Напоминание

Воспитательный потенциал урока физической культуры в коррекционной школе


Автор: Харчиков Сергей Сергеевич
Должность: учитель адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ школы № 8
Населённый пункт: г. Ейска
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательный потенциал урока физической культуры в коррекционной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательный потенциал урока физической культуры в

коррекционной школе

Харчиков Сергей Сергеевич, учитель адаптивной физической культуры

ГКОУ школы № 8 г. Ейска

Физическое

воспитание,

применительно

к

системе

специальных

коррекционных школ, понимается как учебно-педагогический процесс,

направленный

на

обучение

двигательным

действиям,

на

управление

развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений,

имеющихся у учащихся этих школ.

Определяя основные направления воспитательной работы с детьми,

следует исходить из того, что каждый ребенок прежде всего должен быть

здоров, а его жизнь охраняется взрослыми, этот раздел в плане школы и

конкретных воспитателей обозначается как физическое воспитание.

Важно

отметить,

что

физическое

воспитание

занимает

особое

положение в системе коррекционно-воспитательной работы школы для

обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поскольку физическое

состояние и двигательные возможности особого ребенка во многом

определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также

компенсаторные

возможности

организма

в

преодолении

нарушений

развития.

Процесс физического воспитания в коррекционной школе направлен на

решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики,

содействие оптимальному физическому развитию ребенка,

закаливанию

организма,

повышению

его

физической

подготовленности,

развитию

двигательных качеств и т.д.

Цель и основные задачи физического воспитания:

В фундаментальной теории физической культуры (Л.П.Матвеев, 1994г.)

принято выделять три группы задач:

1)

оздоровительные;

2)

образовательные;

3)

воспитательные.

Применительно к системе специальных коррекционных школ следует

выделить еще одну группу задач – коррекционные.

Оздоровительные задачи предполагают следующее:

1 – укрепление здоровья, Физические упражнения способствуют

повышению жизнедеятельности всего организма: улучшают обмен веществ,

кровообращение,

дыхание,

тонизируют

деятельность

центрального

и

периферического отделов нервной системы, положительно влияют на

костно-мышечный аппарат.

2 – формирование правильной осанки, от чего зависит не только

внешний

вид

человека,

но

и

оптимальное

функционирование

всех

физиологических систем организма.

Формированию правильной осанки способствуют все упражнения,

предусмотренные

программой.

Они

развивают

мышечную

систему,

укрепляют связочный аппарат, вырабатывают привычку правильно держать

свое тело.

3 – достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной

и

общей).

Многие

олигофренопедагоги,

характеризуя

детей

с

иниеллектуальными

нарушениями,

отмечают

низкий

уровень

их

работоспособности (М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн, Г.М.Плешкановская,

К.М.Турчинская,

С.Л.Мирский

и

др.)

Так,

К.М.Турчинская

отмечает

пониженную работоспособность у таких детей, которая проявляется в

быстрой утомляемости и недостаточной выносливости к физическим

нагрузкам на уроках профессионально-трудового обучения.

Важно отметить, что упражнения, предусмотренные программой,

направленные на развитие двигательных способностей, в значительной

степени улучшают и общую работоспособность.

4

управление

развитием

физических

качеств

(физических

способностей), что во многом предопределяет уровень адаптационных

свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.

Образовательные задачи физического воспитания заключаются в

обучении двигательным действиям и в сообщении определенных знаний в

области физической культуры.

Воспитательные задачи

1.Воспитание достаточно устойчивого интереса и привычки к

занятиям

физической

культурой

важное

условие

осуществления

физического воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Без

осознанного

интереса,

без

стремления

совершенствовать

свои

физические

возможности

нельзя

успешно

осуществлять

физическое

воспитание.

Всегда надо помнить, что вследствие отставания в двигательном

развитии многие учащиеся специальной школы с нежеланием занимаются

физическими упражнениями, особенно в первый год обучения.

