Напоминание

Методика проведения пересказывания по литературным произведениям для развития речевой активности детей 4-5 лет с ОНР


Автор: Баранчук Елена Юрьевна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ Ленинская сш 6
Населённый пункт: поселок Ленинский
Наименование материала: статья
Тема: Методика проведения пересказывания по литературным произведениям для развития речевой активности детей 4-5 лет с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика

проведения

пересказывания

по

литературным

произведениям для развития речевой активности детей 4-5 лет с ОНР

Задача детского сада, как отмечает Н. В. Смирнова, заключается в

подготовке

к

долгосрочному

литературному

образованию,

которое

начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный

литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном

детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка,

загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с

русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н.

Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

[18].

Содержание и формы речевой активности во время пересказа детьми в

детском саду состоят в следующем:

1. Выбор литературных произведений.

Одной из важных задач является выбор литературных произведений,

подходящих для детей 4-5 лет. Тексты должны быть интересными,

понятными и содержать яркие образы и события, которые могут привлечь

внимание детей. При этом тексты должны соответствовать возрастным

особенностям и не быть слишком сложными в понимании.

2. Анализ и обсуждение текста.

Перед пересказом важно провести анализ и обсуждение текста. Дети

могут рассматривать ключевые события, персонажей и детали сюжета.

Важно стимулировать детей к выражению своего мнения о произведении,

выявлению смысла и усвоению основных идей [9].

3. Формирование структуры рассказа.

Дети должны научиться оформлять свой рассказ в структурированной

форме. Это включает в себя введение, в котором представляется текст и его

автор, основную часть, где рассказывается о событиях и персонажах, и

заключение, где дети могут выразить свои впечатления и мысли.

4. Использование речевых средств.

При пересказе дети должны использовать разнообразные речевые

средства, такие как прилагательные, синонимы, антонимы и метафоры,

чтобы делать свой рассказ более ярким и интересным. Педагоги могут

способствовать развитию словарного запаса и креативных способностей

детей.

5. Формы проведения пересказа.

Пересказ можно проводить в разных формах. Это может быть

коллективный пересказ, когда дети обсуждают текст вместе и создают общий

рассказ, или индивидуальный, когда каждый ребенок рассказывает свою

версию истории. Важно учитывать потребности и особенности каждого

ребенка [11].

6. Развитие эмоциональной выразительности.

Пересказ

дает

возможность

детям

развивать

эмоциональную

выразительность в речи. Они могут выражать эмоции персонажей, описывать

события с разными интонациями и учиться передавать разнообразные

чувственные состояния.

7. Внимание к психологическим аспектам.

Важно учитывать психологические аспекты при проведении пересказа.

Необходимо создавать поддерживающую и доверительную атмосферу, где

дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. Также важно

учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка

[9].

Пересказ литературных произведений в детском саду способствует

развитию речевой активности и языковых навыков детей, а также формирует

положительное отношение к чтению и литературе.

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к

каждому ребенку. Построение занятия определяется разнообразием его

задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст.

Исследования Л. В. Занковой и других психологов показали, что

осмысление

материала,

установление

мысленных

логических

связей

облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. Итак, занятие по

пересказу имеет следующую типовую структуру:

1.

Вводная

часть.

Подготовка

детей

к

восприятию

нового

произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного

опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе,

чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа

опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий

пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения) [11].

Цели

ее:

уточнение

содержания

(главным

образом

идеи

и

характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво

подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная

подготовка

к

выразительному

пересказу

(работа

над

прямой

речью

действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в

важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при

последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы

опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и

разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа, или если дети уже отлично

справляются с пересказом самостоятельно.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед

ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста

(несколько секунд).

7. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце

вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные

приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа:

первый – новый для детей, сравнительно легкий; второй – уже известный им,

он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей [11].

Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для

пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже

по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и

предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие

помогает формировать вкусы и интересы ребенка [11].

Так, работа по обучению пересказу должна вестись систематично

(примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких

сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Не следует

требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения.

Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Для результативного развития речевой активности детей 4-5 лет с ОНР

с использованием предсказывания литературных произведений можно

применять различные приемы.

Ряд приемов носит установочный характер – они готовят детей к

предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов

используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере

надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими

пересказами.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он

сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных

отрывков, фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о

выразительности речи. Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом

предложении самое главное? и т. п., а также объяснения, указания.

Значительное место занимают упражнения – индивидуальные и хоровые

повторения

слов

и

фраз,

варианты

произнесения,

выбор

наиболее

подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей,

показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает

эмоциональный фон для предстоящего пересказа [14].

