Автор: Трифанова Елена Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Роль игрового метода в тренировочном процессе
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ ИГРОВОГО МЕТОДА
В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: Трифанова Елена Евгеньевна –тренер-преподаватель
Высшей категории ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
Игровой
метод
тренировки
—
это способ
организации
обучения
и
физического
развития,
основанный
на
использовании
игровых
ситуаций,
сюжетов,
правил
и
соревнований. Этот
метод
делает
занятия
более
привлекательными
и
эффективными,
помогая
комплексно
развивать
физические
качества
(ловкость,
силу,
быстроту,
выносливость)
и
совершенствовать
двигательные
навыки
в
усложненных
условиях. Он
способствует
также
формированию
личностных
и
нравственных
качеств,
таких
как
самостоятельность,
инициатива,
дисциплинированность
и
взаимопомощь, также играет ключевую роль в повышении мотивации.
Игровые
формы
тренировок
положительно
влияют
на
нервную,
сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Роль игровых форм в тренировочном процессе:
Повышение мотивации и интереса: Игровой метод делает занятия более
привлекательными, особенно для детей, формируя устойчивый интерес к
физической активности.
Комплексное физическое развитие: Игры развивают основные физические
качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость и гибкость. Они также
способствуют
координации
движений
и
улучшают
работу
всех
систем
организма.
Развитие личностных качеств: Игровой метод способствует развитию таких
важных качеств, как инициатива, самостоятельность, целеустремленность и
творчество. Соблюдение правил игры в условиях соревнований воспитывает
дисциплинированность, волю и чувство взаимопомощи.
Улучшение когнитивных навыков: Игровые методики помогают развивать
внимание, память и мышление.
Улучшение умственной активности и снятие стресса: Игровые ситуации,
требующие
быстрой
реакции,
развивают
способность
к
импровизации
и
снятию мышечного напряжения.
Примеры игровых форм:
Подвижные игры: Базовый элемент, который развивает физические качества
и способствует комплексному развитию.
Специальные
подвижные
игры: Игры,
разработанные
для
достижения
конкретных целей подготовки, например, для тренировки техники владения
мячом.
Спортивные игры: Игры, такие как футбол, в различных форматах (1х1,
11х11), которые объединяют все аспекты подготовки.
Игровые
упражнения: Упражнения
с
элементами
игры,
например,
с
выполнением заданий на ведение мяча, взятие ворот или линий.
Игровые
методы
в
тренировочном
процессе
помогают
сделать
тренировки
более
увлекательными
и
эффективными
для
развития
силы,
ловкости и координации.
Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать
одни предметы другими, создавать новые ситуации. Игровая деятельность
влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт
со
сверстниками,
приобретает
навыки
общения,
знакомится
с
взаимоотношениями и поведением взрослых людей.
Мною в рабочую программу спортивной подготовки по виду спорта
«Прыжки
на
батуте»
для
групп
начальной
подготовки
также
включены
игровые
формы
проведения
тренировок,
которые
включают
в
себя соревнования на выносливость (например, кто дольше продержится в
"прыжках
сидя"),
игры
на
координацию
и
баланс
("Собачка",
"Тест
на
баланс"),
а
также
творческие
задания
(например,
"рисование"
на
батуте
мелками или создание уникальных прыжков).
Игры на развитие координации и баланса
"Собачка": спортсмен сидит на батуте и прыгает, приземляясь на ноги и руки
попеременно, имитируя движения собаки.
"Тест
на
баланс":
необходимо
продержаться
как
можно
дольше
в
определённой позе, например, на одной ноге, или выполнить серию движений
без потери равновесия.
"Прыжки сидя": участники прыгают, сидя на батуте, не касаясь его руками.
Побеждает тот, кто продержится дольше всех или выполнит больше прыжков,
не потеряв равновесия.
Игры на выносливость и силу
"Большой
прыжок":
конкурс
на
наибольшую
высоту
или
продолжительность прыжка. Можно усложнять, добавляя серии прыжков
(например, один прыжок в сед, один простой прыжок, затем двойной в сед и
так далее).
"Бег
на
месте":
спортсмен
высоко
прыгает,
поднимая
колени
к
груди
поочерёдно, имитируя бег.
"Прыжки
с
руками":
спортсмен
прыгает
и
одновременно
выполняет
различные движения руками (например, поднимает их вверх, в стороны или
выполняет повороты).
Творческие и командные игры
"Конкурс лучшего прыжка": каждый участник показывает свой самый
сложный
или
красивый
прыжок.
Можно
также
соревноваться
на
самое
оригинальное движение.
"Рисование на батуте": если батут позволяет, можно использовать мел для
создания рисунков или узоров на поверхности во время прыжков.
"Паркур на батуте": имитация паркура с выполнением серии прыжков,
кувырков и других акробатических элементов в помещении под контролем
инструктора.
Игровое обучение — это форма учебного процесса, которая проходит в
смоделированных ситуациях, симулирующих игру. Она помогает усвоить и
применить опыт в разных областях, таких как навыки и эмоциональная оценка.
В
настоящее
время
такая
форма
учебного
процесса
часто
называется
эдьюте
́
:
йнментом (англ.).
Современные
технологии
позволяют
создать
интерактивные
тренировки,
которые
существенно
разнообразят
обычное
упражнения
и
помогут повысить уровень занятий и продолжительность тренировочного
процесса.
Это
могут
быть
специальные
устройства
или
мобильные
приложения,
которые
позволяют
тренирующемуся
взаимодействовать
с
программой, отвечать на вопросы, решать задачи и выполнять упражнения в
игровой
форме.
Такой
подход
не
только
делает
тренировку
более
увлекательной, но и способствует развитию таких навыков, как концентрация,
реакция и принятие решений в условиях повышенной интенсивности.
Внедрение подобных методик и подходов в тренировочный процесс
позволяет
не
только
повысить
уровень
занятий
и
продолжительность
тренировок,
но
и
сделать
физическую
активность
более
интересной
и
увлекательной.
Переход
от
обычной
тренировки
к
игровой
форме
способствует укреплению мотивации, развитию конкурентоспособности и
активного участия в занятиях, что, в свою очередь, положительно влияет на
результаты тренировок и достижение желаемых физических целей.
Игровые элементы могут быть успешно применены в тренировочном
процессе
для
разных
возрастных
групп.
Однако
необходимо
учитывать
особенности
каждой
возрастной
группы,
и
выбирать
игровые
методики,
соответствующие
их
интересам
и
возможностям.
Необходимо
подходить
индивидуально к каждой группе участников, чтобы эффект от внедрения
игровых элементов был максимальным.