30
мм., а на следующий день наносим
оставшийся материал и выравниваем
поверхность по направляющим.
Методом намазывания наносят первый слой
толщиной 20 – 30 мм. Раствор наносят
снизу вверх на высоту 50 – 80 см. (половина
По мере рассказа мастера, студенты
дополняют рассказ, используя знания,
полученные на предыдущих занятиях, в
частности, мастер интересуется способ
определения готовности раствора.
замеса). Сразу после этого наносят второй
слой, который должен чуть выступать над
направляющими. Не следует сразу
покрывать всю площадь первого слоя, а
нанести полосу в 25 – 30 см, выровнять
поверхность при помощи правила, а
излишки раствора вернуть в емкость, для
следующей полосы. Затем нанесите
следующую полосу выровняйте ее и,
участок за участком, оштукатурьте всю
площадь.
Пазы, образующиеся после удаления
направляющих, на всю глубину заполняют
(снизу вверх) раствором.
5. Затирка штукатурки терками.
Затирку выполняют вкруговую и в
разгонку. Затирку вкруговую выполняют
следующим образом. Одной рукой берут
терку, прижимают плотно к поверхности
штукатурки и делают круговые движения
против часовой стрелке. Бугорки и
неровности срезают ребрами терки.
Нажимать на терку следует с разной силой:
там где поверхность имеет выпуклость,-
сильнее, а где вогнутость-слабее.
Затираемую поверхность штукатурки
следует периодически смачивать водой.
Затирка в разгонку выполняется так. Терку
хорошо очищенную от раствора, плотно
прижимают к поверхности и начинают
производить ею прямолинейные движения-
взмахи. Затирку в разгонку выполняют
вслед за затиркой вкруговую.
Закрепление материала вводного инструктажа в форме фронтального опроса:
1. Что является основанием, влияющим на
качество штукатурки?
Направляющие
2. Как готовят известковый раствор?
1 Налить в емкость воды;
2 Высыпают песок и гашеную известь;
3 Перемешать в течении 5 мин до
образования однородной массы;
4Дать раствору вызреть 3 мин;
3. Как происходит нанесение штукатурного
раствора?
Его
набрасывают
или
намазывают на подготовленную стену? Чем
набрасывают
раствор,
мастерками
или
шпателем?
Работу выполняют за 2 раза. Сначала
набрасывают мастерками слой 30 мм, а на
следующий
день
наносят
оставшийся
материал и выравнивают поверхность
4.
Какие
бывают
способы
затирки
штукатурки?
Способы
затирки
штукатурки
бывают
вкруговую и в разгонку
Закрепление материала заканчивается вопросом:
Какие требования предъявляются к одежде
и обуви на строительной площадке, то есть
на рабочем месте?
Спецодежда должна быть по размеру.
В спецодежду входят: пиджак с брюками,
головной
убор,
ботинки
на
твердой
Как выполняют затирку вкруговую?
Как выполняют затирку в разгонку?
подошве
Одной
рукой
берут
терку,
прижимают
плотно к поверхности штукатурки и делают
круговые движения против часовой стрелки
Терку хорошо очищают от раствора, плотно
прижимают к поверхности и начинают
производить ею прямолинейные движения-
взмахи
После опроса студенты проходят в мастерскую, где переодеваются в рабочую одежду.
Для закрепления пройденного материала проводится тестовое задание по теме
«Подготовка накрывочного слоя». Первая подгруппа проходит в рабочие кабинки и
мастер п/о показывает как правильно выполнять последовательность оштукатуривания, а
вторая отвечает на тестовое задание (Приложение Г). Используя эталон, студенты
проверяют свои работы и делают выводы о своих знаниях по технике безопасности.
II
Основная часть – 4 ч. 40 мин.
Упражнения студентов и текущий инструктаж
1.
Упражнения студентов:
подготовка основания;
приготовить
известковый
раствор;
первое
нанесение
растворной
массы на поверхность;
второе
нанесение
растворной
массы
с
разравниванием
по
направляющим;
Студенты
под
контролем
мастера
выполняют поставленные задачи
2.Обходы рабочих мест:
подготовка рабочих мест и начало
работы;
правильно
выбранной
позы
при
оштукатуривании поверхностей;
соблюдение
правил
техники
безопасности;
индивидуальный
инструктаж
отдельных студентов
Кроме
правильно
выполненной
поставленной
задачи
каждый
студент
обязан знать и соблюдать правила по
содержанию
рабочего
места.
