Напоминание

"Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника"


Автор: Кульченко Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №4
Населённый пункт: Ст. Курчанская, Темрюкский район, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ

КАК МОТИВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА»

Введение

Оценка результатов учебной деятельности является неотъемлемым

элементом образовательного процесса в начальной школе. Ее роль

выходит далеко за рамки простого фиксирования уровня знаний,

умений и навыков. В контексте личностно-ориентированного подхода

и реализации Федеральных государственных образовательных

стандартов (ФГОС) НОО оценка приобретает ключевое значение как

сложный психолого-педагогический феномен, непосредственно

влияющий на формирование и динамику учебной мотивации

младшего школьника. Актуальность данной темы обусловлена тем,

что именно в этот период закладывается фундамент отношения

ребенка к учению, к себе как к субъекту познавательной деятельности,

формируется самооценка и вырабатываются стратегии поведения в

ситуации успеха и неудачи. Следовательно, профессионально

грамотное использование оценочного механизма становится мощным

инструментом управления мотивационной сферой учащихся. Целью

данной методической разработки является глубокий анализ

оценочной деятельности учителя как фактора мотивации, выявление

ее психологических механизмов и формулировка конкретных

практических рекомендаций для педагогов, позволяющих

трансформировать оценку из формального ярлыка в действенный

стимул личностного и познавательного роста ребенка.

Глава 1. Психолого-педагогические основы оценочной

деятельности в начальной школе

1.1. Сущность и функции оценки в учебном процессе

В педагогической науке принято разграничивать понятия «отметка» и

«оценка». Оценка представляет собой процесс оценивания,

осуществляемый человеком, содержательное качественное

аналитическое суждение о результатах деятельности, процессе их

достижения и личностных проявлениях ученика. Отметка же является

формальным количественным выражением этого суждения, условным

обозначением, фиксируемым в документах (журналах, дневниках). К

сожалению, в массовой практике эти понятия часто смешиваются, что

приводит к существенному обеднению педагогического

взаимодействия.

Оценочная деятельность в начальной школе выполняет ряд

взаимосвязанных функций, каждая из которых вносит свой вклад в

мотивацию:

Контролирующая функция заключается в проверке и констатации

уровня усвоения учебного материала, соответствия образовательным

стандартам. Это базовая, но не самодостаточная функция.

Обучающая функция проявляется в том, что оценка должна не

просто констатировать результат, но и указывать направление для его

улучшения. Она становится формой обратной связи, в процессе

которой ученик понимает, какие именно действия привели к ошибке,

как можно ее исправить и каким образом выстраивать работу дальше.

Без этой функции оценка теряет свой развивающий потенциал.

Воспитывающая функция ориентирована на формирование у

школьников ответственности, дисциплины, адекватного отношения к

труду, критичности к собственным достижениям. Она способствует

выработке таких личностных качеств, как настойчивость,

целеустремленность, самоконтроль.

Диагностическая функция позволяет учителю не только оценить

знания, но и выявить причины неудач: пробелы в подготовке,

недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти,

мышления), индивидуальные особенности восприятия информации,

эмоциональное состояние ребенка.

Стимулирующая (мотивационная) функция является центральной

для рассматриваемой темы. Она заключается в побуждении ученика к

активной познавательной деятельности, к преодолению трудностей, к

стремлению добиться лучших результатов. Именно эта функция

связывает внешнюю оценку учителя с внутренними мотивами ребенка.

1.2. Особенности мотивационной сферы младшего школьника

Чтобы понять, как оценка влияет на мотивацию, необходимо

учитывать возрастные психологические особенности учащихся

начальных классов. Мотивационная сфера в этом возрасте

характеризуется пластичностью и ситуативностью. Доминирующими

являются широкие социальные мотивы (стремление занять новую

социальную позицию школьника, желание получать одобрение

взрослых, особенно учителя и родителей), а также мотивы оценки.

Познавательный интерес, как правило, еще неустойчив и часто

зависит от внешних атрибутов обучения.

Самооценка ребенка в этом возрасте в значительной степени

формируется под влиянием внешних оценок, прежде всего,

учительских. Ученик склонен воспринимать оценку своей работы как

оценку своей личности в целом. Фраза «ты плохо решил задачу» им

субъективно воспринимается как «ты плохой». Это создает высокую

степень ответственности педагога за каждое оценочное суждение.

Кроме того, для младшего школьника характерна недостаточная

сформированность навыков рефлексии и самоконтроля. Он не всегда

может самостоятельно адекватно оценить уровень своих знаний и

понять причины своих ошибок. Поэтому оценка учителя становится

для него главным и часто единственным ориентиром.

