Автор: Панасенко Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ № 8
Населённый пункт: Кущевский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей
группе на тему: «Перелетные птицы»
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,
«стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,
кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о
птицах.
Ход ОД:
Воспитатель читает стихотворение М. Ивенсен «Осень»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в
стихотворении? (Об осени)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет и опадает
листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края (Перелетные)
- А которые остаются? (Зимующие). Какие это птицы? (Голубь, воробей,
синица)
- Назовите перелетных птиц? /(Ласточки, журавли, скворцы, гуси)
- Молодцы ребята, вы все правильно сказали. Посмотрите это соловей –
маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и
лапки.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю
окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других
птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах,
поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
(Аудиозапись)
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. (Аудиозапись)
Ласточка — маленькая перелётная птица, которая считается символом весны.
У неё вытянутое тело, узкие крылья и раздвоенный хвост. Лапки короткие, а
когти длинные и цепкие. (Аудиозапись)
Скворец — небольшая птица с чёрным оперением и длинным острым
клювом. Самцы и самки отличаются: у самцов в основании клюва оперение
синеватого оттенка, у самок — красноватые крапинки. (Аудиозапись)
А сейчас отгадайте загадки:
Прилетит в леса к нам летом,
Но гнезда не вьет при этом.
В чаще, в поле, на лугу
Слышится ее «Ку-ку». (Кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
- Молодцы!
- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост,
клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же
они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
- Все верно. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что
здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу обратно? Оказывается, некоторые птицы
улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные
полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им
подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо
затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные
колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»
(картинка), все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются
«клином» (картинка) в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой»
(картинка), в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым
птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы
услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название
перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь,
ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне
будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
Рефлексия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!