Мастер
проверяет рабочее место каждого студента,
параллельно
в
случае
необходимости
проводя разъяснительную работу
3 Прием и оценка выполненных работ
4 Уборка рабочих мест
ІІІ. Заключительный инструктаж - 20 мин.
1
Подведение итогов работы за рабочий день;
2
Самостоятельная работа студентов с индивидуальным контрольным листом по
оценке качества знаний и умений оштукатуривания кирпичной поверхности;
3
Анализ работы каждого студента;
4
Выявление типичных ошибок при набрасывании, разравнивании и затирки
штукатурки;
5
Сообщение оценок;
6
Домашнее задание.
Информационное обеспечение
Основное обеспечение:
1
Завражин Н.Н. Штукатурные работы высокой сложности: учеб. пособие для нач. проф.
образования / Н.Н Завражин .- 2-е изд., стер.- М . :Издательский центр. «Академия»,
2021-192с. – (Повышенный уровень)
2
Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы: учебник для нач. проф. образования/
А.А. Ивлиев, О.М. Скок. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2022-
488 с.
3
Материаловедение. Отделочные работы: учебник для О.В. Кульков и др.-
М. :Издательский центр «Академия», 2021–320с.
4
Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования / О.Н.
Куликов, Е.И. Ролин – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2023 –
352с.
5
Черноус Г.Г. Штукатурные работы : учеб. проф. образования / Г.Г. Черноус. – М. :
Издательский центр «Академия» 2021 – 224с. (Ускоренная форма подготовки)
6 Завражин Н. Н. Штукатурные работы высокой сложности (1-изд). Учебное пособие,
НПО. ИЦ «Академия», 2020 г. – 215 с.
мастер п/о /Афанасова С.В/
Приложение А
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Инструкция для студента: ответить на вопросы
Λ ДА
__НЕТ
1.
Штукатурные работы производятся при минусовой температуре?
2.
При штукатурных работах применяются свинцовые соединения?
3.
При
оштукатуривании
поверхности
электропроводка
должна
быть
обесточена?
4.
Известь хранят в открытых складах?
5.
При гашении извести нужна спецодежда: резиновые сапоги, рукавицы,
защитные очки, респираторы?
6.
При вредных и опасных работах допускаются несовершеннолетние рабочие?
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1. __ 2. __ 3.Λ 4.__ 5.Λ 6.__
Приложение Б
Инструкция по охране труда при проведении практических занятий
1
Одежда студента должна быть подобрана по его росту, заправлена, рукава
застегнуты. Волосы должны быть защищены головным убором.
2
Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть
свободными.
3
Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и
соответствовать определенным требованиям:
-
молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек;
ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть гладкой, без
сучков, расклиненной;
-
ручки инструментов должны иметь гладкую поверхность
-
ручки соколов, терок, полутерок, молотков должны быть покрыты олифой.
4 При подготовке поверхностей с помощью ударных инструментов(бучард, зубил)
следует работать в рукавицах и обязательно в защитных очках.
5 До начала оштукатуривания проверяют прочность установки всех перегородок.
6 На складах с известью должны быть развешены пенные огнетушители.
7 При работе на высоте пользуются предохранительными поясами.
8 Положение корпуса рабочего при выполнении им работ должно быть правильным.
9 Курить следует только в специально отведенных местах, где поставлена посуда с
водой или с песком.
10. Категорически запрещается пользоваться электропроводкой с неисправной изоляцией.
Каждый должен помнить, что, нарушая правила техники безопасности, он не только
подвергает опасности себя, но и рядом работающих товарищей.
