Автор: Музыченко Елизавета Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №25
Населённый пункт: Приморский край Черниговский район пгт. Сибирцево
Наименование материала: "Развиваемся играя"
Тема: Кружковая программа 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25» пгт.Сибирцево
Черниговский муниципальный округ
Проект по развитию межполушарного взаимодействия
у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Развиваемся, играя»
Авторы:
Музыченко Елизавета Павловна,
Воспитатель логопедической группы
Моисеенко Анна Викторовна,
воспитатель логопедической группы
Сибирцево, 2025 г.
Введение
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Иван Петрович Павлов,
В последнее время, мы часто слышим о важности развития межполушарных
связей у детей. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения
ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся
под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Обычно межполушарные
связи у детей формируются сами собой — в процессе игры, бытовых занятий,
обучения и беседы. Чем больше самостоятельности, разнообразных занятий, новых
впечатлений и поддержки взрослого есть у ребенка, тем быстрее идет этот процесс,
и детская личность развивается гармонично.
Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из
причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста
является именно дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не
происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием.
Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему,
тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную
нагрузку на себя, а другое блокируется.
С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР (тяжелыми нарушениями
речи). Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие
речи
(ОНР).
Данная
речевая
патология
представляет
собой
сложный
симптомокомплекс,
включающий
в
себя
нарушения
как
фонетико-
фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р. Е. Левина, 1960; Л.
Ф. Спиридонова, 1980; и др.). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых
отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности.
Пояснительная записка
Актуальность. Работа на логопедической группе показала, что у детей дети с ТНР,
кроме нарушения речевых процессов
повсеместно нарушены особенности развития
эмоциональной сферы, есть трудности сосредоточения и переключения внимания,
некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, и т.п.
Такие
дети
часто
болеют.
Для
детей
с
ТНР
характерно
выраженное
нарушение межполушарного
взаимодействия:
происходит
неправильная обработка информации
и
у
ребенка
возникают
сложности
в
образовательной деятельности (проблемы в устной речи, запоминании, счете как в
письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Следовательно, для детей с ТНР
развитие межполушарного взаимодействия
критически важно, так как оно помогает улучшить когнитивные функции, такие как
речь, чтение, письмо и логическое мышление. Поэтому для наиболее эффективной
работы
по формированию межполушарных связей
у детей старшего дошкольного
возраста с ТНР нами был разработан и внедрен в практику работы нашей группы
проект по использованию нейроигр «Развиваемся, играя».
Нейроигры — это
специально подобранные упражнения, основанные на данных нейропсихологии,
которые активизируют взаимодействие между левым и правым полушариями мозга.
Игровая
форма
таких
упражнений
позволяет
ребёнку
выполнять
сложные
двигательные и когнитивные задачи легко и с интересом, что делает нейроигры
особенно эффективными в дошкольном возрасте.
Основная актуальность нейроигр для детского сада:
Комплексное развитие: Нейроигры развивают все психические процессы:
внимание, память, мышление, речь, воображение.
Формирование
межполушарных
связей: Упражнения
помогают
синхронизировать работу обоих полушарий мозга, что повышает когнитивные
способности и обучаемость.
Развитие мелкой и крупной моторики: Игры улучшают зрительно-моторную
координацию, взаимодействие рук и ног, чувство тела и пространства.
Подготовка к школе: Нейроигры помогают предотвратить трудности в освоении
школьной программы, особенно в математике и чтении, а также улучшают адаптацию
к новым условиям обучения.
Эмоциональное
развитие: Они
способствуют
снижению
стресса
и
утомляемости, повышают самоконтроль и эмоциональную устойчивость.
Коррекционная
функция: Нейроигры
могут
применяться
для
коррекции
речевых нарушений, поскольку стимулируют развитие высших психических функций.
Здоровьесберегающая
технология: Использование
нейроигр
способствует
общему
психофизическому
здоровью
детей,
являясь
частью
образовательного
процесса, а не его заменой.
Цель проекта : создание условий для развития межполушарного взаимодействия
у детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием и принципами нейроигр.
- Развивать у детей внимание, память, речь, мышление и саморегуляцию через
игровые упражнения.
