Напоминание

" Формирование книжной культуры дошкольников"


Автор: Верекина Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №№ 334"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Формирование книжной культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование книжной культуры дошкольников»

Верекина Елена Николаевна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 334"г.о.Самара

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня

актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось

прежнего авторитета, а телевидение,

компьютер активно выступают ее конкурентами.

Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на

электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время,

крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о

природе, культуре, науке.

Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер

союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства,

который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать

память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и

духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен

любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях,

уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и

направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно

осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

В начале старшего возраста происходит спад интереса детей к книге. В разговорах между

собой дети обсуждают компьютерные игры, а не прочитанные книги. Много детей на НОД

по ознакомлению с художественной литературой и во время чтения не могут удержать

внимание на сюжете литературного произведения.

С целью изучения данной проблемы в семье я провожу анкетирование для родителей,

задав один вопрос: часто ли они читают своим детям?В ходе анкетирования можно понять,

что поддержка интереса к книге со стороны родителей бессистемна, от случая к случаю.

Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний. Приобщение

детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении

возможно через решение следующих задач:

.

развитие познавательной активности и любознательности;

формирование целостной картины мира;

1

развитие грамотной литературной речи;

развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы

воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль

в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать

осмысливать произведение.

Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к

процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит

важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства,

раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам,

поступкам и переживаниям героев.

Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной

области «Речевое развитие» включает:

владение речью как средством общения и культуры,

развитие речевого творчества,

знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению с книжной культурой можно

определить так:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно

относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.

ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев прочитанных

произведений (например, переживает за зайку в сказке «Заюшкина избушка».)

ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре по

прочитанным произведениям(например, с/р игра «Путешественники» по рассказу

М.Зощенко «Великие путешественники»).

ребёнок

интересуется

причинно-следственными

связями,

самостоятельно

придумывает небольшие стихи, загадки;

ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в

литературной викторине по произведениям.

2

достаточно хорошее владение устной речью;

четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;

умение выделения звуков в словах;

сформированность у ребенка предпосылок грамотности.

Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и потребности в

чтении:

- развивать интерес к художественной литературе;

- прививать интерес к чтению больших произведений;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям

Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре

необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с

использованием

вариативных

дополнительных

программ,

современных

методик,

прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников

образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.

Основные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

Средства по ознакомлению с книжной культурой:

а) Книжная полка прочитанных книг

б) Полка с книжными новинками

в) Умные книги

г) Кроссворды, ребусы

д) Журналы

е) Читаем сами

ж) Книги своими руками

3

з) Альбом произведений детей

и) Для родителей «Чтение на дом»

к) Поделок из природного бросового материала

л) Рисунки по прочитанным произведениям

в) Аппликационные работы

г) Творчество с родителями

д) Посещение библиотеки

е)Театрализация и драматизация произведений

ж) Вечер чтецов

з) С/р «Библиотека», С/р «Читальный зал»

4



В раздел образования