Автор: Малиновская Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 6 П.Новосадовый Белгородской области Белгородского района"
Населённый пункт: БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН, НОВОСАДОВЫЙ
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом и играет важную роль в
его развитии. Это не только средство общения, но и инструмент для получения знаний и адаптации к
обществу. Развитие речи начинается с раннего возраста и продолжается в течение всей жизни, но
именно в дошкольный период формируются базовые навыки и основа для дальнейшего успешного
образования.
Важным этапом в развитии всех сторон речи ребенка является период дошкольного детства.
Овладение связной речью имеет ключевое значение для успешности обучения в школе и общей
системы работы с детьми.
В формировании связной речи участвуют разнообразные виды практической деятельности, включая
игры, режимные моменты, наблюдения за окружающим миром и организованные занятия.
Дошкольное детство - это период, когда у ребенка формируются общие способности,
необходимые для любой деятельности в будущем. Речь играет ключевую роль в общении с
окружающими, формировании взглядов и убеждений, а также в познании мира. Игровая
деятельность - это один из наиболее эффективных способов обучения и воспитания детей. В игре
дети учатся новым знаниям и навыкам, а также развивают свои коммуникативные и социальные
навыки. Принцип “учиться, играя” является очень важным для развития детей, так как позволяет им
получать знания и навыки в легкой и доступной форме.
В дошкольном периоде, как отмечает Янгильдина Г.Ж., усвоение новых знаний в игровой форме
происходит гораздо эффективнее, чем в рамках учебных занятий. Игровая обучающая задача
обладает тем преимуществом, что в ходе игры детям становится понятна сама необходимость
получения знаний и освоения умений. Заинтересованные замыслом очередной игры, дети
дошкольного возраста не замечают, что одновременно происходит процесс обучения. Однако при
этом им приходится сталкиваться с определенными трудностями, требующими корректировки их
восприятия и когнитивной деятельности.
Как известно, содержание речи, которую усваивает ребенок раннего и дошкольного возраста,
представляет собой отражение в его сознании окружающей действительности, воспринимаемой его
органами чувств: это он сам, его тело, члены его семьи, жилое помещение, внутренняя территория
детского сада, двор, парк, прилегающие улицы, город, различные виды человеческой деятельности,
природа – живая и неживая. В содержание речи детей старшего дошкольного возраста уже включены
этические концепции, связанные с представлением о долге человека перед окружающими,
общественными явлениями, праздниками и т.д.
Ведущий вид активности детей дошкольного возраста - игра. Во время игры дети исследуют не
только окружающую их действительность, но и самих себя, свое место в мире. Это не просто
развлечение, а творческая работа ребенка, с которой он начинает свою жизнь. Именно поэтому
значение игры в речевом развитии детей дошкольного возраста является первостепенным.
Ключевое преимущество игры перед другими видами детской активности заключается в
добровольном подчинении ребенка определенным правилам, которые максимально увлекательны.
Перед началом игры важно вызвать у детей интерес к ней и желание включиться в игру. Этого
можно достичь различными способами, такими как использование загадок, считалок, сюрпризов,
интриг, сговора на игру или напоминания о предыдущей игре.
Янгильдина Г.Ж. в своей статье “Развитие речи дошкольников в игровой деятельности”
(Актуальные исследования, №42(121), 2022) подчеркивает важность игры в процессе речевого
развития детей и выделяет следующие основные педагогические мероприятия в организации игровой
деятельности:
1. Организация подходящего места для игры, соответствующего возрасту и количеству детей.
2. Продуманный выбор игрушек, пособий и материалов для игры с постоянным их пополнением на
основе запросов детей.
3. Управление игрой детей с целью формирования положительных аспектов социальной и трудовой
жизни.
4. Группировка детей для игры с учетом их возраста, развития и речевых навыков, что помогает
слабым и отстающим детям.
5. Формирование интереса детей к игре через беседы, связанные с ее содержанием, управление
игровым процессом и совершенствование речи детей.
В своей профессиональной деятельности воспитатель активно применяет различные виды игр:
ситуационные, дидактические, драматические, подвижные и пальчиковые игры.
