Автор: Атласова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Эжанская СОШ им. Атласова Н.А." Усть-Майского района РС(Я)
Населённый пункт: с.Эжанцы Усть-Майского района Республики Саха ( Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Трудовое воспитание в семье-залог успешности.
Раздел: полное образование
МБОУ « Эжанская средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Атласова»
Усть-Майского улуса (район) Республики Caxa (Лкутия)
Трудовое воспитание детей - залог успешной жизни.
Ноябрь, 2021год.
Выполнила : Атласова Т.Г.,
учитель математики
1
категории
Актуальность
доклада: Из-за
изменений
государственного
и
производственного строя
нашей страны несколько поколений села были
оторваны
от
сельхозяйственного
труда.
Хотя
новое
поколение ищет
более
легкой и прибыльной работы, научить трудиться и получить удовлетворение от
труда ребенок может только в семье.
Каждая профессия требует
от человека определенных способностей,
свойств, качеств, склада ума, способностей натуры или характера. При встречах
детей с мастерами своей профессии, надо больше говорить не об особенностях
труда, но и о сущности
человеческого
удовлетворения от труда. А ведь это
чаще всего ускользает от детей.
Научиться трудиться и получить удовлетворение от труда
ребенок
может
только в семье. В якутских семьях выделяются следующие наиболее важные
традиции народа
—
Caxa: уважение к старшим; совместное проживание 3-4
поколений
одной
семьей;
гостеприимство;
воспитание
трудолюбия;
почтительное отношение к женщине и других. Наша якутская семья в сельских
с.эовиях с малых лет воспитывает своего ребенка к труду. Труд является
главной традицией якутского народа.
Важнейшей функцией воспитания
яп.зллась подготовка детей к труду.
Главным производственным занятием
япэхов,
основой их жизни было скотоводство и коневодство.
Суровые
врнролные условия бескомпромиссно требовали за 2-3 месяца короткого лета
заготовить корм скоту, обеспечить топливо и все необходимое для жизни на
всю ло. изо холодную зиму. Работают все от зари до зари. Дети привлекались к
вастоятему труду с 6 - 7 лет. Выполняли свою долю работы. Детским трудом
F-
voвo
зи взрослые - родители, дедушки и бабушки, братья и сестры. Одним
вз врнюитов народной педагогики
является: воспитание
в реальной жизни.
РеЫног rar ч.кен семьи принимает посильное участие во всех делах взрослых.
пытаясь
с
.людьми, природой, участвуя в
труде,
отдыхе,
он
приобретает
)
Jxo
мые жизни умения, навыки, формирует свои человеческие качества. В
ж.с•н пpoпecce происходит социализация его личности, все жизненно важное
он
тлвобретaeт
в
деятельности.
Воспитание
реальной
жизнью
—
это,
прежде
всего,
.чая
жизнь детей и взрослых. Взрослые старались учитывать возраст
и
пол детей, вводили элементы состязательности, коллективные формы труда.
Такой семейный разновозрастный коллектив выступал как прекрасный учитель
и востітатель. Особое внимание придавали воспитанию у детей и молодежи
во.эожительных нравственных качеств: трудолюбия, честности, совестливости,
умения
преодолевать
трудности,
дружелюбия
сострадательности.
Якуты
осјэклают и глубоко презирают лень, обман, хитрость, жадность, безволие,
жестокость, предательство, воровство. Народ высоко ценит как острый ум, так и
спокойную, неторопливую рассудительность.
Прочитав статью А. Макаренко “ Воспитание в труде” , пришла к выводу ,
тго наше отношение к трудовому воспитанию детей по традициям народа caxa
ігяеет так много точек соприкосновений с педагогической теорией известного
пeaaroгa А.С. Макаренко.
•
В своем
докладе хочу напомнить вам мировозрения
А.С. Макаренко по
трудовому воспитанию детей.
Из статьи А.
Макаренко
« Воспитание в труде»
«Труд всегда был
vвованием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой
ютзіві
и
культуры.
В
нашей
стране
труд
перестал
быть
предметом
эксплуатации, os слелался делом чести, славы, доблести и геройства.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых
<vчовных
элементов.
Попробуем
подробнее
проанализировать
смысл
и
значение j лового воспитания в семье.
Первое, о чем в
особенности должны помнить родители, это следующее.
бьi
ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в
стоп обществе, ценность как гражданина будут зависеть исключительно от того,
Ео.ЗЪЕО ОН В состоянИИ будетпринимать участие в общественном труде,
NEO.Ю•EO ОН К этому труду будет подготовлен. Но от этого будет зависеть и
его остояние, материальный уровень его жизни... Мы хорошо знаем, что от
злы
все люди обладают приблизительно трудовыми данными, но в жизни
тонн jмeют работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому
труду, другие- к труду более сложному и , следовательно, более
tіеиному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы,
они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости.