- Содействовать формированию межполушарного взаимодействия и
сенсомоторной координации.
- Стимулировать речевую активность и повышать речевое внимание,
- Развивать мелкую моторику и способствовать повышению
стрессоустойчивости и самоконтроля.
Ожидаемые результаты:
Развитие когнитивных функций:
Улучшение внимания, памяти и мышления.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Совершенствование речи:
Стимуляция речевой активности и повышение речевого внимания.
Развитие фонематического слуха и восприятия, что важно для различения звуков.
Автоматизация поставленных звуков, слогов и слов.
Улучшение навыков словообразования и словоизменения.
Развитие моторики и координации:
Развитие общей и мелкой моторики.
Улучшение координации движений и переключаемости с одного движения на
другое.
Эмоциональная и личностная сферы:
Повышение стрессоустойчивости и обучаемости.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Повышение способности к произвольному контролю и снижению возбудимости.
Повышение эффективности коррекции:
Снижение утомляемости детей во время занятий.
Создание благоприятного эмоционального фона для успешной работы.
Активизация как сохранных, так и нарушенных функций.
Индивидуализация коррекционной работы за счет адаптации упражнений под
нужды ребенка.
Основная часть
Вид проекта – долгосрочный (1 год) Проект предполагает проведение игровых
занятий во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25
минут. Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с
интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Основное
содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию
двигательной
сферы
и
общей
моторики,
координацию
рече-двигательных
анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе
бумаги, осознание своей деятельности через речь.
Проект реализуется через систему нейроигр, разделенных на 4 блока:
1. Игры на координацию движений рук и тела
2. Игры на координацию движений рук и тела с добавлением словесного
сопровождения
3. Игры на координацию движений рук и тела с добавлением предметов
4. Игры на координацию движений рук и тела со словами и предметами
Перспективное планирование нейроигр.
1. Вводное занятие
2. Игры «движение»
2.1 Игра «Классики для пальчиков»
2.2 Игра «Дорисуй рисунок»
2.3 Нейротаблица или покажи одновременно»
2.4 Упражнение «Колечки»
2.5
«
Рисуем по точкам»
2.6 «Рисуем двумя руками»
2.7 «Дорожки для пальчиков»
2.8 Занятие с участием родителей
3. Игры «движение + слово»
3.1 Звукодыхательное упражнение « Дирижер и оркестр»
3.2 «игры с пуговицами»
3.3 Прощание « Башенка»
3.4 Упражнения с мячиками.
3.5 Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
3.6 Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
3.7 Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
3.8 Игра «Грибы да ягоды»
3.9 Занятие с участием родителей
4. Игры «движение + предмет»
4.1 Игра «Пол – это лава»
4.2 Подвижная игра «Кто лишний?»
4.3 Игра «Почемучка»
4.4 Игровое упражнение «По следам»
4.5 Игра «Веселые мячики»
4.6 Игра «Мемори тренажер»
4.7 Занятие с участием родителей
5. Игры «движение + предмет + слово»
5.1 Подвижная игра «Нейроритмика» (произнести слог или звуки)
5.2 Игра пройди по фигурным дорожкам (произнеси звук или слог)
5.3 Нейроупражнение «Веселая дорожка»
5.4 Упражнение Игры с мячами (обычными, прыгунами,)
5.5 Игра «Веселые мячики»
5.6 «Идем по дорожке»
5.7 Занятие с участием родителей
Итоговое занятие - игротренинг с родителями
Участие родителей в проекте
В ходе реализации проекта для родителей проводится: ознакомительная встреча
«Что такое нейроигры», в конце каждого блока проводится совместное занятие с
участием родителей, где закрепляются игры всего блока, родители учатся играть
вместе с детьми и
получают информацию по изготовлению и использованию
подобных нейроигр данного блока дома. По окончании проекта проводится итоговый
игротренинг для родителей, где происходит обобщение всего материала в форме игр,
проходит консультирование родителей по использованию нейроигр в домашних
условиях.
Кроме того, для родителей в рамках проекта в родительском уголке и общем чате
осуществляется консультирование по теме развития межполушарного взаимодействия.
