Автор: Артемьева Февронья Федоровна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: Республика Саха (Якутия) МБОУ Амгинская СОШ №1 имени В.Г.Короленко
Населённый пункт: село Амга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час по теме Академик, герой социологического труда Леонид Васильевич Киренский».
Раздел: среднее образование
Методическая разработка классного часа по теме: «Академик, герой социологического труда Леонид Васильевич Киренский».
Выполнила учитель истории МБОУ Амгинской СОШ №1 Артемьева Февронья Федоровна
Цель разработки: показать дидактические принципы, методы активного обучения и повторения материала, использование информационно
коммуникационных технологий для повышения интереса учащихся к изучению жизни ученого Л.В.Киренского, формирование навыка
использования информации, необходимой для личностного развития, а также коммуникативных навыков работы в коллективе и в команде.
Предназначена для проведения занятия с учащимися возраста 14 – 16 лет.
В разработке используются материалы научно-технической информации на мотивацию: сообщения об учёном, его жизни, открытиях,
изобретениях; викторина; наглядные пособия: электронное презентация, фотографии ученого из фонда музея; раздаточные материалы:
карточки, справочная литература, таблицы, схемы;
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; аудиоматериалы: музыкальное оформление, физкультминутка,
презентация.
В приложении: задания, материалы выступлений, электронная презентация «Жизненный и творческий путь академика Л.В.Киренского»,
викторина.
Тема урока: «Академик, герой социологического труда Леонид Васильевич Киренский».
Цель:
Предметная - формировать общие компетенции работы в коллективе, а также навыки мыслительной деятельности и самостоятельной
работы через реализацию проблемно-поискового метода, учить ориентироваться в мире информации и работать с источниками (Интернет-
ресурсы, справочники, энциклопедии, учебники, пособия),
воспитательная - воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к истории своего Отечества, к учёным и их открытиям.
развивающая - формировать речевые умения и навыки, умение слушать, потребность в самостоятельном поиске нужного материала, а
также развивать творческие способности учащихся, способствовать приобретению опыта творческой познавательной деятельности.
Вид занятия: музейный урок, классный час
Продолжительность 45 минут
Технологическая карта урока
№
Этапы музейного урока
(цели, содержание)
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1
Организационный
момент
настроить учащихся к
учебной деятельности на
получение новых знаний;
создать условия для
мотивации у ученика
внутренней потребности
включения в учебный
процесс
Здравствуйте!
Эмоциональный настрой на
урок
Личностные
УУД
- проявление
эмоционального
отношения в учебно-
познавательной
деятельности
2
Актуализация опорных
знаний учащихся.
Цель этапа: предъявить
задания близкие
жизненному опыту детей;
зафиксировать ситуацию,
демонстрирующую
недостаточность
имеющихся знаний;
актуализировать
мыслительные операции,
необходимые для
проблемного изложения
нового материала
- Что такое наука? (это знания об
окружающем мире, накопленные
за всю историю человечества)
- Знаете ли вы ученых из амги?
- Чье имя носит наш школьный
музей?
- Что еще есть в нашем поселке с
его именем?
- В области какой науки Леонид
Васильевич работал?
Отвечают на вопросы
учителя
Личностные
УУД
Проявление
эмоционального
отношения в учебно-
познавательной
деятельности.
Познавательн
ые УУД
Слушание, выдвижение
предположений.
формулирование
собственных ожиданий.
Коммуникати
вные УУД
- активизация
имевшихся ранее
знаний, активное
погружение в тему.
- умение слушать в
соответствии с целевой
установкой, дополнять,
уточнять высказанные
мнения
3
Постановка учебной
задачи
Цель этапа:
Выявление места и
причины затруднения и
постановка цели
деятельности
- Подумайте, какая цель будет у
сегодняшнего классного часа?
Самостоятельно
определяют цель и задачу
урока.
4
Первичное усвоение
новых знаний
Групповая работа по
материалам музея.
1 группа. Детство в Амге -
Слабоде.
