Автор: Енчинова Алена Мерлюевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МКОУ "Бельтирская СОШ им. К. Тебековой"
Населённый пункт: Новый Бельтир
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль медиа в современной школе
Раздел: полное образование
Научная статья: Роль медиа в современной школе
Аннотация
Цифровые технологии и средства массовой информации кардинально
меняют характер образовательного пространства современной школы.
Сегодня перед учителями и администрацией стоят важные задачи адаптации
учебного процесса к условиям информационной среды, обеспеченности
учащимися современными возможностями обучения и воспитания, а также
выявления и преодоления возникающих трудностей.
Эта статья представляет собой попытку проанализировать
существующие тенденции, выявить сильные и слабые стороны применения
медиа в школе, предложить эффективные стратегии их интеграции в учебный
процесс.
Ключевые слова
Медиа, школа, образовательный процесс, информационная среда,
компьютерные технологии, современное образование.
I. Актуальность исследования
Средства массовой информации и цифровые технологии стремительно
внедряются в нашу повседневную жизнь, особенно среди молодого
поколения. Молодежь активно пользуется социальными сетями,
развлекательными порталами, смотрит фильмы и сериалы, играет в игры,
общается с друзьями в мессенджерах. Все это оказывает сильное влияние на
психологическое состояние ребенка, формирует его представления о мире,
ценностные ориентации и привычки.
Поэтому задача педагога — осознать значимость медиа в формировании
мировоззрения учащихся и научиться эффективно управлять ими, делая упор
на создание благоприятных условий для успешного освоения программы и
всестороннего личностного роста каждого ученика.
II. Основные положения и результаты теоретико-методологического
анализа
Одним из важнейших направлений внедрения медиа в современную
школу являются образовательные проекты и специализированные курсы,
направленные на повышение компьютерной грамотности и развитие
необходимых практических навыков работы с цифровыми ресурсами.
Важнейшими компонентами обучения выступают электронные учебники,
презентации, видеоматериалы, дистанционные занятия, специальные
образовательные приложения и игры.
Применение мультимедийных средств расширяет возможности
творчества учащихся, усиливает привлекательность предмета, стимулирует
взаимодействие с учителем и одноклассниками, создает уникальные
ситуации успеха. Вместе с тем, чрезмерное увлечение компьютером может
привести к снижению общей культуры чтения, ухудшению физического
здоровья, уменьшению живого общения, росту тревожности и депрессии.
III. Практические аспекты использования медиа в учебном процессе
Практически все школьники имеют опыт взаимодействия с различными
видами медиа, такими как телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет,
смартфоны, компьютеры. Их используют не только для развлечения, но и для
получения необходимой информации, общения, социализации,
самообразования.
Педагогам важно понимать потребности и предпочтения детей разных
возрастных категорий, выделять наиболее подходящие виды медиа для
каждой конкретной аудитории, поддерживать баланс между полезным
содержанием и развлечением, поощряя осознанное потребление контента.
В рамках образовательного процесса важно формировать умения
оценивать полезность и надежность информации, полученной из различных
источников, предотвращать распространение дезинформации и пропаганду
насилия, формировать умение критически мыслить и анализировать
поступающую информацию.
Наиболее распространенными формами использования медиа в
российском образовательном пространстве являются:
Электронные учебники и пособия;
Презентации PowerPoint и аналогичные инструменты;
Онлайн-курсы и дистанционное обучение;
Учебные видеоролики и документальное кино;
Интерактивные доски и проекторы;
Групповые чаты и форумы для совместной работы;
Игры и симуляции для приобретения профессиональных навыков.
Каждый из перечисленных способов применяется индивидуально или
комплексно, исходя из целей конкретного курса и особенностей контингента.
IV. Проблемы и перспективы развития
Хотя использование медиа открывает большие возможности для
улучшения качества образования, оно сопровождается рядом серьезных
вызовов и угроз. Среди основных трудностей выделяют:
Высокую стоимость оборудования и программного обеспечения;
Недостаточную квалификацию педагогов в сфере ИКТ;
Невысокий уровень информационной компетентности самих
школьников;
Возможные психолого-педагогические трудности и травмы, вызванные
неконтролируемым потреблением медиа-контента;
Низкое качество многих отечественных и зарубежных образовательных
продуктов.
Решение указанных проблем возможно при условии комплексного
подхода, включающего совершенствование инфраструктуры, подготовку
квалифицированных кадров, разработку нормативных документов и
стандартов качества, усиление международного сотрудничества и
координации усилий заинтересованных сторон.
Одной из перспективных моделей развития представляется концепция
открытого и распределенного образования, объединяющая традиционные
классы и дистанционные курсы, сочетающая разные уровни компетенции и
специализации, интегрирующая опыт лучших мировых практик.
V. Заключение
Анализируя современный этап развития российского образования,
можно утверждать, что использование медиа является неизбежностью и
необходимостью, способствующей качественному изменению
педагогического процесса. Только разумное сочетание традиционных
подходов и новых технологий обеспечит высокий уровень образования и
полноценного развития подрастающих поколений.
Наряду с очевидными преимуществами использования медиа
необходимо внимательно относиться к возможным негативным
последствиям и своевременно предупреждать их возникновение. Особенно
важным становится развитие навыков самоконтроля и самодисциплины у
школьников, помощь родителям в понимании важности соблюдения норм
безопасности и этики поведения в Интернете.
Задача педагогов — поддержать стремление ребят к познанию и
творчеству, сформировать необходимые навыки безопасной навигации в
цифровой среде, развить критическое мышление и способность
ориентироваться в огромном потоке информации.
Только совместными усилиями семьи, школы и государства можно
обеспечить успешное будущее наших детей и нашей страны.
Список литературы
Казакова Ю.С. Инновационные технологии в образовательной среде
современной школы. Москва, Просвещение, 2023 г.
Лапкина Э.И. Информационно-коммуникативные технологии в
образовании. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2022 г.
Моисеева Л.К. Организация учебного процесса с использованием
компьютерных технологий. Екатеринбург: УрФУ, 2021 г.
Овчинникова М.М. Цифровой разрыв и неравенство возможностей в
современном образовании. Новосибирск: Новосибирский государственный
университет, 2022 г.
Полонский В.М. Компьютеризация школьного образования: реалии и
перспективы. Челябинск: Южно-Уральская государственная академия, 2023
г.
Этот шаблон служит основой для полноценной научной статьи,
соответствующей российскому стандарту оформления. Перед публикацией
рекомендуется внести дополнения и уточнить информацию, основанную на
свежих исследованиях и примерах практики российских школ.