Автор: Малиновская Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 6 П.Новосадовый Белгородской области Белгородского района"
Населённый пункт: БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН, НОВОСАДОВЫЙ
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через
нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Творчество, или креативность, представляет собой деятельность человека,
которая характеризуется активностью и целенаправленностью и приводит к
созданию чего-то нового и необычного.
В современном мире формирование личности с творческими качествами —
значимая цель для педагогики. Обществу требуются люди, которые не просто
обладают знаниями, но и умеют проявлять творческий подход в своей
деятельности, отличаются многогранностью и нестандартным мышлением.
Взрослые играют важную роль в развитии у детей эстетического восприятия.
От усилий старших поколений зависит, будет ли духовная жизнь ребёнка
насыщенной и богатой.
Художественное творчество занимает одно из ведущих мест среди видов
деятельности, которые нравятся детям.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста —
обязанность взрослых. Это подразумевает, что педагог, занимаясь с детьми
изобразительной деятельностью, должен хорошо понимать суть творчества в
целом и детского творчества в частности, разбираться в его особенностях и
уметь, не оказывая давления, но деликатно и умело, поощрять
самостоятельность и инициативность ребёнка, помогая ему осваивать
нужные умения и навыки.
По своей сути каждый ребёнок — фантазёр и творец. Однако в последнее
время я обратила внимание на то, что дети утратили способность к
фантазированию. Они часто просто копируют работы взрослых, не привносят
ничего своего, их рисунки лишены разнообразия и индивидуальности,
выглядят одинаково и не выделяются творческим подходом.
Практический опыт показывает, что традиционные методы не позволяют в
полной мере развить творческие качества личности.
Чтобы создать условия для творческого самовыражения ребёнка, можно
использовать такой приём, как организация занятий с применением
нетрадиционных техник рисования.
К сожалению, на уроках изобразительного искусства такие техники
применяются нечасто, и их коррекционный потенциал часто остаётся без
внимания. В то же время использование нетрадиционных методов рисования
помогает детям расширить представления о различных предметах, способах
их применения, свойствах разных материалов и приёмах работы с ними.
Осознавая значимость проблемы развития творческих способностей у
дошкольников, в своей педагогической работе я применяю новый подход.
Чтобы достичь поставленной цели, я определила ряд задач:
1.Обучать детей нетрадиционным способам рисования, учить комбинировать
разные материалы и техники, самостоятельно формулировать идею и
выбирать, как и в какой форме её реализовать. Важно, чтобы дети могли
умело использовать как нетрадиционные, так и традиционные методы
рисования, осознавали ценность своей работы и получали удовольствие от
творческого процесса.
2.Способствовать развитию творческих способностей и фантазии у детей,
создавая на занятиях по изобразительному искусству ситуации, которые
стимулируют творчество. Также важно развивать у детей умение размещать
элементы рисунка на листе бумаги.
3.Формировать у детей эстетическое восприятие мира через развитие
способности осмысливать и создавать художественные образы.
4.Создавать в группе атмосферу, которая с психолого-педагогической точки
зрения будет способствовать тому, чтобы каждый ребёнок мог раскрыть свой
творческий потенциал.
4.Вовлекать родителей в совместный с детьми творческий процесс.
Благодаря нестандартным методам организации занятий по
изобразительному искусству учебный процесс по рисованию становится
более творческим и интересным.
Я убеждена, что художественные способности не ограничены какими-либо
рамками — ни в выборе материалов, ни в техниках рисования. Чтобы
привить детям эту уверенность, в нашем мини-центре мы используем не
только привычные, но и нетрадиционные способы рисования.
Я убедилась, что именно нетрадиционные методы изобразительной
деятельности сильно способствуют развитию у детей творческого мышления
и фантазии. Работа с нестандартными материалами и уникальными
техниками дарит детям яркие и запоминающиеся эмоции.
Эффективность такого подхода не связана с уровнем умений и талантов
ребёнка. Нетрадиционные способы создания изображений просты в освоении
и похожи на игру. Детям нравится рисовать пальцами, оставлять отпечатки
ладоней, создавать забавные рисунки из клякс, скручивать бумагу или
фольгу, чтобы получить задуманное изображение.
Нетрадиционные техники дают мощный импульс для развития фантазии,
творческих способностей, самостоятельности, инициативности и
уникальности каждого ребёнка. Когда дошкольники совмещают разные
способы изображения на одном рисунке, они тренируют мышление и учатся
самостоятельно выбирать технику, которая поможет сделать образ более
выразительным.
Занятия рисованием с применением нетрадиционных техник не вызывают у
дошкольников усталости — дети остаются бодрыми и вовлечёнными на
протяжении всего времени, которое отведено на задание.
В процессе обучения нетрадиционным техникам рисования я применяю
такие методы и приёмы:
информационно-рецептивный метод: он предполагает, что воспитатель
демонстрирует образец и дети его рассматривают;
репродуктивный метод: его цель — закрепить у детей знания и навыки.
Метод основан на упражнениях, которые помогают довести навыки до
автоматизма. В него входят такие приёмы, как повторение действий, работа
на черновиках и отработка формообразующих движений рукой;
эвристический метод: с его помощью стимулируется самостоятельность
ребёнка — педагог предлагает малышу самостоятельно выполнить какой-
либо этап работы; 5
исследовательский метод: он не только развивает у детей самостоятельность,
но и стимулирует фантазию и творческие способности.
Успех работы с ребёнком во многом определяется его заинтересованностью.
Чтобы привлечь внимание детей и мотивировать их к творчеству, я
использую различные стимулы:
игру — основной вид деятельности для детей;
сюрпризные моменты — например, приход любимого героя сказки или
мультфильма, который приглашает ребёнка в путешествие;
просьбу о помощи — детям важно чувствовать свою значимость, и они не
откажутся помочь слабому;
эмоциональную и живую речь — это помогает заинтересовать малышей;
художественное слово — оно обогащает опыт ребёнка и делает занятия более
увлекательными;
музыку — она создаёт особую атмосферу и настраивает на творческий лад.
Для занятий я выбрала такие нетрадиционные техники изобразительной
деятельности, которые будут понятны, доступны и интересны
дошкольникам.
Каждая из этих техник представляет собой своего рода игру. Благодаря им
дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе и
естественными, у них развивается воображение и появляется возможность
полностью выразить себя. 1
При обучении нетрадиционным техникам я придерживаюсь принципа «от
простого к сложному».
Основное, на что направлена работа, — не получение готового рисунка, а
развитие личности ребёнка. Мы стремимся сформировать у малыша
уверенность в себе и своих способностях. Занятия помогают развивать
мелкую моторику и тактильное восприятие, учат ориентироваться на листе
бумаги, совершенствовать глазомер и зрительное восприятие, тренировать
внимание и усидчивость. Дети приобретают изобразительные навыки,
становятся более наблюдательными и эстетически восприимчивыми, учатся
эмоционально откликаться на прекрасное и мыслить свободно и
нестандартно.
Когда дети занимаются творчеством, они открывают в себе уникальные
способности и радуются процессу созидания. Это поистине чудесно!
Поэтому я убеждена: тема о том, как нетрадиционные виды изобразительной
деятельности влияют на творческие способности детей, сегодня очень
актуальна.