Не следует в подготовительной беседе досконально разбирать текст,

задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого

припоминания

содержания.

Беседа

должна

ориентировать

детей

на

правильность

их

предстоящих

выступлений,

она

сравнительно

кратковременна.

Другая

группа

приемов

имеет

тренировочную

и

оценочную

направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение

детьми текста. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее

уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях

обучения

практикуется

совместный

пересказ

педагога

и

ребенка

(договаривание, ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание

последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение

ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в

уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления

грамматической или смысловой ошибки ребенка [5].

Между пересказами, если их качество невысоко, также как и в беседе,

используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение

делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На

машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем

сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании

части иногда подчеркивая это обстоятельство [11].

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом.

Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом

случае отмечают немногие (1–2) качества положительного характера. Иногда

педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая

к оценке детей.

Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить

пересказ,

повторив

по-новому

реплику,

концовку

или

небольшой,

неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос

(ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо

было веселее? Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость

за нашу Советскую Армию?

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности,

какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей

вариативность

исполнения.

Следует

подсказать

детям

подходящие

формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую

Сереже...», «А может быть, лучше...» [14].

Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы,

но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса – после

пересказа. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу,

особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит

пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания

коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина

роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы.

Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и

закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в

негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют

индивидуальность речи [14].

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может

быть

использована

игра-драматизация

или

инсценировка

текста

с

использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица

или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с

прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть

необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов,

бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не

адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке

прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных

текстах.

Обучение будет результативнее лишь в том случае, если дети

внимательно

слушают

объяснения

и

указания

воспитателя,

активно

выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес [3].

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был

понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены.

Важным

условием

для

условия

связной

речи

является

правильно

поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков,

так

как

характерные

недостатки

детских

рассказов

-

однообразно

используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов,

частей, предложений и даже целых фраз и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и

науки РФ от 17 октября 2013. - №1155. – Текст : непосредственный.

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. :

Академия, 2013. – 624 с. – Текст : непосредственный.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников: учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. :

Академия, 2000. - 400 с. – Текст : непосредственный.

3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. –

М. : Педагогика, 1980. – 216 с. – Текст : непосредственный.

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. :

Лабиринт, 2017. – 280 с. – Текст : непосредственный.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. :

Педагогика, 2011. – 427 c. – Текст : непосредственный.

6. Гез, Н. И. Развитие речи дошкольников / Н. И. Гез. – М. :

Просвещение, 2008. – 224 с. – Текст : непосредственный.

7. Годовикова, Д. Б. Развитие речи дошкольников: Учебное пособие /

Д. Б. Годовикова. – М. : Гуманитарное агентство «Академия», 2017. – 224 с. –

Текст : непосредственный.

8. Гончаров, Н. Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н. Н.

Гончаров. - М. : Педагогика, 1974. – 98 с. – Текст : непосредственный.

9.

Давыдов,

В.

В.

Проблемы

развивающего

обучения:

опыт

теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М. :

Педагогика, 1985. – 121 с. – Текст : непосредственный.

10.

Ефименкова, Л. Н. Формирование грамотности у дошкольников / Л.

Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2018. – 160 с.

– Текст :

непосредственный.

11. Занкова, Л. В. Особенности развития речи детей 4-5 лет / Л. В.

Занкова. – СПб. : Питер, 2016. – 240 с. – Текст : непосредственный.

12. Иванов, А. А. Развитие речи и языковых навыков детей в

дошкольном возрасте / А. А. Иванов. – М. : Педагогическое общество

России, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный.

13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А.

Куликова. - М. : Академия, 2013. – 416 с. – Текст : непосредственный.

14. Кунусбаева, А. С. Обучения пересказу детей 4-5 лет / А. С.

Кунусбаева. – Костанай, 2017. – 24 с. – Текст : непосредственный.

15. Леонтьев, А. А Актуальные проблемы психической речи и обучение

языку

/ А. А. Леонтьев. - М. : Академия, 2008. – 164 с.

– Текст :

непосредственный.

16. Лурия, А. Р. Развитие речи детей дошкольного возраста / А. Р.

Лурия. – СПб. : Питер, 2019. – 256 с. – Текст : непосредственный.

17. Семенов, А. П. Психологические аспекты обучения грамоте у детей

дошкольного возраста / А. П. Семенов. – М. : Наука, 2017. – 120 с. – Текст :

непосредственный.

18. Смирнова, Н. В. Обучение грамоте в детском саду: методика и

практика / Н. В. Смирнова. – М. : Педагогическое издательство, 2018. – 144 с.

– Текст : непосредственный.



В раздел образования