Напоминание

Работа над мелкой техникой в классе аккордеон


Автор: Саргаева Анна Евдокимовна
Должность: преподаватель по классу аккордеон
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Колледж искусств им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа над мелкой техникой в классе аккордеон
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского»

Методическая работа

«Работа над мелкой техникой»

Выполнила: Саргаева А.Е.

Преподаватель по классу аккордеона

«Работа над мелкой техникой в классе аккордеона»

Одной

из

основных

тенденций

развития

аккордеонно-баянного

исполнительства является виртуозное владение мелкой техникой. Сейчас на

конкурсах можно проследить за темпами роста технического мастерства

исполнителей, и если раньше 10-12 летний ученик, который играет «Полет

шмеля»

приводил

всех

в

восторг,

то

сейчас

дети

уже

покушаются

на

«гридинского казака».

Основной целью доклада является обобщение и передача своим

накопленного опыта в области развития и работы над мелкой техникой.

Некоторые принципы и упражнения были почерпнуты из книг таких как:

«Искусство игры на баяне» Ф. Липса, «Искусство фортепианной игры» Г.

Нейгауза, «Технический комплекс баяниста» Г. Низовский – В. Семененко,

Ш. Ганон «Пианист виртуоз», а также в личных беседах и мастер-классах с Г.

Низовским, В. Семененко, А. Романовым, В. Семѐновым, О. Спириной, А.

Востреловым, Ю. Дрангой, Л.Белецкой.

Для правильной постановки задач нужно понимание, что пять пальцев

руки находятся не в одинаковых условиях – какие-то более подвижные,

какие-то менее. Таким образом можно выделить две группы:

1.

Подвижные – 1й и 2й пальцы.

2.

Менее подвижные – 4й и 5й пальцы.

Третий палец является «нейтральным», так как при работе в связках

попадает в группу то «подвижных», то «менее подвижных». Если он

участвует в связке 1-2-3, то становиться «подвижным», если 3-4-5, то

становится «менее подвижным». Исходя из этих базовых физиологических

особенностей и должны быть составлены комплексы упражнений.

Разумеется, технический рост достигается посредством каждодневных

занятий гаммами и упражнениями, и, по моему мнению, для детей 10-12

летнего возраста занятия, состоящие из комплекса гамм и упражнений, не

представляются тяжелыми. Обычно этот комплекс должен быть положен в

начале занятий (разыгрывание) и должен составлять не менее 40 минут.

Некоторые аналогии гамм и упражнений можно провести между

занятиями

такими

силовыми

видами

спорта

как

пауэрлифтинг

и

бодибилдинг. В этих видах спорта все построение тренировок делится на два

типа упражнений – это основополагающие упражнения (или основные), всего

их три, и изолирующие упражнения. Их намного больше и используются они

как раз для развития более мелких мышц, которые невозможно прокачать

основными и которые в совокупности, в комплексе с выполнением основных

дают ту рельефную, красивую мускулатуру. И если в пауэрлифтинге есть

основополагающие упражнения, такие как: жим штанги лежа, становая тяга,

и присед со штангой, которые дают нагрузку на большие группы мышц,

развивают силу, то в работе музыканта такие основополагающие элементы

— это конечно же гаммы, арпеджио и аккорды. А вот различные

упражнения, это и есть те изолирующие. Они заставляют работать связки

пальцев не самым естественным образом, в каких-то заставляя работать

слабые пальцы (4-5), предоставляя им более мощную нагрузку в отличие от

гамм, в каких-то в работе участвуют наоборот более развитые пальцы,

которые в этот момент получают более мощное развитие.

Проанализируем несколько таких упражнений.

Первое среди упражнений – это упражнение Ганона № 1. Сам Шарль

Ганон в своем сборнике дает небольшие пояснения на счет каждого из

упражнений: для развития, каких пальцев оно придумано, сколько раз и в

каком темпе играть, в плоть до указания единиц темпа.

1.

Упражнение Ганона №1

К комментариям Ганона все же хочется добавить, что упражнения

хорошо развивает взаимодействие всех пальцев, а также легко ложится на

слух, что позволяет использовать его с первых уроков обучения. При

движении вниз очень хорошо прорабатывается связка 5-4, т.е. основная

нагрузка приходится как раз на них.

