Напоминание

"Волшебная страна Словария"


Автор: Лонская Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Желанновская СШ"
Населённый пункт: Омская область, Одесский район, с.Желанное
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Волшебная страна Словария"
Раздел: начальное образование





Назад




Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Номинация «Лучший урок-игра»

«Волшебная страна Словария»

(Словарный урок для обучающихся 2 классов)

Автор: Лонская Елена Петровна,

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение «Желанновская средняя школа»,

учитель начальных классов.

с.Желанное, 2025 год

Пояснительная записка

1. Тема: «Волшебная страна Словария»

Младшие

школьники

допускают

ошибки

в

написании

большого

количества

слов

с

непроверяемыми

написаниями.

Речь

содержит

много

орфоэпических и грамматических ошибок, поэтому первостепенной задачей

учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса

учащихся, формирование умения работать с различными словарями.

2. Целевая аудитория урока: 2 класс (общеобразовательный), возраст детей

– 7- 8 лет.

3. Роль и место урока в системе работы педагога.

Данное

занятие

проводится

на

уроке

накануне

22

ноября

в

рамках

празднования «Дня словаря». Содержание урока соответствует возрастным и

индивидуальным особенностям учащихся; в игровой форме организуется

работа со словарями, обогащается словарный запас учащихся.

4. Цели и задачи урока.

Цель: формирование интереса к изучению словарных слов по русскому языку

посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

1.

Создать

условия

для

развития

навыков

выполнения

нестандартных

заданий.

2. Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к

словарным словам.

3. Способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения,

умения работать в команде.

5. Планируемые результаты:

Личностные:

-воспитывать культуру общения;

- воспитывать любовь и уважение к окружающим;

- сблизить и сплотить детский коллектив;

- развивать самооценку у школьников;

- научить планированию действий;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать творческие способности школьников.

Познавательные:

- научиться самостоятельно, выполнять нужные задания.

Коммуникативные:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи,

- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать,

- умение работать в команде.

Метапредметные:

- анализировать и понимать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

6. Форма проведения: урок-игра путешествие.

7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы. Игровая

технология, игра - путешествие; поисковой метод; групповая работа.

8. Образовательные ресурсы и оборудование:

осенние листики(жетоны), название станций, карточки с заданиями, грамоты,

диплом, презентация, корзина с фруктами, проектор, ноутбук.

- Словари:

«Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И.

«Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.

«Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.

«Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С.

«Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л.

«Словарь антонимов русского языка», Львов М. Р.

«Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.

9. Основная часть

Ход игры.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте,

ребята!

Я

рада

приветствовать

вас

на

нашем

необычном

уроке. С помощью картинки –смайлика, покажите какое у вас настроение.

- Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила …(осень).

-Подскажите мне, какие осенние месяцы вы знаете?

Сейчас вы разделитесь на три команды и названия ваших команд будут

соответствовать месяцам осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Осень нас радует своими дарами с огорода.

Какие дары нам приносит Осень?

II. Самоопределение к деятельности. Определение темы.

Вот и сейчас осень преподнесла вам необычный дар. Перед вами корзинки, а

в них осенние листья с буквами. Ваша задача собрать из листьев слово.

Посмотрим, чья команда справится с этим заданием быстрее.

Ребята собирают слово СЛОВАРЬ.

- Молодцы, ребята!

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

(Словарные слова, словари)

- Правильно. 22 ноября в нашей стране отмечается День словарей. А какие

словари

знаете

вы?

(Толковый

словарь,

словарь

синонимов,

словарь

антонимов,

словарь

однокоренных

слов,

орфографический

словарь,

орфоэпический

словарь).

Выставка

словарей

на

доске.

Краткий

обзор

словарей.

У нас тоже есть словарики, куда мы записываем словарные слова.

-Что мы в них записываем? (Словарные слова)

-Зачем мы ведем эти словарики?

В жизни важны словари,

Знания дают они:

Как писать и как читать,

Как ошибок избежать!

Сегодня

мы

с

вами

совершим

путешествие

в

волшебную

страну

«Словарию». А попасть в эту замечательную страну нам поможет волшебный

ковер - самолет. У каждой команды он свой, необычный, в виде листочков (у

каждой команды по своей цветовой гамме и надписи месяцев) Три ковра –

листочка прикрепить к доске.

Но,

просто

так

в

«Словарию»

не

добраться,

на

каждой

станции

будет

остановка, и чтобы отправиться дальше нам необходимо будет выполнять

различные

задания.