Приложение В
Допускаемых отклонений в зависимости от разновидностей штукатурки
Отклонения
Допуск по качеству штукатурки
простая
улучшенная
высококачественная
Неровности
поверхности
Не более трёх
глубиной или
высотой до 5 мм
Не более двух
глубиной или
высотой до 3 мм
Не более двух
глубиной или
высотой до 2мм
Отклонения
поверхности по
горизонтали
не более 15 мм на
всю длину
помещения
не более 10 мм на
всю длину
помещения
не более 5 мм на всю
длину помещения
Отклонения
поверхности по
вертикали
не более 15 мм на
всю высоту
помещения
не более 10 мм на
всю высоту
помещения
не более 5 мм на всю
высоту помещения
Отклонения лузг,
усёнков оконных и
дверных откосов,
пилястр, столбов от
горизонтали и
вертикали
10 мм на весь
элемент
не более 5 мм на
весь элемент
не более 3 мм на весь
элемент
Отклонение
радиуса
криволинейных
поверхностей от
проектной
величины
10 мм
7 мм
5 мм
Отклонение
ширины
оштукатуренного
откоса от проектной
не проверяется
3 мм
2 мм
Отклонение тяг от
прямой линии в
пределах между
углами пересечения
тяг и раскрепки
6 мм
3 мм
2 мм
Для определения качества оштукатуренных поверхностей по горизонтали и вертикали
возьмите правило и прислоните его к оштукатуренной поверхности сначала
горизонтально, затем вертикально и по диагонали. Определите количество просветов и
сравните с нормами.
Приложение Г
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
По теме «Подготовка, нанесение, разравнивание и затирка накрывочного слоя»
Инструкция для студента: выбрать правильный ответ
1 Чем зачищают кирпичную поверхность:
а) молотком
б) наждачной бумагой
в) щеткой по металлу
2 С помощью какого инструмента смачивают поверхность:
а) валик
б) ветошь
в) кисть
3 Выберите последовательность правильного замешивания раствора:
а) засыпать песок
б) налить в ёмкость воду
в) размешать
г) засыпать гашеную известь
4 Чем набрасывают раствор на поверхность:
а) лопатой
б) мастерком
в) шпателем
5 Какие работы относятся к верхолазным:
а) на высоте 3 метров
б) на высоте 5 метров
6 Чем затирают оштукатуренную поверхность:
а) соколом
б) полутерком
в) теркой
7 Толщина накрывочного слоя:
а) 5 мм.
б) 10 мм.
в) 2 мм.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
НА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
По теме «Подготовка, нанесение, разравнивание и затирка накрывочного слоя»
1 в) щеткой по металлу
2 в) кисть
3 а) засыпать песок
г) засыпать гашеную известь
в) размешать
б) налить в ёмкость воду
4 б) мастерком
5 б) На высоте 5 метров
6 в) теркой
7 в) 2 мм.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ
По теме: «Требования к качеству различных видов штукатурки. Выполнение улучшенной
штукатурки »
Критерии оценки
Баллы на отл.
«5»
Баллы на
хорошо
«4»
Баллы на удовл.
«3»
1.
Тестовое задание по охране
труда
Выполнено без
ошибок
Выполнено
с
одной ошибкой
Выполнено с 2
– 3 ошибками
2.
Графический
диктант
по
технике безопасности
Выполнено без
ошибок
Выполнено
с
одной ошибкой
Выполнено с 2
– 3 ошибками
Рецензия
на
методическую разработку урока
по дисциплине « Штукатур »
Тема: «Затирка штукатурки тёрками»
Методическая
разработка
урока,
разработана
мастером
п/о
ГПОУ
ТО
«Новомосковский многопрофильный колледж» Афанасовой С.В. в объеме 19 печатных
страниц.
Цели урока были поставлены мастером производственного обучения грамотно. В
них он затронул обучение трудовым действиям и приёмам по заданной теме; развитие
общих компетенций;
формирование и развитие у студентов умения анализировать;
рационально организовывать и планировать свой труд;
воспитание
у студентов
правильного отношения к труду. На все поставленные цели урока Афанасова С.В.
методически грамотно вывела студентов.
Тип данного урока-урок практикум.
Чётко прослеживается структура урока. Урок начался с создания необходимой
деловой обстановки. В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая
деятельность студентов с самооценкой и взаимооценкой по каждому этапу.
Большое
внимание
на
уроке
уделялось
развитию
функции
мышления
и
исследования.
Студенты
хорошо
освоили
практическую
часть,
где
на
примере
выполнения оштукатуривания и затирки поверхности, они сравнивали выполнение
оштукатуривания и затирки. Мастер умело направлял и развивал интерес студентов к
изучаемой теме, мобилизуя их на самостоятельный поиск и творчество; развивал умения
применять полученные знания в процессе работы при решении стандартных и
нестандартных производственных ситуаций.