Учитель

физкультуры

должен

координировать

эту

работу

в

общешкольном масштабе, воспитывать у учащихся интерес к занятиям

физкультурой. Занятия следует проводить так, чтобы задания были

посильны, привлекательны, разнообразны, чтобы правильно дозировалась

физическая нагрузка, своевременно и тактично оказывалась помощь слабо

подготовленным учащимся, стимулировалась познавательная активность

детей. Очень важно, чтобы на занятиях физкультурой последовательно

возрастала сложность изучаемых двигательных действий при одновременном

наращивании знаний о правильном их выполнении. Благодаря этому у

школьников

развивается

интерес

не

только

к

процессу

выполнения

движений,

но

и

познавательный

интерес,

связанный

с

осознанием

выполняемых двигательных действий.

Особое внимание следует уделять физически слабым детям, детям

заторможенным

и

возбудимым.

Воспитание

интереса

к

занятиям

физкультурой требует индивидуального подхода и в вопросах сложности

заданий, характера физических упражнений, содействия установлению

правильных взаимоотношений между учащимися.

Воспитание

у

учащихся

привычки

заниматься

физкультурой

предполагает

привитие интереса, вооружение доступными знаниями о

физической культуре и выработку на их основе убеждений в необходимости

систематически заниматься ею, формирование навыков и умений правильно

и

самостоятельно

выполнять

физические

упражнения,

практическое

приучение к ежедневным занятиям физкультурой. Все это способствует

воспитанию других положительных привычек (соблюдение правильного

режима дня, проявление настойчивости, дисциплинированности и т.д.).

Таким образом, воспитание привычки заниматься физкультурой нужно

рассматривать как важную часть подготовки учащихся вспомогательной

школы к правильной организации своей повседневной жизни.

2.Воспитание положительных морально-волевых качеств у учащихся

с интеллектуальными нарушениями – одна из важных задач занятий

физкультурой. В процессе этих занятий появляются большие возможности

для выработки у школьников положительных нравственных качеств и

привычек нравственного поведения. При этом нравственное воспитание не

происходит без волевых усилий самих учащихся. Каждый учащийся,

выполняя

совместные

практические

действия,

неминуемо

вступает

в

определенные отношения с коллективом, с учащимися своей команды и

команды-соперницы (в играх и эстафетах), с отдельными учениками,

предъявляет определенные требования к себе. Благодаря этому они

приучаются выполнять правила поведения, у них вырабатываются навыки и

привычки правильно вести себя в коллективе. А эмоциональный фон

проводимых игровых и соревновательных упражнений создает объективные

условия для воспитания таких качеств, как смелость, чувство товарищества,

коллективизм, ответственность и трудолюбие.

Следует отметить, что нравственное воспитание не является прямым

результатом выполнения ребенком физических упражнений; это результат

влияния педагогически руководимых коллективных действий и поведения в

коллективе, построенного на принципах и нормах коммунистической

морали. А это требует организации и проведения в процессе занятий

физкультурой соответствующей воспитательной работы. Следует найти пути

включения

каждого

ребенка

в

коллектив

класса,

установить

доброжелательные отношения, определить средства и приемы нормализации

поведения возбудимых детей и стимулирования к деятельности инертных,

заторможенных.

Очень

важно

помочь

учащимся

понять

личную

ответствен6ность за успехи своего коллектива. Собственный успех должен

стать частицей успеха всего коллектива, а успех коллектива приносить

моральное удовлетворение каждому ребенку. Правильно организованное

выполнение упражнений группами, командные игры, эстафеты способствуют

вхождению детей в коллектив, формируют у них нравственную привычку

жить интересами коллективами.

Следует подчеркнуть, что решение коррекционно направленных задач

обучения, воспитания и развития учащихся на занятиях физкультурой

осуществляется в едином учебно-воспитательном процессе. Но это единство

не

решается

само

себе,

оно

обеспечивается

целенаправленной

педагогической работой и зависит от успешного решения каждой из этих

задач.

Обеспечение

единства

образовательных,

воспитательных,

развивающих и коррекционных задач на уроках и внеурочных занятиях

физкультурой – решающий фактор всестороннего и гармоничного развития

учащихся

и

необходимое

условие

функционирования

физического

воспитания как составной части всего комплекса воспитательной работы.



В раздел образования