Диагностическая работа
Диагностика по
проекту
включает в себя наблюдение за выполнением
специальных
игровых
упражнений
для
оценки
развития
речи,
моторики
и
координации, с оцениванием того, насколько легко и точно ребенок их выполняет. На
основе наблюдений делают выводы о межполушарном взаимодействии ребенка, его
внимании, памяти и способности к самоконтролю.
Диагностика проводится в форме наблюдения
Наблюдаемые параметры
Речь:
- Умение ребенка произносить слова целиком, а не отдельными слогами или
звуками.
- Правильность построения фраз, включая наличие предлогов.
- Способность повторить ритмический рисунок хлопков или счет.
Моторика и координация:
- Точность выполнения движений при одновременной работе обеими руками.
- Способность выполнять движения на переключение (например, "кулак-ребро-
ладонь").
- Общая координация движений при ходьбе и ползании.
Внимание и память:
- Способность повторить позу, показанную взрослым или нарисованной
фигуркой.
- Удержание в памяти и воспроизведение заданного ритма или
последовательности действий.
Примеры диагностических упражнений
"Ухо-нос-хлопок": Левой рукой берется за нос, правой — за противоположное
ухо. После хлопками меняет руки местами.
"Кулак-ребро-ладонь": Последовательное переключение положения руки на
столе (кулак, ребро, ладонь) сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя
руками одновременно.
"Зеркальное рисование": Одновременное рисование зеркальных фигур обеими
руками на листе бумаги.
"Ладошки": Одновременное сжатие одной руки в кулак, а другой — разжатие, с
последующей сменой положений рук.
"Повтори позу": Повторение позы взрослого или нарисованной фигурки.
Принципы проведения диагностики
Адаптация: Игры адаптируются под возраст и возможности ребенка.
Усложнение: Сначала упражнения выполняются отдельно, а затем переходят к
более сложным вариантам, таким как одновременные действия двумя руками или
синхронная работа с партнером.
Диагностика проводится два раза в год: в начале реализации проекта и по
окончании работы. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет
оценить результативность реализации проекта.
Список литературы
.
1
. Белозерова Е. Рабочие нейротетради «Думаем и анализируем». - Ростов-на-
Дону: «Феникс», 2019.
2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного
речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь,
«Илекса», «Сервис школа», 2001.
4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих
полушарий мозга. - Симферополь, 2013.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.:
Айриспресс, 2015.
6.Корепанова С. Рабочие нейротетради «Играем и запоминаем». - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2019.
7. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для
активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры,
2020.
8. Сунцова А. Рабочие нейротетради «Учимся быть внимательными». - Ростов-на-
Дону: «Феникс», 2019.
9. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2019. 10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у
детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019
Приложение 1
Картотека нейроигр.
2.1 Игра «Классики для пальчиков»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы
левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и
улучшение мозговой деятельности в целом.
Инструкция: ребенок двумя пальцами обеих рук одновременно проходит игровое
поле, как будто играет в классики пальчиками.
2.2 Игра «Дорисуй рисунок»
Цель: закрепление
математических
и
пространственных
знаний,
развитие
творческого воображения, дети знакомятся с понятием симметричность предметов.
Данные
игры
способствуют
активизации
мыслительных
процессов,
которые
подкрепляются нейронными связями в головном мозге.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, легко
стираемые маркеры.
Инструкция: по сигналу взрослого ребенок должен повторить уже прорисованный
рисунок с другой стороны. Дорисовать часть рисунка. Данную игру так же можно
разделить на несколько уровней сложности. Начать от простого – несложные
геометрические фигуры, и усложнять до интересных многокомпонентных рисунков.
Можно предложить детям посоревноваться на скорость, а также поменять «рабочую
руку» (с правой на левую, и наоборот).
2.3 Нейротаблица или покажи одновременно
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы
левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и
улучшение мозговой деятельности в целом.
Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.
Инструкция: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками
находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды,
или играть индивидуально.
2.4 Упражнение «Колечки»
Цель:
развитие
межполушарного
взаимодействия
через
согласование
разнотипных движений рук.
Инструкция: На одной руке большой палец последовательно соединяется со
всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает
другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя
руками.
