Автор: Саргаева Анна Евдокимовна
Должность: преподаватель по классу аккордеон
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Колледж искусств им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа над мелкой техникой в классе аккордеон
Раздел: дополнительное образование
ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского»
Методическая работа
«Работа над мелкой техникой»
Выполнила: Саргаева А.Е.
Преподаватель по классу аккордеона
«Работа над мелкой техникой в классе аккордеона»
Одной
из
основных
тенденций
развития
аккордеонно-баянного
исполнительства является виртуозное владение мелкой техникой. Сейчас на
конкурсах можно проследить за темпами роста технического мастерства
исполнителей, и если раньше 10-12 летний ученик, который играет «Полет
шмеля»
приводил
всех
в
восторг,
то
сейчас
дети
уже
покушаются
на
«гридинского казака».
Основной целью доклада является обобщение и передача своим
накопленного опыта в области развития и работы над мелкой техникой.
Некоторые принципы и упражнения были почерпнуты из книг таких как:
«Искусство игры на баяне» Ф. Липса, «Искусство фортепианной игры» Г.
Нейгауза, «Технический комплекс баяниста» Г. Низовский – В. Семененко,
Ш. Ганон «Пианист виртуоз», а также в личных беседах и мастер-классах с Г.
Низовским, В. Семененко, А. Романовым, В. Семѐновым, О. Спириной, А.
Востреловым, Ю. Дрангой, Л.Белецкой.
Для правильной постановки задач нужно понимание, что пять пальцев
руки находятся не в одинаковых условиях – какие-то более подвижные,
какие-то менее. Таким образом можно выделить две группы:
1.
Подвижные – 1й и 2й пальцы.
2.
Менее подвижные – 4й и 5й пальцы.
Третий палец является «нейтральным», так как при работе в связках
попадает в группу то «подвижных», то «менее подвижных». Если он
участвует в связке 1-2-3, то становиться «подвижным», если 3-4-5, то
становится «менее подвижным». Исходя из этих базовых физиологических
особенностей и должны быть составлены комплексы упражнений.
Разумеется, технический рост достигается посредством каждодневных
занятий гаммами и упражнениями, и, по моему мнению, для детей 10-12
летнего возраста занятия, состоящие из комплекса гамм и упражнений, не
представляются тяжелыми. Обычно этот комплекс должен быть положен в
начале занятий (разыгрывание) и должен составлять не менее 40 минут.
Некоторые аналогии гамм и упражнений можно провести между
занятиями
такими
силовыми
видами
спорта
как
пауэрлифтинг
и
бодибилдинг. В этих видах спорта все построение тренировок делится на два
типа упражнений – это основополагающие упражнения (или основные), всего
их три, и изолирующие упражнения. Их намного больше и используются они
как раз для развития более мелких мышц, которые невозможно прокачать
основными и которые в совокупности, в комплексе с выполнением основных
дают ту рельефную, красивую мускулатуру. И если в пауэрлифтинге есть
основополагающие упражнения, такие как: жим штанги лежа, становая тяга,
и присед со штангой, которые дают нагрузку на большие группы мышц,
развивают силу, то в работе музыканта такие основополагающие элементы
— это конечно же гаммы, арпеджио и аккорды. А вот различные
упражнения, это и есть те изолирующие. Они заставляют работать связки
пальцев не самым естественным образом, в каких-то заставляя работать
слабые пальцы (4-5), предоставляя им более мощную нагрузку в отличие от
гамм, в каких-то в работе участвуют наоборот более развитые пальцы,
которые в этот момент получают более мощное развитие.
Проанализируем несколько таких упражнений.
Первое среди упражнений – это упражнение Ганона № 1. Сам Шарль
Ганон в своем сборнике дает небольшие пояснения на счет каждого из
упражнений: для развития, каких пальцев оно придумано, сколько раз и в
каком темпе играть, в плоть до указания единиц темпа.
1.
Упражнение Ганона №1
К комментариям Ганона все же хочется добавить, что упражнения
хорошо развивает взаимодействие всех пальцев, а также легко ложится на
слух, что позволяет использовать его с первых уроков обучения. При
движении вниз очень хорошо прорабатывается связка 5-4, т.е. основная
нагрузка приходится как раз на них.