Благодаря данному методу проведения урока производственного обучения у
студента развивается интерес к проведению различных операций, не зацикливаясь на
одной; интерес к исследованию, а, следовательно, в будущем из него вырастает не
специалист, а компетентный во многих вопросах профессионал.
Рецезент мастер п/о Кулакова И.Н.
Самоанализ результатов открытого урока производственного обучения
по теме:
«Затирка штукатурки терками»
Согласно КТП производственного обучения по профессии «Штукатур, маляр»
мной проведен урок по теме «Затирка штукатурки терками»
Я
поставила
следующие
цели:
- научить студентов приемам затирки штукатурки терками ;
-содействовать
развитию
технологического
и
творческого
мышления;
- формировать ответственность за качество, бережное отношение к инструменту и
строительным
материалам.
На предыдущих уроках студенты уже освоили способы приготовления растворов и
нанесения накрывки, подготовки поверхности и приемы набрасывания раствора.
Тип
данного
урока
–
урок
практикум.
С целью освоения строительных материалов на уроке студенты работали с известковым
раствором.
При проектировании урока я учла:
•
комплексно-методическое
обеспечение
мастерской,
уровень
подготовки,
личностные
и
психофизиологические
особенности
студентов
группы;
• выбрала эффективное сочетание методов, форм и средств обучения.
Методически грамотная подготовка позволила мне достигнуть поставленных целей.
Большое значение имеют меж предметные связи. Для достижения внутреннего единства
образовательной программы я опираюсь на знания по предметам «Технология отделочных
строительных работ» (тема «Штукатурные работы») и «Материаловедение» (тема
«Растворы
и
составы
для
штукатурки»).
Реализация меж предметных связей помогает активизировать студентов, стимулировать
их творческий потенциал, осуществлять индивидуальный подход и экономить время за
счет устранения дублирования учебного материала. Я работаю с группой, в которой у
100% студентов ограничены возможности здоровья: они являются выпускниками
специальных
коррекционных
учебных
заведений.
Структура
данного
урока
производственного
обучения
состоит
из
трех
этапов:
•
вводный
инструктаж;
•
текущий
инструктаж;
•
заключительный
инструктаж.
фронтальный
опрос
с
применением
средств
информационно-коммуникационных
технологий, который позволил каждому не только ответить на один из вопросов, но и
участвовать
в
коллективной
РЕФЛЕКСИИ.
(анализ
и
самооценка)
Затем подготовившиеся студенты выполнили задания практического характера: показали
ручной инструмент для выполнения штукатурных работ и продемонстрировали способы
набрасывания раствора на поверхность. Хочу обратить ваше внимание на то, что в
процессе показа я постоянно задавала вопросы, побуждая студентов активно участвовать
в
уроке.
Также с целью рефлексии в заключение опроса и показа я предложила студентам подвести
итоги в форме кратких самоотчетов: (трое студентов дали оценку своей деятельности,
один
–
оценил
работу
всей
группы,
в
целом).
Я, в свою очередь, обратила внимание на недостатки и объяснила, как их не допускать,
отметила важность теоретических основ и техники безопасности.
Затем
мы
перешли
к
изучению
нового
материала.
Сначала я показала процесс приготовления известкового раствора, объясняя технологию,
данные о составе, свойствах и консистенции раствора, обращая внимание на соблюдение
правил
техники
безопасности
при
работе
с
электроинструментом.
Затем я продемонстрировала последовательное выполнение приемов нанесения раствора
на
поверхность,
объясняя
недостатки
и
преимущества
каждого
приема.
Демонстрацию
выполняла
в
такой
последовательности:
-
в
обычном
рабочем
темпе,
- в замедленном темпе, разделяя прием на элементы и показывая отдельные движения,
С целью закрепления предложила студентам повторить последовательность выполнения
приемов
нанесения
известкового
раствора
и
воспроизвести
их
практически.
Затем ответила на вопросы студентов, напомнила критерии оценивания и требования
техники
безопасности.
Выполнение
практических
заданий
было
организовано
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
и
уровнем
подготовленности
студентов:
-
студенты
работали
самостоятельно,
в
парах;
Текущий
инструктаж
выполнялся
с
определенными
целями:
проверка
организации
рабочих
мест;
проверка
соблюдения
правил
техники
безопасности;
проверка
готовности
студентов
к
выполнению
упражнений;
проверка
правильности
выполнения
приемов
нанесения
известкового
раствора.