2.5 «Рисуем по точкам»
Эта игра помогает детям научится рисовать линии,следуя по точкам. Каждая
картина имеет набор точек, которые необходимо последовательно связать линией
чтобы создать целостное изображение. Это требует от детей точности движений и
улутшает их мелкую моторику.
2.6
«Рисуем
двумя
руками»
Классическое
и
самое
популярное
нейропсихологическое графомоторное упражнение – это «Рисуем двумя руками».
Чаще всего рисуют двумя руками одновременно, но сюда можно также отнести
рисунок левой (не рабочей, т.е. для левшей — правой) рукой, а также попеременное
письмо, рисование правой, левой рукой.
2.7 «Дорожки для пальчиков». Инструкция примерно следующая: «Проведи
пальчиком левой/правой (поочередно и/или одновременно) руки по дорожке» (под
пальчики
часто
подкладывают
крышечки).
Можно
завершить
упражнения
прорисовкой дорожки карандашом (маркером).
3.1 Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр»
Инструкция: Дети стоят лицом к ведущему, так, чтобы не мешать друг другу.
Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх и чем выше
будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише
голоса. Но моя палочка может не только постепенно подниматься и опускаться – она
может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет
меняться тоже быстро. тише - громче
Буквы можно «рисовать» рукой в воздухе, можно использовать карточки с
изображениями букв. Вариант 2. Усложнения: при поднятии дирижерской палочки
(громче) - дети стоят на левой ноге - при опускании дирижерской палочки (тише) –
меняют ногу (упражнения можно менять)
3.2 «Игры с пуговицами»
Задача: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках.
Игровой материал: Пуговицы разной величины.
Инструкция:
Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелкие –
короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам
даются «имена»: большим – «та», маленьким – «ти». Усложнение: выкладывание из
пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание
3.3 Прощание «Башенка»
Инструкция: Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в
определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани).
Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом
поднимая
свой
большой
палец
вверх
для
следующего
участника.
После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.
3.4 Упражнения с мячиками (Выполняется в паре).
Инструкция: У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый,
маленький). Способы действий с мячиками: - мяч в противоположной руке –
перекладывать из руки в руку друг другу; - мяч в противоположной руке,
перекладываем с левой в правую и другому отдаем; - мяч в противоположной руке –
себе – другому, - мяч не в противоположной руке – другому по диагонали, - мяч не в
противоположной руке – себе – по диагонали другому, - 2 тебе, 2 мне, - диагонали – 2
у одного человека – он передает крест-накрест другому, - 2 мяча у одного – он
передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ, - 2 у
одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху. Возможны
свои вариации.
3.5 Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте
массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней
ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по
ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд
(как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием
надавите ими на мяч (4—6 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте
вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч
двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями,
пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч
(4—6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая
темп.
Упражнение №1 Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и
потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и
ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим
ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем
мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
Упражнение №2
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в
одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем
ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках
кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Упражнение №3
Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту) Взад - вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч
прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук!
Упражнение №4
Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад-вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу) Им поглажу я
ладошку, (гладим одну ладошку мячиком) Будто бы сметаю крошку, (гладим другую
ладошку мячиком) И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой) Как сжимает
лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой
Упражнение №5
Ежик, ежик – чудачок Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях
вперед – назад) Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх) Чтоб друзей всех
повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз) Ежик топал по
тропинке (постучать мячом по столу) И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом
за голову, покатать мяч по шее) Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной
коленке вперед) Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад) А
навстречу скачет зайка, Длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик) В
огороде чьем – то ловко Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать
мяч)
Упражнение №6
Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту) Весь колючий, вот
такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои
ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
Упражнение №7
Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между
ладонями) Нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит И пыхтит, пыхтит,
пыхтит. Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч пальчиками) И пыхтит, пыхтит,
пыхтит Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по пальчикам) Да, да, да!
Уходи, колючий еж, (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев) В темный лес,
где ты живешь.
3.6 Игра «Грибы да ягоды» Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: -
ладонь одной руки лежит на кулаке другой. Дождь грибочек поливал, - пальцы
ласково глядят по щекам. И грибочек подрастал - руки сцепляем пальцами, постепенно
увеличивая круг, называем грибы. Ягодка росла в лесу, я домой ее несу - кулак одной
руки лежит на ладони другой (меняем). Солнце ягодку согрело - пальцы ласково
гладят по щекам. Наша ягодка поспела - делаем круги, соединяя по очереди все
пальцы с большим, одновременно на двух руках, называем ягоды.