Победит

та

команда,

которая

быстро

и

правильно

выполнит все задания. За каждый правильный ответ команда будет получать

жетон в виде осеннего листочка. Сентябрь –зеленые листочки, октябрь –

желтые, ноябрь – красные.

III. Основная часть. Выполнение заданий игры.

-Ну что же, пора отправляться в наше путешествие.

1. Станция «Догадайся -ка»

Суть этого

задания в

том,

что данное

словарное слово нужно записать

столбиком. На каждую букву этого слова нужно записать ранее изученные

слова. Если не знаете слово на букву, то пропускаете.

С - собака

О - однажды

Р – ребята

О - около

К – корова

А- арбуз

2. Станция «Распределяй-ка»

Вам нужно записать словарные слова в два столбика.

1 столбик - одушевленные предметы. 2 столбик – неодушевленные предметы.

С..бака, л…пата, дев…чка, в...р…бей, в…р…на, м…дведь, б…реза, с…рока,

клас..., к..ртина.

3. Станция «Угадай-ка».

Я вам буду загадывать загадки, а вам их нужно не просто отгадать, но и

правильно записать.

1) Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста)

3)

Я длинный, зелёный.

вкусен я солёный,

вкусен и сырой.

Кто же я такой? (Огурец)

4) Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

5)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

6)

В кусте «Чьи, чьи вы?» вопрошали,

С куста в траву дождем опали,

В траве, как мыши, прошуршали,

Взлетели стайкой и пропали. (Воробьи)

4. Станция «Соображай-ка»

Ребятам раздаются карточки с заданием. Ваша задача дописать подходящие

по смыслу словарные слова. Подчеркнуть «трудные» буквы.

Как об стенку ______________.

Береги нос в большой __________.

Живут как кошка с ____________.

__________ до Киева доведёт.

Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

5. Станция «Запоминай -ка»

Перед вами на доске 10 словарных слов. Вам нужно посмотреть на них

внимательно и в течение 1 минуты постараться как можно больше запомнить

слов. Затем, я закрываю слова, а вам нужно как можно больше записать их в

тетрадь по памяти.

Девочка, ребята, ученик, учитель, класс, молоко,

корова, медведь, лисица,

заяц.

6. Станция «Творческая»

Перед вами новое словарное слово, которое вам нужно запомнить и записать

в словарик. Но не просто записать, но и еще придумать к каждой букве этого

слова,

мини-рисунок

который

у

вас

ассоциируется

с

этой

буквой,

и

зарисовать его в словарик.

ПЕТУХ

Например:

«П» - я нарисую пилу;

«Е» - ель;

«Т» -торт;

«У» -ухо;

«Х» -хлеб

На этом мы заканчиваем наше путешествие по стране слов. Пора подводить

итоги.

IV. Подведение итогов.

-

Какие

же

Вы

все

молодцы!

Последнее

задание

с

успехом

пройдено.

Поздравляю! Осталось подвести итоги. Давайте посчитаем, сколько листиков

получила каждая команда в нашем увлекательном путешествии?

Награждение команд.

V. Рефлексия.

У

каждого

на

столах

лежат

разноцветные

осенние

листья:

красного,

зеленого,

желтого

цвета.

Вам

нужно

выбрать

листок

нужного

цвета

и

положить в мою корзинку.

Красный - трудно, не интересно.

Зеленый - все понятно, легко, интересно.

Желтый – интересно, но трудно.

Ребята выбирают листочки и кладут их в корзину. Учитель проводит анализ

работы ребят на уроке.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине,

Фартук розовый — осине,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Из корзины учитель достает фрукты и угощает.

Заключение

Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями,

толкованиями.

Существует

много

разных

словарей.

Но

каждый

из

них

рассказывает

о

словах

что-то

одно:

например,

как

они

пишутся,

как

образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные

слова

имеют.

Чтение

словарей,

постоянное обращение к

ним

повышает

культуру речи.

Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический

запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного

употребления слов, их грамматических форм, произношения.

Занятия в виде игр, вызывают у обучающихся интерес и желание

работать со словарями. Ребята получают удовольствие от знакомства с

грамматическими сказками, разгадыванием ребусов, кроссвордов, шифровок,

шарад. У каждого обучающегося происходит развитие познавательных

процессов. Включаясь в творческую работу, дети учатся формулировать

проблему, планировать действия, решать сложные задачи, нестандартно

мыслить, самостоятельно принимать решения, учитывая и прислушиваясь к

мнению каждого. Во время игры проявляются коммуникативные и лидерские

качества ребят. Игра способствует лучшему усвоению изученного материала

благодаря тому, что знания добываются в процессе самостоятельных

действий каждого участника.



В раздел образования