Автор: Харчиков Сергей Сергеевич
Должность: учитель адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ школы № 8
Населённый пункт: г. Ейска
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательный потенциал урока физической культуры в коррекционной школе
Раздел: среднее образование
Воспитательный потенциал урока физической культуры в
коррекционной школе
Харчиков Сергей Сергеевич, учитель адаптивной физической культуры
ГКОУ школы № 8 г. Ейска
Физическое
воспитание,
применительно
к
системе
специальных
коррекционных школ, понимается как учебно-педагогический процесс,
направленный
на
обучение
двигательным
действиям,
на
управление
развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений,
имеющихся у учащихся этих школ.
Определяя основные направления воспитательной работы с детьми,
следует исходить из того, что каждый ребенок прежде всего должен быть
здоров, а его жизнь охраняется взрослыми, этот раздел в плане школы и
конкретных воспитателей обозначается как физическое воспитание.
Важно
отметить,
что
физическое
воспитание
занимает
особое
положение в системе коррекционно-воспитательной работы школы для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поскольку физическое
состояние и двигательные возможности особого ребенка во многом
определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также
компенсаторные
возможности
организма
в
преодолении
нарушений
развития.
Процесс физического воспитания в коррекционной школе направлен на
решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики,
содействие оптимальному физическому развитию ребенка,
закаливанию
организма,
повышению
его
физической
подготовленности,
развитию
двигательных качеств и т.д.
Цель и основные задачи физического воспитания:
В фундаментальной теории физической культуры (Л.П.Матвеев, 1994г.)
принято выделять три группы задач:
1)
оздоровительные;
2)
образовательные;
3)
воспитательные.
Применительно к системе специальных коррекционных школ следует
выделить еще одну группу задач – коррекционные.
Оздоровительные задачи предполагают следующее:
1 – укрепление здоровья, Физические упражнения способствуют
повышению жизнедеятельности всего организма: улучшают обмен веществ,
кровообращение,
дыхание,
тонизируют
деятельность
центрального
и
периферического отделов нервной системы, положительно влияют на
костно-мышечный аппарат.
2 – формирование правильной осанки, от чего зависит не только
внешний
вид
человека,
но
и
оптимальное
функционирование
всех
физиологических систем организма.
Формированию правильной осанки способствуют все упражнения,
предусмотренные
программой.
Они
развивают
мышечную
систему,
укрепляют связочный аппарат, вырабатывают привычку правильно держать
свое тело.
3 – достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной
и
общей).
Многие
олигофренопедагоги,
характеризуя
детей
с
иниеллектуальными
нарушениями,
отмечают
низкий
уровень
их
работоспособности (М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн, Г.М.Плешкановская,
К.М.Турчинская,
С.Л.Мирский
и
др.)
Так,
К.М.Турчинская
отмечает
пониженную работоспособность у таких детей, которая проявляется в
быстрой утомляемости и недостаточной выносливости к физическим
нагрузкам на уроках профессионально-трудового обучения.
Важно отметить, что упражнения, предусмотренные программой,
направленные на развитие двигательных способностей, в значительной
степени улучшают и общую работоспособность.
4
–
управление
развитием
физических
качеств
(физических
способностей), что во многом предопределяет уровень адаптационных
свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.
Образовательные задачи физического воспитания заключаются в
обучении двигательным действиям и в сообщении определенных знаний в
области физической культуры.
Воспитательные задачи
1.Воспитание достаточно устойчивого интереса и привычки к
занятиям
физической
культурой
–
важное
условие
осуществления
физического воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Без
осознанного
интереса,
без
стремления
совершенствовать
свои
физические
возможности
нельзя
успешно
осуществлять
физическое
воспитание.
Всегда надо помнить, что вследствие отставания в двигательном
развитии многие учащиеся специальной школы с нежеланием занимаются
физическими упражнениями, особенно в первый год обучения.
