Напоминание

"Использование ИКТ в условиях ФГОС


Автор: Кондратьева Нина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1440
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методы формирования читательской грамотности с применением электронных библиотек и мультимедийных ресурсов
Тема: "Использование ИКТ в условиях ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК

КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Современная образовательная парадигма претерпевает

фундаментальную трансформацию, смещая акцент с экстенсивной

передачи знаний на интенсивное развитие личности, способной к

адаптации, самореализации и полноценному функционированию в

динамичном обществе. В этом контексте качество образования

перестает измеряться исключительно академическими достижениями

и все чаще ассоциируется с формированием компетенций,

обеспечивающих долгосрочное благополучие человека. Ключевой из

таких компетенций является способность к ведению здорового образа

жизни (ЗОЖ), понимаемая не как набор предписаний, а как

осознанная, внутренне мотивированная деятельность по управлению

собственным физическим, психическим и социальным здоровьем.

Актуальность проблемы обусловлена глобальным ростом

неинфекционных заболеваний, детской и подростковой гиподинамией,

цифровизацией быта, приводящей к малоподвижности, а также

распространением деструктивных поведенческих паттернов.

Традиционные подходы к пропаганде ЗОЖ, основанные на

информационно-запретительной модели («что вредно», «что

нельзя»), демонстрируют низкую эффективность, так как не

затрагивают глубинные пласты мотивационно-потребностной сферы

личности. Внешние директивы, не подкрепленные внутренними

убеждениями, отторгаются, особенно в подростковом возрасте.

Таким образом, цель данной статьи – теоретически обосновать и

практически раскрыть тезис о том, что формирование устойчивой

внутренней мотивации к ЗОЖ является не факультативной, а

интегративной составляющей качества современного образования,

его системообразующим критерием, отражающим способность

образовательной системы готовить человека не только к

профессиональной деятельности, но и к успешной жизни в целом.

Теоретико-методологические основания: от санитарного

просвещения к мотивационной педагогике

Эволюция подходов к проблеме здоровья в образовании прошла

несколько этапов. Изначально доминировала медико-гигиеническая

модель, фокусирующаяся на профилактике заболеваний,

соблюдении санитарных норм и правил. Ее

сменила информационно-просветительская модель, направленная

на передачу знаний о строении организма, принципах питания и

последствиях вредных привычек. Обе модели, при всей их

значимости, имеют системный изъян: они апеллируют к когнитивной

сфере, оставляя без внимания эмоционально-волевые и

мотивационные механизмы поведения.

Современный этап характеризуется становлением мотивационно-

деятельностной модели, в центре которой находится личность

обучающегося с ее ценностями, установками и смыслами.

Методологической основой данной модели служат:

1. Системный подход, рассматривающий здоровье как

многокомпонентный феномен, включающий физический, психический,

социальный и духовный аспекты. Образовательная система должна

воздействовать на все эти компоненты комплексно.

2. Личностно-деятельностный подход, утверждающий, что знания и

навыки усваиваются только в процессе личностно значимой

деятельности. Задача образования – создать ситуации, в которых

здоровье становится инструментом достижения личностно важных

целей (успеха, признания, самоуважения).

3. Синергетический подход, предполагающий, что формирование

мотивации – это нелинейный процесс самоорганизации, требующий

создания соответствующей образовательной среды, «поля

возможностей», а не жесткого администрирования.

В рамках этой модели ключевым становится понятие внутренней

мотивации – стремления к деятельности, вызванного личной

заинтересованностью, любопытством, чувством удовлетворения от

процесса и результата. Именно внутренняя мотивация обеспечивает

устойчивость поведенческих паттернов ЗОЖ вне зависимости от

внешнего контроля.

Мотивация ЗОЖ как метапредметный образовательный

результат

Рассматривая мотивацию ЗОЖ как критерий качества образования,

необходимо определить ее место в системе образовательных

результатов. Это не предметный, а метапредметный результат, так

как его формирование невозможно в рамках одной дисциплины и

требует интеграции усилий всего педагогического коллектива.

Данный результат имеет сложную структуру и включает:

1. Когнитивный компонент: Не просто знание фактов, а системное

понимание взаимосвязи между образом жизни и его последствиями

для здоровья, карьеры, социальных отношений и качества жизни в

долгосрочной перспективе. Это понимание причинно-следственных

связей, а не заучивание норм.

2. Ценностно-смысловой компонент: Принятие здоровья как базовой

личностной ценности, ресурса для самореализации, а не как

отсутствия болезней. Формирование установки на самосохранение и

саморазвитие.

3. Эмоциональный компонент: Формирование позитивного

эмоционального фона, связанного с практиками ЗОЖ (чувство

легкости после физической нагрузки, удовольствие от здоровой пищи,

удовлетворение от умения управлять стрессом).

4. Поведенческий компонент: Сформированная готовность и

способность к самостоятельной организации своей

жизнедеятельности в соответствии с принципами ЗОЖ, даже в

условиях внешнего давления среды.