4.1 Игра «Пол – это лава»
Цели:
Развивать
умение
ориентироваться
в
пространстве,
тренировать
выносливость.
Инструкция: Дети размещаются свободно по всему залу. На полу в произвольных
местах стоят подушки. Игра по принципу «выше ножки от земли». Игроки бегают,
прыгают пританцовывая под музыку. Как только услышат сигнал: «Пол – это лава!» -
нужно быстро забраться на возвышенность. Игра повторяется несколько раз.
4.2 Подвижная игра «Кто лишний?
Цель игры: воспитание быстроты реакции,
внимательности, ловкости.
Оборудование: балансировочные подушки.
Инструкция: Подушки раскладываются по кругу количеством на 1 меньше
количества детей. Включается музыка, дети бегают или идут по кругу.
(разными способами) После прекращения музыки дети пытаются встать на
подушки. Участник, неуспевший занять свободную подушку, выходит из
игры. Еще одна подушка убирается, игра повторяется. В итоге остается 1 подушка
и 2 игрока. Из них выявляется победитель.
4.3 Игра «Почемучка»
Цель: развивать координацию.
Оборудование: балансировочные подушки.
Инструкция: ходьба по балансировочным подушкам навстречу друг другу – на
середине разойтись таким образом, чтобы сохранить равновесие и не упасть с
подушек. Страховка педагогом обязательна.
4.4 Игровое упражнение «По следам»
Цель: Развитие внимания, мышления, планирования.
Оборудование: карточки со следами, координационная лестница либо обручи. Эта
игра развивает ориентировку в собственном теле, что способствует межполушарному
взаимодействию, направлена на развитие ритма, координации, зрительного и
сенсорного восприятия и внимания. На полу раскладываются следы ног (две ноги
вместе, одна левая нога, одна правая нога). Под музыку ребенок начинает двигаться по
следам, правильно выбирая ногу.
4.5 Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать
с группой, снятие напряжения. Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого
маленького мяча. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в
другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные
вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп,
заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе
сопровождающего стихотворения или музыки.
4.6 Игра «Мемори тренажер»
Ход игры: Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед
каждым расположен коврик. Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог
дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу,
увеличивая количество действий) Можно проговаривать названия цвета
5.1 Подвижная игра «Нейроритмика»
Цель: развитие общей моторики, скорости реакции, развитию произвольности и
самоконтроля, концентрации и переключения внимания, памяти, мыслительной
деятельности. Переключение внимания, умение слушать и держать темп.
Инструкция: Объекты и движения могут быть абсолютно разные. Описание
игровых
действий:
в
зависимости
от
картинки
дети
выполняют
действия,
последовательность которых отражена в таблице, движения меняются по хлопку
последовательно по рядам таблицы, смена действий по хлопку.
5.2 Игра пройди по фигурным дорожкам (произнеси звук или слог)
Цель: развитие мелкой моторики,
самоконтроля, моторного планирования,
внимания, одновременно и проговаривает звуки или слоги.
5.3 .Нейроупражнение «Веселая дорожка»
Цель: развитие крупной моторики; пространственной ориентации координации
движений,
самоконтроля,
моторного
планирования,
внимания,
мыслительной
деятельности. Закрепление представления о цифрах, понятия лево –право.
Инструкция: продвигаясь вперед прыжками, ребенок меняет правую и левую
ногу, в зависимости от изображения на дорожке) одновременно называет и показывает
жестами цифры или проговаривает звуки или слоги. Если цифра или буква лежит в
правом углу, то показывает правой рукой, а если в левом углу-правой.
Вариант 2:
Инструкция: на обоях нарисованы стопы, ладони, круги, рядом с разных сторон
прикреплены цифры. Какая цифра, столько раз выполнить действие: стопы-топнуть,
ладони-хлопнуть, круг-покружиться. Если буква то попеть звук.