Следовательно,
трудовая подготовка,
воспитание
трудового качества
яе.эовека-это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или
гьэохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его
б.эагосостояния.
Второе, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.
В
яе.эовеческой истории в большинстве случаев труд всегда имел такой характер
вринудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть
с го.пола. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой,
но ii творческой силой. Научить творческому труду-особая задача воспитателя.
Творческий труд возможен только тогда, когда он срзнательно видит в ней
необходимость
труда,
когда
труд делается для него основной формой
прояп.гения личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только
тогаа.
когда
образовалась
глубокая
привычка
к
трудовому
усилию,
когда
•*»
работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.
Третье
,
в трудовом
усилии воспитывается не
только рабочая
лоэготовка
человека,
но и подготовка
товарища,
т.е.
воспитывается
лравнльное отношение к другим людям —это уже будет нравственная
вопготовка... Только
участие в коллективном труде позволяет человеку
аыраfiотать
правильное,
нравственное
отношение
к
другим
людям-
ролственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся,
возмvтение
и
осуждение
по
отношению
лентяю,
к
человеку,
s жзоняющемуся от труда.
Четвертое,
физическое
развитие
в
труде,
конечно,
тоже
имеет
бо.эьтое
значение,
являясь
важным
и
совершенно
необходимым
элементов физической культуры.
Но главная польза труда
моральном,
тжоввом развитии человека.
Гlятое,...труд имеет не только значение
о
б
ще
ственно-производственное,
но
я ямеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько
мисс
я счастливее
живут люди, которые многое умеют делать, у которых все
н спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,
јтеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывает
те люди , которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые
умеют обслуживать
сами себя, а всегда нуждаются
то в няньках,
то в
услуге,
то
в
помощи,
а
если
им
никто
не
поможет,
живут
в
неудобной неряшливо, грязно, растерянно.
Родители должны подумать над каждым из указанных обстоятельств. В
жизни
и
жизни
своих
знакомых
они
на
каждом
шагу
увидят
важнейшего значения трудового воспитания ...Именно семейная
подготовка
имеет самое важное значение для будущей квалификации
Тот ребёнок
, который
получил
в семье
правильно
трудовое
, тот в дальнейшем
с большим успехом будет проходить и свою
подготовку . А те дети которые не прошли в семье никакого
опыта, те и квалификации не могут получить хорошее , их постигают
неудачи, они выходят плохими работниками, если их не исправит
государственных учреждений.
Точно так же родители не должны думать, что
под трудом понимаем
физический труд, мускульную работу... В трудовом воспитании важным
следующая сторона метода. Перед ребенком должна быть поставлена
задача, которую он может разрешить , применяя то или другое
средство. Эта задача необязательно должна стоять на короткий отрезок
мэzмевя. на один или на два дня. Она может иметь длительный характер, даже
тoгo.тжaтcя
месяцами
и
годами.
Важно
то
,что
ребенку
должна
быть
man.женанекоторая
свобода
в выборе
средств
и
он
должен
нести
m xrropjю ответственность за выполнение работы и за ее качество.
Tpj новое участие детей в жизни семьи начинается очень рано.
Начинается ло.джио в игре. .. С возрастом
трудовые поручения
должны быть и отделены от игры. Каждая семья найдет у себя очень
много работ ,
ютв менее интересных и посильных.
Шжво при этом
всегда помнить: когда дети учатся в школе, последняя
сильно
нагружает
их
домашней
работой.
Разумеется,
эта
работа
должна
считаться самой главной и первоочередной.
Дети должны хорошо
понимать , что в школьной работе они выполняют функцию не только личную,
но и общественную, что за успех
школьной работы отвечают они не только
перед родителями, но и перед государством. С другой стороны, неправильно,
если только школьная работа пользуется уважением, а все остальные трудовые
задачи отбрасываются. Такое обособление школьной работы очень опасно, так
как вызывает у детей полное пренебрежение к жизни и работе своего семейного
коллектива. В семье должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма,
как можно чаще проявляться помощь одних членов семьи по отношению к
другим.
Какими мерами можно и должно вызывать у ребенка то или другое
трудовое усилие? Меры эти могут быть самыми разнообразными. В
раннем детстве , конечно, многое ребенку надо и подсказать, и показать,
но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребенок сам
замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или
отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит
на помощь своему семейному коллективу.
Очень часто бывает,
что
ребенок по своей неопытности , по слабости ориентировки нге может
самостоятельно заметить
потребности в той или другой работе.