Учитель
физкультуры
должен
координировать
эту
работу
в
общешкольном масштабе, воспитывать у учащихся интерес к занятиям
физкультурой. Занятия следует проводить так, чтобы задания были
посильны, привлекательны, разнообразны, чтобы правильно дозировалась
физическая нагрузка, своевременно и тактично оказывалась помощь слабо
подготовленным учащимся, стимулировалась познавательная активность
детей. Очень важно, чтобы на занятиях физкультурой последовательно
возрастала сложность изучаемых двигательных действий при одновременном
наращивании знаний о правильном их выполнении. Благодаря этому у
школьников
развивается
интерес
не
только
к
процессу
выполнения
движений,
но
и
познавательный
интерес,
связанный
с
осознанием
выполняемых двигательных действий.
Особое внимание следует уделять физически слабым детям, детям
заторможенным
и
возбудимым.
Воспитание
интереса
к
занятиям
физкультурой требует индивидуального подхода и в вопросах сложности
заданий, характера физических упражнений, содействия установлению
правильных взаимоотношений между учащимися.
Воспитание
у
учащихся
привычки
заниматься
физкультурой
предполагает
привитие интереса, вооружение доступными знаниями о
физической культуре и выработку на их основе убеждений в необходимости
систематически заниматься ею, формирование навыков и умений правильно
и
самостоятельно
выполнять
физические
упражнения,
практическое
приучение к ежедневным занятиям физкультурой. Все это способствует
воспитанию других положительных привычек (соблюдение правильного
режима дня, проявление настойчивости, дисциплинированности и т.д.).
Таким образом, воспитание привычки заниматься физкультурой нужно
рассматривать как важную часть подготовки учащихся вспомогательной
школы к правильной организации своей повседневной жизни.
2.Воспитание положительных морально-волевых качеств у учащихся
с интеллектуальными нарушениями – одна из важных задач занятий
физкультурой. В процессе этих занятий появляются большие возможности
для выработки у школьников положительных нравственных качеств и
привычек нравственного поведения. При этом нравственное воспитание не
происходит без волевых усилий самих учащихся. Каждый учащийся,
выполняя
совместные
практические
действия,
неминуемо
вступает
в
определенные отношения с коллективом, с учащимися своей команды и
команды-соперницы (в играх и эстафетах), с отдельными учениками,
предъявляет определенные требования к себе. Благодаря этому они
приучаются выполнять правила поведения, у них вырабатываются навыки и
привычки правильно вести себя в коллективе. А эмоциональный фон
проводимых игровых и соревновательных упражнений создает объективные
условия для воспитания таких качеств, как смелость, чувство товарищества,
коллективизм, ответственность и трудолюбие.
Следует отметить, что нравственное воспитание не является прямым
результатом выполнения ребенком физических упражнений; это результат
влияния педагогически руководимых коллективных действий и поведения в
коллективе, построенного на принципах и нормах коммунистической
морали. А это требует организации и проведения в процессе занятий
физкультурой соответствующей воспитательной работы. Следует найти пути
включения
каждого
ребенка
в
коллектив
класса,
установить
доброжелательные отношения, определить средства и приемы нормализации
поведения возбудимых детей и стимулирования к деятельности инертных,
заторможенных.
Очень
важно
помочь
учащимся
понять
личную
ответствен6ность за успехи своего коллектива. Собственный успех должен
стать частицей успеха всего коллектива, а успех коллектива приносить
моральное удовлетворение каждому ребенку. Правильно организованное
выполнение упражнений группами, командные игры, эстафеты способствуют
вхождению детей в коллектив, формируют у них нравственную привычку
жить интересами коллективами.
Следует подчеркнуть, что решение коррекционно направленных задач
обучения, воспитания и развития учащихся на занятиях физкультурой
осуществляется в едином учебно-воспитательном процессе. Но это единство
не
решается
само
себе,
оно
обеспечивается
целенаправленной
педагогической работой и зависит от успешного решения каждой из этих
задач.
Обеспечение
единства
образовательных,
воспитательных,
развивающих и коррекционных задач на уроках и внеурочных занятиях
физкультурой – решающий фактор всестороннего и гармоничного развития
учащихся
и
необходимое
условие
функционирования
физического
воспитания как составной части всего комплекса воспитательной работы.