5.4 Упражнение Игры с мячами (обычными, прыгунами,). Цель: развитие
фонематического восприятия, закрепление правильного произношения. –На звук Ш
отбивай мяч правой рукой, на звук С левой; -Если назову один предмет, отбивай
правой рукой мяч, если много — левой; -Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает
над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх; - Стукни раз, а
может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол; -
Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове; - Мы играем
– раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в
заданном слове; -Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему
слова; - С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков,
слогов; - Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать
новое слово (лак – рак, усы – уши); - Мяч бросаю, диких животных называю; - Мяч
передаю, деревья назову; - Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование
притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т.д.
5.5 Игра «Веселые мячики» Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной
координации, умение работать с группой, снятие напряжения. Ход игры: Дети встают
в круг в руке у каждого маленького мяча. По команде педагога дети перекладывают
мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут
быть разнообразные вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное
сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики
в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.
5.6
«Идем по дорожке» Цель: развитие межполушарного взаимодействия,
координация движений. Оборудование: ортоковрики. Содержание: Для каждой ноги
задается
свой
цвет.
Усложнение:
на
каждый
шаг
произносим
слово
(учим
стихотворение, произносим чистоговорку).
Приложение 2.
Итоговое занятие-игротренинг для родителей
«Путешествие в город нейроигр»
Цель: Знакомство родителей с нейроиграми, для проведения в домашних условиях.
Вступление:
Воспитатель:
«Добрый
вечер,
уважаемые
родители!
Тема
нашей
встречи:
«Нейроигры – залог успешного развития детей дошкольного возраста»».
Ни для кого не секрет, что современные дети всем игрушкам предпочитают гаджеты.
Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие
дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы с вами прекрасно
понимаем, что замена привычных нам игр на гаджеты ведет к малоподвижному образу
жизни, одностороннему развитию детей, когда
слабо развиваются психические
процессы, идет большой вред здоровью детей. Чтобы помочь детям полноценно
развиваться, мы в течение всего года использовали в нашей работе нейроигры. Вы
могли познакомиться с некоторыми из них на наших совместных занятиях. Сегодня
мы хотим немного расширить ваше представление о том. Что такое нейроигры, и что
они дают нашим детям. А также познакомить вас с новыми нейроиграми, чтобы вы
могли попробовать внеси их в ваш домашний игровой «рацион».
Иван Петрович Павлов сказал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
А что вы знаете о нейроиграх? (диалог-обсуждение с родителями о пользе нейроигр).
В результате обсуждения постепенно рисуется кластер «Нейроигры это:»
Воспитатель подводит итог: «Нейроигры-это игровые комплексы, способствующие
развитию
психических
процессов:
памяти,
внимания,
мышления,
развитию
координации, активизации речи, улучшению чувство ритма, развивающие способность
к произвольному контролю и повышающие позитивный эмоциональный настрой.
Не нужно быть врачом, не нужны никакие медикаменты. Не стоит таких игр бояться,
эти игры легки, просты, а главное эффективны в развитии ребенка.
Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют
эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной
активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Все мы, родители, хотим, чтобы наши дети были успешны, быстро развивались,
успешно обучались в школе, и были всесторонне развитыми гармоничными
личностями.
Нейроигры полезны и детям и взрослым и сегодня мы с вами будем играть, чтобы вы и
дома могли организовать нейроигры со своими детьми и были с ними на одной волне.
Итак, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в город «Нейроигр»
Основная часть:
На доске – импровизированная карта города Нейроигр. На каждой локации города
(улица, площадь, проспект) прикреплены жетоны с названиями игр. Воспитатель
Нейроигры
Межполушарное
взаимодействие
Развитие
речи
Развитие
мышления,
памяти,
внимания
Эмоциональное
и волевое
развитие
Координация
движений
Мелкая и
крупная
моторика
предлагает родителям выбирать локацию и жетон.
Воспитатель объясняет, какие
именно игры размещены в выбранной локации. Возле каждой локации размещен QR-
код, по которому родители могут скачать карточки для распечатки, или увидеть
ссылку для приобретения готовых игр и оборудования.
1 локация: Улица Нейрогимнастики
(Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами
(межполушарными карточками). Карточки выглядят как два зеркально отраженных
лабиринта. Нужно передвигать два пальчика (фишки) одновременно. Эти игры
стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию
работы глаз и рук, развивает усидчивость, внимательность и мелкую моторику.)