2.

Упражнение Ганона №1 (вариант «Б»)

Это уже авторский модифицированный вариант первого упражнения.

Здесь условия усложнены тем, что четырем пальцам приходится выполнять

большую работу – 3-4-5 пальцы особенно активны.

Для первого упражнения и его варианта «Б» характерен так же вид

работы, когда каждое звено прорабатывается по 4 раза, это позволяет

слуху более тщательно контролировать штрих, а глаз может лучше

увидеть положение предплечья и кисти.

3.

Упражнение Ганона №8

Одно из лучших упражнений, которое развивает независимость

пальцев, большая нагрузка здесь так же ложится на 3-4-5 пальцы, необычный

рисунок исполнения нот заставляет задумываться над каждым исполняемым

звеном.

4.

Упражнение на материале «Рондо-каприччиозо» Золотарева

Это упражнение было подсказано Андреем Николаевичем Романовым,

новосибирская

баяно-аккордеонная

школа

всегда

славилась

своей

феноменальной техникой, это достигалось за счет выработки в пальцах

«импульса» (терминология Крупина-Романова), но «импульс» достигается

посредством мелких практически безударных движений пальцев, при

длительной статичной игре.

И если первые 3 были направлены на развитие 3-4-5 пальцев, то это

упражнение направленно на совершенствование связки 1-2 пальцев.

Сам Андрей Николаевич рассказывал, что мог смотреть футбол по

телевизору без звука и весь матч заниматься выработкой «импульса» в

пальцах или тремоло мехом.

5.

Упражнение на материале «Токкаты Бёльмана»

Это так же усовершенствованное упражнение дает развитие 1-2-3

пальцам.

6.

Упражнение Спириной О.Ф.

Это упражнение было разработано Ольгой Федоровной Спириной.

1.

Так же как первое упражнение Ганона, легко ложится на слух.

2.

Хорошо развивает взаимодействие пальцев.

3.

А также может быть использовано в двух аппликатурных вариантах. 1-2-

3-4 и 2-3-4-5.

4.

Можно давать детям на начальном этапе обучения.

7.

Репетиция (4-3-2-1, 3-2-1)

Репетицию как вид техники многие недооценивают, потому как по

степени проработки пальцев она не уступает гамма. Заслуживают внимание

два аппликатурных варианта.

8.

Репетиция Семенова (5-4-3-2-1-2-3-4-5)

Еще одно упражнение на репетиционную технику. Здесь так же в

работу

включается

кисть,

работает

предплечье.

Нужно

добиваться

пластичности в кисти при игре от пятого пальца к первому.

В 2005 году во Владивостоке Семенов проводил мастер-классы и среди

многих упражнений показывал репетицию пятью пальцами. Отсюда и

название.

9.

Длинные арпеджио по септаккордам в две октавы (уменьшенный,

малый мажорный)

Это упражнение заслуживает внимание по нескольким причинам:

1.

Большое внимание уделяется работе кисти.

2.

Шестнадцатыми играть длинные арпеджио проще, чем триолями.

3.

А также перенос руки с 4го на 1й палец на терцию или секунду делать

проще, чем с 3го на 1й при триольной пульсации.

10. Гаммы октолями

По моему мнению, одно из самых действенных исполнений гамм, так

как в статичном движении и формируется моторика пальцев.

Самое сложное играть быстро, долго и громко!

В заключении хочется сказать, что в работе музыканта над развитием

техники ключевую роль нужно отдавать анализу собственных движений рук

на клавиатуре, а в преподавательской деятельности - движениям рук

учеников. Сделав выводы ставить задачи, и только после это приступать к

проработке того или иного вида техники.

Список используемой литературы:

1.Баян

и

баянисты.

Сборник

методических

рекомендаций.

Часть

2.

Составление и общая редакция Ю.Якимов – Москва,1974

2.В.В.Жуковский, В.Г.Завелоко. Методика обучения на баяне, аккордеоне

3.Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне».Москва, 2009



В раздел образования