Напоминание

Роль медиа в современной школе


Автор: Енчинова Алена Мерлюевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МКОУ "Бельтирская СОШ им. К. Тебековой"
Населённый пункт: Новый Бельтир
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль медиа в современной школе
Раздел: полное образование





Назад




Научная статья: Роль медиа в современной школе

Аннотация

Цифровые технологии и средства массовой информации кардинально

меняют характер образовательного пространства современной школы.

Сегодня перед учителями и администрацией стоят важные задачи адаптации

учебного процесса к условиям информационной среды, обеспеченности

учащимися современными возможностями обучения и воспитания, а также

выявления и преодоления возникающих трудностей.

Эта статья представляет собой попытку проанализировать

существующие тенденции, выявить сильные и слабые стороны применения

медиа в школе, предложить эффективные стратегии их интеграции в учебный

процесс.

Ключевые слова

Медиа, школа, образовательный процесс, информационная среда,

компьютерные технологии, современное образование.

I. Актуальность исследования

Средства массовой информации и цифровые технологии стремительно

внедряются в нашу повседневную жизнь, особенно среди молодого

поколения. Молодежь активно пользуется социальными сетями,

развлекательными порталами, смотрит фильмы и сериалы, играет в игры,

общается с друзьями в мессенджерах. Все это оказывает сильное влияние на

психологическое состояние ребенка, формирует его представления о мире,

ценностные ориентации и привычки.

Поэтому задача педагога — осознать значимость медиа в формировании

мировоззрения учащихся и научиться эффективно управлять ими, делая упор

на создание благоприятных условий для успешного освоения программы и

всестороннего личностного роста каждого ученика.

II. Основные положения и результаты теоретико-методологического

анализа

Одним из важнейших направлений внедрения медиа в современную

школу являются образовательные проекты и специализированные курсы,

направленные на повышение компьютерной грамотности и развитие

необходимых практических навыков работы с цифровыми ресурсами.

Важнейшими компонентами обучения выступают электронные учебники,

презентации, видеоматериалы, дистанционные занятия, специальные

образовательные приложения и игры.

Применение мультимедийных средств расширяет возможности

творчества учащихся, усиливает привлекательность предмета, стимулирует

взаимодействие с учителем и одноклассниками, создает уникальные

ситуации успеха. Вместе с тем, чрезмерное увлечение компьютером может

привести к снижению общей культуры чтения, ухудшению физического

здоровья, уменьшению живого общения, росту тревожности и депрессии.

III. Практические аспекты использования медиа в учебном процессе

Практически все школьники имеют опыт взаимодействия с различными

видами медиа, такими как телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет,

смартфоны, компьютеры. Их используют не только для развлечения, но и для

получения необходимой информации, общения, социализации,

самообразования.

Педагогам важно понимать потребности и предпочтения детей разных

возрастных категорий, выделять наиболее подходящие виды медиа для

каждой конкретной аудитории, поддерживать баланс между полезным

содержанием и развлечением, поощряя осознанное потребление контента.

В рамках образовательного процесса важно формировать умения

оценивать полезность и надежность информации, полученной из различных

источников, предотвращать распространение дезинформации и пропаганду

насилия, формировать умение критически мыслить и анализировать

поступающую информацию.

Наиболее распространенными формами использования медиа в

российском образовательном пространстве являются:

Электронные учебники и пособия;

Презентации PowerPoint и аналогичные инструменты;

Онлайн-курсы и дистанционное обучение;

Учебные видеоролики и документальное кино;

Интерактивные доски и проекторы;

Групповые чаты и форумы для совместной работы;

Игры и симуляции для приобретения профессиональных навыков.

Каждый из перечисленных способов применяется индивидуально или

комплексно, исходя из целей конкретного курса и особенностей контингента.

IV. Проблемы и перспективы развития

Хотя использование медиа открывает большие возможности для

улучшения качества образования, оно сопровождается рядом серьезных

вызовов и угроз. Среди основных трудностей выделяют:

Высокую стоимость оборудования и программного обеспечения;

Недостаточную квалификацию педагогов в сфере ИКТ;

Невысокий уровень информационной компетентности самих

школьников;

Возможные психолого-педагогические трудности и травмы, вызванные

неконтролируемым потреблением медиа-контента;

Низкое качество многих отечественных и зарубежных образовательных

продуктов.

Решение указанных проблем возможно при условии комплексного

подхода, включающего совершенствование инфраструктуры, подготовку

квалифицированных кадров, разработку нормативных документов и

стандартов качества, усиление международного сотрудничества и

координации усилий заинтересованных сторон.

Одной из перспективных моделей развития представляется концепция

открытого и распределенного образования, объединяющая традиционные

классы и дистанционные курсы, сочетающая разные уровни компетенции и

специализации, интегрирующая опыт лучших мировых практик.

V. Заключение

Анализируя современный этап развития российского образования,

можно утверждать, что использование медиа является неизбежностью и

необходимостью, способствующей качественному изменению

педагогического процесса. Только разумное сочетание традиционных

подходов и новых технологий обеспечит высокий уровень образования и

полноценного развития подрастающих поколений.

Наряду с очевидными преимуществами использования медиа

необходимо внимательно относиться к возможным негативным

последствиям и своевременно предупреждать их возникновение. Особенно

важным становится развитие навыков самоконтроля и самодисциплины у

школьников, помощь родителям в понимании важности соблюдения норм

безопасности и этики поведения в Интернете.

Задача педагогов — поддержать стремление ребят к познанию и

творчеству, сформировать необходимые навыки безопасной навигации в

цифровой среде, развить критическое мышление и способность

ориентироваться в огромном потоке информации.

Только совместными усилиями семьи, школы и государства можно

обеспечить успешное будущее наших детей и нашей страны.

Список литературы

Казакова Ю.С. Инновационные технологии в образовательной среде

современной школы. Москва, Просвещение, 2023 г.

Лапкина Э.И. Информационно-коммуникативные технологии в

образовании. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2022 г.

Моисеева Л.К. Организация учебного процесса с использованием

компьютерных технологий. Екатеринбург: УрФУ, 2021 г.

Овчинникова М.М. Цифровой разрыв и неравенство возможностей в

современном образовании. Новосибирск: Новосибирский государственный

университет, 2022 г.

Полонский В.М. Компьютеризация школьного образования: реалии и

перспективы. Челябинск: Южно-Уральская государственная академия, 2023

г.

Этот шаблон служит основой для полноценной научной статьи,

соответствующей российскому стандарту оформления. Перед публикацией

рекомендуется внести дополнения и уточнить информацию, основанную на

свежих исследованиях и примерах практики российских школ.



В раздел образования