Авторы: Смирнова Ирина Анатольевна, Каштанкина Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Центр "Росток"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с особыми возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Развитие зрительно-пространственного восприятия
у младших школьников с ОВЗ
И.А. Смирнова, О.В. Каштанкина
МБОУ Центр «Росток»
Аннотация.
В статье рассмотрена проблема нарушения зрительно-
пространственного восприятия у младших школьников с ОВЗ. Описан
ряд
трудностей, с которыми такие дети сталкиваются без коррекции данного
нарушения
в
школьном
возрасте.
Даны
рекомендации
по
профилактике
дисграфии и дислексии. Описаны этапы работы по развитию зрительно-
пространственного восприятия.
Ключевые слова: зрительно-пространственное
восприятие,
оптическая
дисграфия,
дислексия,
ориентировка
на
себе,
в
пространстве, на бумаге.
Восприятие -это такой познавательный процесс, который нужен
человеку для непосредственного контакт с окружающим миром.
Искажение восприятия влечет за собой искажение способов и
продуктов
деятельности
человека:
памяти,
мышления
и
воображения.
У
дошкольников
старших
групп
отмечаются
трудности
зрительно-пространственного
восприятия,
усвоение
пространственных ориентировок.[1]
Также эта проблема особенно актуально для дошкольников
имеющих тяжелые речевые нарушения. У них особенно сложно
происходит формирование пространственных представлений. От
сформированности зрительно-пространственного восприятия зависит
и полноценное развитие устной и письменной речи ребенка.
Недифференцированное восприятие ребенком схемы тела ведет
к трудностям как в бытовой ориентировке, так и в пространственной
ориентировке,
по сторонам света: север-юг-восток-запад. Это в
дальнейшем
приводит
к
неумению
ориентироваться
по
географической карте, по компасу и т.п.
Также возникают трудности, которые являются общими для
многих
учебных
предметов:
чтения,
письма,
ручного
труда,
физкультуры, рисования.
Трудности
формирования
пространственно-временных
ориентировок, не скорректированные в дошкольном и в начальном
обучении, переносятся на следующую ступень и проявляются при
изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка, чтения,
письма, ручного труда, физкультуры, рисования.
У детей может быть нарушено чтение, вплоть до зеркального
чтения или отдельные замены графически сходных букв, как
отличающиеся дополнительными элементами (З-В, Л-Д, Ш-Щ), так и
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в
пространстве (Н-П, Т-Г, Ь-Р, П-И). Потеря строки при чтении,
неумение сориентироваться на странице.
Такие же могут наблюдаются нарушения и
при обучении
письму.
У ребенка развивается оптическая дисграфия, или её элементы
при смешанных формах дисграфии.
Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди других ее видов.
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может
иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В
основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»:
недостаточная сформированность зрительно-
пространственных представлений (то есть представлений о
форме и величине предметов и об их расположении в
пространстве по отношению друг к другу) и зрительного
анализа и синтеза.
Замечены трудности, на начальном этапе обучения, в усвоении
букв.
При рисовании и конструировании, по сравнению с образцом,
ребенок не правильно располагает в пространстве элементы фигур,
либо упрощает изображения.
Дети с трудом ориентируются в тетради, на строке, с трудом
усваивают зрительный образ букв и цифр, смешивают графически
сходные буквы, П-Т, В-Д и др.) [4]
Для
детей
с
недоразвитием
зрительного
восприятия
и
пространственных представлений характерно зеркальное написание
как печатных, так и письменных букв.
Отмечается нарушение предложно-падежных конструкций в
устной и письменной речи, ребёнок не правильно использует
предлоги,
испытывает
трудности
в
использовании
глагольных
приставок, так как их основное значение заключается в указании
направления или характера движения.
Неправильно располагает материал на тетрадном листе. Часто
дети не умеют определить середину строки, чтобы написать заглавие
или число, писать в столбик. Могут смещать всё написанное в правую
сторону, выходя за поля.
Важной задачей по подготовке детей к школе является
развитие зрительно-пространственного восприятия, что способствует
профилактике школьных трудностей. Детям с ТНР с трудом удается
ориентироваться в пространстве.
Данная работа направлена на
решение таких важных задач:
Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение
телесного пространства).
Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем
пространстве, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего
напротив. Умение ориентироваться на листе бумаги.
Формирование
у
детей
зрительного
сосредоточения
и
координациии «глаз-рука».
Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо-
рука».
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: Ориентировка “на себе” (в собственном теле).
Направления работы:
Основывается на знании пространственного расположения
отдельных частей своего тела.
Дифференциация правой и левой части тела (руки, ноги, глаза,
уха) задания:
Пробы Хеда. Инструкция: «Подними левую руку (начинать
надо с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». «Возьмись
левой рукой за правое ухо, правой рукой-за правое ухо, правой рукой-
за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз» [3]
Умение
детей
ориентироваться
на
другом
человеке,
на
предметах.
На уровне схемы тела. Игры «Слушай, выполняй!», «Повторяй
за мной», определение частей тела на кукле и на себе (также и
зеркально: «Где у куклы левая рука? Где у тебя?» Инструкция:
«Подними правую руку», «Прыгни на левой ноге два раза». Ребенок
может
сам
давать
инструкцию
взрослому
и
контролирует
правильность её выполнения.
II
этап:
Ориентировка
“от
себя”.
Понимание
пространственных взаимоотношений объектов.
Умение различать основные группы направлений (вперед —
назад, вверх — вниз, направо—налево, слева, справа, вверху, внизу,
впереди, сзади, далеко, близко). Игры «Встань впереди или сзади
товарища», «Кого мы загадали?», «Где игрушка», «Угадай, что
изменилось».
III этап: Формирование умений детей определять словом
положение того или иного предмета по отношению к другому.
Закреплять пространственные отношения: далеко - близко
(девочка стоит близко к дому, а мальчик стоит далеко от дома).
Объяснить значение пространственных предлогов: В, ПОД, НА, НАД,
ЗА, около; понятия : посередине, между, направо – налево, шире -
уже, длиннее- короче, и т.д.
IV
этап.
Формирование
умений
ориентироваться
в
трехмерном пространстве в движении.
Научить ребенка двигаться в указанном направлении, во время
движения
понимать
инструкцию
взрослого
и
изменять
свое
направление. Игра для детей старшего дошкольного возраста «Найди
спрятанную игрушку». Перед игрой все дети садятся полукругом
перед полками с игрушками. Взрослый дает инструкцию: «сделай
один шаг вперед, два шага вправо, ищи игрушку на верхней (средней,
нижней) полке. и т.д.
V
этап.
Формирование
умений
ориентироваться
на
плоскости (ориентировка на листе бумаги). На протяжении всего
дошкольного возраста детей учат ориентироваться на плоскости, т.е. в
двухмерном пространстве:
Научить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это правый
верхний угол, это правый нижний угол, это левый верхний угол, это
левый нижний угол.
Проводить линии на листе бумаги сверху вниз, слева направо:
«дождик», «снежинки», «тропинка», «лучики» и т.п.
Знакомство с клеткой, рисование по клеточкам, дорисуй вторую
половину рисунка по клеточкам, различные лабиринты, карты, причем
с зеркальным переворотом, графические диктанты (с двумя типами
инструкций – вербально и зрительно по схеме).[2]
Игры с буквами: собери букву, допиши букву с недостающими
элементами, обведи, подчеркни, зачеркни определенную букву,
допиши недостающие элементы букв, чтобы получилось слово, найди
зашумленные
буквы
(«Буквы
спрятались»).
Чтение
слов
(словосочетаний) слева направо и наоборот. (Например: Алла рвала
лавр). Материал по В. Волиной. Буквенные ребусы, кроссворды.
Запомни букву, обведи ее пальчиком ведущей руки по стрелкам,
напиши ее в воздухе, на столе, изобрази букву своим телом. На что
похожа буква? Узнай букву по описанию. Вырезывание букв, лепка из
пластилина, глины, теста, выкладывание из пуговиц, камешков. и т.д.
Литература:
1.
Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?- М., Вента-Граф.
2001
2.
Голубина Т.С. Чему учит клетка…-М., Мозаика-Синтез, 2001
3.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-
методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с
4.
Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова «Исправление и предупреждение
дисграфии у детей» -Москва «Просвещение» 1972 г.