Упражнение «Топор – пила»
Упражнение «Ухо-нос»
Упражнение «Поезд - колёса»
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
2 локация: Проспект Нейротренажеры:
Нейротренажер — учебно-развивающее оборудование, стимулирующее работу мозга
через мышечную активность.
Межполушарные доски: Доски с зеркальными лабиринтами, по которым дети
проводят шарик одновременно обеими руками или ногами.
Нейро-восьмерки: Специальные лабиринты в форме перевернутой восьмерки, которые
тренируют концентрацию и зрительно-моторную координацию.
Балансиры: Доски или дорожки, требующие удержания равновесия, что развивает
координацию и чувство баланса.
Нейродорожки: Дорожки, которые могут использоваться для развития моторики,
координации и чувства ритма.
3 локация: Площадь Нейротаблиц
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые
предметы слева и справа. Предметы могут быть разные: дикие и домашние животные,
цифры, геометрические фигуры.
Игра «Найди одинаковые фигуры»
Игра «Соедини точки»
Игра «Кузовок
Заключение:
Ведущий:Уважаемые родители, наша встреча подходит к концу. Вы познакомились
сегодня
с
разными
нейроиграми.
Рекомендуем
вам
уделять
этим
играм
(нейроупражнения, нейрогимнастика) хотя бы по 5 минут в день, играть с детьми не
в формате занятия, а в непринужденной игровой форме. Хотим особо подчеркнуть,
нейроигры просты в использовании. Игры легко изготовить дома из подручных
средств. У каждого найдутся фломастеры и бумага, может и мячики от детского
сухого бассейна, веревочки, коробки от бытовой техники, стаканчики и разноцветные
тарелочки. А в помощь вам на нашей карте размещены QR-коды. Пройдя по которым
вы найдете материалы для организации нейроигр в домашних условиях.
Рефлексия Просим вас поделиться с нами вашими впечатлениями от сегодняшней
встречи. Вы можете использовать смайлики-карточки 3 цветов. Выберите подходящий
вашим впечатлениям и прикрепите его на нашу карту города «Нейроигр». Также
будем очень благодарны, если вы напишете на смайлике какой-нибудь комментарий,
поясняющий ваш выбор.
Красный - Не узнали ничего нового, вряд ли буду использовать
Желтый. Вроде бы интересно, может быть будем использовать
Зеленый. – Узнали много нового и интересного, будем использовать дома
Желаем вам: любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, и играйте с
ним в развивающие игры!
Благодарим за внимание!
Игротренинг для родителей.
Цель: познакомить родителей с нейроиграми, формирующими развитие детей
дошкольного возраста.
Ход:
Ведущий:
«Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи: «Нейроигры –
залог успешного развития детей дошкольного возраста»».
Игра-это естественное состояние и потребность любого ребенка. В
современном мире существует великое множество разных игр-настольно-
печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры,
словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.д.), подвижные игры.
Но современные дети ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле
гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да, сейчас время цифровых
технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас
разбираются в технике и это здорово. Но мы с вами идем к тому, что в
светлом будущем дети будут психически, физически ослаблены. Чтобы
помочь детям полноценно развиваться, мы применяем в своей работе
нейропсихологические игры.
Что это за игры и для чего они нужны мы вам расскажем.
Иван Петрович Павлов сказал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Нейроигры-это игровые комплексы, способствующие развитию
психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию
координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к
произвольному контролю и повышает позитивный эмоциональный настрой.
Не нужно быть врачом, не нужны никакие медикаменты. Не стоит таких
игр бояться, эти игры легки, просты, а главное эффективны в развитии
ребенка.
Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в игровой
форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны,
сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское
взаимодействие между ребенком и взрослым.
Все мы, родители, хотим, чтобы наши дети были успешны, быстро
развивались, успешно обучались в школе, и были всесторонне развитыми
гармоничными личностями.
Хотелось бы поделиться с вами некоторыми
нейропсихологическими
играми.
Нейрогимнастика:
Упражнение «Топор – пила»
Задание:
«Нужно представить, что в правой руке топор и выполнить движение-
«рубим» дрова верх-вниз, а в левой руке пила, «пилим» доски назад-вперед.
