Напоминание

Роль игрового метода в тренировочном процессе


Автор: Трифанова Елена Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Роль игрового метода в тренировочном процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ ИГРОВОГО МЕТОДА

В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: Трифанова Елена Евгеньевна –тренер-преподаватель

Высшей категории ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»

Игровой

метод

тренировки

это способ

организации

обучения

и

физического

развития,

основанный

на

использовании

игровых

ситуаций,

сюжетов,

правил

и

соревнований. Этот

метод

делает

занятия

более

привлекательными

и

эффективными,

помогая

комплексно

развивать

физические

качества

(ловкость,

силу,

быстроту,

выносливость)

и

совершенствовать

двигательные

навыки

в

усложненных

условиях. Он

способствует

также

формированию

личностных

и

нравственных

качеств,

таких

как

самостоятельность,

инициатива,

дисциплинированность

и

взаимопомощь, также играет ключевую роль в повышении мотивации.

Игровые

формы

тренировок

положительно

влияют

на

нервную,

сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Роль игровых форм в тренировочном процессе:

Повышение мотивации и интереса: Игровой метод делает занятия более

привлекательными, особенно для детей, формируя устойчивый интерес к

физической активности.

Комплексное физическое развитие: Игры развивают основные физические

качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость и гибкость. Они также

способствуют

координации

движений

и

улучшают

работу

всех

систем

организма.

Развитие личностных качеств: Игровой метод способствует развитию таких

важных качеств, как инициатива, самостоятельность, целеустремленность и

творчество. Соблюдение правил игры в условиях соревнований воспитывает

дисциплинированность, волю и чувство взаимопомощи.

Улучшение когнитивных навыков: Игровые методики помогают развивать

внимание, память и мышление.

Улучшение умственной активности и снятие стресса: Игровые ситуации,

требующие

быстрой

реакции,

развивают

способность

к

импровизации

и

снятию мышечного напряжения.

Примеры игровых форм:

Подвижные игры: Базовый элемент, который развивает физические качества

и способствует комплексному развитию.

Специальные

подвижные

игры: Игры,

разработанные

для

достижения

конкретных целей подготовки, например, для тренировки техники владения

мячом.

Спортивные игры: Игры, такие как футбол, в различных форматах (1х1,

11х11), которые объединяют все аспекты подготовки.

Игровые

упражнения: Упражнения

с

элементами

игры,

например,

с

выполнением заданий на ведение мяча, взятие ворот или линий.

Игровые

методы

в

тренировочном

процессе

помогают

сделать

тренировки

более

увлекательными

и

эффективными

для

развития

силы,

ловкости и координации.

Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать

одни предметы другими, создавать новые ситуации. Игровая деятельность

влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт

со

сверстниками,

приобретает

навыки

общения,

знакомится

с

взаимоотношениями и поведением взрослых людей.

Мною в рабочую программу спортивной подготовки по виду спорта

«Прыжки

на

батуте»

для

групп

начальной

подготовки

также

включены

игровые

формы

проведения

тренировок,

которые

включают

в

себя соревнования на выносливость (например, кто дольше продержится в

"прыжках

сидя"),

игры

на

координацию

и

баланс

("Собачка",

"Тест

на

баланс"),

а

также

творческие

задания

(например,

"рисование"

на

батуте

мелками или создание уникальных прыжков).

Игры на развитие координации и баланса

"Собачка": спортсмен сидит на батуте и прыгает, приземляясь на ноги и руки

попеременно, имитируя движения собаки.

"Тест

на

баланс":

необходимо

продержаться

как

можно

дольше

в

определённой позе, например, на одной ноге, или выполнить серию движений

без потери равновесия.

"Прыжки сидя": участники прыгают, сидя на батуте, не касаясь его руками.

Побеждает тот, кто продержится дольше всех или выполнит больше прыжков,

не потеряв равновесия.

Игры на выносливость и силу

"Большой

прыжок":

конкурс

на

наибольшую

высоту

или

продолжительность прыжка. Можно усложнять, добавляя серии прыжков

(например, один прыжок в сед, один простой прыжок, затем двойной в сед и

так далее).

"Бег

на

месте":

спортсмен

высоко

прыгает,

поднимая

колени

к

груди

поочерёдно, имитируя бег.

"Прыжки

с

руками":

спортсмен

прыгает

и

одновременно

выполняет

различные движения руками (например, поднимает их вверх, в стороны или

выполняет повороты).

Творческие и командные игры

"Конкурс лучшего прыжка": каждый участник показывает свой самый

сложный

или

красивый

прыжок.

Можно

также

соревноваться

на

самое

оригинальное движение.

"Рисование на батуте": если батут позволяет, можно использовать мел для

создания рисунков или узоров на поверхности во время прыжков.

"Паркур на батуте": имитация паркура с выполнением серии прыжков,

кувырков и других акробатических элементов в помещении под контролем

инструктора.

Игровое обучение — это форма учебного процесса, которая проходит в

смоделированных ситуациях, симулирующих игру. Она помогает усвоить и

применить опыт в разных областях, таких как навыки и эмоциональная оценка.

В

настоящее

время

такая

форма

учебного

процесса

часто

называется

эдьюте

́

:

йнментом (англ.).

Современные

технологии

позволяют

создать

интерактивные

тренировки,

которые

существенно

разнообразят

обычное

упражнения

и

помогут повысить уровень занятий и продолжительность тренировочного

процесса.

Это

могут

быть

специальные

устройства

или

мобильные

приложения,

которые

позволяют

тренирующемуся

взаимодействовать

с

программой, отвечать на вопросы, решать задачи и выполнять упражнения в

игровой

форме.

Такой

подход

не

только

делает

тренировку

более

увлекательной, но и способствует развитию таких навыков, как концентрация,

реакция и принятие решений в условиях повышенной интенсивности.

Внедрение подобных методик и подходов в тренировочный процесс

позволяет

не

только

повысить

уровень

занятий

и

продолжительность

тренировок,

но

и

сделать

физическую

активность

более

интересной

и

увлекательной.

Переход

от

обычной

тренировки

к

игровой

форме

способствует укреплению мотивации, развитию конкурентоспособности и

активного участия в занятиях, что, в свою очередь, положительно влияет на

результаты тренировок и достижение желаемых физических целей.

Игровые элементы могут быть успешно применены в тренировочном

процессе

для

разных

возрастных

групп.

Однако

необходимо

учитывать

особенности

каждой

возрастной

группы,

и

выбирать

игровые

методики,

соответствующие

их

интересам

и

возможностям.

Необходимо

подходить

индивидуально к каждой группе участников, чтобы эффект от внедрения

игровых элементов был максимальным.



В раздел образования