Автор: Верекина Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №№ 334"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Формирование книжной культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование книжной культуры дошкольников»
Верекина Елена Николаевна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 334"г.о.Самара
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня
актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось
прежнего авторитета, а телевидение,
компьютер активно выступают ее конкурентами.
Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на
электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время,
крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о
природе, культуре, науке.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер
союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства,
который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать
память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и
духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен
любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях,
уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и
направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно
осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
В начале старшего возраста происходит спад интереса детей к книге. В разговорах между
собой дети обсуждают компьютерные игры, а не прочитанные книги. Много детей на НОД
по ознакомлению с художественной литературой и во время чтения не могут удержать
внимание на сюжете литературного произведения.
С целью изучения данной проблемы в семье я провожу анкетирование для родителей,
задав один вопрос: часто ли они читают своим детям?В ходе анкетирования можно понять,
что поддержка интереса к книге со стороны родителей бессистемна, от случая к случаю.
Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний. Приобщение
детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении
возможно через решение следующих задач:
.
развитие познавательной активности и любознательности;
формирование целостной картины мира;
1
развитие грамотной литературной речи;
развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы
воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль
в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать
осмысливать произведение.
Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к
процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит
важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства,
раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам,
поступкам и переживаниям героев.
Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной
области «Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры,
развитие речевого творчества,
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению с книжной культурой можно
определить так:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно
относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.
ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев прочитанных
произведений (например, переживает за зайку в сказке «Заюшкина избушка».)
ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре по
прочитанным произведениям(например, с/р игра «Путешественники» по рассказу
М.Зощенко «Великие путешественники»).
ребёнок
интересуется
причинно-следственными
связями,
самостоятельно
придумывает небольшие стихи, загадки;
ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в
литературной викторине по произведениям.
2
достаточно хорошее владение устной речью;
четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
умение выделения звуков в словах;
сформированность у ребенка предпосылок грамотности.
Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и потребности в
чтении:
- развивать интерес к художественной литературе;
- прививать интерес к чтению больших произведений;
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям
Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре
необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с
использованием
вариативных
дополнительных
программ,
современных
методик,
прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников
образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.
Основные методы ознакомления с художественной литературой:
1. Чтение по книге или наизусть.
2. Рассказывание.
3. Инсценирование.
Средства по ознакомлению с книжной культурой:
а) Книжная полка прочитанных книг
б) Полка с книжными новинками
в) Умные книги
г) Кроссворды, ребусы
д) Журналы
е) Читаем сами
ж) Книги своими руками
3
з) Альбом произведений детей
и) Для родителей «Чтение на дом»
к) Поделок из природного бросового материала
л) Рисунки по прочитанным произведениям
в) Аппликационные работы
г) Творчество с родителями
д) Посещение библиотеки
е)Театрализация и драматизация произведений
ж) Вечер чтецов
з) С/р «Библиотека», С/р «Читальный зал»
4