проверка
правильности
ведения
самоконтроля;
промежуточный, межоперационный контроль, прием работ и их оценивание.
Студентам, испытывающим затруднения, оказывала индивидуальную помощь. С целью
активизации мышления в процессе обхода я задавала вопросы проблемного характера:
-
сравните…;
-
что
произойдет,
если…;
-
объясните,
почему…;
-
если
не
исправить
…,
то
что
получится…
Вопросы такого характера побуждают студентов к самоконтролю, самостоятельной
работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между
нарушением
технологии
и
методами
устранения
дефектов.
На заключительном этапе студентам были выданы оценочные листы для ознакомления и
обсуждения результатов работы. Совместно мы подвели итоги урока: проанализировали
работу каждого, рассмотрели наиболее характерные недочеты. Затем я ответила на
вопросы
студентов,
объявила
оценки.
Я задала домашнее упражнение, и в заключение объявила тему следующего урока.
Я
считаю:
-
цели
урока
достигнуты;
-
план
урока
реализован;
-
структура
урока
отвечает
методическим
требованиям;
- каждый этап урока выдержан по временной характеристике и дидактической
составляющей;
- формы, методы и средства обучения выбраны с учетом особых образовательных
потребностей
обучающихся;
- выбранные методические приемы способствовали качественному усвоению навыков
нанесения
цементно-известкового
раствора;
- обеспечена благоприятная психологическая атмосфера в ходе всего учебного занятия.
Урок
проведен
на
высоком
методическом
уровне
с
учетом
возрастных,
психофизиологических и личностных особенностей студентов в данной группе.
мастер п/о Афанасова С.В.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Инструкция для студента: ответить на вопросы
Λ ДА
__НЕТ
1.
Штукатурные работы производятся при минусовой температуре?
2.
При штукатурных работах применяются свинцовые соединения?
3.
При оштукатуривании поверхности
электропроводка должна
быть обесточена?
4.
Известь хранят в открытых складах?
5.
При гашении извести нужна спецодежда: резиновые сапоги,
рукавицы, защитные очки, респираторы?
6.
При
вредных
и
опасных
работах
допускаются
несовершеннолетние рабочие?
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1. __ 2. __ 3.Λ 4.__ 5.Λ 6.__
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
По теме «Штукатурные слои, их нанесение и разравнивание»
Инструменты, материалы: мастерок, сокол, полутерок, терка, кисть, ведро, растворный
ящик, штукатурный раствор
п/п
Трудовая деятельность студентов
Технические требования и указания
по самоконтролю
1 Прочистка
кирпичной
поверхности
2 Приготовление
раствора для
накрывочного
слоя
3 Смачивание
поверхности
4 Нанесение
накрывочного
слоя
5 Разравнивание
Стальной щеткой почистить поверхность
и обмахнуть ветошью
Организовать рабочее место.
Приготовить раствор
Смочить поверхность с помощью кисти
Набросать раствор мастерком
Разровнять накрывочный слой
полутерком
На поверхности не должно быть
частиц, которые плохо держатся
Подвижность раствора должна
соответствовать погружению
стандартного конуса на 10-11 см.
Поверхность должна быть смочена
равномерно
Чтобы получить минимальную
толщину накрывочного слоя, броски
раствора следует выполнять на
набольшом растоянии один от другого
Толщина накрывочного слоя после
выравнивания дллжна быть 2-3 мм.
Раствор разравнивают полутерком или
накрывочного
слоя
6 Затирка
поверхности
а - в вертикальном направлении,
б - в горизонтальном направлении
Взять терку правой рукой.
Приложить ее к поверхности.
Выполнять круговые движения против
часовой стрелки, постепенно
передвигаясь вдоль поверхности.
Периодически смачивая поверхность
водой.
Выполнять затирку вторично, делая
теркой прямолинейные вертикальные
движения
правилом,
снизу
вверх,
волнообразными движениями.
Толщина накрывочного слоя после
выравнивания не должна превышать
2мм.
Поверхность штукатурки должна быть
чуть шероховатой.
После затирки вразгонку на
поверхности не должно быть
кругообразных следов от затирки
вкруговую.
Общая толщина штукатурного намета
не должна превышать 20 мм.