Напоминание

"Адаптация первоклассника в условиях школы-интерната"


Автор: Воронкова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Белокатайская КШИ
Населённый пункт: с. Старобелокатай
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация первоклассника в условиях школы-интерната"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Адаптация первоклассника в условиях школы-интерната

Поступающие вновь дети в интернатное учреждение - это отдельная

проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально, совершенно

новый этап жизни. Им очень сложно приспособиться к новой обстановке,

особенно, если пришли они из домашних, может даже ещё худших для них

условий. Им трудно адаптироваться без близких им людей, возможно плохо

заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым -воспитателям, учителям, ко

всему

школьному

коллективу.

А

самое

сложное

-это

к

большому

числу

воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к

своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней

жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и

законам школы, и стать частью этого коллектива. Как показывает практика, дети

не

всегда

хорошо

относятся

к

новичкам.

Поэтому

часто

оказывается,

что

адаптация

весьма

болезненна

для

ребёнка.

Воспитанники

интернатных

учреждений большинство не обладают навыками адаптации и саморегуляции и

испытывают

разнообразные

адаптационные

трудности:

не

удовлетворяются

основные

психологические

потребности

человека

в

безопасности,

любви,

заботе, ласке и т.д. У них обостряется чувства страха, тревоги, злости, обиды.

Поэтому проблема адаптации на формирования навыков является актуальной

для интернатных учреждений.

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием.

Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решать сам, и

взрослые призваны помочь ему в этом.

Можно

привести

несколько

причин

трудностей

и

тревог

у

первоклассников:

1. Ребенок попадает в незнакомое место, где он с трудом ориентируется,

так как школа и спальный корпус соединяются теплым переходом. Он должен

тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2. Новые формальные отношения: директор, учитель, логопед, педагог-

психолог и т.д.

3. Наличие незнакомых людей в большом количестве, с которыми надо

взаимодействовать, общаться в неформальных отношений.

4. Недостаточность знаний школьных правил и прав самого ребенка,

может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда

брать новые модели поведения, их просто нет в арсенале ребенка.

5.

Нарастание

педагогических

и

родительских

претензий

к

ребенку,

вполне объяснимых, поскольку все вышеперечисленные пункты приводят к

тому,

что

ребенок

оказывается

в

ситуации

настоящего

стресса,

у

его

усиливается физическое и эмоциональное неблагополучие.

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все

участники образовательного процесса могут наблюдать, что дети истощены,

расторможены,

раздражены.

Из

этого

состояния

ребенок

не

всегда

может

выбраться сам. Ему нужно помочь. За отношения отвечает всегда старший.

Критериями

благополучной

адаптации

детей

к

школе

предлагается

считать

благоприятную

динамику

работоспособности

и

ее

улучшение

на

протяжении

первого

полугодия,

отсутствие

выраженных

неблагоприятных

изменений показателей здоровья и усвоение учебной программы. Индикатором

трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в

поведении детей.

Необходимо помнить, что учитель и воспитатель, взявшие первый класс

переживают тот же непростой период, что и первоклассник – период адаптации

к детям. Так как у каждого ребенка свой характер, свои потребности и наша

задача

раскрыть

детскую

душу,

а

не

навредить.

После

взрослых,

все

понимающих

с

полуслова

девятиклассников,

снова

вернутся

на

уровень

детского сада – это очень сложный и трудоемкий процесс.

Школа

с

первых

же

дней

ставит

перед

ребенком

ряд

задач.

Ему

необходимо успешно овладеть учебно-воспитательной деятельностью, освоить

школьные

нормы

поведения,

приобщиться

к

детскому

коллективу,

приспособиться к новым условиям образовательного процесса и режима. Дети

все разные. Различны их возможности, способности и личностные качества.

Какова же позиция педагога по организации адаптации первоклассника в

школе?

В современных условиях основной позицией работы школы является

учебно-воспитательная

работа.

Она

раскрывает

максимальное

развитие

личности каждого ребенка: воспитание сознательного, обдуманного управления

развитием,

формирование

детского

интеллекта,

целенаправленное

развитие

познавательных

процессов:

внимания,

воображения,

восприятия,

памяти,

мышления,

раскрытие

творческого

потенциала

каждого

ребенка

с

учётом

возрастных изменений.

Пользуясь

внеурочной

деятельностью,

можно

найти

немало

возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со

всеми

воспитанниками

класса.

Помочь

детям

раскрыть

свои

способности,

задатки, свою индивидуальность.

Организация занятий по направлениям воспитательной работы является

неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для

успешной адаптации детей провожу -развивающие занятия такие

как: «Знакомство» беседа-диалог; «Волшебные слова» игра-путешествие;

«Наши чувства к бабушкам» беседа –диалог с элементами игры; «Радость»

путешествие

в

сказку;

«Угадай

настроение

другого»

(беседа);

«Ссора

и

примирение» игра на снятие конфликтности; «Учимся жить в мире!» и т.д.,

направленные

на

преодоление

барьеров

в

общении,

социализации

воспитанников

в

обществе,

снятие

психического

и

эмоционального

напряжения, ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной

для

них

форме.

Уменьшить

уровень

тревожности

и

улучшить

условия

благоприятного

психического

состояния

помогает

чтение

рассказа,

стихов,

сказок.

Проигрывание

ситуаций

на

определенную

прочитанную

тематику,

собираемся и обсуждаем проблемную ситуацию и закрепляем свои знания. Это

способствует и к привитию любви к чтению, обогащению словарного запаса и

снятию эмоционального напряжения.

У

воспитанника

психологический

дискомфорт

возникает

в

результате

неудовлетворенности жизненно важных потребностей – в безопасности, любви,

общении, познании через взрослых окружающего мира.

Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во

многом

определяется

присутствием

чуткости,

искренности

у

учителей,

воспитателей,

психологов,

умения

вызывать

у

детей

доверие,

чувство

привязанности. Очень важно уметь быть толерантным к ошибкам ребенка,

уметь

окружить

его

вниманием

и

заботой.

Именно

таким

образом

можно

подготовить воспитанника к окружающему миру.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,

Совершенство, 1997.

2 .

Матвеева

Е.М.

Справочник

воспитателя/классного

руководителя.

Для

образовательных учреждений VII – VIII вида. – М.: Изд-во Учитель – Волгоград,

2013.



В раздел образования