Автор: Литягина Анастасия Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОЙ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: конспект урока
Тема: Действия с рациональными дробями (обобщение и систематизация знаний)
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока по алгебре в 8 классе
По теме: Действия с рациональными дробями (обобщение и
систематизация знаний)
Составитель:
учитель математики,
Литягина Анастасия Андреевна
г. Ленинск-Кузнецкий
Конспект урока по алгебре в 8 классе
По теме: Действия с рациональными дробями
(обобщение и систематизация знаний)
Цели:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях с
рациональными дробями: умножении, делении и возведении в степень;
-
формировать у учащихся умение находить произведение двух и более
дробей, делить дроби, возводить дробь в степень;
-
научиться перестраиваться с одного действия на другое, распознавать
способ решения и вид примера;
-
формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в
группах, парах;
-
развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память,
использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать,
делать выводы;
-
воспитывать интерес к математике, культуру математических записей,
устного и письменного математического мышления;
-
продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного
оформления.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Сообщение темы урока, постановка цели урока
Вопрос классу, - какие действия с рациональными дробями вы
научились
выполнять?
(Сложение,
вычитание,
умножение,
деление,
возведение в степень.) Цель сегодняшнего нашего урока – обобщить и
систематизировать знания по трем действиям – умножению, делению,
возведению в степень.
Вы должны показать не только свои знания, но и то, как вы умеете их
применять на практике. От вас потребуется усидчивость, стремление,
внимание, последовательность и правильность выполнения заданий. При
этом вы должны проявить свою самостоятельность. При ответах старайтесь
грамотно выражать свои мысли, правильно формулировать математические
правила, не забывая правила речи. Одновременно мы с вами попытаемся
совершить маленькое, но самостоятельное открытие в области математики.
В ходе урока вы пройдете 6 этапов.
1.
Речевая разминка «Установить соответствие»
2.
Устная работа «Думай и соображай»
3.
Математический диктант
4.
Сделай открытие
5.
Самостоятельная работа
6.
Дополнительное задание
Свои результаты будете фиксировать в карты результативности,
которые лежат на столах. Каждое задание оценивается в 1 балл.
Этапы
1. Речевая
разминка
«Установить
соответствие
»
2. Устная
работа
«Думай и
соображай
»
3.Математически
й диктант
4.Сделай
открыти
е
5.Самостоятельна
я работа
6.Дополнительно
е задание
А награда за вашу работу будет одна – отметка за работу на уроке.
3.
Мотивация учащихся
Для того, чтобы включиться в нелегкую работу, сконцентрироваться на
ней, я хочу начать урок со слов английского математика Луиса Морделла,
который сказал:
«Никто не пойдет далеко в математике и не станет настоящим
математиком, если не обладает необходимыми качествами». А какими? Я
предлагаю их прочитать на циферблате часов:
Задание на внимательность, быстроту реакции:
Любопытство Надежда Вера
7,1,11,6,3,9,12,8, 12, 10,6 9,2,12,5,7,12,2 10,5,8,2
Любопытство (ребята, имеется в виду любознательность)
Надежда (надеяться на свой успех)
Вера (вера в свои силы, способности)
Вывод: Давайте, ребята, объединим все эти три качества вместе и
попытаемся сегодня быть любознательными, успешными и верить в свои
способности, в то, что всё у нас получится.
4.
Актуализация опорных знаний учащихся
а) Речевая разминка «Установить соответствие»
Для того чтобы умело применять теоретические знания на практике
нужно повторить теорию.
Задание: «Укажите правильное соответствие (-стрелками) и
сформулируйте правило.
Сократить дробь
Перемножить их числители и
перемножить их знаменатели
Чтобы умножить дробь на дробь,
нужно
Возвести в эту степень и числитель
и знаменатель.
Чтобы возвести дробь в степень,
надо
Это значит разделить числитель и
знаменатель дроби на один и тот же
множитель
Чтобы сложить две дроби с
одинаковыми знаменателями
Первую дробь умножить на дробь,
обратную второй
Чтобы вычесть две дроби с
одинаковыми знаменателями
Привести дроби к общему
знаменателю и выполнить
вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями
Чтобы вычесть две дроби с
разными знаменателями
Сложить их числители, а
знаменатель оставить тем же
Чтобы сложить две дроби с разными
знаменателями
Из числителя первой дроби вычесть
числитель второй дроби, а
знаменатель оставить тем же.
Чтобы разделить одну дробь на
другую
Привести дроби к общему
знаменателю и выполнить сложение
дробей с одинаковыми
знаменателями
Какие правила были применены при устной работе?
