Напоминание

«Использование цифровых архивов и виртуальных музеев в проектной деятельности»


Автор: Куртова Марина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа №1"
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование цифровых архивов и виртуальных музеев в проектной деятельности»
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка: Семинар-практикум для учителей

истории

Тема: «Использование цифровых архивов и виртуальных

музеев в проектной деятельности»

Выполнила учитель истории

МБОУ «Школа №1»

Куртова Марина Анатольевна

2025 г., г. Балашиха

«Использование цифровых архивов и виртуальных музеев в

проектной деятельности»

Форма проведения: Семинар-практикум с элементами проектного моделирования.

Хронометраж: 1 час 30 минут.

1.

Методический паспорт мероприятия.

Цель: Повышение ИКТ-компетентности учителей истории и освоение ими

методики использования ресурсов цифровых архивов и виртуальных музеев для

организации проектной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с многообразием и функционалом ключевых российских

цифровых архивов и виртуальных музеев.

2. Смоделировать на практике алгоритм работы с цифровыми ресурсами при

создании учебного проекта.

3. Сформировать у педагогов навык критической оценки и отбора цифровых

источников для учебных целей.

4. Создать банк идей для потенциальных ученических проектов.

Планируемые результаты: Учитель будет: • Знать основные отечественные

цифровые архивные и музейные платформы. • Уметь осуществлять поиск, отбор и

анализ цифровых источников для решения конкретных учебных задач. • Владеть

технологией включения цифровых ресурсов в этапы проектной деятельности (от

поиска идеи до презентации результата).

Целевая аудитория: Учителя истории и обществознания, методисты, молодые

специалисты.

Оборудование: • Ноутбуки/ПК с выходом в интернет для каждого участника или

мини-группы. • Мультимедийный проектор и экран. • Программа для создания

ментальных карт (например, XMind) или онлайн-доски (Miro, Jamboard). •

Раздаточный материал: (памятки со списком ресурсов и алгоритмом работы).

2.

Ход мероприятия (сценарный план):

Этап I. Организационно-мотивационный (10 минут)

- Приветствие и актуализация. Ведущий начинает с вопроса: «С какими

основными проблемами вы сталкиваетесь при организации проектной

деятельности по истории?» (Участники называют: отсутствие интереса у учеников,

сложность поиска достоверных источников, формальный подход, нехватка

времени).

- Техника «Проблема-Решение»: Ведущий фиксирует проблемы на онлайн-доске

и предлагает решение: «Сегодня мы посмотрим, как цифровые архивы и музеи

могут помочь решить эти проблемы, превратив проект из формального отчета в

увлекательное исследование».

- Объявление темы и целей семинара.

Этап II. Теоретико-аналитический (20 минут)

- Интерактивная лекция-презентация «Окно в прошлое: цифровые ресурсы в руках

учителя». Ведущий в режиме презентации кратко представляет ключевые

ресурсы, демонстрируя их интерфейс и уникальные возможности:

1. Государственные архивы: «Память Народа», «Подвиг Народа», ОБД

«Мемориал» (для проектов по ВОВ). Акцент: работа с оцифрованными

подлинными документами.

2. Федеральные архивные проекты: «Госкаталог.РФ», «Архивы России».

Акцент: масштаб и официальный статус.

3.Виртуальные музеи: Виртуальный тур по Московскому Кремлю, проект «Русский

музей: виртуальный филиал», Виртуальный музей ГУЛАГа. Акцент: иммерсивность

и визуализация.

4. Библиотечные ресурсы: Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, РГБ.

Акцент: коллекции оцифрованных печатных изданий.

- Практическое задание для аудитории: «Откройте на своем устройстве сайт

"Память Народа". Найдите любого участника ВОВ по фамилии и посмотрите, какие

документы о нем есть». (5 минут на самостоятельное изучение). Это сразу

погружает участников в практику.

Этап III. Практико-моделирующий (45 минут). Работа в малых группах (3-4

человека). Задание для групп: «Используя предложенные ресурсы, разработайте

концепцию учебного проекта для учащихся 8-10 классов по одной из тем:

Группа 1: «Повседневная жизнь в тылу в годы Великой Отечественной войны по

письмам и документам».

Группа 2: «Архитектурный облик Санкт-Петербурга XVIII века: замысел и

воплощение».

Группа 3: «Судьба человека в эпоху репрессий: по материалам виртуального

музея ГУЛАГа».

Группа 4: «Образ монарха в официальных документах и частной переписке (на

примере портала "Архивы России")».

- Алгоритм работы группы (предложен в виде памятки):

1. Цель и продукт проекта: Какой итоговый продукт создадут ученики? (Веб-квест,

виртуальная выставка, документальный подкаст, интерактивная карта, статья в

школьную газету).

2. Поиск ресурсов: Какие конкретно цифровые платформы и разделы внутри них

вы будете использовать? Сделайте закладки на 2-3 ключевых

документа/экспоната.

3. План действий для ученика: Разработайте 3-4 ключевых этапа работы над

проектом.

4. Критерии оценки: Как вы оцените результат? (Историческая достоверность,

работа с источниками, креативность). ·

- Деятельность ведущего: Консультирует группы, помогает преодолеть

технические и методические трудности.

Этап IV. Рефлексивно-оценочный (15 минут)

- Презентация проектных идей: Каждая группа кратко (2-3 минуты) представляет

свою концепцию проекта. Ведущий и другие участники задают уточняющие

вопросы.

- Рефлексия «Микрофон»: Участники по кругу завершают фразы: «Сегодня я

открыл для себя...», «В своей практике я обязательно использую...», «У меня

остался вопрос...»

- Подведение итогов: Ведущий обобщает высказывания, подчеркивает, что

цифровые ресурсы – это не просто «картинки», а инструмент для формирования

критического мышления и исследовательских навыков.

- Анонсируется создание общего онлайн-банка идей, где учителя смогут

размещать свои наработки.

- Раздача итоговой памятки со списком ресурсов и алгоритмом работы.

3.

Раздаточный материал (пример содержания)

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯ

Тема: «Цифровые архивы и музеи на уроке истории» ·

- Алгоритм работы над проектом:

1. Выбор темы и проблемы. (Она должна быть узкой и конкретной).

2. Определение целевого цифрового ресурса. (Что вам нужно: документы,

фотографии, артефакты?).

3. Поиск и верификация. (Работа с поисковой строкой, фильтрами. Оцените

источник: кто создатель сайта? Для чего он публикует эти данные?).

4. Анализ и синтез. (Отбор самого ценного, составление аннотаций к документам).

5. Создание продукта и презентация.

Список ключевых ресурсов:

- Война XX века: Память Народа, Подвиг Народа, ОБД Мемориал.

- Архивы: Архивы России, Госкаталог РФ.

- Музеи: Виртуальный тур по Кремлю, Виртуальный Русский музей.

- Универсальные: Президентская библиотека.

Данный семинар-практикум не только передает знания, но и создает условия для

их немедленного применения, что является залогом его эффективности и

востребованности у педагогов-практиков.



В раздел образования