Напоминание

"Перелетные птицы"


Автор: Панасенко Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ № 8
Населённый пункт: Кущевский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей

группе на тему: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,

«стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о

птицах.

Ход ОД:

Воспитатель читает стихотворение М. Ивенсен «Осень»

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в

стихотворении? (Об осени)

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет и опадает

листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края (Перелетные)

- А которые остаются? (Зимующие). Какие это птицы? (Голубь, воробей,

синица)

- Назовите перелетных птиц? /(Ласточки, журавли, скворцы, гуси)

- Молодцы ребята, вы все правильно сказали. Посмотрите это соловей –

маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и

лапки.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю

окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других

птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах,

поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

(Аудиозапись)

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. (Аудиозапись)

Ласточка — маленькая перелётная птица, которая считается символом весны.

У неё вытянутое тело, узкие крылья и раздвоенный хвост. Лапки короткие, а

когти длинные и цепкие. (Аудиозапись)

Скворец — небольшая птица с чёрным оперением и длинным острым

клювом. Самцы и самки отличаются: у самцов в основании клюва оперение

синеватого оттенка, у самок — красноватые крапинки. (Аудиозапись)

А сейчас отгадайте загадки:

Прилетит в леса к нам летом,

Но гнезда не вьет при этом.

В чаще, в поле, на лугу

Слышится ее «Ку-ку». (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

- Молодцы!

- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост,

клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же

они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Все верно. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что

здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу обратно? Оказывается, некоторые птицы

улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные

полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им

подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо

затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные

колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»

(картинка), все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются

«клином» (картинка) в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой»

(картинка), в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым

птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка:

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы

услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название

перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь,

ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне

будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.

Рефлексия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!



В раздел образования