Ключевое значение придаются дидактическим играм, разделяющимся на словесные, игры с
использованием игрушек или предметов, а также настольные печатные игры.
Во время игры ребенок постоянно говорит, даже когда играет один или манипулирует
предметами без стимула для общения. Однако существуют игрушки, имеющие исключительное
значение для стимулирования речи детей. Это игрушки, представляющие одушевленные объекты,
такие как животные или люди.
Например, игры с куклами при правильно организованной структуре и педагогическом руководстве
обеспечивают широкие возможности для ориентации детей в различных формах и сценариях
общественной и профессиональной жизни. Играя с куклами и ухаживая за ними, дети приобретают
полезные навыки, связанные с бытовой и трудовой сферой.
Игры-инсценировки
помогают
детям
лучше
понимать
идею
произведения,
развивают
выразительность речи, активизируют словарь. В таких играх дети могут быть не только актерами, но
и режиссерами, и даже авторами сценария.
Дидактические игры с движениями также являются важным средством развития речи детей. Они
помогают развивать координацию движений, моторику, а также способствуют развитию внимания,
памяти и мышления. Дидактические игры могут проводиться как на занятиях, так и в свободное
время.
Фонетические игры помогают детям научиться правильно произносить звуки, слова и фразы.
Лексические игры способствуют расширению словарного запаса детей, а грамматические игры
помогают усвоить правила грамматики. Игры со словом и движением помогают детям запомнить
новые слова и выражения, а также развивают их координацию и моторику.
Таким образом, речевая дидактическая игра является важным инструментом в развитии речи
детей дошкольного возраста. Она помогает детям лучше понимать речь, развивает их словарный
запас, грамматику и произношение, а также способствует развитию моторики и координации
движений. Потешки, скороговорки, веселые стишки и песенки являются важными помощниками в
становлении речи детей. Благодаря их напевности и мелодичности, дети лучше воспринимают язык и
учатся чувствовать его особенности. Подвижные и хороводные игры также способствуют развитию
выразительности речи, а театрализованные - формированию диалогической и эмоционально
насыщенной речи. Кроме того, театрализованные игры помогают детям усвоить элементы речевого
общения, такие как мимика, жест, поза и интонация.
Игровая активность остается важным и необходимым компонентом для речевого развития и
общего интеллектуального роста ребенка. Однако, речевые нарушения, такие как неправильное
произношение, ограниченный словарный запас, грамматические ошибки и проблемы с темпом и
плавностью речи, могут влиять на игровую активность детей и приводить к специфическим
особенностям игрового поведения. Чтобы помочь детям преодолеть эти трудности, мы должны
обеспечить грамотное руководство игрой, которое позволит в полной мере задействовать имеющиеся
у ребенка речевые навыки и способности. Эффективность коррекционной работы и уровень речевого
развития ребенка возрастают, если игра планируется и направляется педагогом.
Влияние воспитателя
на ход игры и действия ребенка заключается в способности поддерживать интерес к игре, развивать
детскую инициативу, учить обдумывать тему игры и выбирать наиболее привлекательную. Если игра
теряет свою актуальность, воспитатель вносит в нее новые элементы, например, добавляет новых
персонажей или предлагает новые игровые действия. Иногда воспитатель сам присоединяется к игре
и участвует в ней наравне с детьми, это помогает укрепить взаимоотношения и позволяет успешно
решать поставленные задачи. В результате, при умелом и грамотном руководстве воспитателя, игра
становится
по-настоящему
развивающим
и
увлекательным
занятием,
способствующим
всестороннему развитию ребенка-дошкольника
.
Литература:
1.Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик.
- М.: Просвещение. 2017. - 80с.
2.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов
высш. Заведений / Н.А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2019. - 256с.
3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования / О.С.
Ушакова // Управление ДОУ. - 2016.-№7. - С. 16-27.
4.Яковлева Г.В., Деккер Т.М. Технология организации игровой деятельности детей дошкольного
возраста в условиях реализации ФГОС ДО: методическое пособие для педагогов ДОО. - Челябинск:
ЧИППКРО, 2017. - 116с.
5.Янгильдина Г. Ж. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности // Актуальные
исследования. 2022. №42 (121). С. 144-146.