Подводим итог – за правильный ответ 1 балл проставьте себе в карту.
б) Устная работа «Думай и соображай»
Посмотрим, насколько вы умеете применять правила на практике,
которые сейчас повторили: задание оценивается в 1 балл.
1.
Сократить дробь:
5 x
2
25 yx
;
−
2 xy
3
5 x
2
y
5
;
15 xy
5 x
2
;
22 ах
99 x
2
;
2.
Выполнить действия:
a
b
⋅
4 b
;
c
d
⋅
2 a
c
2
;
(
−
2 a
3 b
2
)
3
; (
2 a
3 cx
2
)
4
; (
2 a
c
−
3
)
0
Проставить 1 балл за правильно выполненную работу.
в) Математический диктант: (шторка). Каждый правильный пример оценивается
в 1 балл.
Вариант 1
Вариант 2
1.
6 x
⋅
a
3 x
2
2.
−
2 x
3 y
⋅
y
6 x
3.
(
−
2 a
2
c
2
)
3
2 a
x
−
1
9
−
8 a
6
c
6
1.
8 b
⋅
y
4 y
2
2.
−
3 b
2 c
⋅
c
9 b
3.
(
−
3 x
2
y
2
)
3
2b
y
−
1
6
−
27 x
6
y
6
Подведение итогов этапа- выставление баллов в карту результативности.
5. Основная часть
Сделай открытие – дифференцированное задание
Сейчас мы совершим открытие. Для этого вам необходимо выполнить
указанные действия. Каждый полученный ответ замените буквой, используя
таблицу шифра. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя древнегреческого
ученого, чей папирус с решением многих задач, используя дроби дошел до
наших дней.
Для более подготовленных учеников
Н
М
А
Е
Д
С
Х
6 b
6
c
4
16 a
6
3 y
2
2
(
y
+
5
)
6
x
2
2 x
z
3
25 a
3
3
9 b
6
c
4
64 a
8
7
(
a
−
1
)
a
1)
3
x
2
−
2 x
⋅
2 x
−
4
x
= 2)
a
2
−
1
a
−
b
⋅
7 a
−
7 b
a
2
+
a
=
3)
y
−
5
2 y
⋅
3 y
3
y
2
−
25
= 4)
3 x
2
2 y
2
z
2
⋅
6 y
3
7 z
6
⋅
14 z
5
9 xy
=
5)
(
−
3 b
3
c
2
8 a
4
)
2
=
Для слабоуспевающих учеников
Н
М
А
Е
Д
С
Х
10 x
4
y
8
yz
5
7
27 c
6
b
3
m
3 n
9 c
6
b
3
25 x
4
y
8
2 y
2
x
1)
(
3 c
2
b
)
3
= 2)
14 x
2
⋅
y
2
7 x
3
= 3)
7 y
3
z
2
⋅
z
7
49 y
=
4)
m
2
n
15 c
⋅
5 c
mn
2
= 5)
(
−
5 x
2
y
4
)
2
=
Ответ: АХМЕС
Сообщение: Ахмес- древнегреческий ученый, который написал математический
папирус.
Папирус
Ахмеса-египетский
задачник,
который
содержит
84
математических задачи на разнообразные действия над числами, записанные в виде
египетских дробей. Действия с дробями считались самой сложной наукой в то время.
Для того, чтобы упростить вычисления, египтяне все дроби записывали как суммы
дробей вида
1
n
. Такие дроби называли-аликвотными дробями.(Ч=1, Зн=натур.числу)
Ребята приведите свой пример - аликвотной дроби.
Пример:
8
15
=
1
3
+
1
5
или
7
8
=
1
8
+
1
4
+
1
2
Сейчас большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне,
другая часть-в Нью-Иорке.
Выставление баллов в карту результативности.
6. Физкультминутка (2 мин.)
Выполнить упражнения:
1) Вращение глазами по часовой стрелке и против;
2)Сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Поменять
положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и
потрясти кистями, голову наклонить вперед.
7. Проверочная работа - взаимопроверка
б)
2 x
−
1
x
2
−
6 x
+
9
÷
1
−
2 x
x
2
−
3 x
Дополнительное задание – задания из КИМов
Карточки на партах. Посмотрите, какие из предложенных заданий вы
можете сделать. Эти задания взяты из КИМов – демонстрация книги
(рассматриваются задания №12 из книги Ященко И.В. «Типовые тестовые
задания – 2023 год, 36 вариантов»).
8. Домашнее задание: № 141, 142