Автор: Осадчая Людмила Антольевна
Должность: Преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: «Детская школа искусств» №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: Челябинская область г. Сатка
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств» №1 имени Ю.А. Розума
Развитие творческих способностей
доклад на родительском собрании
Осадчая Людмила Анатольевна
г. Сатка
2025 г.
Развитие творческих способностей.
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно
одарённых людей. Не смотря на то что самые большие надежды на улучшение условий жизни
и будущей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им,
как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не
всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Например, знаменитый
Эдисон получил домашнее образование. Это свидетельствует о том, что семья может быть
лучшим стимулятором интересов и занятий, чем обычная школа.
Творческий одарённый ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной
группе, не приемлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию
«разносторонней» личности, но некоторые творчески одаренные дети склонны на столько
увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно
эксцентрично. Многие творческие одаренные, талантливые взрослые, не мало сделавшие для
науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферы познания или творчества и вряд ли
могли быть названы разносторонними личностями. Возможно, родители и учителя
преувеличивают значение разносторонности применительно к творчески одаренным детям.
Бремя приспособления ложится прежде всего на одаренного ребенка, а не разделяются
социальной группой, к которой ребенок принадлежит. Выглядит это не очень справедливо.
Восприятие и ценности творчески одаренного ребенка значительно ограничиваются от тех,
что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребенок нуждается в
понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть
асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребенка, но могут помочь
преодолеть их.
У отцов проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, расширяющих
горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов
вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно
зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать
в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Лучшее описание результатов вышеупомянутых исследований семейных корней творчества у
одаренных детей заключается в уже упомянутой концепции андрогинии, ломке общественных
стереотипов мужских и женских качеств, позволяющей людям любого пола проявлять лучшие
свойства и того и другого. Это требует действительно творческого подхода к воспитанию.
Очень много сейчас говорится о значении полушарной организации мозга для развития
творческих функций.
В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение
получила теория функциональной асимметрии мозга, которая в широком смысле сводится к
тому, что левое полушарие отвечает за рационально – логические процессы, а правое за
интуитивные.
Взятые отдельно, процессы правого полушария могут быть удивительно тонкими,
неопределёнными: результат невозможно предугадать. Но вдохновение и интуиции, которыми
правое полушарие сопровождает конкретную деятельность, продуцируют совершенно новый
результат, вырастающий из богатой интеграции конвергентного и доверительного мышления.
Проводились рекомендации родителям, призванные помочь одаренному ребенку с ярко
выраженными индивидуалистическими тенденциями поддерживать нормальные отношения в
обществе. Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приемов, которым
взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.
1.
Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они
восприняли твой взгляд как служащих их собственным нуждам (или, во всяком
случае, им не противоречащий).
2.
Критикуя в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием
помочь.
3.
Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением
других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.
4.
Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять
собственное достоинство, выслушивай их внимательно.
5.
Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого –
то периода времени, не бойся изначально воспринимать господствующие
требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными
принципами.
6.
Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях»,
не на достижении статуса.
7.
Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность
отсрочить ответ, а также избрать способ действий.
Для того чтобы быть творческой личностью, необязательно страдать. Но почему – то
страдание всегда сопровождает творчество. Семья может дать ребенку психологическую
защиту, способную оборонить ребенка от воинствующего конформиста и укрепить
самопонимание и самоприятие ребенка, «танцующего под никому не слышную мелодию».
В свое время Джон Гауен предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся
об умственном здоровье и счастье своих детей. С помощью этих советов родителям
предоставляется возможность сдать своего рода автокзамены.
1.
создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, в
которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к
ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток
ребенка.
3.
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи
ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или
«за гранью».
4.
оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому
заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно
основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя за свои идеи
наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь
будет и сам ценить других.
6.
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей,
поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее
способен достичь высот самовыражения.
7.
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один
на один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он
сохранит свой творческий импульс находит награду в себе самом и меньше
переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, и придет.
8.
объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для
этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребёнок должен научиться жить
в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, которые его создают.
9.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не
должно выходить за рамки приличного.
10. помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею.
Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею
словами и сделать ее понятной для окружающих.
11. находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте
критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с
симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех,
кого любит.
12. помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании
на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить
действительное открытие.
Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не
имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.