2.
Упражнение Ганона №1 (вариант «Б»)
Это уже авторский модифицированный вариант первого упражнения.
Здесь условия усложнены тем, что четырем пальцам приходится выполнять
большую работу – 3-4-5 пальцы особенно активны.
Для первого упражнения и его варианта «Б» характерен так же вид
работы, когда каждое звено прорабатывается по 4 раза, это позволяет
слуху более тщательно контролировать штрих, а глаз может лучше
увидеть положение предплечья и кисти.
3.
Упражнение Ганона №8
Одно из лучших упражнений, которое развивает независимость
пальцев, большая нагрузка здесь так же ложится на 3-4-5 пальцы, необычный
рисунок исполнения нот заставляет задумываться над каждым исполняемым
звеном.
4.
Упражнение на материале «Рондо-каприччиозо» Золотарева
Это упражнение было подсказано Андреем Николаевичем Романовым,
новосибирская
баяно-аккордеонная
школа
всегда
славилась
своей
феноменальной техникой, это достигалось за счет выработки в пальцах
«импульса» (терминология Крупина-Романова), но «импульс» достигается
посредством мелких практически безударных движений пальцев, при
длительной статичной игре.
И если первые 3 были направлены на развитие 3-4-5 пальцев, то это
упражнение направленно на совершенствование связки 1-2 пальцев.
Сам Андрей Николаевич рассказывал, что мог смотреть футбол по
телевизору без звука и весь матч заниматься выработкой «импульса» в
пальцах или тремоло мехом.
5.
Упражнение на материале «Токкаты Бёльмана»
Это так же усовершенствованное упражнение дает развитие 1-2-3
пальцам.
6.
Упражнение Спириной О.Ф.
Это упражнение было разработано Ольгой Федоровной Спириной.
1.
Так же как первое упражнение Ганона, легко ложится на слух.
2.
Хорошо развивает взаимодействие пальцев.
3.
А также может быть использовано в двух аппликатурных вариантах. 1-2-
3-4 и 2-3-4-5.
4.
Можно давать детям на начальном этапе обучения.
7.
Репетиция (4-3-2-1, 3-2-1)
Репетицию как вид техники многие недооценивают, потому как по
степени проработки пальцев она не уступает гамма. Заслуживают внимание
два аппликатурных варианта.
8.
Репетиция Семенова (5-4-3-2-1-2-3-4-5)
Еще одно упражнение на репетиционную технику. Здесь так же в
работу
включается
кисть,
работает
предплечье.
Нужно
добиваться
пластичности в кисти при игре от пятого пальца к первому.
В 2005 году во Владивостоке Семенов проводил мастер-классы и среди
многих упражнений показывал репетицию пятью пальцами. Отсюда и
название.
9.
Длинные арпеджио по септаккордам в две октавы (уменьшенный,
малый мажорный)
Это упражнение заслуживает внимание по нескольким причинам:
1.
Большое внимание уделяется работе кисти.
2.
Шестнадцатыми играть длинные арпеджио проще, чем триолями.
3.
А также перенос руки с 4го на 1й палец на терцию или секунду делать
проще, чем с 3го на 1й при триольной пульсации.
10. Гаммы октолями
По моему мнению, одно из самых действенных исполнений гамм, так
как в статичном движении и формируется моторика пальцев.
Самое сложное играть быстро, долго и громко!
В заключении хочется сказать, что в работе музыканта над развитием
техники ключевую роль нужно отдавать анализу собственных движений рук
на клавиатуре, а в преподавательской деятельности - движениям рук
учеников. Сделав выводы ставить задачи, и только после это приступать к
проработке того или иного вида техники.
Список используемой литературы:
1.Баян
и
баянисты.
Сборник
методических
рекомендаций.
Часть
2.
Составление и общая редакция Ю.Якимов – Москва,1974
2.В.В.Жуковский, В.Г.Завелоко. Методика обучения на баяне, аккордеоне
3.Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне».Москва, 2009