Выполнять движения нужно одновременно. Потом руки меняем.
Упражнение «Ухо-нос»
Задание:
«Нужно правой рукой коснуться носа, а левой рукой коснуться мочки
правого уха, затем «хлоп» в ладоши и поменять руки. Руки всегда
скрещены».
Упражнение «Поезд - колёса»
Задание:
«Нужно правой рукой с зажатым кулачком выполнять
круговые движения,
как будто едем на поезде. А левой рукой выполнять круговые движения
вокруг живота, но в противоположную сторону».
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Задание:
«Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе,
последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе,
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Нужно выполнять
движения руками одновременно с постепенным увеличением темпа
(ведущий называет положение рук).
Ведущий:
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными
тренажерами (межполушарными карточками). Карточки выглядят как два
зеркально отраженных лабиринта. Нужно передвигать два пальчика
(фишки) одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий
головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, развивает
усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Нейротренажеры:
Игра «Умные дорожки»
Задание: «Нужно провести одновременно пальцами обеих рук (фишками)
по дорожкам (используются карточки)».
Игра «Веселые пальчики» (используются карточки с ладошками)
Задание: «Руки лежат на нарисованных ладошках с разноцветными
пальчиками. Нужно назвать картинку (показ картинки ведущим) и поднять
пальчик с нужным цветом. Сначала можно играть с одной картинкой на две
руки, а затем на каждую руку использовать разные картинки».
Нейротаблицы:
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить
одинаковые предметы слева и справа. Предметы могут быть разные: дикие
и домашние животные, цифры, геометрические фигуры.
Игра «Найди одинаковые фигуры»
Задание: «Нужно одновременно двумя руками найти одинаковые
геометрические фигуры, которые называет ведущий».
Игра «Соедини точки»
Задание: «Нужно, используя маркер, соединить на карточке точки и
назвать предмет».
Игра «Большие, средние, маленькие».
Задание: «На столе предметы разного размера (можно использовать блоки
Дьенеша). Нужно предметы разложить на три кучки по размеру (можно по
цвету, по форме).
Игра «Определи на ощупь»
Задание: «На столе предметы, сделанные из различных материалов
(стекло, дерево, резина и т.д.). Нужно игроку завязать глаза и предложить
определить, что именно за предмет он нащупал.
Игра «Кузовок» Цель: формировать образ слова (для детей от 5 лет),
четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения,
деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
Задание: «Нужно собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова,
которые заканчиваются, например, на –ОК: грибок, подарок, платок и т.д.
Для игры может подойти корзина, коробка, ящик, пакет». Нужно собрать
слова, оканчивающиеся на – ИНА, - КА,- ИК, - ЕТ.
Эту игру можно начинать такими фразами:
«Собираемся в лесок, наполняем кузовок» (грибок, подарок, платок). «Вот
пред нами корзина, туда отправляется… » (картина, балерина, малина).
«Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, стульчик). «Вот большой-
большой пакет, клади в него…» (билет, кларнет, рулет)».
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: развивать концентрацию внимания и двигательного контроля; снятие
импульсивности.
Задание: «Участники, сидя в кругу, по очереди, начиная с ведущего,
произносят по одному слову из стишка:
«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.
А если не треугольный, то это не мой колпак».
Затем фраза повторяется, но участники, которым выпадает говорить слово
«колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два
слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой»
(показать рукой на себя).
При повторении фразы в третий раз, заменяются на жесты три слова:
«колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
Рефлексия:
Ведущий:
Уважаемые родители, какие игры вам понравились больше всего?
Хотим особо подчеркнуть, нейроигры просты в использовании. Игры легко
изготовить дома из подручных средств. У каждого найдутся фломастеры и
бумага, может и мячики от детского сухого бассейна, веревочки, коробки от
бытовой техники, стаканчики и разноцветные тарелочки.
А нейроупражнения /нейрогимнастику/ рекомендуем выполнять каждый
день по 5 минут в непринужденной игровой форме.
Желаем вам: любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть,
и играйте с ним в развивающие игры!
Благодарим за внимание!