Автор: Куртова Марина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа №1"
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование цифровых архивов и виртуальных музеев в проектной деятельности»
Раздел: полное образование
Методическая разработка: Семинар-практикум для учителей
истории
Тема: «Использование цифровых архивов и виртуальных
музеев в проектной деятельности»
Выполнила учитель истории
МБОУ «Школа №1»
Куртова Марина Анатольевна
2025 г., г. Балашиха
«Использование цифровых архивов и виртуальных музеев в
проектной деятельности»
Форма проведения: Семинар-практикум с элементами проектного моделирования.
Хронометраж: 1 час 30 минут.
1.
Методический паспорт мероприятия.
Цель: Повышение ИКТ-компетентности учителей истории и освоение ими
методики использования ресурсов цифровых архивов и виртуальных музеев для
организации проектной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с многообразием и функционалом ключевых российских
цифровых архивов и виртуальных музеев.
2. Смоделировать на практике алгоритм работы с цифровыми ресурсами при
создании учебного проекта.
3. Сформировать у педагогов навык критической оценки и отбора цифровых
источников для учебных целей.
4. Создать банк идей для потенциальных ученических проектов.
Планируемые результаты: Учитель будет: • Знать основные отечественные
цифровые архивные и музейные платформы. • Уметь осуществлять поиск, отбор и
анализ цифровых источников для решения конкретных учебных задач. • Владеть
технологией включения цифровых ресурсов в этапы проектной деятельности (от
поиска идеи до презентации результата).
Целевая аудитория: Учителя истории и обществознания, методисты, молодые
специалисты.
Оборудование: • Ноутбуки/ПК с выходом в интернет для каждого участника или
мини-группы. • Мультимедийный проектор и экран. • Программа для создания
ментальных карт (например, XMind) или онлайн-доски (Miro, Jamboard). •
Раздаточный материал: (памятки со списком ресурсов и алгоритмом работы).
2.
Ход мероприятия (сценарный план):
Этап I. Организационно-мотивационный (10 минут)
- Приветствие и актуализация. Ведущий начинает с вопроса: «С какими
основными проблемами вы сталкиваетесь при организации проектной
деятельности по истории?» (Участники называют: отсутствие интереса у учеников,
сложность поиска достоверных источников, формальный подход, нехватка
времени).
- Техника «Проблема-Решение»: Ведущий фиксирует проблемы на онлайн-доске
и предлагает решение: «Сегодня мы посмотрим, как цифровые архивы и музеи
могут помочь решить эти проблемы, превратив проект из формального отчета в
увлекательное исследование».
- Объявление темы и целей семинара.
Этап II. Теоретико-аналитический (20 минут)
- Интерактивная лекция-презентация «Окно в прошлое: цифровые ресурсы в руках
учителя». Ведущий в режиме презентации кратко представляет ключевые
ресурсы, демонстрируя их интерфейс и уникальные возможности:
1. Государственные архивы: «Память Народа», «Подвиг Народа», ОБД
«Мемориал» (для проектов по ВОВ). Акцент: работа с оцифрованными
подлинными документами.
2. Федеральные архивные проекты: «Госкаталог.РФ», «Архивы России».
Акцент: масштаб и официальный статус.
3.Виртуальные музеи: Виртуальный тур по Московскому Кремлю, проект «Русский
музей: виртуальный филиал», Виртуальный музей ГУЛАГа. Акцент: иммерсивность
и визуализация.
4. Библиотечные ресурсы: Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, РГБ.
Акцент: коллекции оцифрованных печатных изданий.
- Практическое задание для аудитории: «Откройте на своем устройстве сайт
"Память Народа". Найдите любого участника ВОВ по фамилии и посмотрите, какие
документы о нем есть». (5 минут на самостоятельное изучение). Это сразу
погружает участников в практику.
Этап III. Практико-моделирующий (45 минут). Работа в малых группах (3-4
человека). Задание для групп: «Используя предложенные ресурсы, разработайте
концепцию учебного проекта для учащихся 8-10 классов по одной из тем:
Группа 1: «Повседневная жизнь в тылу в годы Великой Отечественной войны по
письмам и документам».
Группа 2: «Архитектурный облик Санкт-Петербурга XVIII века: замысел и
воплощение».
Группа 3: «Судьба человека в эпоху репрессий: по материалам виртуального
музея ГУЛАГа».
Группа 4: «Образ монарха в официальных документах и частной переписке (на
примере портала "Архивы России")».
- Алгоритм работы группы (предложен в виде памятки):
1. Цель и продукт проекта: Какой итоговый продукт создадут ученики? (Веб-квест,
виртуальная выставка, документальный подкаст, интерактивная карта, статья в
школьную газету).
2. Поиск ресурсов: Какие конкретно цифровые платформы и разделы внутри них
вы будете использовать? Сделайте закладки на 2-3 ключевых
документа/экспоната.
3. План действий для ученика: Разработайте 3-4 ключевых этапа работы над
проектом.
4. Критерии оценки: Как вы оцените результат? (Историческая достоверность,
работа с источниками, креативность). ·
- Деятельность ведущего: Консультирует группы, помогает преодолеть
технические и методические трудности.
Этап IV. Рефлексивно-оценочный (15 минут)
- Презентация проектных идей: Каждая группа кратко (2-3 минуты) представляет
свою концепцию проекта. Ведущий и другие участники задают уточняющие
вопросы.
- Рефлексия «Микрофон»: Участники по кругу завершают фразы: «Сегодня я
открыл для себя...», «В своей практике я обязательно использую...», «У меня
остался вопрос...»
- Подведение итогов: Ведущий обобщает высказывания, подчеркивает, что
цифровые ресурсы – это не просто «картинки», а инструмент для формирования
критического мышления и исследовательских навыков.
- Анонсируется создание общего онлайн-банка идей, где учителя смогут
размещать свои наработки.
- Раздача итоговой памятки со списком ресурсов и алгоритмом работы.
3.
Раздаточный материал (пример содержания)
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯ
Тема: «Цифровые архивы и музеи на уроке истории» ·
- Алгоритм работы над проектом:
1. Выбор темы и проблемы. (Она должна быть узкой и конкретной).
2. Определение целевого цифрового ресурса. (Что вам нужно: документы,
фотографии, артефакты?).
3. Поиск и верификация. (Работа с поисковой строкой, фильтрами. Оцените
источник: кто создатель сайта? Для чего он публикует эти данные?).
4. Анализ и синтез. (Отбор самого ценного, составление аннотаций к документам).
5. Создание продукта и презентация.
Список ключевых ресурсов:
- Война XX века: Память Народа, Подвиг Народа, ОБД Мемориал.
- Архивы: Архивы России, Госкаталог РФ.
- Музеи: Виртуальный тур по Кремлю, Виртуальный Русский музей.
- Универсальные: Президентская библиотека.
Данный семинар-практикум не только передает знания, но и создает условия для
их немедленного применения, что является залогом его эффективности и
востребованности у педагогов-практиков.