Важно отметить, что на протяжении младшего школьного возраста

происходит динамика в отношении к оценке. Первоклассник может не

придавать отметке того значения, которое вкладывает в нее педагог.

Однако ко второму-третьему классу оценка приобретает огромную

социальную и личностную значимость, становясь мощным

регулятором не только учебной деятельности, но и самочувствия, и

социального статуса ребенка в коллективе.

Глава 2. Оценка как инструмент формирования и регулирования

учебной мотивации

2.1. Влияние оценки на тип мотивации

Педагогически грамотная оценка способствует формированию

внутренней (познавательной) мотивации, когда ребенок учится

потому, что ему интересно, познавательно, он испытывает

удовольствие от процесса открытия нового знания. Неграмотная же

оценка, напротив, закрепляет внешнюю мотивацию, при которой

учебная деятельность является лишь средством для достижения

других целей: получение хорошей отметки, похвалы, избегание

наказания.

Ключевым механизмом здесь является феномен, описанный в теории

самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, – «сдвиг мотива на цель».

Если учитель акцентирует внимание на внешних атрибутах успеха

(пятерка, наклейка, соревнование), то внутренний интерес к самому

содержанию деятельности угасает. Ребенок начинает работать ради

награды. Если же оценочное взаимодействие строится вокруг

содержания работы, процесса поиска решения, анализа ошибок и

личных усилий, то у ученика формируется интерес к самой учебной

деятельности.

Например, фраза «Молодец, получил пятерку!» фиксирует внимание

на внешнем результате. В то время как фраза «Мне очень

понравилось, как ты выстроил рассуждение в этой задаче, ты нашел

нестандартный ход» переносит акцент на процесс и содержание,

подпитывая внутреннюю познавательную мотивацию.

2.2. Оценочные суждения и их психологическое воздействие

Содержательное оценочное суждение – это основной инструмент

учителя для мотивационного воздействия. Оно должно быть:

Дифференцированным. Не «молодец», а «ты очень аккуратно

выполнил работу», «ты подобрал интересные примеры», «твое чтение

было очень выразительным». Это показывает ученику, что учитель

действительно вник в его работу.

Проблемно-ориентированным. При указании на ошибку необходимо

анализировать не личность ребенка («ты невнимательный»), а

конкретное действие («здесь ты пропустил букву, давай проверим это

слово по правилу»). Это снимает личностную угрозу и направляет

усилия на исправление конкретного недочета.

Перспективным. Оценка должна содержать в себе вектор для

дальнейшего развития. «Сегодня у тебя получилось решить 4

примера без ошибок, вчера было 3 – это прогресс. Давай поставим

цель на завтра – решить 5 примеров». Такой подход формирует

установку на рост, когда трудности воспринимаются не как приговор, а

как возможность для развития.

Соотнесенным с усилиями. Для слабоуспевающего ребенка

значимым мотиватором является оценка его старания, а не только

объективного результата. «Я вижу, как ты старался, ты вложил много

труда в эту работу. Эта тема сложная, давай разберем ее еще раз

вместе». Это предотвращает формирование выученной

беспомощности.

2.3. Формирование адекватной самооценки и навыков

самоконтроля

Конечной целью оценочной политики учителя является перевод

внешней оценки во внутреннюю самооценку. Ученик должен научиться

самостоятельно адекватно оценивать свои силы, возможности,

процесс и результат деятельности. Без этого невозможно становление

его как субъекта учебной деятельности.

Практическими приемами формирования самооценки являются:

Использование эталонов. Предъявление ребенку четких критериев

оценки работы (например, образца) и обучение сравнению своей

работы с этим эталоном.

Прием «сравнение с самим собой». Анализ динамики собственных

достижений: «Каким ты был вчера? Каким ты стал сегодня? Что тебе

помогло?».

Комментирование отметки. Учитель не просто ставит отметку, а

обязательно дает ее развернутое, понятное ребенку обоснование.

Организация рефлексии в конце урока. Использование вопросов:

«Что нового ты узнал? Что было самым трудным? Какую цель ты

достиг? Над чем еще нужно поработать?».

Развитие самоконтроля идет параллельно с развитием самооценки.

Учитель может предлагать детям специальные памятки для проверки

своей работы, вводить прием взаимопроверки, который учит не только

находить ошибки у другого, но и критически оценивать собственную

работу.

Глава 3. Практическая реализация мотивационно-

ориентированной системы оценки в начальной школе

3.1. Принципы построения эффективной оценочной деятельности

Для того чтобы оценка стала действенным мотиватором, вся

оценочная система учителя должна базироваться на ряде принципов.

Принцип критериальности. Ученики должны заранее знать, по каким

конкретным критериям будет оцениваться их работа. Это снимает

элемент неопределенности и превращает оценку из субъективного

суждения в объективный инструмент. Критерии могут быть

сформулированы в доступной для детей форме (например,

«безошибочное письмо», «красивый почерк», «логичный пересказ»).