2 группа. Учеба в городе
Якутске.
3 группа. Взрослая жизнь.
Поступление МГУ.
4 группа. Работа в Красноярске.
Самостоятельная работа по
группам
Познавательн
ые УУД
Развитие и углубление
потребности и мотивов
учебно-познавательной
деятельности;
отвечают на вопросы
учителя; работают
материалами музея,
осуществляют
актуализацию личного
жизненного опыта
формирование умения
извлекать информацию
из текстов, выявлять
сущность, особенности
объектов;
Формирование умения
на основе анализа
объектов делать
выводы, находить
ответы на вопросы
5
Физкультминутка
Звучит советская музыка
утренней зарядки.
Какими видами спорта занимался
Леонид Васильевич? Делаем
упражнения с этими видами
Группы показывают один
вид спорта которым
занимался Леонид
Коммуникати
вные УУД
Осуществляемые
действия:
взаимодействие с
спорта
- Лыжи
- Велосипедная гонка
- Футбол
- Гимнастика
- Шахматы
Васильевич, остальные
повторяют движения.
учителем во время
опроса; участие в
коллективном
обсуждении проблем и
принятии решений
Формируемые
способы
деятельности: формир
ование компетенции в
общении, включая
сознательную
ориентацию учащихся
на позицию других
людей как партнёров в
общении и совместной
деятельности;
формирование умения
слушать, вести диалог в
соответствии с целями
и задачами общения
6
Проверка понимания
Даются по командам вопросы
викторины.
Заполняют задания
викторины по группам на
время.
Познавательн
ые УУД
Формируемые
способы
деятельности: умения
структурировать
знания, построение
логической цепи
рассуждений
7
Рефлексия (Подведение
итогов знания)
Оценивание работы групп
Коммуникати
вные УУД
Осуществляемые
действия: оценка и
самооценка учебной
деятельности,
обобщение и
систематизация знаний,
учащиеся выражают
свои эмоции по поводу
урока
Формируемые
способы
деятельности: формир
ование умений точно и
полно выражать свои
мысли
Викторина
1.
Когда Леонид Васильевич закончил церковно-приходскую школу? (1919 г)
2.
Где проживала семья Киренских до 1915 года? ( В Амге-Слободе)
3.
Как звали друга детства Киренского? (Петр Немчинов)
4.
Чем занимался отец Леонида Киренского? (хлебопашеством)
5.
Когда переехали в г.Якутск? (1919г)
6.
Когда старшая сестра Галина поступила в женскую гимназию г.Якутска? (1915г)
7.
Когда и где была опубликована первая научная работа Л.В.Киренского? (
8.
Где и в какой семье родилась Екатерина Васильевна Яковлева – мать Леонида Васильевича? (родилась в многодетной семье
Орловской губернии)
9.
После окончания реального училища кем и где работал Леонид Васильевич? (учителем математики и физики в школе 2 ступени
в города Олекминска)
10. Когда он стал студентом физического факультета МГУ? (1931 г)
11. Когда был основан в г.Красноярск Институт физики АН ССР?(
12. Когда было присвоено Леониду Васильевичу звание Героя Социологического Труда?
13. Каким орденом и когда был награжден Л.В.Киренский? (Герой социологического труда)
14. Кем работала Е.В.Киренская – мать Леонида Васильевича в амгинской больнице? (акушеркой)
15. Кто привил Леониду Васильевичу любовь к шахматам? (отец Василий Васильевич)
16. Как называлась докторская диссертация и когда он ее защитил?
(В 1939 году защищает под руководством профессора Н.С.
Акулова кандидатскую диссертацию «Магнита калорический эффект при вращении ферро магнитного кристалла в магнитном
поле»)
17. Каким видам спорта увлекался Леонид Васильевич? (шахматы, лыжи, футбол, гимнастика, велосипедная гонка)
18. Какое ответственное задание получил во время ВОВ?
19. Когда он был избран действительным членом АН СССР?