Родители должны в таких случаях осторожно подсказать,
помочь
ребенку выяснить свое отношение к этой задаче и принять участие в ее
разрешении.
Это часто лучше
всего делать
,
вызывая
простой
технический интерес к работе,
но и злоупотреблять этим способом
нельзя. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не
вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент
работами скучными.
Вообще он должен воспитываться так,
чтобы
решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а
его польза, его необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка
способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные.
Потом , по мере развития ребенка, даже самаЯ неприятная работа будет
приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для
него очевидна.
В том случае ,
если необходимость или интерес недостаточны,
чтобы выЗвать у ребенка желание потрудиться,
можно применить
способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, то
она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба и должна
быть такова. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он
исполняет
просьбу
по
собственному
доброму
желанию,
не
побуждающий к этому никакими принуждениями.
Просьба -самый
лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не
следует. Форма просьбы лучше всего употреблять в тех, случаях, когда
вы хорошо знаете ,
что ребенок с удовольствием просьбу вашу
ВЫ П ОЛН ИТ
Если
же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму
обыкновенного поручения, спокойного, уверенного ,делового. Если с малого
возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение,
и, в особенности, если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка,
буЗдете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному
почину выполнять ее, в вашем поручении
не будет уже никаких прорывов.
Только если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к
принуждению.
Принуждение может быть различное- от простого повторения поручения до
повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно
прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит
пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Больше всего
затрудняет родителей вопрос,
как нужно обращаться с так называемыми
ленивыми детьми. Нужно при этом сказать,
что лень,
т.е.
отвращение к
трудовому усилию,
только в очень редких случаях объясняется плохим
состоянием здоровья,
физической слабостью,
вялостью духа.
Большей
же
частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда
с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не
приучают его преодолевать
препятствия, не возбуждают у него интереса к
семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к
тем удовольствиям , которые труд всегда доставляет.
Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в
область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
Но борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети,
которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без
интереса, без мысли, без радости. Они работают только потому, что хотят
избежать неприятностей, чтобы отделаться от упреков и т.д. Такая работа часто
очень напоминает усилия рабочей лошади. Такие работники могут совершенно
потерять
контроль
над своим трудом, приучаются
относиться
к
нему
некритически .Из них вырастают люди, которые очень легко поддаются
эксплуатации,
которые всегда ,
всю жизнь
только и знают,
что всех
обслуживают, всем помогают, даже тем , которые сами ничего не делают. У
этих людей нет нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других
людей.
Качество труда должно иметь
самое решающее значение :
высокого
качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще
неопытен,
часто он физически не способен выполнить работу во всех
отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое
доступно и его силам, и его пониманию. Не нужно при этом поносить ребенка
за плохую работу, стыдить его, упрекать. просто и спокойно сказать, что работа
сделано
неудовлетворительно,
что
она
должна
быть
переделана,
или
исправлена,
или сделано заново.
При этом никогда не нужно производить
работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях
можно
проделать часть работы, которая не по силам ребенку, поправляя в этом случае
допущенную нами ошибку в самом назначении работы.
Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо
поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе
доставлять ребенку такое удовлетворение,
чтобы он испытывал радость.
Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его
труды. Такой
же наградой будет для него ваше одобрение его
изобретательности, его находчивости, его способов работы. Но даже и таким
словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не
следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых
ваших и друзей.
Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу не
произведенную. Самое важное в этом случае
—
добиться того, чтобы работа
была все-таки выполнена».
Читая статью, как родитель и учитель, соглашаешься с советами автора , в
то же время и открываешь для себя простые истины - секреты воспитания.
С момента создания нашей семьи, в течении 30 лет мы разводим крупный
рогатый скот. Начали с одной коровы, а на сегодня имеем 6 дойных коров. В
моей
семье
четверо
детей.
Как
и
все
деревенские
дети
с
малых
лжет
привлечены к любой работе. Домашние дела распределяются так, чтобы все
были охвачены делом , которое доступно его силам и пониманию. И каждый год
в нашей семье самые основные работы распределяются: весной —заготовка
около 40 куб.метра дров на зиму, посадка рассад, картофеля, летом —сенокос,
заготавливаем от 10-12 стогов сена, это более 30 т сена, сдаем более 3 тонн
молока, что является большим подспорьем для семьи.
Когда уже видишь своих
повзрослевших детей,
умеющих
выполнять
качественно любую
работу
,
чувствуешь
гордость
за них
,
радуешься ,что
привитие любви к труду,
вложенное нами , родителями, поможет им стать успешными в жизни.
Использованная литература
Статья А.С. Макаренко «Воспитание в груде» в журнале « Дошкольное
воспитание» №7 , l970гoд