Автор: Лысихина Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: : ГБПОУ МО "Колледж "Подмосковье"
Населённый пункт: Решетниково, Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Решение задач по механике с профессиональной направленностью (для обучающихся по профессии «Сервис на транспорте»
Раздел: среднее профессиональное
Раздел образования: среднее профессиональное
Автор: Лысихина Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Колледж "Подмосковье"
Населённый пункт: Решетниково Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Решение задач по механике с профессиональной направленностью (для обучающихся
по профессии «Сервис на транспорте»)
План урока
Физика движения тел
Примеры решения задач
Цель урока
Способствовать формированию умений применять законы механики для решения задач
Воспитать умение видеть физику вокруг себя
Ориентировать обучающихся на использование теоретических знаний в жизни и
практической деятельности
Ход урока
1.
Задачи на закон сохранения импульса с участием поездов и вагонов. Во всех случаях
считаем систему замкнутой (внешние силы — например, трение — не учитываем).
Основные формулы
Импульс тела: p=m
⋅
v, где m — масса, v — скорость.
Закон сохранения импульса (ЗСИ) для двух тел:
m1v1+m2v2=(m1+m2)u
(при абсолютно неупругом ударе, тела слипаются)
или
m1v1+m2v2=m1u1+m2u2
(при упругом ударе, тела разлетаются).
Задачи
1.
Тепловоз массой 130 т движется со скоростью 2 м/с и сцепляется с неподвижным
составом массой 1170 т. Какова скорость состава после сцепления?
2.
Вагон массой 35 т подъезжает к неподвижному вагону массой 28 т и сцепляется с
ним. После сцепления скорость вагонов 0,5 м/с. Какова была скорость первого вагона до
сцепления?
3.
Два вагона движутся навстречу друг другу: первый (масса 20 т) со скоростью 1 м/с,
второй (масса 30 т) — со скоростью 0,5 м/с. После абсолютно неупругого удара они
движутся вместе. Найдите их общую скорость.
4.
Вагон массой 40 т движется со скоростью 3 м/с и нагоняет вагон массой 20 т, идущего
со скоростью 1 м/с. После сцепления какова их общая скорость?
5.
В вагон массой 100 кг, движущийся со скоростью 10 м/с, вертикально падает мешок с
песком массой 50 кг. Какова скорость вагона после падения песка? (Трением пренебречь.)
6.
Два поезда массой 500 т и 300 т движутся по параллельным путям в одном
направлении: первый со скоростью 20 м/с, второй — 15 м/с. Они сцепляются. Какова их
скорость после сцепления?
7.
Вагон массой 60 т движется со скоростью 4 м/с и сталкивается с неподвижным
вагоном той же массы. Удар абсолютно неупругий. Какова скорость вагонов после удара?
2.
Задачи на движение по окружности
Физические основы
1.
Центростремительное ускорение
Для движения по окружности радиусом R со скоростью v необходимо
центростремительное ускорение:
aц=Rv2.
Его обеспечивает сила реакции рельсов (через реборды колёс) и наклон пути.
2.
Центробежная сила инерции (в неинерциальной системе отсчёта поезда)
«Отталкивает» поезд наружу поворота. Чтобы её компенсировать, наружный рельс
кладут выше внутреннего — тогда составляющая силы тяжести «подтягивает» вагон к
центру дуги.
3.
Угол наклона пути
Оптимальный наклон подбирается так, чтобы при расчётной скорости v центробежная сила
уравновешивалась составляющей силы тяжести. Для малого угла α (в радианах)
приближённо:
tanα≈gRv2,
где g≈9,8 м/с² — ускорение свободного падения.
4.
Роль реборды
Выступающая часть обода колеса (реборда) упирается в рельс, создавая «боковую» силу
упругости, которая и направляет вагон по дуге. Без реборды поезд сошёл бы с рельсов.
5.
Износ рельсов и колёс
На поворотах возрастает трение реборд о рельс. Чтобы его уменьшить, делают:
o
возвышение наружного рельса;
o
смазку рельсов;
o
оптимизацию скорости
Колесо локомотива или вагона имеет важную деталь – реборду (франц. reborde – гребень, то есть
выступающая часть обода колеса), которая нужна, чтобы вагон не сошёл с рельсов на повороте. В
момент, когда колесо входит на закругление, оно продолжает движение в прежнем направлении,
действуя на рельс сбоку ребордой, которая при этом деформируется. В результате возникает
«боковая» сила упругости Fупр. Эта сила и заставляет вагон поворачивать, то есть двигаться по
рельсам окружности. В отсутствии реборды эта сила не возникала бы, и вагон сошёл бы с рельсов.
Именно
сила
упругости
реборды
вызывает
центростремительное ускорение вагона. Но наряду с силой
упругости реборды, возникает и сила трения реборды о рельс.
При движении по прямой этого касания нет, и сила трения
уравновешивается силой тяги локомотива или предыдущего
вагона.
Задача 1. Поезд движется по закруглению радиусом 500 м со скоростью 72 км/ч. Найдите
центростремительное ускорение.
Решение:
Переведём скорость в м/с: v=72:3,6=20 м/с.
Центростремительное ускорение:
aц=R/v2=500/202=500/400=0,8 м/с2.
Ответ: 0,8 м/с².
Задача 2. На закруглении радиусом 800 м наружный рельс возвышен над внутренним на 10 см.
При какой скорости поезд будет двигаться без бокового давления на реборды?
(Принять g=9,8 м/с².)
Решение:
Тангенс угла наклона: tanα=Lh, где h=0,1 м — возвышение, L — расстояние между
рельсами (≈1,5 м для стандартной колеи).
Условие равновесия: Rv2=g
⋅
tanα.
Подставляем:
v2=gR
⋅
Lh=9,8
⋅
800
⋅
1,50,1≈522,67.
Скорость: v≈522,67≈22,86 м/с ≈82,3 км/ч.
Ответ: ≈82,3 км/ч.
Задача 3. Поезд массой 500 т движется по закруглению радиусом 1 км со скоростью 108 км/ч.
Какова горизонтальная сила, действующая на реборды колёс?
Решение:
Скорость в м/с: v=108:3,6=30 м/с.
Центростремительное ускорение: aц=1000302=0,9 м/с².
Сила: F=m
⋅
aц=500000
⋅
0,9=450000 Н =450 кН.
Ответ: 450 кН.
Задача 4. На повороте радиусом 600 м поезд движется со скоростью 90 км/ч. На какой угол
должен быть наклонён путь, чтобы пассажиры не ощущали бокового смещения?
Решение:
Скорость: v=90:3,6=25 м/с.
Условие: tanα=gRv2=9,8
⋅
600252≈5880625≈0,1063.
Угол: α≈arctan(0,1063)≈6,1
∘
.
Ответ: ≈6,1
∘
.
Задача 5. Почему на крутых поворотах (малый R) ограничивают скорость? Объясните с точки
зрения физики.
Ответ:
При уменьшении радиуса R центростремительное ускорение aц=Rv2 растёт обратно
пропорционально R. Это требует:
большей силы реакции рельс (риск схода с пути);
большего наклона пути (не всегда технически возможно);
повышенного износа реборд и рельсов.
Поэтому для безопасности вводят скоростные ограничения.
Рефлексия:
Что было понятно/ непонятно
Что понравилось/ не понравилось
Оцените свою работу на уроке