Качество образования, оцениваемое через призму этого результата,

проявляется в способности выпускника самостоятельно выстраивать

траекторию здоровой жизни, критически оценивать информационные

потоки, связанные со здоровьем, и противостоять деструктивным

влияниям.

Практическая педагогическая инструментовка формирования

мотивации ЗОЖ

Реализация мотивационно-деятельностной модели требует перехода

от лекций к интерактивным, практико-ориентированным методам

работы.

1. Интеграция в учебные предметы:

На уроках биологии и анатомии – смещение акцента с заучивания

терминов на проектную деятельность: «Биомеханика моего тела: как

оптимизировать нагрузку при работе за компьютером?», «Физиология

питания: научный анализ популярных диет».

На уроках литературы и истории – анализ литературных героев и

исторических личностей через призму их физического и ментального

здоровья, выработки стратегий преодоления трудностей.

На уроках физики и химии – изучение законов через призму их

проявления в организме человека (физика кровообращения, химия

пищеварения), что делает знания личностно значимыми.

На уроках обществознания и экономики – обсуждение здоровья как

человеческого капитала, анализ экономических последствий вредных

привычек для личности и государства.

2. Внеурочная деятельность и создание образовательной среды:

Принцип «обучения через действие»: Организация не спортивных

секций в их традиционном виде, а клубов по интересам, где

физическая активность является средством, а не целью

(туристический клуб, школа единоборств как философия,

танцевальная студия, «умный» фитнес с использованием гаджетов

для анализа показателей).

Практикумы функциональной грамотности: Проведение мастер-

классов по чтению этикеток продуктов, оказанию первой помощи,

техникам ментальной гигиены и антистрессового дыхания. Ключ – в

немедленной применимости навыка.

Создание «экологичной» школьной среды: Доступность питьевой

воды, здоровых вариантов питания в столовой, организация

подвижных перемен, зон психологической разгрузки. Среда должна не

противоречить, а поддерживать декларируемые ценности.

Использование цифровых технологий: Ведение цифровых

дневников активности, использование образовательных приложений,

позволяющих отслеживать прогресс, участие в челленджах,

основанных на принципах геймификации.

3. Работа с психологическими аспектами:

Формирование компетенции саморегуляции: Обучение техникам

управления эмоциями, целеполагания, планирования и самоконтроля.

Без этих метанавыков любая мотивация угаснет при первой же

трудности.

Развитие критического мышления: Анализ рекламы, мифов и

стереотипов, связанных со здоровьем, формирование иммунитета к

манипуляциям.

Позитивное подкрепление: Смещение фокуса с наказания за

несоблюдение правил на поощрение и демонстрацию успехов,

связанных со здоровым поведением. Важно отмечать не результат

(«пробежал быстрее всех»), а усилие и прогресс («улучшил свой

личный результат», «регулярно посещает тренировки»).

Критерии оценки эффективности образовательной системы в

формировании мотивации ЗОЖ

Оценка данного критерия качества образования не может сводиться к

формальным показателям (процент занимающихся в секциях,

количество проведенных лекций). Необходим комплекс

диагностических инструментов:

1. Мониторинговые исследования: Регулярные анонимные опросы,

выявляющие не только поведенческие практики, но и ценностные

ориентации, уровень информированности и структуру мотивации

учащихся.

2. Методы включенного наблюдения: Анализ участия учащихся в

проектной деятельности, их инициативности в организации

здоровьесберегающих мероприятий.

3. Качественные методы: Глубинные интервью, фокус-группы,

позволяющие понять смыслы и барьеры, которые учащиеся

связывают с ЗОЖ.

4. Анализ «продуктов» деятельности: Оценка ученических проектов,

исследований, творческих работ, посвященных проблематике

здоровья.

Эффективная образовательная система будет демонстрировать

положительную динамику по следующим показателям: рост числа

учащихся, выбирающих активные формы досуга; увеличение

количества инициатив, исходящих от самих учащихся; повышение

уровня психологического благополучия школьников; снижение уровня

тревожности и числа стрессовых ситуаций.

Заключение

Формирование устойчивой внутренней мотивации к здоровому образу

жизни – это сложный, многоплановый процесс, являющийся

индикатором зрелости и качества всей образовательной системы. Это

не «добавка» к учебному плану, а сквозной принцип, который должен

пронизывать содержание образования, методы преподавания,

внеурочную деятельность и саму организацию школьной жизни.

Образовательное учреждение, способное воспитать у молодого

человека осознанное, ответственное и активное отношение к своему

здоровью, выполняет не только обучающую, но и высшую

гуманистическую функцию – функцию сохранения и приумножения

человеческого потенциала нации. Следовательно, инвестиции в

создание мотивационной образовательной среды, формирующей

культуру здоровья, являются стратегическими инвестициями в

будущее, а уровень сформированности этой мотивации правомерно

считать одним из ключевых критериев качества образования в XXI

веке.



В раздел образования