Принцип приоритета процессуальной оценки над

результативной. Важно оценивать не только итоговый результат, но

и процесс его достижения: выдвинутые гипотезы, выбранные

стратегии решения, умение аргументировать свою позицию, работать

с информацией. Это особенно важно в проектной и

исследовательской деятельности.

Принцип открытости и понятности. Процесс оценивания должен

быть прозрачным для ученика и его родителей. Ребенок имеет право

знать, за что он получил ту или иную отметку, и что ему нужно сделать

для ее улучшения.

Принцип доброжелательности. Атмосфера, в которой проходит

оценивание, должна быть психологически безопасной. Ошибка

должна рассматриваться не как провал, а как необходимый этап

обучения. Это снижает тревожность и страх перед контролем, которые

являются мощными демотиваторами.

Принцип сочетания внешней оценки, самооценки и

взаимооценки. Постепенное делегирование оценочных полномочий

самим ученикам – мощный шаг к их учебной автономии и взрослению.

3.2. Конкретные методические приемы и стратегии

Безотметочное обучение на начальном этапе (1

класс). Целесообразно максимально отодвинуть момент введения

формальной отметки, заменяя ее содержательной оценкой,

вербальным поощрением, использованием условных знаков

(смайлики, «линеечки успеха», цветовые сигналы). Это позволяет

сформировать учебную деятельность, не замутненную погоней за

баллом.

Накопительная система оценки (Портфолио, «Папка

достижений»). Фиксация различных учебных и творческих успехов

ребенка в динамике позволяет наглядно демонстрировать его

прогресс, что является сильным мотивационным стимулом. Ученик

видит, как растет его мастерство.

Дифференциация заданий и, соответственно, критериев

оценки. Для детей с разным уровнем подготовки должны быть разные

«планки» успешности. Успех, достигнутый в зоне ближайшего

развития, мотивирует сильнее, чем постоянные неудачи при

завышенных требованиях.

Использование формирующего оценивания. В отличие от

итогового оценивания, которое подводит черту, формирующее

оценивание встроено в учебный процесс и направлено на его

коррекцию «здесь и сейчас». Сюда относятся: мини-опросы на

стикерах, сигнальные карточки («я понял»/ «мне непонятно»), техника

«выходного билета» (краткий ответ на вопрос в конце урока). Его цель

– немедленно получить обратную связь и скорректировать

преподавание и учение.

Эмоциональное подкрепление. Улыбка, одобрительный кивок,

поддерживающее прикосновение, выражение искренней радости за

успех ученика – все это невербальные компоненты оценки, которые

обладают огромной мотивационной силой.

3.3. Работа с родителями как необходимое условие

эффективности оценочной политики

Непонимание родителями смысла и форм новой системы оценки

может свести на нет все усилия учителя. Родители, ориентированные

исключительно на формальный балл, начинают оказывать давление

на ребенка, формируя у него страх и негативное отношение к учебе.

Поэтому необходима систематическая разъяснительная работа:

проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций,

оформление информационных стендов, где раскрывается смысл

критериального оценивания, важность оценки процесса, а не только

результата, и пагубность сравнения ребенка с другими детьми.

Учитель должен научить родителей адекватно реагировать на

школьные оценки ребенка: не ругать за плохую отметку, а вместе

анализировать причины неудачи и намечать пути исправления

ситуации. Создание единого ценностно-оценочного поля «учитель –

ученик – родитель» является залогом успешного формирования

устойчивой учебной мотивации.

Заключение

Оценка в начальной школе – это тонкий и многогранный инструмент,

который в руках профессионального педагога превращается в

мощный катализатор учебной мотивации. Ее эффективность

определяется не частотой и строгостью контроля, а

содержательностью, конструктивностью и психологической

грамотностью. Переход от тотального контроля и авторитарного

суждения к диалогическому оцениванию, ориентированному на

развитие у ребенка навыков самооценки и самоконтроля,

соответствует современным образовательным парадигмам.

Учитель, который использует оценку не как кнут и пряник, а как

инструмент обратной связи, анализа и перспективного планирования,

воспитывает не просто успешного ученика, а активную,

самостоятельную, рефлексивную личность, способную ставить цели и

нести ответственность за свои образовательные результаты. Такой

подход требует от педагога глубоких психологических знаний,

педагогического такта и постоянного творческого поиска. Однако

именно на этом пути лежит ключ к решению одной из самых сложных

задач начального образования – формированию у младшего

школьника устойчивой внутренней потребности в познании и

личностном росте, которая станет основой для всего его дальнейшего

обучения и развития.



В раздел образования